Деятельность Интерпола в России в современных условиях

Деятельность Интерпола в России в современных условиях (500 руб.)

Содержание

Введение…………………………………………………………..

§ 1. История образования и становления Интерпола…………….

§ 2. Структура Интерпола и основные направления деятельности……..

§ 3. Деятельность Интерпола в России…………………………………..

Заключение………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………..

Введение 

Темой данной курсовой работы является – Интерпол. Многим, даже некоторым из числа практических работников правоохранительных органов о данной организации мало что известно. А в настоящее время представить мировое сообщество без Интерпола невозможно. Необходимость международной криминальной полиции продиктована временем и имеет почти вековую историю. Интерпол – вторая в мире по количеству стран-участниц международная организация, способная похвастаться очень богатой историей. В данное время  Интерпол является мировым координационным центром по борьбе с терроризмом и организованной преступностью, а то каким образом он осуществляет свою деятельность в мире и непосредственно в Российской Федерации и будет является актуальностью данной темы.

В настоящей работе рассмотрены основные вопросы, раскрывающие понятие международной уголовной полиции, её функции, значение, а также значение Интерпола в борьбе с преступностью в России как стране-участнице данной международной организации.

Основной целью курсовой работы является проведение на основе изучения и анализа нормативно-правовых актов РФ, международных нормативно-правовых актов, юридической литературы исследования правового положения Интерпола и возникающих в связи с этим правоотношениях данной организации, сотрудничества с Российской Федерацией.

Достижение указанной цели будет осуществляться путем решения следующих задач: изучение места и роли Интерпола в России и в мировой арене, порядка образования, структуры, компетенции Интерпола.

Объектом работы выступили нормативно закрепленное положение Интерпола в современной России и на международной арене.

Предметом являются нормы действующего российского и международного законодательства.

Интерпол является самой крупной межправительственной организацией полицейского сотрудничества, объединяющей органы полиций 186 стран. Интерпол как межправительственная организация является юридическим лицом по международному праву, с собственными правами и прерогативами и как таковая подчинена международному праву, а не законам различных стран. В силу своего межправительственного статуса Интерпол не подчиняется (кроме как с собственного согласия) законам государств-членов и может пользоваться привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для деятельности самой Организации и её сотрудников (иммунитет от судебного преследования, неприкосновенность архивов, территорий).

Курсовая работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.

1. История образования и становления Интерпола 

Интерпо́л (Interpol — сокращённое название (с 1956 года) Международной организации уголовной полиции (фр. Organisation Internationale de Police Criminelle, OIPC, англ. International Criminal Police Organization, ICPO) — международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с обще уголовной преступностью.[1]

Интерпол – является ведущей международной организацией, которая благодаря своей уникальной структуре, правовой базе и техническому оснащению способна эффективно и рационально координировать международное полицейское сотрудничество около 187 стран, входящих в нее.[2]

Интерпол был образован в сентябре 1923 году на Международном полицейском конгрессе в Вене. Первая попытка была предпринята на первом Конгрессе криминальной полиции, который состоялся в Монако в 1914 году. Она была инициировано князем Монако Альбертом 1.

Однажды князь познакомился с красивой молодой немкой, на которой собрался жениться и которая, как потом выяснилось, оказалась наводчицей в воровской шайке. Лишившись фамильных драгоценностей, незадачливый жених призвал лучших сыщиков мира и объявил сбор первым международным съездом сотрудников уголовной полиции. На призыв потрясенного женским коварством князя откликнулись 188 человек из 24 стран, в том числе три дамы. Они договорились создать единый банк данных и разработать процедуру ускоренной выдачи преступников странам-участницам. Следующую встречу – через два года в Бухаресте – отменила Первая мировая война. Уже после войны 3 сентября 1923  в Вене состоялся первый полицейский конгресс, на котором и было принято решение создать Международную комиссию криминальной полиции. Ее телеграфный адрес звучал как «Интерпол». Так как Австрия была хозяйкой первого полицейского конгресса, глава австрийской полиции автоматически возглавил новую организацию, также большую часть секретариата составили австрийцы.[3]

До Второй Мировой войны Интерпол функционировала как организация  для обмена информацией и идеями. Сотрудничество полицейских служб было неофициальным. Бывший генеральный секретарь Интерпола Андрэ Боссар сказал как-то: «Долгое время мы работали как некий клуб по интересам». В марте 1938 года Австрия была присоединена к нацистской Германии. Буквально в час вступления немецких войск в Вену рейхсфюрер Генрих Гиммлер сместил президента Интерпола доктора Михаэля Шкубля и заменил его на нациста Отто Штайнхаузля. На обложке журнала Интерпола «The International Criminal Police Review» за 10 июля 1938 года Штайнхаузль был изображен в форме штандартенфюрера СС. В руки нацистов попала вся база данных Интерпола, которой они в полной мере воспользовались. С 1940 года президентом Интерпола стал глава службы безопасности нацистской Германии Райнхард Гейдрих. Штаб-квартира переехала в Берлин. Гейдрих оставался на этой должности до самой своей смерти в результате покушения в июне 1942 года. Место Гейдриха занял эсэсовец Артур Небе. Затем президентом международной полиции стал печально известный Эрнст Кальтенбруннер. После крушения нацистского режима Кальтенбруннер был осужден Нюрнбергским трибуналом и казнен.[4]

После войны Интерпол пришлось, по сути, создавать заново. В конце 1946 года представители шестнадцати государств, входивших в Интерпол, встретились в Бельгии и попытались воссоздать организацию. По некоторым данным, среди них были люди, которые в годы войны сотрудничали с нацистами.

С 1946 года по 1989 год штаб-квартира Интерпола располагалась в Париже. Затем она переехала в Лион. Она же является региональным центром для Европы, Средиземноморья, Северной Америки и Ближнего Востока. Другие центры Интерпола расквартированы в Найроби (для Восточной Африки), Абиджане (для Западной Африки), Буэнос-Айросе (для Южной Америки), в Токио (для Азии) и Пуэрто-Рико (для стран Карибского бассейна и Центральной Америки). Организация.[5]

В 1956 году Интерпол получил свое нынешнее название (Международная криминальная полиция) и новый устав – конституцию.

С 1982г. Интерпол получил в ООН статус Международной Межправительственной Организации.

– В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает межправительственный статус Интерпола как наблюдателя на Генеральной Ассамблее.

– В 1997 году Интерпол и ООН подписывают соглашение о сотрудничестве, что свидетельствует о высоком авторитете данной организации.

В настоящее время Интерпол – это крупная международная организация, вторая по численности после ООН и самая крупная организация правоохранительных органов.[6]

Ее членами являются более 180 государств, бывший СССР вступил в нее с 1990г.

2. Структура Интерпола и основные направления деятельности 

Высшим планирующим органом Интерпола является Генеральная Ассамблея, состоящая из делегатов стран – участниц Организации.

Количественный состав отправляемой делегации нигде не оговорен. Однако устав требует включать сюда высокопоставленных должностных лиц  органов выполняющих правоохранительную функцию, служащих, функции которых в национальном масштабе связаны с деятельностью Интерпола, а также специалистов по вопросам, включенным в повестку дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи. В работе сессии могут принимать участие в качестве наблюдателей представители стран, не входящих в Интерпол, а также делегаты от международных организаций.[7]

Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в осеннее время, на разных континентах и в разных странах. Каждая делегация при голосовании имеет один голос. Уставные полномочия Генеральной Ассамблеи: определять основные направления сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола; готовить и проводить мероприятия, облегчающие такое сотрудничество; принимать новых членов; рассматривать и утверждать план работы и бюджет на предстоящий год, избирать должностных лиц организации и решать финансовые вопросы. Здесь же образовываются постоянные и временные комиссии по специальному изучению отдельных вопросов борьбы с преступностью несовершеннолетних, распространением наркотиков и др. Резолюции Генеральной Ассамблеи по внутриорганизационным и процедурным вопросам являются обязательными для исполнения, а резолюции в адрес полицейских органов и правительств – рекомендательными.

Кроме названных сессий, представители государств-членов организации регулярно проводят Региональные конференции по проблемам, которые нецелесообразно выносить на сессию Генеральной Ассамблеи. Ряд проблем требует предварительного обсуждения в странах данного региона. Как правило, здесь формируется единая точка зрения ряда стран по данной проблеме, единый подход к ее решениям, согласовываются и координируются практические усилия по борьбе с отдельными международными преступлениями уголовного характера, распространенными в данном регионе.

Трижды в год собирается совещательный орган – Исполнительный комитет, который выполняет функции Генеральной Ассамблеи в период между сессиями. Он следит за проведением в жизнь рекомендаций Генеральной Ассамблеи, контролирует деятельность Генерального секретаря и готовит повестку дня очередной сессии. Исполнительный комитет состоит из избираемых Генеральной Ассамблеей Президента (сроком на 4 года), трех Вице-президентов (сроком на 3 года), которые должны представлять разные страны и континенты (Азию, Америку, Африку, Австралию и Европу) и девяти делегатов.[8]

Президент Исполнительного комитета Интерпола фактически является главой всей организации и руководствуется ее деятельностью в период между сессиями Генеральной Ассамблеи. Все руководство осуществляется  через Исполнительный комитет, и непосредственно путем принятия единоличных решений по текущим делам.

Президентом Интерпола с 2008 по 2012 год был представитель Сингапура Бун Хуэй Хюи, а с 2012 по 2016 год была избрана представительница Франции Мирей Балестрази – первая в истории Интерпола женщина-президент.

В качестве постоянно действующего органа является Генеральный секретариат, во главе которого стоит Генеральный секретарь, который обладает  компьютерными банками данных:

– по лицам, совершившим обще уголовные преступления;

– преступлениям с классификацией по категориям, месту и способу совершения;

– конфискациям наркотиков;

– выявленным фальшивым банкнотам;

– похищенным предметам искусства;

– отпечаткам пальцев;

– фотографиям преступников и лиц, пропавших без вести;

Кроме того, в Генеральном секретариате задействованы система электронного архивирования с компьютеризованной индексацией и сервер электронных тестов и изображений, с помощью которого национальные центральные бюро (НЦБ) во всех странах имеют возможность прямого доступа  к базе данных Генерального секретариата.

Координирующая и связующая роль Генерального секретариата проявляется в том, что регулярно подготавливает и рассылает информацию для полицейских органов стран – участниц Интерпола.

Кроме названых функций Интерпол подготавливает и рассылает карты похищенной собственности, в которых дается подробное описание похищенного имущества, фотографии похищенных предметов, при их наличии.[9]

Генеральный секретариат также направляет в НЦБ Интерпола стран-участниц информационные листки с данными о новых вызывающих особый интерес способах совершения преступления.

Большой объем информации НЦБ Интерпола стран-участниц получают из Генерального секретариата посредством различных циркулярных сообщений и брошюр, в которых приводятся, как правило, факты о конкретных преступлениях и преступниках (например, еженедельные обзоры о конфискованных наркотиках и арестованных курьерах, о мошенниках, угонщиков транспортных средств и т.д.) НЦБ занимают особое положение в системе органов управления Интерпола, оно действует одновременно в двух направлениях:

– отдельного государства;

– данной организации с соответствующим двойным подчинением;

Одной из основных задач Интерпола является оказание помощи полиции стран-членов Интерпола в обмене информации о розыске лиц с помощью системы международных розыскных циркуляров. Существуют циркуляры для розыска преступников, пропавших без вести лиц, идентификации неопознанных трупов, уведомления о представляющих опасность лицах, и лицах, склонных к совершению преступлений. Кроме того, розыскные циркуляры используются ООН для уведомления полиции о преступных группах и лицах, в отношении которых введены санкции ООН за связь с организацией «Аль-Каида» и движением «Талибан», разыскиваемых Международным трибуналом по бывшей Югославии и Руанде.

Международный розыск преступников – это розыск, проводимый за пределами государства, где было совершено преступление, на территории не менее двух стран. Уголовная полиция каждой из них ведет его собственными силами, с соблюдением своих национальных законов и ведомственных инструкций. Но огромна в нем роль Интерпола. Розыск инициирует страна, уголовный закон которой был нарушен действиями лица, скрывшегося после совершения преступления из данной страны.

В ходе розыска, полиция пользуется различными видами циркулярами, они подразделяются на вид деятельности Интерпола и в зависимости от деятельности им присваивается свой цвет.

Циркуляр-(lettre circulaire)  бумага, исходящая от какого-либо учреждения, в нашем случае Интерпол, или должностного лица и обращенная ко всем или, по крайней мере, к нескольким лицам и местам, ему подчиненным.

В отличие от распоряжений, разрешающих какое-либо конкретное дело, циркуляр обыкновенно носят общий инструкционный характер. Дальнейшее различие между циркулярами и распоряжениями видят в том, что распоряжение может относиться, и чаще всего относится, к тому или другому лицу, дело которого рассматривается.

Специальный циркуляр Интерпола – Совета Безопасности ООН

Данный вид циркуляра был создан в 2005 году в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН №1267, в которой содержится обращение к Генеральному секретарю ООН совместно с Интерполом создать инструмент для помощи комитету Совета Безопасности 1267 в выполнении мандата по замораживанию активов, ограничению перемещения и эмбарго на поставку оружия группам и лицам, связанным с организацией Аль-Каида и движением Талибан.

Розыскной циркуляр с красным углом

Правовым основанием для издания розыскного циркуляра с красным углом является ордер на арест или решение суда запрашивающей страны. Многие из стран-членов Интерпола рассматривают розыскной циркуляр с красным углом как запрос на арест лица с целью последующей экстрадиции. Более того, Интерпол является официальным каналом для передачи запросов на арест с целью экстрадиции в ряде двусторонних и многосторонних договоров о выдаче преступников, включая Европейскую конвенцию об экстрадиции, Конвенцию об экстрадиции экономического сообщества западноафриканских государств (ECOWAS) и Модель договора ООН об экстрадиции.

Генеральная Ассамблея делегировала Генеральному секретариату полномочия отказывать странам-членам Организации в издании розыскного циркуляра с красным углом, если запрос не содержит всей необходимой информации, необходимой для предварительного ареста фигуранта с целью последующей экстрадиции. Предоставляемая информация также проверяется на соответствие требованиям Статьи 3 Устава Интерпола, запрещающей Интерполу вмешательство в деятельность или деятельность политического, военного, религиозного и расового характера.

Розыскной циркуляр с желтым углом

В международный розыск пропавшие без вести лица объявляются в случае, если национальный розыск не принес результатов, при наличии оснований полагать, что разыскиваемый покинул пределы государства, где он постоянно проживал. На каждого разыскиваемого издается так называемый международный розыскной циркуляр Интерпола с желтым углом (Yellow Notice), в котором приводится его фотография, описание внешности и указывается номер досье, в котором Генеральный секретариат суммирует сведения о его розыске.

Розыскной циркуляр с черным углом

В розыскном циркуляре с черным углом (Black Notice) содержится информация об обнаружении неопознанных трупов. В нем указывается страна обнаружения, обстоятельства обнаружения трупа, описание одежды и вещей, приводятся фотографии трупа, отпечатки пальцев, карта зубного аппарата и ДНК профиль. Такой циркуляр публикуется при наличии оснований полагать, что погибший или умерший являлся гражданином другого государства.

Розыскной циркуляр с оранжевым углом

24 февраля 2004г в г. Лион (Франция) состоялась конференция, на которой принято решение о создании циркуляров Интерпола с оранжевым углом (Orange Notice). Недавно прошедшая серия инцидентов с бомбами-посылками, направленными в ряд Европейских организаций, вынудила Интерпол снова заняться поиском новых путей повышения эффективности борьбы с терроризмом. Крайне важно, чтобы Интерпол имел возможность быстрого распространения информации среди стран–участников о новых средствах террористов, а также снабжал этой информацией тех отдельных лиц, которые ответственны за безопасность, включая лиц, представляющих международные организации.[10]

Интерпол определил три основные функции, на выполнение которых сконцентрированы основные силы и ресурсы:

– Создание закрытой всемирной телекоммуникационной системы обмена полицейской информацией;

– Создание и обслуживание баз данных полицейской информации;

– Оперативная поддержка всех полицейских служб, участие в международных полицейских операциях;

Новым направлением в деятельности Генерального секретариата является криминальный анализ или криминальная разведка на базе новейших компьютерных технологий.

Для проработки отдельных вопросов Интерпол может привлекать Советников сроком на 3 года. Они не являются представителями своих стран, Интерпол выбирает их из числа лиц обладающих специальными навыками, умениями для осуществления потребностей Организации.[11]

Кроме выше перечисленных в Интерполе действуют различные директораты, управления, службы и учебные центры.

[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%E5%F0%EF%EE%EB.

[2] http://knowledge.allbest.ru/international/3c0b65625b3bc68b4d43a88521306c27_0.html.

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%E5%F0%EF%EE%EB. 

[4] http://knowledge.allbest.ru/international/3c0b65625b3bc68b4d43a88521306c27_0.html. 

[5] Казанцев С. А. Борьба с международной преступностью. – М., 2006.

[6] http://www.vevivi.ru/best/Interpol-i-Rossiiskaya-Federatsiya-voprosy-i-problemy-ref165879.html.

[7] / Е.П. Ищенко. Криминалистика: Учебник  / Проспект, 2011.

[8] Шумилова А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник / 2-е издание, М., 2004.

[9] Шумилова А.Ю.; Оперативно-розыскная деятельность. Учебник. 2-е издание, М., 2004.

[10]http://www.vevivi.ru/best/Interpol-i-Rossiiskaya-Federatsiya-voprosy-i-problemyref165879.html