Дипломная работа “Экономика управления на таможенном предприятии”

Введение
Функции и методы управления
Принципы управления, виды управленческих отношений
Требования к структурам управления, организационные структуры управления
Заключение
Список используемой литературы

Введение

В настоящее время очень важна роль таможенного регулирования на международные экономические отношения России с другими государствами и интеграции российской экономики в международное экономическое пространство. Таможенные органы Российской Федерации косвенно участвуют в этих процессах и обеспечивают расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, общность интересов России и других государств, решая многие проблем в области международной безопасности.

В условиях становления цивилизованных рыночных отношений в нашей стране перед государственными службами стоит задача создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном использовании организационных воздействий. Поэтому проблема эффективного управления в таможенных органах является одной из наиболее актуальных и практически значимых проблем в комплексе взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы.

Именно управленческие процессы взаимодействия руководителя на подчиненных предопределяют успех совместной деятельности таможенного органа. Ведь само по себе управление в системе таможенных органов во многом зависит именно от руководителя, его личных качеств, стиля управления, методов воздействия, организационной структуры, согласно которой осуществляются процессы управления.

Функции и методы управления

Федеральная таможенная служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий:

функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела,

функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности,

функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска),

функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

В управлении таможенными органами как способ достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы используется весь спектр методов управления.

Наиболее часто в управлении применяются общие и локальные методы. Общие – направлены на решение главным образом задач перспективного, стратегического развития таможенной службы, а локальные – используются преимущественно в системах текущего оперативного управления.

В зависимости от форм воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социально-психологические, экономические и экономико-математические методы.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления. К правовым методам относятся: правовые нормы, правовые отношения, правовые акты.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями. Таможенные правоотношения – это регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Выделяются две группы таможенных правоотношений – первичные и вторичные.

Первичные непосредственно связаны с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Вторичные таможенные правоотношения – это отношения по уплате таможенных платежей, по которым предоставлена отсрочка или рассрочка; отношения по переоформлению товаров, хранящихся на таможенных складах, в связи с ликвидацией склада и др.

Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского и некоторых других законодательств.

В процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, – с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются организационные отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранительных, состоят в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение.

В таможенных органах применяются три группы организационно- распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам организационного воздействия. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся:

положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом;

положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия;

типовые структуры подразделений;

должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование – это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени, нормативы соотносительности и др. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе.

Инструктирование – всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организации, сформированной путем организационного воздействия.

В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. В их состав входят: решения коллегии ФТС России, приказы, указания, распоряжения и резолюции. Распорядительное воздействие по форме может быть устным или документально оформленным.

Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения – их заместители и руководители функциональных служб в пределах предоставленных прав и компетенций.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия. Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга.

Социально-психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность, психологический климат в коллективе и др.

Социально-психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его. Целью социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

К социально-психологическим методам относятся социальные и психологические методы управления. Эти методы включают широкий спектр методов социального нормирования и регулирования, а также методы комплектования малых групп и коллективов, гуманизации труда, психологического побуждения, профессионального отбора и обучения.

К экономическим методам относятся: централизованный плановый и методы экономического стимулирования, а к экономико-математическим- неформализованные, слабоформализованные и формализованные методы.

Таким образом, совершенствование методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повышения эффективности системы управления таможенной деятельностью.

Принципы управления, виды управленческих отношений

Принципы управления в таможенных органах.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.

В практике управления государственными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы – это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления, таких как системность обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других, а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Системность – ведущий принцип управления. По характеру взаимоотношений системы бывают открытые и закрытые.

Для таможенных органов характерен смешанный тип системы. С одной стороны, это система с жесткой детерминированностью и организация с устойчивостью, равновесным и линейным развития, что и определяет соответствующий характер управления.

С другой стороны – это система с обменом информацией с внешним миром, со случайным, вероятным характером процессов, выводящим случайность на определяющие позиции.

Смешанный тип системности управления в таможенных органах означает, что жесткий, директивный характер управления с признаками открытых систем, предполагающих невозможность редуцирования управленческой системы от высшего уровня до низшего, когда различные уровни управления образуют не просто вертикаль, а систему, в которой должны быть предусмотрены их особенности и прерогативы.

Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.

Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы.

Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений. Богатство обратных связей внутри системы управления позволяет многократно дублировать информационные сигналы и команды, затрудняя возможность скрыть их или исказить эти связи.

Принцип информационной достаточности обозначает, что в условиях небывалого роста объемов информации, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. В этом вопросе руководство и коллегия ФТС, ГНИВЦ предпринимают активные меры по созданию информационных систем, отвечающих задачам таможенного дела.

Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки и при меньших затратах материальных средств и энергии сотрудников составляет – принцип оптимальности управления.

Его реализация в таможенных органах осуществляется с помощью необходимых органов управления, функционально соответствующих управляемому объекту; принятием управленческих решений на основе информации, объективно отражающей состояние объекта управления; наличия отлаженного механизма обратной связи, посредством которой объект мог бы посылать информацию об эффекте принятых решений, а субъект управления был бы в состоянии корректировать или изменять их.

Оптимальность управления в таможенных органах обеспечивается различными методами и средствами.

Имеют важное значение в таможенной системе и находятся в разной степени реализации такие принципы управления, как соподчиненности, и ряд других.

Частные принципы управления подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах деятельности и принципы, имеющие место в таможенных органах, как государственной правоохранительной организации.

К группе принципов необходимо отнести: законности; централизации с предоставлением возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения задач; оперативного реагирования на изменение обстановки; непрерывности, оперативности, твердости, настойчивости и гибкости управления; принципа ответственности, преемственности, нацеленности на конечный результат и др.

С другой стороны, управление в государственных органах базируется и на таких частных принципах, как: принципы организации и действия государственной службы; осуществления оперативно-розыскной деятельности; морали; подбора кадров, их обучения и воспитания и ряд других.

Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей государственных органов.

К ним можно отнести принципы: единоначалия, сочетания центрального, регионального и местного управления, конкретности, разделения труда, принципы иерархии, единства распорядительства и одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления и др.

Особо необходимо дать анализ реализации принципа единоначалия. В таможенных органах принцип единоначалия действует на всех уровнях руководства, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника. Это выражается в следующем:

полноте и объеме властных полномочий для решения поставленных задач;

наличии законодательного обеспечения реализации этой функции и ответственности государства за предоставленные права;

кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников;

материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства;

наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

Виды управленческих отношений в таможенных органах.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей.

Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:

вертикальные управленческие отношения (ФТС – РТУ; РТУ – таможня; начальник таможни – отделы таможни; таможня – таможенный пост; ФТС – таможня);

горизонтальные управленческие отношения (РТУ – РТУ; отдел таможни – отдел таможни; таможенный пост – таможенный пост; таможня – таможня);

диагональные управленческие отношения (пост – взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня – взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ФТС – взаимодействующее Управление ФТС РФ).

Вертикальные отношения предполагают прежде всего взаимоотношения между руководителями и его подчиненными, когда часто вырисовывается так называемая линейная субординация: все нижестоящие по уровням управления звенья находятся в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления. Это так называемые линейные отношения.

Горизонтальные отношения могут быть двух категорий. Во-первых, коллегиальные – отношения между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника. Во-вторых, параллельные – отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни – отдел таможни, таможенный пост – таможенный пост, таможня – таможня).

Диагональные отношения – это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направлении запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и т.п.

Требования к структурам управления, организационные структуры управления

Высшим таможенным органом ТС является Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества. Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Высшим органом такого союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.

Стороны таможенного союза Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Председатель Комиссии таможенного союза -Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Шувалов И.И.

Элементами системы таможенных органов являются:

Центральный аппарат ФТС;

региональные таможенные управления (РТУ);

таможни;

таможенные посты.

Руководство деятельностью ФТС осуществляет Правительство Российской Федерации.

ФТС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, таможенным законодательством Таможенного союза, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и полониями о ФТС.

ФТС осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные органы Службы и свои представительства (представителей) в иностранных государствах во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. (Бельянинов Андрей Юрьевич на данный момент является руководителем ФТС).

Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности.

Руководитель Федеральной таможенной службы имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Малинин В.М. – первый заместитель, Голендеева Т.Н. – статс-секретарь, Комличенко С.Г., Васильев А.В., Давыдов Р.В. – заместители.

Заместитель руководителя ФТС, курирующий оперативно-разыскную работу таможенных органов, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Организационные основы управления таможенными органами представлены в проекте Федерального закона «О таможенном регулировании РФ» и Таможенном кодексе Таможенного союза.

Под организационной структурой таможенного органа следует понимать совокупность структурных подразделений, составляющих таможенный орган, порядок их соподчиненности, а также формы распределения между ними функций.

Если в организации наблюдаются только линейные взаимоотношения, то организационная структура управления в ней называется линейной. Если же на линейные взаимоотношения накладываются функциональные, то организационная структура управления в такой организации называется линейно-функциональной или просто функциональной..

Аналогично при создании в рамках линейной структуры управления института помощников и советников, которые готовят соответствующие рекомендации руководителю, организационная структура управления получает название линейно-штабной.

Линейная и функциональная организационные структуры управления наиболее характерны для вертикальных управленческих взаимоотношений.

Опора в управленческой деятельности на развитие горизонтальных взаимоотношений чаще всего приводит к так называемым программно-целевым (матричным) организационным структурам управления. В данных структурах вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиции иерархии подчинения, а с точки зрения достижения той цели, которая предусмотрена программой.

В качестве примера стихийного программно-целевого образования можно назвать оперативную группу, создаваемую в таможенном органе для выявления контрабанды или предупреждения других нарушений таможенной границы.

Сочетание рассмотренных структур управления порождает так называемую смешанную организационную структуру управления, характерную для единой системы таможенных органов Российской Федерации. Рассмотрим характеристики этих структур несколько подробнее.

В числе преимуществ линейной организации многие авторы чаще всего выделяют: управление таможенный орган

Ярко выраженную систему вертикальных связей.

Ответственность, установленные обязательства.

Четкое распределение обязанностей и полномочий.

Оперативный процесс принятия решений.

Простоту в понимании и использовании указаний.

Возможность поддерживать необходимую дисциплину.

Этот тип управленческой структуры ведет к формированию стабильной и прочной организации.

К недостаткам линейного построения организационной структуры управления относятся: негибкость, жесткость; неприспособленность к дальнейшему росту организации; тенденциозность и волокита при рассмотрении вопросов, в решении которых задействованы несколько подразделений (по горизонтали); повышенная зависимость результатов работы от личных и деловых качеств руководителя.

Преимущества линейно-штабной организационной структуры управления в том, что при ее использовании достигаются: более глубокая подготовка решений и планов; освобождение линейных руководителей от более глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатками линейно-штабной структуры управления являются: недостаточно четкая ответственность штаба; появление тенденций к чрезмерной централизации.

Функциональная специализация аппарата управления, а именно ей в последнее время начинают уделять все большее внимание в таможенных органах, повышает эффективность его деятельности. Вместо универсальных руководителей, которые должны разбираться в особенностях всех функций управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетентность в своей области и отвечающих за определенное направление деятельности.

К преимуществам функциональной организационной структуры управления можно отнести то, что она освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.

К общим недостаткам такой структуры управления относятся: усложнение взаимосвязей; ухудшение координации; проявление тенденции к чрезмерной централизации и двойному подчинению сотрудников.

Программно-целевая организационная структура управления позволяет руководителю, ответственному за достижение поставленной цели, подчинить всех исполнителей, независимо от того, в каком подразделении они выполняют основную работу. По окончании работы все исполнители возвращаются в состав своих подразделений.

Создание программно-целевой структуры в таможенных органах считается целесообразным в случаях, когда в сжатые сроки необходимо создать оперативные группы для освоения новых технологий служебной деятельности, внедрения различных усовершенствований быстрого реагирования на изменения внешних и внутренних условий.

Требования к структурам управления в таможенных органах:

Простота и экономичность. Чрезмерно сложная организационная структура усложняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структурные подразделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо служебной функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции сотрудниками, работающими в других подразделениях

Ясность. Каждое подразделение таможенного органа, каждый сотрудник должен четко знать, где он находится, куда ему обращаться за информацией, а также кто принимает управленческие решения. Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, вынуждает сотрудников впустую расходовать время, раздражает их, задерживает принятие решений.

Определенность. Организационная структура должна помогать каждому сотруднику понимать свою собственную задачу. Для этого она должна обеспечивать минимальную потерю информации на пути от вышестоящих уровней управления до нижестоящих.

Управляемость. Организационная структура должна облегчать процесс принятия решения. В плохой организационной структуре решения принимаются “сверху-вниз” в хорошей – “снизу-вверх”.

Устойчивость. Организационная структура одновременно должна быть стабильной. Каждый работник нуждается в наличии определенного круга общения, где он занимает определенное место. Организация должна обладать устойчивостью во времени и способностью к самообновлению и саморазвитию. Этого можно достичь, за счет профессионального и личностного развития специалистов, новых лидеров.

Гибкость. Понятие гибкости появилось лишь в последнее время и характерно для открытых социальных систем. Организационная структура управления, даже самая большая и сложная, не должна быть “застывшей”, раз и навсегда определенной. Гибкость структуры дает возможность организации (предприятию) быстрее реагировать на изменения внешних условий и приспосабливаться к ним.

Производным от устойчивости и гибкости является такой показатель организационных структур управления, как гомеостатичность, т. е. способность системы вырабатывать автоматические реакции по поддержанию внутреннего равновесия. Чем меньше в структуре возникает отклонений из-за различного рода “разовых” возмущений, тем эта структура устойчивее.

Совершенствование организационной структуры – это последовательный, сложный и динамичный процесс. Суть проблемы состоит в том, чтобы эта структура организационно обеспечивала успешную реализацию функций, закрепленных за каждым звеном и всей системой таможенных органов. Под этим углом следует рассматривать проблему распределения полномочий и функций между таможенными органами. В этой связи совершенствование организации единой системы таможенных органов является решающим условием и средством эффективности осуществления таможенного дела.

Заключение

Таможенное дело как объект управления представляет собой сложно организованный объект состоящий из ряда элементов, требующих дифференцированного подхода при применении принципов и методов управления. При этом один из элементов – таможенные органы – являются в свою очередь субъектом управления и играют решающую роль в управлении таможенным делом, поскольку являются непосредственно реализаторами мер таможенно-тарифного регулирования и применения запретов и ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Соответственно, мы рассматривали принципы и методы управления таможенным делом на примере именно таможенных органов.

Управление в таможенных органах осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни. Таможенная система включает в себя множество различных элементов, подсистем, которые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом.

Задачи управления – поддержание их оптимальном соответствии друг другу, целям таможенной службы как социально-экономической организации, выполняющей специфические функции.

Изучение управления в таможенных органах – является актуальной темой, потому что ошибки в управлении таможенным делом могут привести к серьезным экономическим и политическим последствиям для государства в целом.

Список используемой литературы

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (действующая редакция от 06.07.2010)

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 23.07.2013) “О таможенном регулировании в Российской Федерации”

Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 (ред. от 16.09.2013) “О Федеральной таможенной службе” (утв. постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. N 809)://www.customs.ru/index.php – официальный сайт ФТС России.://www.consultant.ru/popular/custom_eaes официальный сайт компании КонсультантПлюс.

УМК по дисциплинам «Таможенные пошлины и расчеты» и «Таможенное дело», МГУТУ, 2011.

Управление Таможенным делом, учебное пособие, В. В. Макрусев, В. А. Черных, СПб -2012.