Дипломная работа на тему “Анализ деятельности ОАО Сбербанк России на рынке расчетных операций”

Дипломная работа на тему “Анализ деятельности ОАО Сбербанк России на рынке расчетных операций” (1000 руб.)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Организация расчетных операций в коммерческих банках……………..5

1.1. История развития расчетных операций………………………………………………….5

1.2.Нормативно-правовое регулирование расчетных операций России…………8

1.3. Понятие  и сущность расчетных операций…………………………………………..13

Глава 2. Анализ деятельности ОАО Сбербанк России на рынке расчетных операций…………………………………………………………………………………………………..20

2.1. Виды и условия осуществления расчетных операций…………………………..20

2.2. Организация обслуживания физических и юридических лиц, при осуществлении расчетных операций в Сбербанке………………………………………27

2.3. Тенденции развития расчетных операций в Сбербанке России…………….32

Глава 3. Проблемы и перспективы развития расчетных операций в российских коммерческих банках……………………………………………………………..39

Заключение………………………………………………………………………………………………41

Библиографический список………………………………………………………………………42

Введение

         На сегодняшний день в сфере товарно-денежных отношений, в процессах, касающихся оказания услуг, купли-продажи, удовлетворения разнообразных претензий и обязательств, а также перераспределения и распределения денежных средств возникает необходимость в денежных расчетных операциях.

На данный момент денежные средства выступают в качестве неотъемлемого атрибута в жизни общества, именно потому, все сделки, которые так или иначе связаны с поставкой материальных ценностей и оказания услуг, завершают денежные расчеты, которые, зачастую, принимают как наличный, так и безналичный вид.

Денежные расчеты, где используются безналичные деньги, гораздо удобнее, чем расчет наличными, так как в данном случае значительно меньше издержек обращения. Широкое применение безналичных расчетов в основном достигается благодаря разветвлённой банковской сети, а также заинтересованностью государства в регулировании и развитии данных платежей, все это обуславливает актуальность данной работы.

         В качестве цели здесь выступает рассмотрение организации проведения расчетных операций в кредитной организации.

         Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть историю развития расчетных операций;

– рассмотреть организацию обслуживания физических и юридических лиц, при осуществлении расчетных операций в сбербанке;

– изучить тенденции развития расчетных операций в Сбербанке России;

– проанализировать проблемы и перспективы развития расчетных операций в российских коммерческих банках.

Объектом исследования выступает Сбербанк России.

В качестве предмета в данной выпускной работе выступают отношения, возникающие в результате проведения  расчетных операций в кредитной организации.

При написании выпускной работы были использованы материалы  учебных  пособий и литературы, монографий,  научных статей  исследователей в области проведения расчетных операций в кредитных организациях, в частности Жукова Е.Ф, Немчинова В. К,  Лаврушина О. И, и многих других. 

 В ходе исследования были использованы методики анализа, синтеза, индуктивные и дедуктивные методы, системные методы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

 

Глава 1. Организация расчетных операций в коммерческих банках

1.1. История развития расчетных операций

           На  сегодняшний день, платежно-расчетные отношения являются частью существования любого хозяйствующего субъекта и общества в целом.

Как только совершенствовались платежно-расчетные отношения, происходило изменение и соотношение между наличной и безналичной сферой обращения денег. Причем  статистические данные показывают, что удельный вес наличности, особенно в развитых европейских странах, довольно невелик, допустим,  в Германии он составляет около 13%.

Безналичные расчетные операции являются, наверное, старейшим расчетным механизмом. Если сравнить передовые капиталистические страны и царскую Россию, то безналичные расчеты в нашей стране были довольно слабо развиты, расчетные отделения были не всюду, а там, где они все-таки были – они обслуживали не все кредитные учреждения.

После Октябрьского переворота 1917 г. в России  происходили глубокие преобразования в экономической жизни общества. Была реформирована банковская система; серьезные изменения затронули денежно-кредитную систему в связи с гражданской войной, военной интервенцией и, позднее, переводом экономики на мирные рельсы. В этот период, несмотря на сужение сферы товарно-денежных отношений, все же применялись безналичные расчеты с использованием векселей, чеков, выполнялись банковские переводы.

Как и множество других операций развитие безналичных расчетов имеет свою историю. (см. Таблица 1)

1908 год – организовывается при Петербургской конторе первый расчетный отдел Государственного Банка, в обязанности которого входило  погашение взаимных долговых обязательств коммерческих и других банковских институтов через текущие счета Государственного Банка.

В 1914 году  расчетные отделы имелись уже при 30 конторах и крупных отделениях Госбанка.

Поэтому анализ правового регулирования расчетных отношений требует их комплексного рассмотрения (т.е. только по предметному признаку). В противном случае теряется согласованность правового регулирования, что, в свою очередь нарушает принцип единства права.

Исходя из этого, необходимо учитывать следующие особенности правового регулирования расчетов:

1) при правовом регулировании расчетов объективно преобладает публично-правовое регулирование.

Это связано с тем, что основные обязанности участников расчетов являются публично-правовыми, поскольку возникают перед государством в целом, охраняющим интересы всех субъектов расчетных отношений (т.е. с точки зрения критерия охраняемого интереса), и вне зависимости от воли и усмотрения участников расчетов (т.е. с точки зрения метода правового регулирования).

Соответственно, большинство норм, регулирующих расчеты, в том числе норм ГК РФ, являются нормами публичного права.

Например, обязанности кредитных организаций в части соблюдения очередности платежей при осуществлении расчетно-кассового обслуживания счетов своих клиентов, предусмотренные ст.855 ГК РФ, возникают перед государством в целом и не зависят от воли и усмотрения кредитной организации. Эти обязанности она несет вне зависимости от субъектного состава участников расчетов. Именно поэтому исполнение данных обязанностей кредитных организаций применительно к конкретным платежам обеспечивается мерами ответственности административного характера.

Это, в свою очередь, означает, что правовое регулирование расчетных отношений не строится в полном объеме на принципах профилирующих отраслей права (т.е. выделяемых с использованием критерия метода правового регулирования). Например, к сфере гражданско-правового регулирования относится только выбор клиентом, не являющимся государственным органом, банка для обслуживания, при расчетах по гражданско-правовым обязательствам – выбор способа, при расчетах по гражданско-правовым обязательствам в безналичным порядке – выбор формы расчетов. Кроме того, возможна вариативность при применении некоторых диспозитивных норм ГК РФ, а также некоторых положений банковских правил, которые отсылают к договорам. По остальным вопросам стороны подчиняются публично-правовому регулированию;

2) другие федеральные законы могут устанавливать особенности осуществления безналичных расчетов по сравнению с положениями ГК РФ применительно к отдельным видам отношений.

Эти федеральные законы, устанавливающие особенности осуществления расчетов применительно к отдельным видам отношений, имеют приоритет перед положениями ГК РФ как специальные.

Так, к отношениям органов федерального казначейства с Банком России или иными уполномоченными кредитными организациями по поводу счетов по учету средств и доходов федерального бюджета могут применяться нормы ГК РФ только в части не урегулированной нормами публичного права;

3) правовое регулирование безналичных расчетов на подзаконном уровне осуществляется Банком России, который при осуществлении этой деятельности независим и подчиняется только закону.

В соответствии со ст. ст.4, 29 и 80 ФЗ “О Центральном банке РФ (Банке России)” Банк России осуществляет такие функции, как организация обращения наличных денег и установление правил расчетов. Необходимо также учитывать, что согласно п. п.3 и 4 ч.1 ст.5 ФЗ “О банках и банковской деятельности” открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, а также осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам относятся к банковским операциям. Соответственно, на основании ст.57 ФЗ “О Центральном банке РФ (Банке России)” Банк России может устанавливать обязательные для банков правила осуществления этих банковских операций. Естественно, при этом акты Банка России должны соответствовать федеральным законам как актам более высокой юридической силы.

Вместе с тем в силу ч.2 ст.1 ФЗ “О Центральном банке РФ (Банке России)” Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

С точки зрения правового регулирования расчетов это означает, что вопросы их осуществления актами Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств напрямую регулироваться не могут, а изданные акты не могут применяться без одобрения Банка России.

Однако в отношении Президента РФ не следует забывать о его конституционных полномочиях. Конституционный Суд РФ исходит из того, что при отсутствии соответствующих законодательных актов, Президент РФ в силу своих конституционных полномочий может осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов.

Если же какой-либо вопрос урегулирован на законодательном уровне, то Указы Президента РФ, противоречащие этому регулированию, применению не подлежат.

По смежным вопросам правового регулирования могут либо издаваться совместные акты (например, акты Банка России и Государственного таможенного комитета РФ) либо осуществляться издание Банком России порядка применения конкретных актов (например, указов Президента РФ).

Акты Банка России обозначаются в ГК РФ как банковские правила.

В сфере международных расчетов широко используются публикации Международной торговой палаты, которыми унифицированы правила и обычаи, касающиеся, в частности, расчетов по документарным аккредитивам и по инкассо. Следует учитывать, что унифицированные правила и обычаи не являются международными договорами и, соответственно, не имеют силы правовых норм. Они также не должны рассматриваться на территории РФ как обычаи делового оборота, поскольку являются международными банковскими обычаями. Поэтому они могут применяться на территории РФ в отношениях между резидентами только как договорные условия при наличии соглашения между этими субъектами об их применении. При этом применяемые правила и обычаи не должны противоречить российскому законодательству.

Итак, определенные вопросы регулируются локальными нормативными актами самих кредитных организаций. Например, порядок осуществления кредитной организацией и ее филиалами межбанковских расчетов с использованием счетов межфилиальных расчетов определяются Правилами построения расчетной системы кредитной организации, разработанными в соответствии с законодательством и нормативными актами Банка России.

В соответствии с Положением №383-П “О правилах осуществления перевода денежных средств” Банка России банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

·        расчетов платежными поручениями;

·        расчетов по аккредитиву;

·        расчетов инкассовыми поручениями;

·        расчетов чеками;

·        расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

·        расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований Положения.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами.

Плательщиками, получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, физические лица, банки. Взыскатели средств могут являться получателями средств. По распоряжениям взыскателей средств, в том числе органов принудительного исполнения, налоговых органов, получателем средств может быть также орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

Взыскатель средств в распоряжении, направляемом с исполнительным документом о взыскании, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь