Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Дипломная работа на тему "Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного во

Дипломная работа на тему "Формирование правильного звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста" (1000 руб.)

Содержание

Введение

Глава 1. Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

1.1.         Роль речевого развития в подготовке дошкольников

1.2.         Значение правильного звукопроизношения для подготовки детей к школе  общеречевого  развития

1.3.         Особенности звукопроизношения у детей среднего дошкольного возраста

1.4.         Формы работы по формированию правильного звукопроизношения

1.5.         Сущность  и виды дидактической игры

Глава 2. Организация индивидуальных дидактических игр по формированию правильного звукопроизношения

Заключение

Литература

Приложение

       По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Шваркин, в период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. А.Н. Гвоздев и Н.И Красногорский отмечают, что особенность передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают (Д.Б. Эльконин). Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного звука и определение его отличия среди других.
     В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звука (звонких – глухих, мягких – твердых согласных). Сходство артикуляции побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом, и только слухом». Ребенок начинает со слуховой дифференцировки звуков, затем включается артикуляция, и, наконец, процесс дифференциации согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Шваркин, С.Н Ржевкин)
   Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить[1]».
В работах Л.Е. Журовой, Г.А. Тумаковой установлено, что при соответствующем обучении четырехлетние дети легко овладевают умением выделять знакомый звук, интонируемый взрослым во фразе или четверостишии.
Проблемы, существующие у детей при воспитании основных компонентов звуковой выразительности речи, будут влиять на нарушения ее воспитания и понимания, а значит, будут изучаться учеными.
    Именно поэтому общий культурный уровень человека может определить по выбору им и использованию тех или иных средств интонационной и звуковой выразительности. Если он обладает звуковой культурой речи, то чаще всего не имеет трудностей ни при их восприятии, ни при воспроизведении. Поэтому искусству «риторики» как в древние времена, так и в современных условиях жизни необходимо учиться специально.

Общая периодизация речевого развития ребенка включает следующие аспекты.

    Детская речь начинается с лепета. Развитие речи у детей происходит по двум разным сценариям: поступательная активизация словаря и скачкообразная. Если ребенок постоянно радует родителей новыми звуками и словами, то говорят о плавном течении речи. Если ребёнок склонен накапливать новые слова, а после удивлять родителей рывками развитие речи ребенка до года и после логопеды называют скачками. И то и другое норма.

Подражание взрослым – это главный способ покорения новых речевых вершин.    

       Роль семьи в развитии речи ребенка огромна.  Дети всех возрастов берут пример с родителей и употребляют как раз те слова, которые слышат чаще всего.

    Вот как выглядят этапы развития речи у детей до 3 лет с точки зрения полноты словарного запаса:

·                                        1 год – 10-12 слов

·                                        2 года – 200-300 (50-400 –индивидуально)

·                                        3 года – 1200-1500

     Этапы речевого развития ребенка не имеют четких границ. Нельзя сказать, что в 1 год ребёнок  должен говорить 10 слов, а в 3 года – 50. Специалисты более склонны оценивать динамику речевого развития, то есть – постепенное улучшение произношения, накопление словарного запаса, умение строить простые и сложные предложения, выражать эмоции, высказывать мысль.

       Развитие речи ребенка в 2 года зависит от того, насколько сформирован его фонематический. Термин "фонематический слух" происходит от слова "фонема" (звук) и обозначает способность человека слышать и отличать отдельные звуки речи правильно (например, мИшка и мЫшка). Родители должны постоянно развивать фонематический слух дошкольника и школьника, ведь умение слушать и слышать – это основа хорошего произношения слов и даже грамотного письма.

    В 1,5 года он  может правильно повторить слова из двух слогов. К 2-3 годам малышу поддаются трехсложные слова. Развитие речи у детей 2-3 лет выражается в умении повторять ритм слова, ударение, интонации. Известно, что мальчики менее восприимчивы к эмоциональной окраске речи, тогда как девочки могут расплакаться, если в интонации родителей  появился хотя бы маленький намек на недовольство.

     К трем годам ребёнок  замечает ошибки в произношении других детей, замечает и поправляет. Развитие речи у детей 3 лет знаменуется умением отличать похожие слова. Развитие речи детей 3-4 лет: в этот  период родители постоянно слышат  такое произношение  слов – гобилы (голуби), шапля (шапка), воришки (варежки). Не смотря на то, что ребёнок  активно совершенствует свою речь, он допускает множество типичных ошибок:

·                                        перестановка слогов и звуков;

·                                        смягчение звуков;

·                                        пропуск звуков;

·                                        замена подобных звуков.

   Развитие речи у детей 3-4 лет таково, что при попытке выговорить новый звук, малыш может произнести уже освоенный звук неправильно. То же относится к неблагоприятной окружающей обстановке (с ребенком не занимаются, в садиковской группе слишком много детей, ребенок подражает сверстникам с дефектами речи) и болезням ребенка. В семьях, где один из взрослых страдает логоневрозом (заикается) почти наверняка придется бороться с проблемами речи у ребенка. И причина вовсе не в наследственности, а в подражании меньшего члена семьи старшему.

     Развитие речи у ребенка 3 лет характерно тем, что родной язык почти усвоен (на 90%).  К 4 годам дошкольник  может вполне правильно употреблять около 1500 слов. Речевое развитие детей 3-4 лет отличается простотой предложений и предпочтением настоящего времени глаголов. Малыши этого возраста с трудом понимают предложения с пассивными конструкциями. Например, "Собаку взяла на руки мама" – малыш понимает так: "Собака взяла на руки маму". Речь трехлетки усложняется частицами НЕ и НИ. В 4 года ребенок уже умеет обобщать (стол, шкаф, стул и кресло – это мебель).

     К 5 годам активный словарь  достигает около 2000 слов.  Развитие речи у детей 4-5 лет выражается в забавных играх со звуками, ударениями и рифмами. Переделывая слово,  ребёнок сам  удивляется новому звучанию давно знакомого слова, рифмует окончания, сочиняет свой язык. Предложения усложняются. Теперь дошкольник свободно и правильно употребляет будущее и прошедшее времена глаголов, предлоги, сложные предложения, задает вопросы-предвидения (Что будет, если…?). Речевое развитие детей 4-5 лет позволяет малышам познавать мир с точки зрения "Почему?" 

     Родители должны быть и внимательны, и спокойны к незначительным недостаткам речи ребенка. В  5-6 лет  развитие речи - это работа над правильными звуками. Словарный запас ребенка 6 лет – 4000 - 4500 слов, а пассивный – еще больше. Дошкольник старшего возраста употребляет антонимы, синонимы, определения. Он может объяснить пословицу, сочинить рассказ и описать картинку. Развитие речи детей дошкольного возраста напрямую зависит от культуры речи в семье – начитанные родители смогут гордиться умненьким малышом. Тогда как папам и мамам, отпустившим педагогические вожжи, останется нарекать на детсад и школу.

         Роль речи в развитии ребенка крайне значима – не умея говорить, малыш едва ли научится читать и считать, ему будет трудно общаться, он не сможет рассказать друзьям о чем-то интересном. Человеком, не освоившим речевую культуру, тяготятся сверстники, он с трудом учится и едва находит работу. Задачи развития речи дошкольников тесно связаны с такими важными составляющими развития и жизни человека, как:

·                                        общение

·                                        мышление

·                                        интеллект

·                                        воображение

·                                        монологическая речь

·                                        диалогическая речь

·                                        эстетическое развитие

Специалисты – педагоги и логопеды - разделяют речь на два вида: диалогическая и монологическая.

Развитие диалогической речи дошкольников так же является неотъемлемой частью.  Диалогическая речь – это не что иное, как общение двух и больше людей. С диалога (общения) начинается речь ребенка. Гуление в ответ на ласковое слово матери – это и есть первый в жизни  ребёнка  диалог. Речь ребенка приобретает определенную форму диалога к старшему дошкольному возрасту. Дети с удовольствием общаются, придумывают сложные диалоги. Этапы развития речи ребенка младшего и среднего дошкольного возраста специалисты рассматривают как подготовительные к диалогической речи.

   Основной метод развития диалогической речи – беседа. Беседа должна быть полезной и познавательной. О чем можно беседовать с дошкольником? Родителям и детям будет интересно обсудить прочитанную книгу и иллюстрацию,  мультипликационный или художественный фильм. Вопросы, связанные с жизненным опытом и знаниями детей, также очень популярны: животные, времена года,  поучительные истории, быт, праздники, планы на выходные…

    Интересный и увлекательный метод развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста – театр. Театр может быть теневым, кукольным, пальчиковым, костюмированным. Подавая реплики друг другу, родители и дети будут вести  диалог. Играйте с детьми в больницу, детский сад, дочки-матери, водителя пассажирского автобуса. В ролевой игре у каждого участника свое место, и это позволят  дошкольникам побывать в разных житейских ситуациях и поставить себя на место действующего героя.

[1] Литература и фантазия: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей/ Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.:

   Просвещение, 1992.- с. 78.          


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса