Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Дипломная работа на тему "Особенности социальной среды и ее влияние на формирование личности престу

Дипломная работа на тему "Особенности социальной среды и ее влияние на формирование личности преступника" (1000 руб.)

В современной России криминогенная обстановка в обществе значительно ухудшилась. Преступность, являясь дестабилизирующим фактором общественного развития, обнаружила тенденцию к интенсивному росту. Ее масштабы стали представлять реальную угрозу национальной безопасности. Причиной тому послужил всесторонний (социально-экономический, идеологический, социокультурный) кризис, который неизбежно инициировал рост преступного поведения.

Успешное предупреждение преступности предполагает глубокий предварительный анализ всех её составных частей, современных тенденций, процессов и, конечно, причин.

Криминология – наука о преступности, и её цели – познание преступности, тех, кто совершает преступление, уяснение причин этого отрицательного явления, выработка предупредительных мер обращения с теми, кого общество сделало преступниками. Невозможно одержать победу над противником, не имея представления об этом противнике. Криминология изучает преступность, виды преступности и преступления, их причины и иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами, а также результативность применявшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по борьбе с преступностью и методики криминологических исследований. Таким образом, причины преступности являются одним из предметов криминологии. Поскольку причины обуславливают преступления не непосредственно, а через личность человека, очень важным элементом предмета криминологии является личность преступника, который относится к наиболее сложной, спорной, наименее разработанной криминологической проблеме. Значение изучения этой проблемы очевидно: преступность представляет собой социальное явление, связанное с определённым антиобщественным поведением людей. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, личность.

Хотелось бы обратить внимание на то, что для криминологии главное в личности преступника – её природа, источники, формы и механизмы образования антиобщественных черт, то есть те особенности, которые порождают преступное поведение, всё то о преступнике, что может объяснить совершение преступления. Результаты такого изучения являются основой для разработки профилактики преступлений.

Выделение личности преступника из определённой массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического (лица, совершившие уголовно-наказуемые деяния) и социально-психологического (лица, занимающие определенные социальные позиции и обладающие набором демографических, нравственно-психологических и иных качеств, включая антиобщественную направленность).

Законодатель обязывает выявить особенности личности, проявившиеся в совершаемом деянии.[1] Индивидуальные особенности личности виновного учитываются и при конструкции конкретных составов преступления, и при индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Сведения о личности обвиняемого имеют первостепенное значение для определения направления расследования, построения и проверки следственных версий, определения системы следственных действий. С личностью преступника связаны общие начала назначения уголовного наказания и значительная часть смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. «Если цепочку причин и следствий, связанных с преступлением, рассматривать не в той последовательности, в которой она развивалась, а в обратной, идя от конца, то есть от совершенного преступления к его истории, то мы, прежде всего, должны обратить внимание на совокупность психологических явлений, предшествовавших преступлению и коренившихся в сознании субъекта. Иными словами, речь идет о свойствах личности преступника, о тех субъективных качествах, которые послужили ближайшей и непосредственной причиной совершения преступления»[2].

Возможность прогнозирования поступков преступников на те или иные обстоятельства, понимание связанности между собой различных черт характера, определение состава той типологической почвы, на которой развивается все то, что принято именовать личностью преступника – вот то, что дает изучение типологии преступников и личности преступника.

Объектом исследования является личность преступника и роль социальной среды в ее формировании. Основанием для избрания такого объекта послужили следующие причины: довольно слабая изученность влияния социальных факторов на формирование личности современных преступников, глубокий и всесторонний анализ структуры личности преступника и социальных факторов в ее формировании, позволяет выявить и сформулировать общие закономерности возникновения преступников, их функционирование и развитие, что в свою очередь будет способствовать разработке оптимальных путей, и методов по воздействию, на их асоциально-криминальную деятельность.

Предметом работы являются социальные и психологические особенности формирования личности преступника и их проявления у различных типов преступников.

Основными задачами данной работы являются:

1.                Дать криминологическую характеристику личности

преступника.

2.                Исследовать структуру личности преступника.

3.                Выявить в личности преступника основные криминогенные

факторы и закономерности, психологические особенности, наиболее способствующие совершению преступлению.

          4.  Изучить особенности социальной среды и ее влияние на  формирование личности преступника.

5.       Определить социальные причины совершения преступлений.

          В исследовании проблемы роли социальной среды при формировании личности преступников использовались апробированные наукой методы: анализ, изучение документов и периодической печати, проводились конкретные криминологические исследования – наблюдение, опрос, изучение практического опыта.

Актуальность исследуемой проблемы определяется и тем, что меры, принимаемые государством и обществом в отношении криминогенных факторов, с целью понижения их воздействия на процесс социализации, не дают ощутимых результатов.

Работа базируется на диалектическом и системном методах познания социальных явлений и криминологических закономерностей. Методологической основой явились также фундаментальные положения отечественной криминологии, концептуальные требования научного анализа методологические принципы юридических отраслей знания, главным образом уголовно-правовых наук.

При написании автор исходил из того, что методология включает совокупность общенаучных и специальных методов.

Вопрос формирования личности преступника, как и вопрос типологии не имеет однозначного толкования в криминологии. Различные авторы используют свои подходы при изучении этих категорий, каждый из которых акцентирует внимание на том вопросе, который считает наиболее значимым при изучении этих категорий. В этой работе, цель которой изучение роли социальной среды в формировании личности преступника, особое внимание уделено социально-психологическим особенностям в личности преступника и их проявления в различных типах преступников.

Социальные аспекты формирования преступного поведения выбраны не случайно, поскольку именно они имеют важнейшую, основополагающую роль в формировании личности преступника и определяют его преступное поведение в дальнейшем.

В работе рассмотрены и проанализированы такие вопросы, как личность преступника и структурные составляющие, социальные среды и их типы, психологические особенности личности преступника, особое внимание уделено криминогенным качествам личности и социальной среде, которые ведут к формированию преступного поведения, то есть к совершению преступления человеком.   

     1 Личность преступника и ее структура

      1.1   Понятие «личность преступника»

Под личностью преступника понимается совокупность её социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями на преступное поведение. Преступник как лицо, совершившее уголовно наказуемое деяние, привлекает внимание различных юридических наук. В уголовном праве изучается «субъект преступления», в уголовном процессе оперируют понятиями «подозреваемый», «обвиняемый», «подсудимый» в уголовно-исполнительном праве фигурирует «осуждённый». Все эти понятия закреплены в праве; лица, которыми они обозначаются, имеют четко определённый правовой статус, юридические права и обязанности. В отличие от этого криминологическое понятие «личность преступника» в законе не упоминается. И, тем не менее, выделение преступников из всей массы людей производится, прежде всего, на основе юридического критерия, а именно - факта совершения лицом преступления[3].

Личность преступника в криминологии рассматривается, во-первых, как обобщённый статический портрет, отражающий совокупность социальных признаков, выделяющих преступников из населения, проживающего на определённой территории в тот или иной период; во-вторых, как особый социальный тип, получивший название «криминогенный тип личности»; в-третьих, личность преступника изучается в отношении отдельного человека, совершившего противоправное деяние.

Сущность личности проявляется в двух аспектах: внешнем, который характеризуется признаками социальной деятельности человека, и внутреннем, который оценивается на основе его социальной направленности. На внешнем уровне характеристику личности составляют её реальные проявления в основных видах деятельности, представляющей нравственно–психологические установки.

Совершение лицом преступления свидетельствует о том, что данный индивид, в той или иной мере пренебрегает интересами других людей, проявляет в какой-то степени антиобщественную позицию, диапазон которой весьма широк.

Отправной точкой изучения личности преступника будет, безусловно, само преступление. В нём как разновидности деятельности субъекта проявляются определённые качества, совокупность которых в криминологической литературе называется общественной опасностью личности преступника. Но человек, совершивший преступление, обладает и положительными свойствами. Они, как правило, реализуются в различных сферах жизнедеятельности и в совокупности характеризуют позитивную направленность. Таким образом, о личности преступника нужно судить на основе соотношения негативной и позитивной направленности.

Как считают В.Н. Бурлаков, Н.М. Кропачев и другие, есть немало людей, которым свойственны негативные признаки, но они не совершают преступлений. Специалисты полагают, что у преступника такие свойства приобретают определённую критическую массу, от которой появляется эффект нового качества – способность совершать преступление. Это качество в данной науке получило название «криминогенность» и дало основание для выделения криминогенного типа личности. Криминогенность личности возникает не в момент  совершения преступления и, проявившись в нём, «не исчезает» вместе с ним. Криминогенность – свойство не врождённое, а приобретённое в процессе взаимодействия негативной микросреды с индивидуальными особенностями человека. Как отмечает А.И. Долгова, тип криминогенной личности отличают следующие компоненты в их совокупности:

1)    формирование личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи);

2)    наличие системы аморальных поступков и разного рода правонарушений, которые повторяются и после установленных мер воздействия, отчуждение от ценностно-нормативной системы общества и государства;

3)    отсутствие чувства социальной ответственности, привыкание к негативной оценке своего поведения;

4)    активность в ситуации совершения преступления и, как правило, совершение преступления без достаточно обоснованных внешних поводов и т.п.

Устойчивый комплекс, из более чем двадцати признаков, включая социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические признаки, распознаётся у четырех из каждых пяти обследованных преступников.

С учётом изложенного выше личность преступника  – это совокупность социально-психологических свойств, которые при определённых ситуативных обстоятельствах (и даже помимо их) приводят к совершению преступления.

             1.2 Структура личности преступника

Структурой личности называют совокупность личностных качеств человека, которые в целях облегчения анализа делят на определенные группы. Различные ученые выделяют различные группы указанных  качеств,[4] а соответственно и структуры личности различны. Остановимся на наиболее  общепризнанной классификации личностных свойств, согласно которой все качества личности можно разделить на три группы[5]:

·        социально-психологические;

·        психофизиологические;

·        социально-демографические.

          К социально-психологическим характеристикам личности относятся: 

·        знания, взгляды, интересы, социальные ориентации;

·        умения, навыки;

·        привычки, стереотипы поведения, установки.

          Психофизиологические качества личности включают тип темперамента, способности, особенности мышления.

Психофизиологические особенности личности имеют важнейшее значение для решения вопроса о вменяемости. В отдельных случаях они оказываются решающими при  определении профессиональной пригодности человека. А это, в свою очередь, весьма важно знать при разрешении уголовных дел о неосторожных преступлениях.

К социально-демографическим характеристикам личности относятся:

·              пол;

·              возраст;

·              образование;

·              социальное положение, род занятий;

·              семейное  положение;

·              материальное положение, место жительства, жилищно-бытовые условия;

·              судимость и др.

Изучение социально-демографических характеристик личности имеет особую ценность в связи с тем, что по ним можно судить об иных качествах личности. Например, по образованию можно сделать вывод о наличии у человека тех или иных знаний. По факту, работал ли человек до призыва на военную службу (и кем), - каково его отношение к труду. Наличие судимости дает повод предполагать, что у человека есть криминогенные качества.

Наибольшее криминологическое значение имеет анализ социально-психологических качеств личности. Если знать, что человек хочет, к чему он привык и что он может, это значит знать практически все главное о нем, на основании чего можно объективно ответить на  вопрос, что это за человек. Именно убеждения являются той главной характеристикой, которую можно назвать стержнем человеческой личности. Недаром совокупность убеждений называют направленностью личности. Ведь именно от того, в чем человек убежден, зависит направление его деятельности, круг его желаний и приемлемых способов их удовлетворения.

Убеждения обычно формируют привычки, привычный образ  жизни. Привычки, стереотипы поведения можно  считать проекциями убеждений на неосознаваемом уровне: вначале человек сознательно выбирает ту или иную линию поведения, а затем эта линия становится привычной. Но привычки нельзя считать чем-то второстепенным. Однажды сформировавшись, они начинают играть самостоятельную весьма значительную роль в мотивации поведения, оказывают сильное воздействие на убеждения: препятствуют их изменениям, внесению новаций во взгляды. В то же время иногда привычки формируются не на основе убеждения, а на основе принуждения (например, в условиях лишения свободы, когда человек не в силах изменить среду, он  вынужден к ней приспосабливаться вначале на уровне рефлексивном, а затем и убеждения подстраиваются под сформировавшиеся привычки). В этих случаях привычки могут инициировать формирование новых  убеждений.

Основой формирования убеждений являются  взгляды, знания. Вначале человек узнает что-либо, он строит поведение в соответствии со своими знаниями и в зависимости от  того, приносит или не приносит определенное поведение ему удовлетворение, он приходит к убеждению в правильности своих познаний. В первом случае знания превращаются в убеждения, во  втором они теряют способность мотивировать поведение. Таким образом, убеждение можно считать знанием, которое приобрело мотивирующую силу, знанием, в правильности которого человек убежден.

Убеждение способно породить общую устремленность человека. Но каким будет реальное поведение, во многом зависит от его умений, человек может быть убежден в недопустимости нарушений закона, в том, что нельзя поднимать руку на другого человека, но неумение владеть собой может в конфликтной ситуации привести его к насильственному преступлению (например, в ответ на оскорбление). Поэтому так велика в мотивации поведения роль умений.

Роль убеждений, взглядов, умений, привычек в мотивации преступного поведения можно назвать главенствующей, поскольку именно они нейтрализуют культурные барьеры, которые общество с помощью воспитания, права и различных организационных мер формирует у человека.

Если задуматься, почему большинство людей не совершает преступлений, то можно прийти к выводу, что от преступлений их удерживает либо совесть, либо страх уголовного наказания или общественного осуждения. Именно эти барьеры на пути формирования преступного поведения могут нейтрализовать криминогенные убеждения, привычки или компенсировать отсутствие антикриминогенных умений.[6]

На этой основе все криминогенные качества  человека можно  разделить на четыре  группы:

·        криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие совести;

·        криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие уголовного  наказания;

·        криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее  воздействие  общественного осуждения;

·        отсутствие умений, необходимых для реализации сдерживающего влияния трех вышеуказанных факторов.

Убеждения, относящиеся к первой группе криминогенных качеств, можно, в свою очередь, подразделить  на:

·         убеждения, обуславливающие отсутствие совестливости;

·                   убеждения, являющиеся основой механизма психологической защиты (например, убеждение, что все люди допускают несправедливые поступки, и  связанный с этим жизненный принцип: «я не хуже других»);

·                   убеждения, обусловливающие правовой нигилизм (например, уверенность, что законы не выражают интересов большинства людей).

Убеждения, относящиеся ко второй группе криминогенных качеств, также можно подразделить на группы:

·                   убеждения, являющиеся основой чувства безнаказанности  (например, уверенность, что определенным способом можно так совершить  преступление, что раскрыть его будет невозможно);

·                   убеждения, составляющие сущность правового инфантилизма (например, уверенность, что за совершаемое преступление предусмотрено  весьма мягкое наказание: штраф и т.п.);

 

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации ст. 6

[2] Кудрявцев В.Н.Причины конкретного преступления М., 1990 г.

[3] Иншаков С. М. Криминология.- М., 2002.

[4] Иншаков С. М. Криминология: учебник для вузов / С. М. Иншаков. – М.: Юриспруденция, 2000

[5] См. приложение №1

[6]  Чуфаровский Ю.В. Криминология. – М., 2004.


Нужен полный текст данного материала? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

 

Календарь

«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса