Личностная конкурентоспособность как фактор лидерства

Цель курсовой работы – изучение влияния личностной конкурентоспособности на лидерство.
Задачи:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Провести диагностику личностной конкурентоспособности в исследуемой группе студентов.
3. Определить значимость такого качества как лидерство.
4. Провести анализ взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства.
Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимосвязи личностной конкурентоспособности и лидерства 6
1.1. Теоретические аспекты изучения сущности лидера, лидер и группа 6
1.2. Теоретический анализ проблемы лидерства в психологии 9
1.3. Теоретический анализ понятий личности и конкурентоспособности в психологии 12
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностной конкурентоспособности на лидерство 15
2.1. Организация и методы исследования 15
2.2. Анализ полученных данных и интерпретация результатов 21
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 32
Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области высшего образования. Рыночные условия, а также расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста-выпускника вуза требуют от учебного заведения не только значительного повышения качества его образования, но и развития студента, как конкурентоспособной личности. Проблема конкурентоспособности сейчас актуальна для каждого молодого жителя России, ведь по существу, это проблема его выживания. В особой мере это ощущают на себе студенты и выпускники техникумов и вузов. Многие молодые люди под «конкурентоспособностью» понимают успешность, достижение жизненного успеха. Однако это не тождественные понятия. Успех – чаще всего личностное понимание счастья и жизненного удовлетворения, он расслабляет. А вот желание быть конкурентоспособным требует четкого планирования и осуществления личностного развития. Забота о личной конкурентоспособности предполагает высокое внутреннее напряжение и способность мобилизовать если не все, то основные личностные ресурсы, а также постоянную борьбу с собой и другими за жизненное пространство, лидерство, свое место под солнцем. Одним из главных факторов конкурентоспособности является здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать как производственные, так и жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Конкурентоспособность личности Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании – забота о будущем всей России. Конкурентоспособность — социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и непрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Исследования, проведение учеными, показали, что конкурентоспособность личности, это не одно качество, а сложная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности: 1) высокий уровень работоспособности; 2) стремление к качественному конечному результату; 3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности; 4) творческое отношение к делу, труду; 5) стремление к профессиональному самосовершенствованию; 6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений; 7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству; 8) способность к быстрому освоению нового дела; 9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию. (Андреев В. И. «Педагогика»). В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических и психологических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п.), современные педагоги- исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и другие) предлагают под конкурентоспособностью понимать «способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно». Таким образом, формируя конкурентоспособность личности у студента, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать: — систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности; — профессиональную направленность личности; — систему целеполагания; — самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности. По мнению Л.М.Митиной, «развитие конкурентоспособной личности — это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях». (Митина Л. М. «Психология развития конкурентоспособной личности») Педагоги-исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности. Например, О.К. Филатов, Д.В.Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.
По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области — это уверенность в своих силах. «Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе: 1. Освоение и совершенствование профессионального мастерства. 2. Адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения. 3. Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности. 4. Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа». (Д.В.Чернилевский «Дидактические технологии в высшей школе»). Л.М. Митиной, Т.А. Стефановской, О.Ф. Чупровой и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности. Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студента как человека определенного возраста и как личность нужно характеризовать с трех сторон: 1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности; 2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе; 3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица и т.д. (Чупрова О.Ф. «Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе экспертно- аналитической деятельности «). Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально -логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Если же изучить студента как личность, то возраст от 18-23 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта, научных достижений.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Многие преподаватели российских вузов считают, что студенты за последнее десятилетие изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания — необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к себе. Роль здорового образа жизни в процессе становления личности и формирования конкурентоспособности специалиста Здоровье является одним из главных факторов формирования конкурентноспособности специалиста – будущего выпускника вуза. Для того чтобы человек был здоровым, он должен вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом. Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности будущего специалиста, так как его работа, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой и спортом снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило, занятия физкультурой у студентов должны проходить в форме активного отдыха. Учитывая, что в настоящее время сложилась крайне неблагоприятная ситуация с показателями здоровья населения России, улучшение состояния здоровья населения, в частности – молодых специалистов, это не только частная проблема определенной группы жителей, но и одно из коренных условий успешной реализации социально-экономического развития всей страны. Поэтому так важна популяризация и внедрение здорового образ жизни (ЗОЖ), особенно в среде учащейся молодежи и студенчества. ЗОЖ – это деятельность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах сохранения и укрепления здоровья. ЗОЖ формирует образ жизни – все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. В современной стратегии образования возрастает значимость здоровья учащихся, как одного из приоритетных направлений его гуманизации, являющимся основой физического, психического и социального благополучия, условием и базисом полноценного развития. Поэтому воспитание культуры здорового образа жизни личности студента, эффективно управляющей состоянием своего здоровья, является важной задачей педагогики. В философском понимании личность – это всегда духовная определенность, самостоятельность и неповторимость человека. Личность – это темперамент, воля, способности, интересы, чувства, высокие нравственные эмоции. Для личности характерно согласие с собой и людьми, целостность характера, умение приспосабливаться к социальной среде, внутренняя свобода, способность ценить искусство, кругозор, то есть личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
В процессе становления личности будущего специалиста- выпускника вуза здоровый образ жизни приобретает особое значение, поскольку выступает фактором его успешности, как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы будущий специалист еще в студенческие годы пришел к осознанию значимости здорового образа жизни. Важно добиться, чтобы каждый выпускник являлся не только специалистом в своей области знаний, но и человеком, который бы обладал разного рода умениями и навыками организации своего здорового образа жизни, восстановления организма после напряженного труда. Следовательно, формирование здорового образа жизни студента в процессе его профессионального становления является приоритетной задачей. Профессиональное становление личности – это развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования, подготовки и выполнения профессиональной деятельности. «Профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности. Подготовка будущих специалистов представляет собой сложный процесс, показателем результативности которого является способность молодых специалистов грамотно решать профессиональные задачи. Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, система подготовки будущих специалистов должна быть ориентирована на формирование социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью и мобильностью, что позволит ей творчески реализоваться в жизни и профессиональной деятельности. Оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Личностный рост – непременное условие достижения профессионализма. Современные профессиональные требования к выпускнику вуза определяют задачу формирования специалиста нового типа, который должен не только обладать определенными знаниями по выбранной профессии, но и обладать качествами умелого организатора. Структура здорового образа жизни по Э.Н. Вайнеру должна включать: — оптимальный двигательный режим; — рациональное питание; — рациональный режим жизни; — психофизиологическую регуляцию; — психосексуальную и половую культуру; — тренировку иммунитета и закаливание; — отсутствие вредных привычек. Здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет индивидуальный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями. Здоровым считается человек, наилучшим образом приспособленный к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Образ жизни человека, его поведение и мышление, обеспечивает ему охрану и укрепление его здоровья, и здорового образа жизни. Необходимо особое внимание уделить оздоровлению морального климата общества и недостаточно высокому уровню знаний о здоровом образе жизни в молодежной среде. Утрата идеалов, социальная несправедливость и неравенство, боязнь будущего – вот что разрушает физическое и психическое здоровье человека. Мы должны с уважением относиться к собственному, личному здоровью и здоровью наших близких, всех, кто нас окружает, как-то связан с нами. Ведь общественное здоровье складывается из суммы индивидуальных показателей.