Подвижные игры как средство развития образа себя у детей раннего возраста

Содержание

Введение 3
Глава 1. Педагогические аспекты влияния подвижных игр на физическое развитие детей 2-3 лет 7
1.1 Значение подвижных игр для физического развития детей раннего возраста 7
1.2 Понятие и особенности физического развития детей 2-3 лет 10
1.3 Понятие и общая характеристика подвижных игр для детей 2-3 лет 16
1.4 Методика обучения подвижным играм детей 2-3 лет 21
1.5 Диагностика физического развития детей 2-3 лет 25
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния подвижных игр на физическое развитие детей 2-3 лет 37
2.1. Выявление уровня физического развития детей 2-3 лет 37
2.2. Составление и апробация серии подвижных игр, влияющих на физическое развитие детей третьего года жизни 43
2.3. Выявление уровня физического развития детей 2-3 лет после формирующего этапа и анализ проведенного исследования 47
Заключение 55
Список литературы 59
Приложение 62
Подвижная игра — одно из важных средств физического развития дошкольника. Жуков М.Н. в своих исследованиях показал, что характерная особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.[10, с.41]
Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Подвижные игры благотворно влияют на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учёта результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.

Сюжет, правила и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обусловливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры. дошкольник физический двигательный

Содержанием и формой подвижной игры предопределяются следующие её методические особенности:

1) Образность;

2) Самостоятельность действий, ограничиваемая правилами;

3) Выполнение движений с полной мобилизацией двигательных способностей (элементы соревнования);

4) Непринуждённость, естественность движений;

5) Выполнение целостных действий и отдельных движений без строгой регламентации затрачиваемых усилий;

6) Внезапная изменчивость ситуаций;

7) Творческая инициативность действий (правильно ориентированных и согласованных);

8) Присвоение отдельным занимающимся (группе) определённых ролей, устанавливающих обязанности во взаимоотношениях с остальными игроками;

9) Избирательность способов действий в различных связях и сочетаниях для решения двигательных задач.

Исторически сложившиеся составные части подвижной игры (содержание, форма и методические особенности) позволяют рассматривать её в качестве одного из важных средств физического воспитания. Это средство, при педагогически оправданном практическом использовании, становится эффективным (игровым) методом физического воспитания [7].

Надо отметить, что понятие «игровой метод» предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегчённом виде выполнять элементы изучаемых технических приёмов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств. Выполняются такие упражнения, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей [4].

В каждом физическом упражнении элементы игры могут быть выражены более или менее отчётливо, полно, в зависимости от различных требований и условий, в которых данное упражнение проводится.

Условия проведения, правила, число участников подвижной игры могут быть различны. От играющих не требуется специальной подготовленности (за исключением случаев участия в соревнованиях по подвижным играм). Названия подвижных игр в разных местностях имеют много вариантов. По своей целенаправленности, а также по особенностям содержания подвижные игры наиболее доступны детям. Реже они применяются в юношеском, зрелом и даже пожилом возрастах, но со специальными целями (вспомогательное средство на спортивной тренировке, для активного отдыха, в лечебных целях и т.д.).

В теории игры различают два вида подвижных игр: собственно подвижные (элементарные) и спортивные (более сложные). Собственно подвижные игры условно для сокращения называют подвижными играми.

В отличие от подвижных игр спортивные игры требуют устойчивых условий проведения, твёрдых правил, точного числа участников с определённым уровнем подготовленности. Названия спортивных игр едины и постоянны.

2. Роль подвижных игр в психическом развитии дошкольника

Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности, период формирования основных механизмов поведения, т. е. личность определяется как активная система детерминант: физическая, психическая и социальная.

Интенсивность этого процесса обусловлена внешними и внутренними условиями (В. В. Зеньковский). Внешним условием развития личности является активное взаимодействие ребенка с социальной средой (предметным миром и миром людей), что позволяет ему эффективно социализироваться. Внутренним условием и движущей силой развития, становления и социализации личности является социальная активность [2].

Физическое развитие в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья дошкольников. А целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического развития осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяют в более конкретной форме:

– помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата;

– способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела;

– совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем [5].

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Система физического развития в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Поскольку целью физического развития является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического развития детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др.

Полноценное физическое развитие достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Одним из важнейших направлений, оказывающих влияние на формировании личности дошкольника, является физическая культура. Роль её уникальна в плане развития целостной личности. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во всеусложняющиеся системы социальных отношений. Занятие физической культурой – одна из форм человеческой деятельности, в которой проявляются и совершенствуются физические и психические черты личности в их единстве. Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем.

Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы оно обеспечило бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие. Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности, физическая культура занимает одно из важных мест [7].

Все игры детей принято делить на две большие группы:

1. Игры с готовыми «жесткими» правилами (спортивные, подвижные интеллектуальные).

2. Игры, «вольные» правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.

Необходимость использования подвижных игр с заранее обозначенными правилами в практике физического воспитания дошкольников отмечается многими специалистами (Э. Й. Адашкявичене; Г. Доман; А. Н. Ноткина; Л. Н. Волошина и др.). Ценность подвижных игр для гармоничного психического развития детей заключается в возможностях воспитания характера человека. Причем главным здесь оказывается развитие общественно значимых качеств личности – социальная адаптивность, произвольность поведения, развитие коммуникационных способностей, умение договариваться и др. Во время игр ребенок учится подчинять свои интересы интересам коллектива, чтобы совместными усилиями добиться поставленной цели. Он становится общительным, дисциплинированным, правильно оценивает свои силы, чувствует себя частицей коллектива. Авторы образовательных программ для дошкольных учреждений рекомендуют использовать подвижные игры с правилами на занятиях по физической культуре и во время прогулок, но их основная направленность – закрепление двигательных навыков и удовлетворение потребности дошкольников в двигательной активности, развитие произвольности поведения. Одной из разновидностей игр является подвижная игра. Игра для детей дошкольного возраста – важнейшая часть жизни. Это не просто любимое занятие, но и ведущая деятельность. Именно в ней формируются все психические новообразования дошкольников.

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия, когда он полноценный субъект деятельности. Л.С. Выготский отмечал, что игра создает «зону ближайшего развития», в которой ребенок становится «как бы на голову выше себя», а так же, что «для динамики умственного развития в школе и для относительной успешности ученика более важен, более влиятелен, более могуществен не уровень умственного развития, который является не больше чем предпосылкой, но функции, находящиеся в стадии созревания. То, что созревает, оказывается более важным». Обучение, которое строится в соответствии с зоной ближайшего развития каждого обучающегося можно считать «хорошим», «правильно организованным» и развивающим. Психофизическое развитие дошкольников играет большую роль. Оно формирует в дошкольнике уверенность, адекватную самооценку и стрессоустойчивость. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе. Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста, и, несмотря на огромное разнообразие, отражают такие общие характерные черты, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности [11].

Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.

С помощью подвижных игр обеспечивается психофизическое развитие ребенка. Д. Б. Эльконин, рассматривая влияние игры на психическое развитие ребенка, выделял такие новообразования, как развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление познавательного эгоцентризма, развитие умственных действий и произвольной регуляции поведения. Главнейшим, хотя до последнего времени и недостаточно оцененным, является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Л. С. Выготский был несомненно прав, когда на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения ролевой игры. Указав на противоречие между рождающимися новыми желаниями и тенденцией к их немедленной реализации, которая не может быть осуществлена, он только поставил проблему, но не решил ее. Это и естественно, так как в то время еще не было фактических материалов, дающих возможность решения не решенных до настоящего времени проблем, но вместе с тем важнейших проблем является проблема соотношения функционального и онтогенетического, возрастного развития.

Нельзя представить себе процесс онтогенетического развития без функционального, если принять, конечно, основной для нас тезис, что психическое развитие ребенка не может происходить иначе, чем в форме усвоения обобщенного опыта предшествующих поколений, фиксированного в способах действий с предметами, в предметах культуры, в науке, хотя развитие и не сводится к усвоению.

Таким образом, роль подвижных игр в психическом развитии детей дошкольного возраста очень велика. Она способствует формированию таких качеств, как умение анализировать и оценивать, организовывать, владеть самооценкой, действовать совместно и сплоченно. Все эти естественные морфофункциональные свойства ребенка являются необходимыми качествами личности дошкольника для успешного овладения учебной деятельностью.

3. Этапы формирования самостоятельной двигательной активности у дошкольников через подвижные игры

Для организации подвижных и спортивных игр необходимо создать соответствующие условия: иметь достаточно свободного места для бега, прыжков, метания, катания на велосипеде. Нужно иметь крупные физкультурные пособия и достаточное количество мелких пособий и игр (кегли, серсо, бадминтон), чтобы все желающие дети смогли в них поиграть. Все пособия должны быть знакомы детям и быть безопасными для самостоятельных упражнений и игр. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию детей является важным условием его эффективности. Воспитатель должен постоянно разъяснять родителям значение физических упражнений и подвижных игр для правильного развития детей, рекомендовать их для занятий с детьми с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и физической подготовленности каждого ребенка [6].

Программы физического воспитания в дошкольных учреждениях должны нацеливать воспитателей и инструкторов физической культуры на достижение конечного результата в обучении основным движениям – развитие способности действовать разными способами с учетом складывающейся обстановки.

Обычно разнообразие действий рассматривается педагогами как средство телесного развития, а дошкольники, овладев разными способами передвижения в подвижных играх и упражнениях, не сомневаются, что ими пользуются только на физкультурных занятиях и не видят возможности их применения в жизненных ситуациях. Наша задача – изменить подходы к данной проблеме.

Остановимся на принципах формирования самостоятельности и выделим этапы каждого принципа.

Возрастной принцип учитывает возраст детей, где первый этап требует от педагога постоянного внимания и личного участия при руководстве самостоятельной двигательной активностью, что соответствует задачам младшего и среднего возраста.

Второй этап характеризуется частичной самостоятельной двигательной активностью детей и сводится к регулированию педагогом самостоятельного использования физических и спортивных упражнений детьми, подвижных игр. Этот этап является переходным от среднего к старшему возрасту и служит показателем уровня сформированности двигательной активности в той или иной возрастной группе.

Третий этап – самостоятельная двигательная активность детей, что характерно для детей подготовительной группы. Значительно расширившиеся двигательные возможности детей определяют самостоятельность в движениях, выборе подвижной игры, их качество и результат.

Принцип учета уровня разной подвижности используется с целью оптимизации двигательной активности (ДА) детей в их самостоятельных играх с определением индивидуальной интенсивности движений каждого ребенка. На первом этапе создаются необходимые условия для развития ДА, оказывается своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, подборе пособий, места для игры, что способствует обогащению двигательного опыта ребенка.

На втором этапе осуществляется постепенное вовлечение детей с разной подвижностью в игры и двигательные задания с целью повышения или снижения их двигательной активности. Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуальнодифференцированного подхода учитывают интерес ребенка к играм, разным видам деятельности и пособиям.

Принцип осознанности необходим для формирования у дошкольника знаний, которые послужат основой для развития самостоятельности в двигательной деятельности. На первом этапе следует уделить внимание пониманию, осознанию параметров любого физического упражнения. Необходимо научить детей выделять составные части физического упражнения, запоминать их последовательность, выделить значимость исходного положения для достижения лучшего результата, развить активное подражание [5].

На втором этапе важнейшей задачей становится знакомство с различными способами выполнения одного и того же движения. Ядро знаний о способах действий для дошкольников – понимание принципа называния способов движений. Эти знания помогут им самостоятельно открыть для себя новый способ действий, опираясь на название. Использование рисунков, схем и моделей приводит к лучшему осознанию структуры движений и достижению результата.

На третьем этапе формирования самостоятельности при выполнении движений важно развить умение ставить двигательную задачу по собственной инициативе и выбирать нужный способ для ее решения в игровой ситуации, близкой к предшествующей. Ребенок приучается пользоваться усвоенными движениями для решения двигательных задач в качестве не изолированных действий, а объединенных в единую цель.

На четвертом этапе происходит овладение выбором способа двигательного действия в зависимости от условий, ситуации и индивидуальных особенностей ребенка (роста, скоростных качеств и т. д.). Сначала в специально созданных условиях, а затем в игровой обстановке и жизненных ситуациях ребенок приобретает опыт действия известными способами в измененных обстоятельствах, что и является главным результатом формирования уровня самостоятельной двигательной активности. По определению А. А. Люблинской и Г. Н. Годиной, высокий уровень самостоятельности в деятельности у дошкольников характеризуется умением выполнять без подсказки и помощи взрослого привычные действия в новых условиях.

То же самое можно отнести и к двигательной игровой деятельности. Вот показатели, определяющие развитую двигательную самостоятельность у дошкольников:

– умение выполнить двигательное задание по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий;

– умение выполнять движение без посторонней помощи;

– осознанность действий, наличие элементарного планирования;

– умение давать адекватную оценку своим действиям, осуществление элементарного контроля;

– умение переносить известные способы двигательных действий в новые условия.

Мы выделили основные результаты воспитания самостоятельности, которые в конечном итоге способствовали возрастанию интереса к подвижным играм, разнообразию творческих подвижных игр и упражнений, снижению спонтанной двигательной активности дошкольников, повышению продолжительности и интенсивности движений и игр, снижению количества нарушений поведения детей.

Организация самостоятельной двигательной активности помогла усовершенствовать двигательный опыт детей, определить зону ближайшего развития каждого ребенка с учетом его интересов, особенностей здоровья и физической подготовленности. В заключение хочется сказать, что никакое количество программ не заменит ребенку простую игру в догонялки, т. к. ребенок – это вечный двигатель, вечный прыгатель, бегатель, скакатель, хвататель и хохотатель! Так сделаем жизнь ребенка подвижной и веселой!

4. Подвижные игры как условие повышения двигательной активности на прогулке

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движению. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Чтобы поддержать интерес детей к подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом. Игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ним более тесный контакт. Ежедневный активный отдых на прогулке обеспечивает дошкольникам до 40% необходимого суточного объема движений.

По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на воздухе, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.

Такой же отдых, но не на открытом воздухе, а в помещении не оказывает столь благоприятного влияния на работоспособность детей. Эффект от него ниже, чем от любого неорганизованного отдыха на улице. Таким образом, ведущее место на прогулке должно отводиться подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр на прогулке, являются [7]:

? дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

? совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

? развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

? воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Перед прогулкой важно поинтересоваться у детей, в какие игры они хотят поиграть, и создать необходимые условия для игр детей по желанию поддержать инициативу, творчество в любом виде игр; вынести на улицу необходимое для двигательной активности детей оборудование. Для прогулки воспитатель должен спланировать заранее три подвижные игры разной степени интенсивности.

Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера («Рыбы и акула», «Ловишка с ленточками», «Гуси-лебеди»). После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности («Заморожу», Кто самый внимательный»). В план должны включаться и малоподвижные («Сделай фигуру», «Змея», «Узнай, кто позвал»). Продолжительность одной подвижной игры 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).

Каждую неделю детям предлагается для разучивания одна новая подвижная игра. Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания. На прогулке так же необходимо наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.

Важным моментом является распределение игр и упражнений с учётом и с интенсивности и сложности.

Необходимо чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные игры чередовать с менее подвижными играми. При подборе игр и упражнений важно учитывать время года, погодные условия и место их проведения.

В тёплый период (сентябрь, май, июнь) обязательны игры с более длительным бегом и бегом наперегонки, с элементами соревнований, игр эстафет [4]. В весенне-осенний период в прогулки необходимо вводить разнообразные игры с обручем, скакалкой, игры с мячами.

Зимой планируется ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, игры-эстафеты на санках, на лыжах, с элементами хоккея, ходьба и бег по снежному лабиринту, по снежным валам, метание снежков, спуск с горки. Во время проведения подвижных игр нужно создавать радостную и непринужденную обстановку, чтобы достичь большей заинтересованности и желания детей принимать в них участие.

Разнообразие подвижных игр на свежем воздухе эффективно влияют на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

Таким образом, активная прогулка на свежем воздухе укрепляет здоровье, что очень важно для любого человека, а для ребенка дошкольного возраста особенно. Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей детей. Дошкольник познаёт мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Поэтому большое значение нужно уделять самостоятельной двигательной деятельности, в которой дети проявляют свои способности, возможности, творчество, активность, склонность к тем или иным движениям. Таким образом, повышая уровень двигательной активности детей на прогулке с помощью подвижных игр, мы укрепляем состояние здоровья детей, совершенствуем их физическую подготовку, способствуем разностороннему развитию дошкольников.

5. Виды подвижных игр для дошкольников

Подвижные игры дошкольников усложняются, приобретают осознанность. Если малышам надо просто побегать, то дошкольники, например, сознательно соблюдают правила сами и следят, чтобы так же поступали товарищи по игре. Особую пользу от подвижных игр получают особые дети.

Очень часто родители и педагоги задают вопрос: как развивать гиперактивного ребенка, который не то, что сосредоточиться на ваших словах, на месте пары минут не может усидеть. Подвижная игра здесь самый лучший выход.

Подвижные игры для дошкольников 5-6 лет

Пустое место

Ребята встают в круг, лицом к середине. Один водящий выходит за круг, а остальные очерчивают вокруг себя кружки. Обегая круг, водящий дотрагивается до кого-нибудь рукой и продолжает бежать вперед. Осаленный выбегает из круга и бежит в противоположную сторону. Каждый из двух бегущих старается возможно скорее обежать круг и встать на пустое место, покинутое осаленным. Не успевший занять пустое место становится водящим, а игра начинается снова.

Обегая круг, нельзя хвататься руками за платье стоящих в кругу, при встрече бегущие должны держаться правой стороны. Нельзя вторично салить одного и того же ребенка; во избежание этого бегавшие, возвратясь в круг, стоят, заложив руки за спину. Водящий, которому пришлось обегать круг (водить) 2-3 раза, больше не водит, его сменяет стоящий от него справа или слева.

Кот и мышка

Дети образуют круг, взявшись за руки, не замыкая его, т. е. оставляя в нем “ворота”. Взрослый выбирает детей кота и мышку. Кот становится за кругом, а мышка – внутри него. Кот старается поймать убегающую мышку, пробегая в ворота круга или под руками детей. Ребята везде пропускают мышку, а кота стараются задержать, приседая и опуская сцепленные руки. Когда кот поймает мышку, они становятся в общий круг, а их роли передаются другим детям.

Удочка

Дети образуют круг на расстоянии разведенных в стороны рук. Взрослый встает в центр круга. У него в руках “удочка” – шнур с привязанным к концу мешочком с песком. Он вращает по кругу шнур. Играющие внимательно наблюдают за мешочком и при его приближении подпрыгивают на месте (мешочек не должен коснуться ног). Тот, кого “удочка” заденет по ногам, проигрывает и отходит в сторону, пока не останутся 2-3 ребенка.

Самолет

Каждый ребенок – самолет. Самолеты стоят в ангарах. Ангары располагаются любым способом: кругом, шеренгой, колонной и др. Каждый летчик должен запомнить место своего ангара, чтобы вернуться точно в него. По сигналу летчики совершают полет: руки в стороны, движение в любом направлении. Условие: руки не сгибать (считается поломкой крыльев). Если встретился с другим самолетом, то можно “планировать”: наклоняться вправо, влево, вперед, но руки не сгибать. По сигналу летчики возвращаются в ангары.

Сигналы дает взрослый. По первому сигналу все поднимают руки в стороны и начинают полет. По второму сигналу все бегут на места за три счета или три удара (в барабан, ладоши) взрослого. Тот, кто не успел добежать за это время, перепутал ангар, не планировал или сломал крылья (опустил их до второго сигнала), один раз не участвует в игре. Игра повторяется до 4 раз

Пятнашки с домами

Один из детей назначается салкой и становится посреди площадки, комнаты. Остальные дети размещаются по домам. В зависимости от размера помещения таких домов может быть о или несколько. Салка не быстро, отчетливо произносит: “Один, два, три! Все скорей беги, Я – салка!” Тем временем дети должны выбежать своих домов и разбежаться по площадке, словами: “Не боимся салки мы” – дети бег; и увертываются от салки, укрываясь от него своих домах.

Салка стремится осалить кого-нибудь, т. е. слегка ударить или просто дотронуться рукой. Осаленный становится новым салкой, поднимает руку, кричит: “Я – салка” – и бросается ловить остальных. Определенного конца игра не имеет. Новому салке не разрешается салить того, кем он был только что осален. Салка не имеет права салить тех, кто находится в доме.

Ловишка с мячом

Дети образуют круг. Ловишка находится в центре круга. У его ног лежит мяч. Ловишка проделывает подскоки, наклоны, приседания, хлопки. Ребята повторяют за ним все движения. По сигналу взрослого: “Беги из круга!” – дети бегут врассыпную. Задача: ловишка быстро берет мяч с земли и старается попасть им в кого-нибудь из убегающих. Затем по сигналу взрослого: “Один, два, три, в круг скорей беги!” – дети снова образуют круг. Ловишкой становится тот, в кого попал мяч. Если мяч пролетел мимо, остается прежний ловишка, и игра продолжается.

У медведя на бору

Одного из детей выбирают медведем, для которого отводится определенное место – берлога. В двух шагах от берлоги проведем линию – это опушка леса. Дети стоят на противоположной стороне от берлоги. Они подбегают к линии, имитируют сбор ягод, грибов, одновременно все вместе начинают нараспев приговаривать:

“У медведя на бору

Грибы, ягоды беру,

Злой медведь не спит, все на нас глядит.

А потом как зарычит да за нами побежит!”.

На последнем слове медведь с рычанием выбегает из берлоги, кого-нибудь ловит и отводит к себе в берлогу. Когда будут пойманы все дети, выбирается другой медведь. Медведю нельзя выбегать из берлоги, а дети убегать от нее до того, пока не будет сказано последнее слово.

Голуби и ястреб

На одном конце площадки обозначается голубятня, в которой помещаются голуби, на другом – дом ястреба. Хозяин выпускает голубей из голубятни сигналом “Кыш!”, и голуби начинают летать по площадке. На возглас: “Ястреб летит!” -ястреб вылетает из своего гнезда, ловит голубей и ведет в свой дом. Подвижная игра кончается, когда ястреб переловит всех голубей. Тогда выбирается новый ястреб, и игра продолжается. Голуби и ястреб вылетают по определенным сигналам. Новый ястреб выбирается из числа непойманных голубей. Голуби не имеют права спасаться в доме [12].

Салки с перебежками

На противоположных концах площадки два дома. Играющие становятся в одном из домов. В середине площадки между домами становится водящий. Играющие говорят хором: “Один, два, три! А ну-ка, догони!” С последними словами все перебегают из дома, где стояли, в другой дом – напротив. Водящий салит или ловит кого-нибудь. Осаленный или пойманный выходит из игры, а дети перебегают из нового дома в прежний и т. д.

Подвижная игра кончается, когда водящий поймает всех ребят. Играющие могут выбегать только по слову “догнать”. Водящий имеет право ловить салить только вне дома: пойманные не должны вырываться из рук водящего. Когда он переловит всех играющих, выбирают нового водящего. С началом новой игры все пойманные играют вновь.

Птицы и кукушка

Все играющие изображают птиц и имеют по отдельно очерченному месту – гнезду. Только у кукушки гнезда нет. По сигналу взрослого: “Кыш, полетели!” – птицы летят из гнезд и летают, где им угодно. Кукушка летает вместе со всеми птицами. По сигналу ведущего: “Домой!” все, в том числе и кукушка бегут и стараются занять любое гнездо. Кто остался без гнезда будет кукушкой. Подвижная игра продлится несколько раз по желанию детей.

Болото. Проводят две линии одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Между ними чертят мелом 10-12 кругов на расстоянии 25-30 см друг от друга – это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – “замочил” ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.

Зайцы в огороде

На полу или на земле чертят такой круг, чтобы все дети могли свободно стать вокруг него примерно на шаг один от другого. Один из детей – сторож огорода – становится внутри круга в маленький кружок. Остальные – зайцы – размещаются за чертой и прыгают в огород, чтобы поесть капусту. Сторож старается запятнать кого-нибудь из прыгнувших в круг и не успевших своевременно выпрыгнуть. Запятнанный идет в середину круга в маленький кружок и остается в нем. Подвижная игра кончается, когда будут пойманы все ребята.

Попадать в круг, передвигаться по кругу и возвращаться из него можно только прыжками. Прыгать можно заранее обусловленным способом – на обеих ногах или на одной. Ребенок, неправильно впрыгнувший или выпрыгнувший, идет в середину, в маленький кружок; сторож может пятнать только находящихся в кругу. Когда пойманы 3-5 зайцев, выбирают нового сторожа из стоящих в большом кругу, но не из пойманных или попавших за нарушение правил в середину круга. С возобновлением игры, стоявшие в середине круга возвращаются обратно в большой круг.

Ворона и воробьи

Играющие образуют круг, который изображает большую лужу, образовавшуюся после дождя. В луже купаются воробьи. Выбирается ворона, которая помещается в стороне от круга. Играющие подпрыгивают на обеих ногах: впрыгивая в круг и выпрыгивая из него. По сигналу руководителя: “Ворона!” – ворона находящаяся вне круга, летит к луже и прогоняет из нее (салит) воробьев, не успевших вовремя выпрыгнуть. Осаленные выходят из игры. Подвижная игра кончается, когда ворона осалит 2-3 воробьев (согласно условию). Те, которых ворона ни разу не осалила, считаются победителями [12].

Катай мяч

Все садятся в круг, ноги скрестно, лицом к середине, и начинают перекатывать по земле (друг другу) большой мяч в любом направлении. Каждый, к кому докатывается мяч, старается оттолкнуть его от себя рукой. Если ребенок не сумеет оттолкнуть мяч и последний коснется какой-нибудь части его тела, ребенок отворачивается спиной к середине круга и не участвует в игре. Но как только мяч коснется следующего ребенка, первый поворачивается лицом в круг и снова присоединяется к игре.

Подвижная игра кончается, когда одна треть или половина группы нарушит правила. Мяч разрешается только катать по полу. Отталкивать мяч можно обеими руками или одной, смотря по уговору, но не ногами. Нарушивший одно из этих правил выбывает из игры на тех же условиях, что и тот, кто не успел оттолкнуть от себя мяч. Если мяч проскочил между двумя детьми, то выходит из игры тот, у которого мяч прошел справа (при условии толкать мяч двумя руками или одной правой) или слева (при условии толкать мяч одной левой рукой).

Мяч по кругу

Играющие встают по кругу, лицом внутрь. Между ними расстояние один-два шага. Им дается задание: каждый начертит вокруг себя маленький кружочек. По счету: “Один, два, три!” – ребята передают или перебрасывают большой легкий мяч. Тот, кто мяч уронит, покидает игру до тех пор, пока другой ребенок не нарушит правила – не уронит мяч. Игра кончается, когда мяч обойдет круг 1-2 раза [12].

Условие: передавать или перебрасывать мячик можно только ребенку, стоящему рядом, причем в одну сторону (вправо или влево). Запрещается передавать мячик через одного, ронять его, выходить из очерченного круга. Нарушивший правила временно выходит из игры (поворачивается спиной, пока другой ребенок не нарушит одного из перечисленных условий). Мяч должен быть легким, размером 20 см в диаметре. Вместо мяча можно передавать или перебрасывать небольшую подушку (15–20 см), набитую сеном, тонкими стружками. Когда дети научатся передавать, не роняя, друг другу мяч, можно передачу заменить переброской.

Подвижные игры вызывают особый энтузиазм, когда в них участвуют родители. Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, бодрыми, ловкими, сильными и хорошо развитыми умственно. Эти качества зависят во многом от нас самих, от окружающей среды и того воспитания, которое получают дети.

Заключение

Дошкольное детство – продолжительный и важный этап в развитии человека. Это время первоначального складывания личности. В этот период происходит иерархия мотивов и потребностей, активно усваиваются нравственные нормы, формируются социальные компетенции, которые ученые представляют как знания, умения и навыки, которые необходимо ребенку для решения социальных и поведенческих ситуаций, характерных для данного возраста.

Двигательная активность важна для детей любого возраста, именно поэтому во всех образовательных учреждениях в программу обучения всегда включаются занятия по физкультуре. Все малыши очень любят бегать, и зачастую удержание их на месте превращается в невыполнимую задачу для воспитателя.

Подвижные игры для дошкольников оказывают положительное влияние на детский организм. Благодаря двигательной активности, повышается иммунитет организма, а значит, дети становятся выносливее.

Спектр видов подвижных игр крайне высок. В рамках данной работы была рассмотрена их незначительная часть.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 31.12.2012. – N 53 (ч. 1). – ст. 7598.

2. Акулова Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр // Наука, образование, общество. 2015. № 4 (6). С. 38-52.0

3. Арнаут К.М. Роль подвижных игр в психическом развитии детей дошкольного возраста // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2013. № 1. С. 167-170.

4. Вершинин М.А., Финогенова Н.В. Двигательная деятельность игровой направленности как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста // Культура физическая и здоровье. 2014. № 4 (51). С. 75-77.

5. Крбашян А.Ю. Этапы формирования самостоятельной двигательной активности у дошкольников через подвижные игры // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 39. С. 127-130.

6. Магомедов А.М., Каялов Б.М., Рабаданов М.С. Возможности использования подвижных игр с элементами ориентирования в процессе физического воспитания дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 48. С. 268-272.

7. Родина Н.А., Дементьева М.Н. Народные подвижные игры как средство физического развития детей дошкольного возраста // В сборнике: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. 2015. С. 296-299.

8. Сницарь Е.Н., Попова М.С. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (зпр) // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VI Международной научной конференции. 2014. С. 150-152.

9. Финогенова Н.В., Решетов Д.В. Возможности использования подвижных игр с элементами спорта в работе с дошкольниками // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 9. С. 103-105.

10. Финогенова Н.В., Вершинин М.А. Организация и проведение подвижных игр в дошкольных образовательных учреждениях // Учебно-методическое пособие / Волгоград, 2014.212 с.

11. Шалова С.Ю., Савинова А.В. Влияние различных видов игр на развитие навыков самоконтроля у младших дошкольников // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 240.