Формирование и исполнение доходной части местного бюджета: проблемы и перспективы

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты формирования доходов местного бюджета

1.1 Сущность доходов местного бюджета и их роль в социально-экономическом развитии регионов

1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов

1.3 Направления использования доходов местных бюджетов

2 Анализ доходной базы местного бюджета на примере бюджета Браславского района

2.1 Анализ формирования доходов местного бюджета

2.2 Анализ использования доходов местного бюджета

3 Направления увеличения доходной части базы местного бюджета

Заключение

Список использованных источников

Введение

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. На данном этапе времени постоянно расширяются функции местных органов управления, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения. Включение в сферу бюджетных отношений органов местного самоуправления как субъектов государственного управления означает наделение их правом распоряжаться определенной долей средств бюджета.

В период перехода к рыночным отношениям особенно важно обеспечение социальных гарантий и социальной защищенности населения. В связи с этим повышается роль местных бюджетов как главного инструмента решения этих проблем.

При определении доходных поступлений основное внимание должно уделяться формированию собственной доходной базы местных бюджетов, что в наибольшей мере соответствует созданию стабильной, результативно функционирующей системы бюджетных отношений на местном уровне.

Доходная часть местных бюджетов в Республике Беларусь формируется за счет собственных доходов, налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами, а также отчислений от общереспубликанских налогов и доходов.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В бюджетной системе Республики Беларусь, главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты – самые многочисленные.

Являясь низовым звеном этой системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. В настоящее время около 60% всех бюджетных расходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов. Между тем при формировании и использовании местных бюджетов существует ряд проблем. Поэтому тема данной работы является актуальной.

Объектом исследования являются местные бюджеты Республики Беларусь. экономика бюджет доход финансы

Предметом – доходы и расходы местного бюджета Браславского района Витебской области.

Цель данной работы – определить роль местных бюджетов в регулировании социально-экономических процессов, провести анализ его формирования и расходования доходов местного бюджета на примере Браславского района, разработать направления по его совершенствованию.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

– раскрыть содержание местных бюджетов их значение и роль;

– охарактеризовать структуру и провести анализ доходов и расходов местных бюджетов;

– разработать направления по совершенствованию формирования и распределения доходной части местных бюджетов.

В первой главе данной курсовой работы изучены теоретические основы формирования доходов местного бюджета, раскрыта сущность доходов местного бюджета и их роль в социально-экономическом развитии регионов, а так же определены источники формирования доходов местных бюджетов и направления использования доходов местных бюджетов.

Во второй главе проведен анализ формирования доходной базы местного бюджета на примере районного бюджета Браславского района и анализ использования доходов местного бюджета.

В третьей главе предложены направления увеличения доходной части базы местного бюджета Браславского района.

Методологической и методической основой для написания работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Беларусь по исследуемой проблеме, отечественная и зарубежная литература, периодические издания, собственные исследования, а так же статистическая отчетность финансового отдела Браславского райисполкома за 2008-2010гг.

1. Теоретические основы формирования доходов местного бюджета

1.1 Сущность доходов местного бюджета и их роль в социально-экономическом развитии регионов

Основным звеном финансовой системы любого государства является государственный бюджет. Бюджет обеспечивает проведение экономической политики как государства в целом, так и каждого региона в отдельности. Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждом государстве создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающих аккумуляцию денежных ресурсов региона для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и выполнения других задач. Подобная сеть бюджетов и представляет из себя бюджетное устройство государства [5, c.26].

Бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет и местные бюджеты (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 Бюджетное устройство Республики Беларусь

Важным качеством бюджетной системы страны является ее целостность. Ни один из уровней этой системы не может считаться важнее другого: каждому отводится своя роль и любой из них не заменим в процессе финансового обеспечения жизнедеятельности государства. Но в нынешней ситуации явным фаворитом выступает республиканский бюджет, к которому прикован основной интерес научных исследований, в несколько меньшей степени привлекают внимание проблемы местных бюджетов. Между тем значение этого финансового основания бюджетной “пирамиды” страны весьма существенно. Следует вспомнить, что около 70 % всех расходов государства на социально-культурные нужды проходит через местные бюджеты. Из них финансируется большая часть расходов па просвещение, здравоохранение, которые имеют не только местное, но и общенациональное значение. Средства местных бюджетов используются на региональные мероприятия по социальной защите населения, предоставление безналичных субсидий финансирования жилищно-коммунального хозяйства, учреждений социально-культурной сферы, физической культуры [3, c. 56].

С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы.

К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района). Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).

Местные бюджеты нижестоящих административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц. В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на:

– бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

– бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);

– бюджеты областного уровня [12].

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. Включение в сферу бюджетных отношений органов местного самоуправления как субъектов государственного управления означает наделение их правом распоряжаться определенной долей средств бюджета.

На данном этапе времени постоянно расширяются функции местных органов управления, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения [10, c .47].

В период перехода к рыночным отношениям особенно важно обеспечение социальных гарантий и социальной защищенности населения. В связи с этим повышается роль местных бюджетов как главного инструмента решения этих проблем.

При определении доходных поступлений основное внимание должно уделяться формированию собственной доходной базы местных бюджетов, что в наибольшей мере соответствует созданию стабильной, результативно функционирующей системы бюджетных отношений на местном уровне.

Доходная часть местных бюджетов в Республике Беларусь формируется за счет собственных доходов, налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами, а также отчислений от общереспубликанских налогов и доходов.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики государства являются финансирование мероприятий, связанных с повышением благосостояния населения и строительством жилья, ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС, а также здравоохранение, образование и наука. Для реализации названных приоритетов и целей требуются значительные материальные и финансовые ресурсы.

Однако, нерациональное использование возможностей местных бюджетов для решения проблем, как на региональном, так и республиканском уровне ведет к ограниченности роли местных бюджетов. Отсутствие устойчивой финансовой базы местных органов ведет к незаинтересованности их в развитии местного хозяйства на региональном уровне.

Поэтому раскрытие сущности, роли и значения местного бюджета, познание его экономической природы имеет важное значение для правильного и обоснованного формирования бюджета и его исполнения.

Сущность местного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.

Распределительная функция заключается в том, что благодаря бюджету происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории. Кроме того, с помощью этой функции можно определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в расположение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении местного бюджетного фонда. Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношение с местным бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории) [11, c.71].

Контрольная функция заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств органов местного самоуправления отображаются экономические процессы, характеризующие экономику региона. Благодаря этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям региона. Основу этой функции составляет движение местных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях местных бюджетных поступлений и расходных назначений.

Местный бюджет имеет свои особенности:

· местный бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с сосредоточением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;

· с помощью местного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;

· бюджетные и имущественные права, предоставленные органам местного самоуправления, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы;

· органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают виды и размеры местных налогов и сборов, а также льгот по их уплате в рамках полномочий, предоставляемых законодательством;

· законодательно определены нормативы отчислений от общегосударственных налогов с целью наполнения доходной части местных бюджетов;

· местные бюджеты в Республике Беларусь бездефицитны. Разрыв между доходами и расходами покрывается за счет трансфертов из вышестоящих бюджетов;

· органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов;

· государством гарантировано обеспечение удовлетворения жизненных потребностей населения на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, что определяет минимальный размер бюджета;

· государственными органами компенсируются убытки (в виде уменьшения доходов или увеличения расходов муниципальных органов), вызванных выполнением решений государственных органов [13, c.20].

Таким образом, местные бюджеты можно охарактеризовать как совокупность экономических отношений, опосредующих территориальное перераспределение национального дохода государства, обеспечивающих создание финансовой базы местного самоуправления.

Наличие местного бюджета укрепляет экономическую самостоятельность территории, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет развивать инфраструктуру, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. Что способствует развитию региона, более полному удовлетворению потребностей населения. Кроме того, значение местных бюджетов состоит в том, что в нем находят отражение все экономические, социально-политические и организационные решения местных органов самоуправления.

1.2 Источники формирования доходов местного бюджета

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам

– налоговые доходы;

– взносы на государственное социальное страхование;

– неналоговые доходы;

– безвозмездные поступления [12].

Налоговые доходы включают в себя:

· республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы, и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;

· пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);

· проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.

· пени и проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом учитываются в доходах бюджета по подразделам классификации доходов бюджета, предусмотренным для налогов, сборов (пошлин), за несвоевременную уплату которых начисляются пени или по которым предоставляются отсрочка и (или) рассрочка уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговый кредит [12].

К неналоговым доходам относятся:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

· штрафы;

· другие неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:

· иностранных государств;

· международных организаций;

· другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, которому эти средства предоставляются.

Доходы республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год определяются в соответствии с Бюджетным Кодексом и иными актами законодательства. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам, отчислений от регулирующих доходов, поступающих из вышестоящих бюджетов, и межбюджетных трансфертов [12].

Рассмотрим структуру доходов бюджетов базового и первичного уровней.

В бюджеты базового уровня зачисляются следующие налоговые доходы (по нормативу отчислений от налогового дохода, получаемого соответственно на территории района, города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета, или города областного подчинения, если не указано иное):

– подоходный налог с физических лиц, кроме исчисленного с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, – не менее 80 процентов поступлений на территории района, города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета, и не менее 50 процентов поступлений на территории города областного подчинения;

– подоходный налог с физических лиц, исчисленный с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, – 100 процентов;

– налог на прибыль – не менее 30 процентов поступлений на территории района и не менее 10 процентов поступлений на территории города областного подчинения;

– налог на доходы, кроме налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности, – не менее 25 процентов;

– налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по районным (городским) лотереям – 100 процентов;

– налог на недвижимость, исчисленный по объектам, находящимся на территории города областного подчинения, – не менее 60 процентов;

– налог на недвижимость, исчисленный по объектам, находящимся на территории города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета, – 100 процентов;

– налог на недвижимость, исчисленный по принадлежащим организациям объектам, находящимся на территории района, кроме налога на недвижимость, исчисленного по не завершенным строительством объектам, – 100 процентов;

– земельный налог на земельные участки, находящиеся на территории района, уплачиваемый организациями, – 100 процентов;

– земельный налог на земельные участки, находящиеся на территории города областного подчинения, города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета, – 100 процентов;

– налог на добавленную стоимость – по нормативу, определенному решением соответствующего областного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год от поступлений по нормативу, установленному законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

– налог при упрощенной системе налогообложения – 100 процентов;

– единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц – 100 процентов;

– единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции – 100 процентов, если иное не установлено законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

– налог на игорный бизнес – 100 процентов, если иное не установлено законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

– сбор за осуществление ремесленной деятельности – 100 процентов;

– экологический налог: за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух – не менее 50 процентов; за размещение отходов производства и товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим, – не менее 50 процентов; за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду – не менее 50 процентов; за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, лимиты использования (изъятия, добычи) которых определяются местными Советами депутатов в установленном порядке, а также за добычу объектов животного мира, лимиты на изъятие которых устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, – 100 процентов; за производство и (или) импорт пластмассовой тары и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару, – не менее 50 процентов;

– государственная пошлина, кроме зачисляемой в республиканский бюджет в соответствии с законодательными актами, – 100 процентов;

– местные налоги и сборы по нормативам, определяемым областными Советами депутатов при утверждении соответствующих бюджетов;

– другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами [12].

В бюджеты первичного уровня зачисляются следующие налоговые доходы (по нормативу отчислений от налогового дохода):

– налог на недвижимость, исчисленный по принадлежащим физическим лицам объектам, находящимся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, – 100 процентов;

– налог на недвижимость, исчисленный по незавершенным строительством объектам, находящимся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, – 100 процентов;

– земельный налог на земельные участки, находящиеся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, уплачиваемый физическими лицами, – 100 процентов;

– сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – 100 процентов в бюджеты сельсоветов;

– государственная пошлина за совершение уполномоченными должностными лицами сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) исполнительных комитетов действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, – 100 процентов;

– государственная пошлина за нотариальные действия, совершаемые уполномоченными должностными лицами сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) исполнительных комитетов, – 100 процентов;

– сбор с заготовителей сельскохозяйственной продукции, лекарственных трав, грибов, дикорастущих плодов и ягод, уплачиваемый плательщиком по месту нахождения объекта налогообложения, – 100 процентов;

– местные налоги и сборы – по нормативам, определяемым Советами депутатов областного и базового территориальных уровней при утверждении соответствующих бюджетов;

– другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами [12].

Неналоговые доходы бюджетов базового уровня включают в себя (по нормативу отчислений от неналогового дохода, получаемого соответственно на территории района, города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета, или города областного подчинения, если не указано иное):

– доходы от размещения денежных средств бюджетов базового уровня – 100 процентов;

– дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале, находящемся в коммунальной собственности административно-территориальных единиц базового уровня, – 100 процентов;

– доходы от сдачи в аренду земельных участков, находящихся на территории города областного подчинения, города районного подчинения, являющегося центром административно-территориальной единицы и не имеющего бюджета, – 100 процентов;

– плату за право заключения договоров аренды земельных участков в соответствии с законодательством – 100 процентов;

– средства, полученные от проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды охотничьих, рыболовных угодий, – в соответствии с решением районного Совета депутатов о проведении торгов;

– доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности административно-территориальных единиц базового уровня, – 100 процентов, если иное не предусмотрено законодательством;

– административные платежи: плату за предоставление гарантий районных, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, – 100 процентов; вознаграждение за исполнение государственными служащими обязанностей представителей местных исполнительных и распорядительных органов в хозяйственных обществах, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности административно-территориальных единиц базового уровня, – 100 процентов;

– средства, поступающие в бюджеты базового уровня в счет компенсации расходов государства в соответствии с законодательством;

– доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в коммунальной собственности административно-территориальных единиц базового уровня, кроме средств от реализации имущества в соответствии с законодательством о приватизации, – 100 процентов, если иное не предусмотрено решением Совета депутатов базового уровня;

– доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства: доходы от реализации конфискованных и иным способом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции – 80 процентов;

– доходы от реализации бесхозяйного имущества и кладов, находящихся на территории городов областного подчинения, – 100 процентов;

– плату от продажи земельных участков в частную собственность гражданам, негосударственным юридическим лицам в соответствии с законодательными актами – 100 процентов;

– штрафы, подлежащие уплате в бюджеты базового уровня в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства, – 100 процентов;

– возмещение вреда, причиненного имуществу, находящемуся в коммунальной собственности административно-территориальных единиц базового уровня, – 100 процентов;

– добровольные взносы, поступающие в бюджеты базового уровня, – 100 процентов;

– другие неналоговые доходы, установленные законодательством.

Неналоговые доходы бюджетов первичного уровня включают в себя:

– доходы от размещения в соответствии с законодательством денежных средств бюджетов первичного уровня – 100 процентов;

– дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале, находящемся в коммунальной собственности сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, – 100 процентов;

– доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, – 100 процентов, а также от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной, районной, городской (города областного подчинения) коммунальной собственности и переданного в оперативное управление Советам депутатов первичного уровня, – по нормативу в соответствии с законодательством;

– доходы от сдачи в аренду земельных участков, находящихся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, – 100 процентов;

– поступления от реализации имущества, находящегося в коммунальной собственности сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, – 100 процентов;

– доходы от реализации бесхозяйного имущества и кладов, находящихся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, – 100 процентов;

– доходы от продажи гражданам земельных участков, находящихся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, – 100 процентов;

– другие неналоговые доходы, установленные законодательством [12].

В бюджеты первичного уровня по решению районного, областного Совета депутатов зачисляется не более 50 процентов средств от реализации недвижимого имущества, расположенного на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, находящегося в коммунальной собственности района, области.

1.3 Направления использования доходов местных бюджетов

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

В бюджете на очередной финансовый год в соответствии с принятыми ранее обязательствами предусматриваются в полном объеме ассигнования на обслуживание долговых обязательств.

В составе местных бюджетов создаются резервные фонды местных исполнительных и распорядительных органов. Предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

· расходы на функционирование бюджетных организаций;

· бюджетные трансферты населению;

· субсидии организациям и физическим лицам;

· бюджетные трансферты за границу;

· межбюджетные трансферты;

· расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

· бюджетные ссуды, бюджетные займы;

· бюджетные кредиты;

· расходы на обслуживание долговых обязательств;

· другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством

Размер резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и не может превышать 1 процента доходов местных бюджетов без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов, как при утверждении бюджета, так и в процессе его исполнения.

Из бюджетов базового уровня финансируются следующие функциональные виды расходов:

· общегосударственная деятельность: обеспечение функционирования органов местного управления и самоуправления;

· обеспечение функционирования районных, городских и зональных архивов, в том числе для хранения документов по личному составу;

· обеспечение проведения повторных выборов депутатов местных Советов депутатов и местных референдумов, а также другие расходы в соответствии с законодательством; обслуживание долга органов местного управления и самоуправления базового уровня; другая деятельность, связанная с осуществлением функций органов местного управления и самоуправления базового уровня;

· судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности: предупреждение и ликвидация последствий местных чрезвычайных ситуаций;

· национальная экономика: программы и мероприятия по развитию и поддержке предпринимательства; сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность; промышленность, строительство и архитектура:

· градостроительное планирование и иная архитектурная и градостроительная деятельность на территории административно-территориальной единицы; транспорт; топливо и энергетика;

· охрана окружающей среды: программы и мероприятия по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов на территории административно-территориальных единиц;

· жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;

· финансирование жилищного строительства, включая расходы на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, на территории административно-территориальной единицы; субсидии организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению; расходы на текущий и капитальный ремонт жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, обслуживающих жилищный фонд; приобретение специальной коммунальной техники и оборудования для нужд жилищно-коммунального хозяйства и т.д.;

· здравоохранение: обеспечение функционирования больничных и амбулаторно-поликлинических организаций, подчиненных районным, городским (городов областного подчинения) исполнительным комитетам;

· обеспечение функционирования организаций (станций) скорой медицинской помощи; обеспечение функционирования других государственных организаций здравоохранения, подчиненных районным, городским (городов областного подчинения) исполнительным комитетам;

· обеспечение функционирования организаций, обслуживающих государственные организации здравоохранения, подчиненные районным, городским (городов областного подчинения) исполнительным комитетам;

· физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации: расходы на физкультурно-оздоровительные мероприятия по месту жительства, поддержку развития массовых видов спорта и физической культуры; проведение районных, городских (городов областного подчинения) спортивных мероприятий по физкультурно-массовой и оздоровительной работе с населением; обеспечение функционирования районных, городских (городов областного подчинения) детско-юношеских спортивных школ, других государственных организаций физической культуры и спорта;

· образование: функционирование государственных организаций образования, подчиненных районным, городским (городов областного подчинения) исполнительным комитетам; возмещение части расходов ведомственных дошкольных организаций образования;

· проведение централизованных мероприятий в области образования и т.д.;

· социальная политика: обеспечение функционирования государственных организаций социальной защиты, государственных социально-педагогических организаций и организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подчиненных районным, городским (городов областного подчинения) исполнительным комитетам; помощь семьям, воспитывающим детей, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством;

Из бюджетов базового уровня также финансируются расходы на инвестиционные программы и проекты органов местного управления и самоуправления базового уровня. Из бюджетов первичного уровня финансируются следующие виды расходов:

· деятельность органов местного управления и самоуправления, включая содействие в создании (избрании) и обеспечении деятельности органов территориального общественного самоуправления, формирование резервных фондов местного значения;

· благоустройство населенных пунктов на территории соответствующей административно-территориальной единицы, их хозяйственно-питьевое водоснабжение и расходы на возмещение части затрат по общим отделениям бань, а также другие расходы в соответствии с программами жилищного и дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы, утверждаемыми Советами депутатов первичного территориального уровня.

Таким образом, доходная часть местных бюджетов в Республике Беларусь формируется за счет собственных доходов, налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами, а также отчислений от общереспубликанских налогов и доходов. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Благодаря местному бюджету происходит концентрация денежных средств в распоряжении органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории. Наличие местного бюджета укрепляет экономическую самостоятельность территории, активизирует хозяйственную деятельность, позволяет развивать инфраструктуру, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. Что способствует развитию региона, более полному удовлетворению потребностей населения.

2. Анализ доходной базы местного бюджета на примере бюджета Браславского района

2.1 Анализ формирования доходов местного бюджета

Проанализируем состав и структуру источников формирования доходов местного бюджета Браславского района. Все результаты отразим в таблице 2.1. Для исключения влияния инфляционного фактора и обеспечения возможности анализа, данные за 2008 год и 2009 год приведем в сопоставимый вид в сравнении с данными за 2010 год. Для этого используем индекс потребительских цен ИПЦ 2009/2008 = 1,101 и ИПЦ 2010/2009 = 1,099. Таким образом, для обеспечения сопоставимости данных, показатели за 2008 год умножим на 1,101, а затем на 1,099, а показатели за 2009 год умножим на 1,099. После этого данные могут быть использованы для их анализа.

Как следует из таблицы 2.1, за 2008г. в доход бюджета поступило 58846514,8 тыс. руб. Наибольший удельный вес в источниках дохода районного бюджета приходится на безвозмездные поступления – 60,4% от общей суммы поступлений. Удельный вес налоговых доходов составил – 35,6%. Основными доходными источниками налоговых доходов бюджета района являются: подоходный налог 12,1% в общей сумме поступлений, НДС – 11,4%, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции – 2,5%, налог на прибыль 1,7% и др.

За 2009 г. в доход бюджета поступило 54293886,6 тыс. руб. Наибольший удельный вес в источниках дохода районного бюджета приходится, как и в предыдущем году, на безвозмездные поступления – 55,6% от общей суммы поступлений. Удельный вес налоговых доходов составил 38,7%. Основными доходными источниками налоговых доходов бюджета района являются: подоходный налог 11,3% в общей сумме поступлений, НДС – 12,8%, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции – 3,7%, налог на прибыль и доходы – 1,7% и др.

За 2010 г. в бюджет поступило 58634907,2 тыс. руб. Наибольший удельный вес в источниках дохода районного бюджета приходится на безвозмездные поступления – 58,7% от общей суммы поступлений. Удельный вес налоговых доходов в данном периоде составил 37,4%. Основными доходными источниками налоговых доходов бюджета района являются: подоходный налог 12,6% в общей сумме поступлений, НДС – 12,2%, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции -2,7%, налог на прибыль и доходы 1,0% и др.

Таблица 2.1 Структура источников формирования доходов местного бюджета Браславского района за 2008 – 2010 гг.

Наименование

2008* г.

2009* г.

2010 г

Отклонение 2009г. от 2008г.

Отклонение 2010г. от 2009г.

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Абсолютное

Темп роста, %

Абсолютное

Темп роста, %

1.Налоговые доходы

20957860,3

35,6

20992139,5

38,7

21 907 565,5

37,4

34279,2

100,2

915426,0

104,4

1.1 Налог на доходы и прибыль

8073003,0

13,7

7047762,6

13,0

8 012 445,7

13,7

-1025240,4

87,3

964683,1

113,7

1.1.1 Подоходный налог

7097937,5

12,1

6151320,9

11,3

7 405 025,9

12,6

-946616,6

86,7

1253705,0

120,4

1.1.2 Налог на прибыль

975065,5

1,7

896415,4

1,7

607 419,8

1,0

-78650,1

91,9

-288995,6

67,8

1.2 Налог на собственность

2028591,5

3,4

1854309,0

3,4

2 626 475,0

4,5

-174282,6

91,4

772166,0

141,6

1.3 Налог на товары и услуги в том числе

10253587,9

17,4

11580199,0

21,3

10 489 036,5

17,9

1326611,1

112,9

-1091162,5

90,6

1.3.1 Налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг) в том числе

10046029,8

17,1

11366704,3

20,9

10 176 015,2

17,4

1320674,6

113,1

-1190689,1

89,5

НДС

6680390,8

11,4

6935975,5

12,8

7 174 117,0

12,2

255584,7

103,8

238141,5

103,4

Налог с продаж товаров в розничной торговле

952578,6

1,6

1091264,7

2,0

0,0

138686,1

114,6

-1091264,7

0,0

Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) в том числе

2413060,3

4,1

3339464,2

6,2

3 001 898,2

5,1

926403,8

138,4

-337566,0

89,9

Налог для производителей сельскохозяйственной продукции

1464012,6

2,5

2011187,1

3,7

1 568 027,1

2,7

547174,5

137,4

-443160,0

78,0

1.3.2 Налоги и сборы на отдельные виды деятельности

155157,9

0,3

132708,8

0,2

53 807,0

0,1

-22449,2

85,5

-78901,8

40,5

в том числе налог на услуги

66129,8

0,1

32466,7

0,1

35 286,1

0,1

-33663,2

49,1

2819,4

108,7

1.3.3 Сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности

52400,2

0,1

80786,0

0,1

259 214,3

0,4

28385,7

154,2

178428,3

320,9

в том числе Налог за использование природных ресурсов (экологический налог)

48223,9

0,1

75152,9

0,1

166 572,6

0,3

26929,0

155,8

91419,7

221,6

1.4 Другие налоги, сборы и иные обязательные платежи

602677,9

1,0

509868,9

0,9

779 608,3

1,3

-92809,0

84,6

269739,4

152,9

1.4.1Государственная пошлина

480264,5

0,8

432772,2

0,8

456 430,4

0,8

-47492,2

90,1

23658,2

105,5

1.4.2 Иные налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи в том числе

122413,4

0,2

77096,6

0,1

323 177,9

0,6

-45316,8

63,0

246081,3

419,2

Курортный сбор

63651,9

0,1

59578,0

0,1

99 527,1

0,2

-4073,9

93,6

39949,1

167,1

2. Неналоговые доходы

2353750,2

4,0

3118025,1

5,7

2 314 663,1

3,9

764274,9

132,5

-803362,0

74,2

2.1 Доходы от имущества находящегося в государственной собственности

187179,9

0,3

284861,7

0,5

186 876,2

0,3

97681,7

152,2

-97985,5

65,6

2.2 Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности в том числе

10253587,9

17,4

2066817,9

3,8

1 303 008,7

2,2

-8186770,0

20,2

-763809,2

63,0

2.2.1 Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства

632846,5

1,1

1208988,5

2,2

627 372,5

1,1

576141,9

191,0

-581616,0

51,9

2.2.2 Доходы от реализации государственного имущества

397737,2

0,7

244568,7

0,5

126 988,8

0,2

-153168,5

61,5

-117579,9

51,9

2.2.3 Доходы от продажи земельных участков

368552,5

0,6

244568,7

0,5

112 646,8

0,2

-123983,8

66,4

-131921,9

46,1

2.3 ШТРАФЫ, УДЕРЖАНИЯ

700115,2

1,2

706202,1

1,3

705 274,9

1,2

6086,9

100,9

-927,2

99,9

2.4 Прочие неналоговые платежи

268060,5

0,5

60143,4

0,1

119 503,3

0,2

-207917,1

22,4

59359,9

198,7

3. Безвоздмездные поступления

35534904,3

60,4

30183722,0

55,6

34 412 678,6

58,7

-5351182,3

84,9

4228956,6

114,0

Итого доходов и поступлений

58846514,8

100

54293886,6

100

58 634 907,2

100

-4552628,2

92,3

4341020,6

108,0

Примечание * – данные, приведенные в сопоставимый вид.

Источник: собственная разработка на основе отчетных данных об исполнении бюджета Браславского района.

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сумма доходов и поступлений районный бюджет уменьшилась на 4552628,2 тыс. руб., темп роста 92,3%, в том числе за счет уменьшения безвозмездных поступлений на 5351182,3 или на 15,1% к уровню прошлого года, что привело к снижению их удельного веса в структуре доходов с 60,4% в 2008 г. до 55,6% в 2009 г. Снижение удельного веса безвоздмездных поступлений в общей сумме поступления средств в бюджет повлекло за собой увеличение удельного веса неналоговых доходов и налоговых доходов. В 2009 г. произошло увеличение поступлений по неналоговым доходам на 764274,9 тыс. руб. или на 32,5%, что привело к увеличению их удельного веса в общей сумме поступлений в бюджет до 5,7%, налоговые доходы увеличились на 34279,2 тыс. руб., темп роста к уровню прошлого года составил 100,2%., удельный вес в структуре источников дохода составил 38,7%, что на 3,1 процентный пункт выше уровня 2008 г.

Сумма налога на доходы и прибыль в данном периоде сократилась на 1025240,4 тыс. руб или на 12,7%, в том числе за счет сокращения суммы подоходного налога на 946616,6 тыс. руб, налога на прибыль на 78650,1 тыс. руб. Данное сокращение привело к снижению удельного веса налогов на доходы и прибыль в общей сумме поступлений в районный бюджет на 0,7 процентных пункта по сравнению с 2008 г. Налоги на товары и услуги в 2009 г увеличились на 1326611,1 тыс.руб. или на 12,9%, удельный вес в структуре доходов составил 21,3%, что на 3,9 процентных пункта превышает уровень 2008 г. Увеличение налогов на товары и услуги произошло за сет увеличения: НДС на 255584,7 тыс. руб. или на 3,8%, налога с продаж товаров в розничной торговле на 138686,1 тыс. руб. или на 14,6%, других налогов и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 926403,8 тыс. руб. или на 38,4%.

Одной из причин увеличения суммы налоговых доходов стало то, что в 2009 г. местными органами власти увеличены ставки земельного налога для юридических лиц на 50%, для физических лиц на 100%, ставки налога на недвижимость для юридических и физических лиц на 50%.

В 2009 г. в абсолютном выражении сумма неналоговых доходов увеличилась на 764274,9 тыс. руб. или на 32,5 % по сравнению с 2008 г. Увеличение поступлений наблюдается по доходам от имущества находящегося в государственной собственности на 97681,7 тыс. руб., по доходам от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства на 576141,9 тыс. руб., и штрафам и удержаниям – 6086,9 тыс. руб.

В 2010 г. общая сумма поступлений в бюджет увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4341020,6 тыс. руб. или на 8,0 %.

В структуре источников доходов Браславского районного бюджета, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдаются изменения: удельный вес неналоговых доходов сократился на 1,8 % и составил 2 314 663,1 тыс. руб. В абсолютном выражении суммы налоговых доходов в 2010г. уменьшилась по сравнению с 2009 г. на 803362,0 тыс. руб., темп роста составил 74,2%. Данное снижение произошло за счет снижения суммы поступлений на доходы от имущества находящегося в государственной собственности на 97985,5 тыс. руб. или на 34,4%, доходов от осуществления приносящей доходы деятельности на 763809,2 или на 38% в том числе за счет сокращения доходов от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации затрат государства на 581616,0 тыс. руб.

В 2010 г. наблюдается снижение удельного веса налоговых доходов на 1,3 процентных пункта. Однако темп роста налоговых доходов в данном периоде составил 104,4%, в абсолютном выражении 915426,0 тыс. руб. Данное увеличение произошло за счет увеличения поступлений налога на доходы и прибыль 964683,1 тыс. руб., темп роста составил 113,7%, что в свою очередь привело к увеличению удельного веса данных налогов на 0,7 процентных пункта по сравнению с 2009 г. Удельный вес налогов на товары и услуги в общей сумме поступления денежных средств в бюджет района по сравнению с 2009 г. сократился на 3,4 процентных пункта и составил 17,9 %. В абсолютном выражении сумма налога на товары и услуги сократилась на 1091162,5 тыс. руб., темп роста составил 90,6%. Данное снижение произошло в основном за счет сокращения суммы поступлений налогов от выручки от реализации товаров на 1190689,1 тыс. руб. Основной причиной данного факта стало снижение налоговой нагрузки в 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: отмена налога с продаж товаров в розничной торговле. Сумма налогов и сборов на отдельные виды деятельности сократилась на 78901,8 тыс. руб.

Сокращение удельного веса налоговых и неналоговых поступлений в 2010 г. вызвано увеличением удельного веса безвоздмездных поступлений. В данном периоде их удельный вес оставил 58,7%. В абсолютном выражении сумма безвозднездных поступлений увеличилась на 4228956,6 тыс. руб. или на 14% по сравнению с 2009 г.

2.2 Анализ использования доходов местного бюджета

Проанализируем использование доходов местного бюджета Браславского района за 2008 – 2010 г. в разрезе кассовых расходов по функционально – ведомственной и экономической классификации данные сведем в таблицу 2.2.

В 2008 г. общая сумма расходов районного бюджета составила 62057460,8 тыс. руб., в 2009 г. – 60246102.2 тыс. руб., что на 1811358.6 тыс. руб. меньше предыдущего периода или на 2,9%, в 2010 г. – 60134666,2 тыс. руб. что на 111436,0 тыс. руб. меньше чем в 2009 г. или на 0,2%.

Наибольший удельный вес в расходах районного бюджета приходится на текущие расходы 78,8% в 2008 г., 78,6% в 2009 г. и 86,9% в 2010 г. от общей суммы соответственно. В 2009 г. снижение текущих расходов составило 1547362,4 тыс. руб. или 3,2%, что произошло в основном за счет снижения заработная плата с начислениями.

В 2009 г. общая сумма расходов на оплату труда уменьшилась на 848715,6 тыс. руб. или на 3,8% по сравнению с 2008 г., уменьшение начислений на заработную плату на 7,1% связано со снижение суммы отчислений в ФСЗН с 35% до 34%. Темп роста расходов на коммунальные услуги в данном периоде составил 112,4%, в абсолютном выражении данная статья увеличилась на 519150,0 тыс. руб., основная причина данного факта рост цен на энерго- и теплоносители. В 2010 г. сумма текущих расходов по сравнению с 2009 г. увеличилась на 4901659,9 тыс. руб. или на 10,3%, в том числе в основном за счет увеличении расходов на заработную плату, начисления на заработную плату и коммунальные услуги. В 2010 г. как и в 2009 г. наибольший удельный вес приходится на следующие статьи затрат: заработная плата с начислениями, коммунальные услуги.

В 2010 г. общая сумма расходов на оплату труда увеличилась на 2069726,6 тыс. руб. или на 9,7% по сравнению с 2009 г., что в свою очередь повлекло за собой увеличение удельного веса данной статьи затрат в общей сумме расходов до 39,0%. Увеличение кассовых расходов по заработной плате рабочих и служащих привело к увеличению сумм начислений на заработную плату на 11,6% или на 808006,7 тыс. руб. Темп роста расходов на коммунальные услуги в данном периоде составил 114,1%, в абсолютном выражении данная статья увеличилась на 663748,2 тыс. руб., основная причина данного факта рост цен на энерго- и теплоносители.

Сумма программных расходов в 2010 г. составила 28048152,7 тыс. руб. в 2009 г. – 32877686,3 тыс. руб., темп роста 85,2%. Удельный вес программных расходов составил 54,6% в 2009 г. % и 46,6% в 2010 г. соответственно. Наибольший удельный вес из программных расходов в общей сумме расходов районного бюджета расходах приходится на Государственную программу возрождения и развития села, в 2009 г. – 37,4%, в 2010 г. – 43,0%. В 2010 г. сумма средств затраченных на вышеуказанную программу составила 25856899,6 тыс. руб., что на 14,8% превышает уровень прошлого года.

Таблица 2.2 Структура использования доходов местного бюджета Браславского района за 2008 – 2010 г.
Заключение

Экономическая сущность местных – бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. Функции местных органов власти, в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей.

Для выполнения этих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения. Местные Советы самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют бюджеты соответствующих территорий в интересах населения. Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими, сельскими и поселковыми бюджетами в зависимости от территориального уровня местных Советов в соответствии с Законом “О местном самоуправлении и местном хозяйстве в РБ” и др. законодательными актами.

Финансовые ресурсы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и налогов, отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов, дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Советами, дотаций и субсидий из вышестоящих бюджетов.

Структура доходной части местного бюджета Браславского района состоит из налоговых и неналоговых доходов.

За 2008 г. в доход бюджета поступило 58846514,8 тыс. руб. в 2009 г. – 54293886,6 тыс. руб., в 2010 г. – 58 634 907,2 тыс. руб. Наибольший удельный вес в источниках дохода районного бюджета приходится на безвозмездные поступления от общей суммы поступлений. Основными доходными источниками налоговых поступлений района являются: подоходный налог, НДС, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на прибыль и доходы и др.

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сумма доходов и поступлений районный бюджет уменьшилась на 4552628,2 тыс. руб., темп роста 92,3%., в том числе за счет уменьшения безвозмездных поступлений на 5351182,3 тыс. руб. или на 15,1% к уровню прошлого года, что привело к снижению их удельного веса в структуре доходов с 60,4% в 2008 г. до 55,6% в 2009 г. Снижение удельного веса безвоздмесдных поступлений в общей сумме поступления средств в бюджет повлекло за собой увеличени удельного веса неналоговых доходов и налоговых доходов. В 2009 г. произошло увеличение поступлений по неналоговым доходам на 764274,9 тыс. руб. или на 32,5%, что привело к увеличению их удельного веса в общей сумме поступлений в бюджет до 5,7%, налоговые доходы увеличились на 34279,2 тыс. руб., темп роста к уровню прошлого года составил 100,2%., удельный вес в структуре источников дохода составил 38,7%, что на 3,1 процентный пункт выше уровня 2008 г.

В структуре источников доходов Браславского районного бюджета, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдаются изменения: удельный вес неналоговых доходов сократился на 1,8% и составил 2314663,1 тыс. руб. В абсолютном выражении суммы налоговых доходов в 2010 г. уменьшилась по сравнению с 2009 г. на 803362,0 тыс. руб., темп роста составил 74,2%. В 2010 г. наблюдается снижение удельного веса налоговых доходов на 1,3 процентных пункта. Однако темп роста налоговых доходов в данном периоде составил 104,4%, в абсолютном выражении 915426,0 тыс. руб.

Сокращение удельного веса налоговых и неналоговых поступлений в 2010 г. вызвано увеличение удельного вес безвоздмездных поступлений. В данном периоде их удельный вес оставил 58,7%. В абсолютном выражении сумма безвозднездных поступлений увеличилась на 4228956,6 тыс. руб. или на 14% по сравнению с 2009 г.

В 2008 г. общая сумма расходов районного бюджета составила 62057460,8 тыс. руб., в 2009 г. – 60246102.2 тыс. руб., что на 1811358.6 тыс. руб. меньше предыдущего периода или на 2,9%, в 2010 г. – 60134666,2 тыс. руб. что на 111436.0 тыс. руб. меньше чем в 2009г. или на 0,2 %.

Наибольший удельный вес в расходах районного бюджета приходится на текущие расходы 78,8% в 2008 г., 78,6% в 2009 г. и 86,9% в 2010 г от общей суммы соответственно. В 2010 г. как и в 2009 г. наибольший удельный вес приходится на следующие статьи затрат: заработная плата с начислениями, коммунальные услуги.

Сумма программных расходов в 2010 г. составила 28048152,7 тыс. руб. в 2009 г. – 32877686,3 тыс. руб., темп роста 85,2 %. Удельный вес программных расходов составил 54,6% в 2009 г. и 46,6% в 2010г. Наибольший удельный вес из программных расходов в общей сумме расходов бюджета района приходится на Государственную программу возрождения и развития села, в 2009 г. – 37,4%, в 2010 г. – 43,0%.

Удельный вес расходов на образование в 2008 г. составил 40,3%, в 2009 г. – 40,1%, в 2010 г. – 43,7%.

Удельный вес расходов на здравоохранение в анализируемом периоде составляет: 2008 г. – 20,4%, 2009 -г. – 20,1%, 2010 г. – 20,8%.

В данной курсовой работе предложены следующие резервы увеличения доходной части местного бюджета Браславского района:

· Введение сбора за осуществление охоты и рыболовства.

· Введение местного сбора за пользование объектами инфраструктуры района, расположенными на территории Национального парка “Браславские озера” при пересечении границы Республики Беларусь через контрольно-пропускные пункты.

· Введение сбора за использование местной символики.

· Совершенствование налогового контроля физических и юридических лиц осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность приносящюю доходы.

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by – Дата доступа: 20.04.2011г.

2. Боровская, А. Главное – обеспечить доходную часть бюджета // Финансы, учет, аудит. – 2004. – N 5. – С. 17-19.

3. Государственные финансы: Учеб. пособие / Под ред. Г.К. Мультан. Мн.: БГЭУ, 2005. – 166 с.

4. Государственные финансы: учеб. – методический комплекс сост. М.А. Авилкина.- Новополоцк: ПГУ, 2007. – 128 с.

5. Жуков, А.И. Одна из проблем формирования местных бюджетов // Финансы и кредит. – 2005. – N 6. – С. 25-28.

6. Заяц, Н.Е. Финансы предприятий: учебное пособие под общей редакцией Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – 3-е издание, испр. Минск Высш. шк., 2006. – с. 680

7. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине “Теория финансов” для студентов специальности 1-25 01 04 дневного и заочного отделения / Сост. И.А. Позднякова; М.А. Авилкина. – Новополоцк: ПГУ, 2007. -25 с.

8. Заяц, Н.Е Теория финансов: Учебное пособие. / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 371 с.

9. Игудин, А.Г. Межбюджетные отношения и реформа местного самоуправления / А.Г. Игудин; А.Г. Игудин // Финансы. – 2006. – N 7. – С. 11-15.

10. Казакова, Л.В. Проблемы изменения структуры доходов и расходов местных бюджетов в современной экономике // Финансы и кредит. – 2004. – N 12. – С. 47-49.

11. Кириллова, С.С. Возможности укрепления доходной базы местных бюджетов // Финансы. – 2004. – N 11. – С. 70-72.

12. Министерство финансов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by – Дата доступа: 29.04.2011г.

13. Побяржина, Т. Местные бюджеты как элемент формирования финансового потенциала региона // Финансы, учет, аудит. – 2001. – №1. – С. 20-22.

14. Финансы: Учебное пособие. / Отв. ред. Ковалева. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 138 с.

15. Отчет об исполнении бюджета Браславского района за 2008-2010 гг. Пояснительная записка.