Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Дипломная работа на тему "Государственно-частное партнерство в Японии и перспективы для России"




Дипломная работа на тему "Государственно-частное партнерство в Японии и перспективы для России" (1000 руб.)

Предметом исследования являются тенденции и процессы развития государственно-частного партнерства на современном этапе глобализации, общие и специфические особенности соглашений о партнерстве, используемых в мировой практике.

Объектом исследования являются модели и конкретные формы государственно-частных партнерств в Японии, а также механизм государственного регулирования государственно-частного партнерства, включая его правовую базу, структуру и функции государственных органов, используемый ими инструментарий.

Цель исследования заключается в анализе функционирующих в Японии форм и отдельных проектов государственно-частного партнерства и используемых для их государственного регулирования институциональных структур и механизмов для выработки рекомендаций по возможному использованию рациональных элементов японского опыта в российской практике.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие основные задачи исследования:

-                       уточнить содержание понятия «государственно-частное партнерство» и выявить его основные имманентные характеристики;

-                       систематизировать принципы государственно-частного партнерства;

-                       рассмотреть варианты финансирования государственно- частного партнерства;

-                       проанализировать особенности отношений государства и бизнеса в Японии;

-                       исследовать систему инициативы частного партнерства в Японии;

-                       проанализировать законодательную и нормативную базу развития государственно-частного партнерства в Японии;

-                     исследовать             развитие государственно-частного партнерства в России на современном этапе;

-                     выявить особенности функционирования проектов, выполняемых в рамках государственно-частного партнерства;

-                     выработать предложения по возможному использованию рациональных элементов японского опыта в отечественной хозяйственной практике и повышению эффективности российской системы государственно-частного партнерства.

Структура выпускной квалификационной работы. Текст выпускной квалификационной работы изложен на ___ страницах. Список литературы и источников включает ___ наименований. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

На сегодняшний день государственно-частное партнерство является неотъемлемой частью нормального функционирования рыночной экономики. В зависимости от сложившихся национальных особенностей рыночной экономики характер взаимодействия частного сектора и структур государственной власти и его формы могут значительно отличаться. 

В рамках государственно-частного партнерства при создании структуры управления государственной собственностью перед государством стоит важная задача. Она заключается в поиске форм партнерства с частным сектором и поиске компромиссов, поскольку в ходе данного альянса неизбежно возникают различные противоречия и проблемы ввиду того, что каждая из сторон желает приобрести как можно больше прав, избегая при этом большое количество обязательств и рисков. Государственно-частное партнерство имеет широкий спектр различных форм или видов.

«Форма государственно-частного партнерства – это организационно-правовое оформление реализации конкретной модели социально-экономических отношений государственно-частного партнерства»[1].

По своей структуре различные формы государственно-частного партнерства и области его применения представляют собой универсальный механизм, который позволяет решить ряд долгосрочных задач, например как создание и развитие инфраструктуры или внедрение инновационных технологий.

Как и определение государственно-частного партнерства, так и его формы рассматриваются с различных точек зрения многими авторами. Так, например, А.И.Николаев и С.О. Бочков замечают, что в настоящее время в России государственно-частное партнерство осуществляется в таких формах, как[2]:

1. Заключение договоров о реализации проектов, в которых в качестве равноправных партнеров (каждый со своим вкладом в проект), участвуют, с одной стороны, структуры государственной (или муниципальной) власти, а сдругой – частные компании.

Указанная форма ГЧП сопоставима с английским термином «Public Private Partnership», что означает дословно «общественно-частное партнерство».

2.Использование средств Инвестиционного фонда РФ (согласно Постановлению Правительства РФ от 23.11.05 № 694, в редакции от 25.04.06, с изменениями от 24.08.06) и других источников государственного финансирования для поддержки реализуемых частным бизнесом крупных проектов в стратегических направлениях.

3. Создание особых экономических зон: опытно-внедренческих, производственных, туристско-рекреационных, портовых), которые благодаря государственной поддержке стимулируют развитие бизнес-проектов.

4. Создание корпораций со смешанным государственным и частным капиталом в целях развития приоритетных отраслей экономики.

5. Взаимодействие государственного и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники, адаптации научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики.

6. Сотрудничество государства и бизнеса в развитии социальной сферы, при котором, согласуясь с государственной политикой, бизнес самостоятельно и за свой счет реализует проекты в областях, приоритетных для государства и общества (строительство учебных заведений, больниц, разработка законопроектов, технических регламентов, стандартов, создание сетей юридических консультаций для граждан, содействие развитию отечественного кино и театра, книгоиздания и литературы и т.д.). Указанное направление близко к благотворительности. Такая форма ГЧП предусмотрена, в частности, в ФЦП «Культура России (2006–2010 гг.)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.12.05 № 740.

Важно отметить, что относительно любой формы государственно-частного партнерства при осуществлении бизнеса всегда будут иметь место быть различия и условия при формировании договоров. Но, тем не менее, основные положения не могут быть различными, они должны носить единый характер и быть законодательно закреплены.

Формы сотрудничества государства и бизнеса имеют различия в видах предоставляемых услуг и выпускаемых товаров, в используемых методах и правовых режимах. Однако, несмотря на различия, они подчинены группе общих принципов, целью которых является удовлетворение общественных интересов.

Рассматривая в целом принципы государственно-частного партнёрства, особое место в этом перечне занимает принцип, который можно назвать принципом взаимной заинтересованности. Данный принцип по своей сути является основой понимания альянса государства и частного сектора. Ведь если нет заинтересованности сторон, то и не будет возникновения партнёрства. В соответствии с этим принципом стороны государственно-частного партнерства должны иметь свою определенную выгоду, будь она материальной или какой-либо иной. Возникшие разногласия и конфликты интересов должны быть устранены до заключения договора.

Следующим принципом является так называемый принцип возвратности. Он, так же как и принцип взаимной заинтересованности, касается всех участников альянса. Применительно к государству, возвратность означает, что переданное государственное имущество и права другому участнику этих отношений должны быть возращены по окончании срока договора (прекращении партнерства). Иными словами, возведенные в рамках проекта государственно-частного партнерства производственные или социальные объекты инфраструктуры должны в итоге быть государственными. Для частного сектора, в свою очередь, данный принцип означает, что, те средства, которые были инвестированы в рамках проекта государственно-частного партнерства, должны вернуться к предпринимателю за счет притока средств от реализации продукции или услуг за определенный период времени (срок окупаемости), который входит в назначенных срок партнерства. Иными словами, если частному предпринимателю не удастся возвратить инвестированные средства, то такое партнерство для него не будет целесообразным, и он не будет вкладывать средства в подобные проекты.    

Следующим принципом выступает принцип невмешательства федерального, регионального и муниципального органов власти в хозяйственную деятельность предпринимателя. Возникшие партнёрские отношения регулируются договором. При нарушении условий и положений данного договора одной из сторон участниц, цель данных взаимоотношений не будет достигнута.

Еще одним важным принципом государственно-частного партнерства является принцип срочности[3]. Принцип срочности подразумевает, что при сотрудничестве государства и частного сектора необходимо установление и соблюдение оговоренных сроков. Согласно договоренности, действия относительно различных объектов инфраструктуры (возведение новых объектов, реконструкция действующих объектов), а также возврат заемных средств, окупаемость различных вложений, сотрудничество в целом оговариваются заранее и отражаются в заключенном контракте. Таким образом, устанавливается ответственность всех сторон сотрудничества, по выполнению возложенных на себя обязательств касательно периода времени различных этапов контракта. Также данный принцип выступает инструментом контроля над действиями частных партнеров относительно соблюдения установленных сроков.

Следующий принцип государственно-частного партнерства называется принцип конкуренции, или как его еще именуют в различных источниках, принцип состязательности. Этот принцип заключается в том, что любое лицо (физическое, юридическое, а также иностранные предприниматели), заинтересовавшееся в сотрудничестве с государством, имеет право на участие в тендере по любому объекту государственно-частного партнерства, кроме объектов особо важного государственного значения, список которых устанавливается правительством Российской Федерации.  Для того чтобы исключить коррупцию и сговор организуются открытые заседания, в ходе которых все участники тендера знакомятся с документацией, а также в обязательном порядке обсуждают условия предстоящего конкурса.

Далее следует принцип, который именуется принципом платности. Согласно принципу платности все стороны государственно-частного партнёрства определяют размер вносимых ими вкладов, а также утверждают обязательную норму прибыли, которая сделает проект рентабельным и окупит вложенные инвестиции. Помимо этого, в соответствии с этим принципом устанавливается норматив распределения прибыли от деятельности государственно-частного партнёрства, сокращает риск (или вовсе его исключает) необоснованного повышения цен на продукцию. Например, согласно вышеуказанному закону, концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее – концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения[4].

Следующий принцип является значимым и важным  для всех участников государственно-частного партнерства. Этот принцип носит название положительного эффекта. Согласно этому принципу как для регионов и муниципалитетов, так и для государства в целом должна существовать и бюджетная и социальная составляющие. Примером может послужить рост доходов населения, уменьшение социальной напряженности, увеличение привлекательности региона для привлечения инвестиций и ведения предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест и прочее. Относительно других участников сотрудничества, данный принцип несет в себе в основном экономический эффект, но социальный также имеет место быть, также как и синергетический.

Далее, еще один очень важный принцип стоит рассматривать как неотъемлемый элемент развития понятия государственно-частного партнёрства. Это принцип следования властных структур за бизнес интересами в различных регионах развития инфраструктуры. Существует необходимость создания инструментов мониторинга и согласования бизнес-планов ведущих компаний, планов географического размещения различных объектов инфраструктуры, которые разрабатываются региональными им местными властями и планов развития естественных монополий.

Следующий принцип как и большинство предыдущих имеет взаимное значение для сторон партнёрства. Этот принцип  имеет отношение к защите окружающей среды и называется принципом соблюдения экологических норм. Данный принцип также должен быть отражен в тексте договора между сторонами в качестве одного из его существенных условий. Несмотря на то, что преследование экологических целей не является главной целью государственно-частного партнерства, стороны соглашения должны учитывать экологические нормы и действовать в гармонии с природой.

В иностранной научной и бизнес литературе, также как и в экономической практике существуют разные классификации форм, типов и организационных схем государственно-частного партнерства. Степень присутствия частного компонента в отдельных параметрах (собственность, финансирование, инвестирование, раздел рисковых составляющих и прочие) является одним из главных критериев отнесения с той или иной структуре. Обобщение форм государственно-частного партнерства в соответствии с этим принципом позволяет предложить следующую классификацию.

1.     Контракты;

2.     Аренда;

3.     Концессии;

4.     Совместные предприятия с участием государственного и частного капитала в форме акционирования.

 

Контракты одна из самых простых и часто используемых форм государственно-частного партнерства. Обычно контракты ориентированы на выполнение работ, на поставку товаров для государственных нужд, на обслуживание, на управление или, к примеру, на оказание общественных услуг. Особенность контракта состоит в том, что такое соглашение содержит регламентированные условия контрактного договора, и деятельность в рамках этого контракта осуществляется на средства государства. Совершенно очевидно, что у частного лица нет права распоряжаться бюджетными средствами. Такая форма государственно-частного партнерства предполагает, что все риски несет государство, однако право собственности на объект заключенного соглашения остается за государством, а не за частным предпринимателем.

Обычно такая форма экономического сотрудничества государственных структур и частного сектора не является долгосрочной.

Сервисные контракты – это, по своей сути, соглашение подряда с частным предпринимателем. Государственные контракты и сервисные контракты очень близки между собой, однако есть одно существенное исключение, которое говорит о том, что при обычном государственном контракте выполненные работы частным предпринимателем оплачиваются бюджетными средствами, а при сервисном контракте возмещение издержек производства и начисление прибыли выполняются посредствам продажи полученной продукции.

Сервисные контракты чаще всего ориентированы на выполнение работ, сервисное обслуживание, а также управление.  Здесь имеется ввиду, что государство, заключая контракт с частными партнерами, оставляет за собой право собственности (в некоторых случаях и управление), а частный предприниматель осуществляет свои услуги, обслуживает объект и/или управляет им в соответствии с заключенными условиями контракта.

 

 

[1] Особенков, О.М. Альянс государства и капитала // О.Н. Особенков, М.В. Щегорцов – М.: ОАО «Типография «Новости». – 2011. – С. 71.

[2] Николаев, А.И. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации: экономическое содержание и правовое обеспечение / А.И.Николаев, С.О.Бочков // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. – 2007. – № 1-2. С. 21.

[3] Имеется в виду соблюдение сроков.

[4] 3. Грицай С.В. Основные принципы государственно-частного партнерства / С.В. Грицай // Экономические науки. Приложение. – 2005. – № 6. – С. 34–38.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru




Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса