Отчет по практике студента 2 курса факультета психологии института

Учебно-ознакомительная практика ориентирована на: формирование профессионального самосознания психолога, осознание студентами собственного личностного потенциала в профессиональной деятельности, своих позитивных возможностей и ограничений; выявление сложностей, возникающих в процессе практической деятельности и постановку задач для дальнейшего обучения; формирование умений и навыков в осуществлении практической деятельности; формирование профессионального мышления в практической деятельности. Учебно-ознакомительная практика предназначена для формирования ориентации обучающихся в реальных условиях деятельности, что позволяет студенту активнее осваивать учебные дисциплины и более целенаправленно участвовать в учебном процессе. Целями учебно-ознакомительной практики являются: закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по проведению психологического исследования с использованием тестовых методик; ознакомление с деятельностью психолога в учреждениях образования СШ №15 и ГрГУ имения Я. Купалы; приобретение первичных профессиональных умений, навыков и опыта по проведению психологического исследования с использованием тестовых методик в соответствии с конкретным запросом. Задачами учебно-ознакомительной практики являются: формирование представлений студентов относительно своей будущей профессиональной деятельности и специальности; подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общих профессиональных и специальных дисциплин; освоение студентами практических профессиональных умений и навыков поведения и общения в рамках избранной специальности; получение первоначальных практических навыков в решении конкретных проблем. Практика проходила на базе УО «СШ №15» г.Гродно и в УО «ГрГУ имени Я. Купалы». Во время практики выполнялись следующие виды работ и задания: Знакомство с базой практики – ознакомление с деятельностью психолога в учреждениях образования СШ №15 и ГрГУ имени Я. Купалы; планы, документы, регламентирующие деятельность психолога, отчетная документация, методическая база, диагностическая и коррекционная база; Подготовка материалов для проведения диагностики мотивации достижения успеха, избегания неудач и оценка готовности к риску: опросные листы, бланки ответов; Провести психологическое исследование мотивации в соответствии с запросом; По результатам исследования написать заключение и ознакомить с ним заказчика; Подготовка отчетной документации по результатам. 1. Методические основы психодиагностического исследования На первой неделе практики была сформулирована цель, в соответствии с запросом, поступившим из социально-педагогической и психологической службы УО «ГрГУ имени Я. Купалы»: выявить уровни мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску в подростковом и юношеском возрасте. В течение первой недели я ознакомилась с особенностями базы практики и спецификой деятельности психологов, осуществила отбор и подготовку методик для диагностики мотивации в подростковом и юношеском возрасте. Организация экспериментального исследования Для проведения исследования в качестве основных показателей экспериментального изучения были выделены: Мотивация достижения успеха. Мотивация избегания неудачи. Готовность к риску. Изучение мотивации достижения успеха, избегания неудачи проводилось при помощи методического комплекса на изучение мотивации достижения успеха, избегания неудачи, предложенного Л.Д. Столяренко. Данный методический комплекс состоит из 3-х диагностических методик: Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, представленная в приложении А; Методика диагностики личности на мотивацию к избегания неудач Т. Элерса, представленная в приложении Б; Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, представленная в приложении В. Столяренко Л.Д. так объясняет комплексность исследования: «Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами тестов «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску». Исследования показали, что люди умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком высокий уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех (при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху). К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Исследования показали, что люди, сильно мотивированные на успех и имеющие высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но и высокую мотивацию к избеганию неудачи (защиту). Люди с высоким уровнем защиты, т. е. страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые боятся неудач, предпочитают малый или большой риск потому, что неудача при этом не угрожает их престижу. Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов: степени предполагаемого риска; преобладающей мотивации; опыте неудач. Усиливают установку на защитное поведение два основных обстоятельства: – когда без риска удается получить желаемый результат; – когда рисковое поведение ведет к несчастному случаю, неудаче. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач. Описание методик: Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса представляет собой опросник, состоящий из 41-го закрытого вопроса. Выделяется четыре уровня мотивации к успеху: Низкая мотивация к успеху; Средний уровень мотивации; Умеренно высокий уровень мотивации; Слишком высокий уровень мотивации к успеху. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. Испытуемым представляется 30 троек слов, качеств личности. Из трех необходимо выбрать то одно качество, которое более присуще самому испытуемому. Выделяется также четыре уровня мотивации к избеганию неудач: Низкая мотивация к защите; Средний уровень мотивации; Высокий уровень мотивации; Слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта. Испытуемому необходимо оценить степень своей готовности совершить действие, о котором идет речь. Все 25 ситуаций, требующих разрешения, связаны с определенной степенью риска. Какова же степень – оценивает каждый испытуемый применительно к себе по 5-ти бальной шкале от 2 до -2. Выделяется пять уровней готовности к риску: Излишняя осторожность; Склонность к осторожности; Средний уровень готовности к риску; Склонность к риску; Излишняя склонность к риску. Особенности возрастной динамики мотивации достижения успеха, избегания неудачи были определены в ходе проведения исследования с помощью качественного анализа, полученных результатов. 2. Анализ результатов психодиагностического исследования Исследование ведущей мотивационной тенденции проводилось в рамках двух возрастных периодов: подростковом и юношеском (по классификации Д.Б. Эльконина). Было выбрано четыре разновозрастных группы: – ранний подростковый возраст; – ранний юношеский возраст; – поздний юношеский возраст.