Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Дипломная работа на тему "Перспективы введения налога на недвижимость в налоговую систему РФ"

Дипломная работа на тему "Перспективы введения налога на недвижимость в налоговую систему РФ" (200 руб.)

Работа не полная, объем 44 стр

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы налогообложения недвижимости………………6

1.1. Недвижимость как объект налогообложения………………………………... 6

1.2. Эволюционные процессы в оценке стоимости объектов имущественного налогообложения.......................................................................................................12

1.3. Особенности применения налога на недвижимость в европейских странах на примере Германии и Франции. 18

Глава 2. Действующий механизм налогообложения объектов недвижимости в России………………………………………………………………………………….

2.1. Налог на имущество организаций………………..……...………………........24

2.2. Особенности налога на имущество физических лиц…………………….….24

2.3. Земельный налог в России…………………..………………………………...24

Глава 3. Перспективы введения налога на недвижимость в Российской Федерации..…………………………………………………………………………54

3.1. Итоги эксперимента налогообложения недвижимости в Великом Новгороде и Твери…………. …………………………………………………………………..54

3.2. Возможности применения опыта имущественного налогообложения Германии и Франции и его распространение на территории России…………...59

3.3. Оценка перспективы дальнейшего развития налога на недвижимость в России……………………..…..………………………...…………………………..65

Заключение…………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………………

Введение

Формирование в Российской Федерации эффективной системы налогообложения является одной из главных задач современной экономической политики. В этой связи, основным финансовым инструментом, регулирующим взаимодействие государства, предпринимателей и населения, остается налогообложение. В условиях рыночной среды налогообложение решает двуединую задачу –  своевременно обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения.     

В налоговой системе Российской Федерации в течение последних нескольких лет наиболее дискуссионным направлением является имущественное налогообложение. В мировой практике имущественные налоги составляют важнейшее звено в налоговой системе и, как правило, унифицированы посредством взимания налога на недвижимость. В Российской Федерации система налогообложения недвижимости представляет собой целый ряд налогов, среди которых:

·        налог на имущество организаций;

·        налог на имущество физических лиц;

·        земельный налог с физических лиц;

·        земельный налог с юридических лиц.

Существующая система налогообложения недвижимости в РФ не достаточно отвечает фискальным и регулирующим целям взимания действующих налогов, что во многом связано с недостатками механизма их реализации: неполный учет объектов недвижимости; несоответствие стоимости недвижимости в целях налогообложения его реальной величине; нерациональное и неэффективное использование земли и строений, находящихся на ней.

Как показывает мировая практика, с одной стороны, налог на недвижимость способен заменить действующие имущественные налоги, но с другой стороны, подобная замена повлечет за собой разнообразие теоретических, методологических и организационных проблем, которые необходимо разрешить, прежде чем в России будет введен налог на недвижимость. Вместе с тем в России ведутся проектные работы по внедрению налога на недвижимость, в рамках эксперимента выбраны два региона - Великий Новгород и Тверь.

Таким образом, исследование особенностей налогообложения недвижимости в Российской Федерации и перспектив его развития представляется весьма актуальным.

Вопросам развития налога на недвижимость уделяется достаточно много внимания. В Парламенте и Правительстве страны, в научных изданиях и СМИ постоянно обсуждаются как общие проблемы совершенствования имущественного законодательства, так и конкретные направления совершенствования всего комплекса налоговых отношений в этой сфере.

Теоретические исследования и практические разработки проблем имущественного налогообложения, представлены в трудах таких отечественных и зарубежных экономистов, как: С.Ю. Алехин, В.В. Курочкин, З.Г. Усова, Е.А. Порохня, С.В. Орлов, У. Пети, А. Смит, Дж. К. Эккерт и др.

Учитывая указанную актуальность темы, цель исследования заключается в определении сущности и выявлении недостатков действующей системы налогообложения объектов недвижимого имущества и земли, а также в разработке механизма налогообложения недвижимости и определение перспектив его развития.

Реализация поставленной цели предопределила необходимость решения следующих задач:

·        проанализировать и охарактеризовать содержание и значение налогообложения земли и имущества в России;

·        исследовать действующее законодательство России в области имущественных налогов и определить относительные преимущества и недостатки каждого налогового механизма;

·        проанализировать опыт западных стран в области налогообложения недвижимости для оценки возможности его применения в современной России;

·        проанализировать и оценить позитивные и негативные результаты эксперимента по введению налога на недвижимость в регионах (Великий Новгород и Тверь);

·        рассмотреть проблемы налогообложения недвижимости в современных условиях и наметить возможные перспективы развития данного направления.

Объект исследования – финансово-экономические отношения, возникающие между физическими лицами, хозяйствующими субъектами и государством в процессе формирования налога на недвижимость.

Предмет исследования – деятельность государственных органов власти, осуществляющих управление процессом реформирования налогообложения земли и имущества в Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания, методы индукции и дедукции, группировки, сравнительного и статистического анализа, приемы системного анализа и диалектической логики. Исследование опирается на широкую нормативно-правовую базу (кодексы, законы и подзаконные акты федерального, регионального и местного уровней).

Эмпирическую базу исследования составляют сведения официальных сайтов органов государственного управления (Министерство финансов РФ, Счетной палаты, Федеральной налоговой службы РФ) и российских информационных агентств, а также экспертные оценки научно-исследовательских центров. 

Глава 1. Теоретические основы налогообложения недвижимости

1.1.         Недвижимость как объект налогообложения

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует определение сущности понятий «имущество» и «недвижимость», необходимых, прежде всего, для системы имущественного налогообложения. Так в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты[1]. В Правилах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним разнообразие недвижимых вещей называется видами недвижимого имущества[2].

Как известно, объекты недвижимости предопределяют повышенный интерес со стороны государства, так как визуальная определенность, стабильность и долгосрочность существования, государственная регистрация, а также высокие стоимостные параметры, формируются в условиях свободного рынка. Существующая в России система имущественного налогообложения не достаточно отвечает принципу рационального использования объектов недвижимости и в большей степени служит фискальным целям.  

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ВерсияПроф.

[2] об утверждении правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 г., № 219 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ВерсияПроф.

Одним из направлений налоговой политики в Российской Федерации является в перспективе замена налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость, о чем заявлено в документе «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов»[1].

         Данный вопрос также обсуждается современными российскими учеными. Так Руководитель Федеральной налоговой службы России, доктор экономических наук М.В. Мишустин отмечает, что «введение налога на недвижимость должно стать шагом в реформировании системы имущественного налогообложения в Российской Федерации, так как должно сократить количество имущественных налогов и установить в качестве налоговой базы единую стоимостную основу»[2].

         К преимуществам введения налога на недвижимость можно отнести:

·        гибкость – способность налоговых доходов реагировать на процессы, происходящие в экономике и потребность в бюджетных поступлениях;

·        прозрачность – контроль деятельности исполнительных органов государственной власти;

·        сбалансированность системы бюджетных поступлений;

·        административная практичность – простота идентификации объекта налогообложения;

·        самостоятельность местных органов исполнительной власти – финансовая независимость бюджетов местных органов исполнительной власти, развитие подведомственной инфраструктуры.

         Динамично развивающаяся экономика воздействует на величину стоимости недвижимости, посредством изменения уровня благосостояния, измеряемого стоимостью имущества. Однако существуют системы, в основе которых заложена текущая рыночная стоимость и учитываются данные изменения. Текущая рыночная стоимость с точки зрения налоговой базы направлена на обеспечение взаимозависимости между величинами стоимости и налогами на имущество. Рыночная стоимость позволяет рассчитать потенциальную платежеспособность налогоплательщика, а ее использование в качестве базы налогообложения призывает налогоплательщика к более эффективному использованию своей собственности[3].

         В системе налогообложения недвижимости, международный эксперт в области адвалорных систем Р. Олми выделил три компонента:

·        определение субъектов и объектов налогообложения недвижимого имущества и установление связей между ними;

·        определение стоимости объектов;

·        собираемость налогов[4].

В целях налогообложения необходимо определить стоимость всех объектов недвижимости, т.е. провести массовую оценку недвижимости. Массовая оценка недвижимости представляет собой - процесс определения стоимости недвижимого имущества по состоянию на конкретную дату с использованием общедоступных данных, стандартизированных методов и статистики. Массовая оценка недвижимости способствует решению целого ряда задач рынка недвижимости, ипотечного кредитования и страхования[5].

По мнению автора, массовая оценка недвижимости является важным элементом системы налогообложения недвижимости исходя из рыночной стоимости. Формирование, массовой оценки недвижимости была предопределено развитием систем налогообложения в тех странах, в которых введен налог на недвижимость и в качестве налоговой базы выбрана стоимость недвижимости. 

Таким образом, в процессе построения эффективной системы массовой оценки недвижимости в качестве основополагающих принципов следует использовать принципы налогообложения, системности и качества. Реализация принципов налогообложения обеспечивает оправданную функциональность системы массовой оценки недвижимости, реализация принципов системности гарантирует прозрачность и устойчивость системы, реализация принципов качества обеспечивает адаптацию, развитие и совершенствование системы массовой оценки недвижимости.

1.1.         Эволюционные процессы в оценке стоимости объектов имущественного налогообложения

Эволюционный процесс оценки стоимости объектов имущественного налогообложения в разных странах мира происходит с учетом специфики экономики государства. Например, в Австрии  оценка земель длилась более 65 лет. В 1869 году был введен закон об оценке земель, в рамках которого в каждой провинции создавались комиссии, половина состава, которого назначалась министром, а другая избиралась сеймами. Оценка объектов недвижимого имущества производилась на основе цен за предшествующие 15 лет, чистая доходность разных видов земель сравнивалась с арендными и продажными ценами[6]. По итогам проведенного сравнительного анализа цен Центральная комиссия устанавливала окончательные квалификационные тарифы, на основании которых оценка вводилась в действие.    

В свою очередь, в Пруссии оценка 25 миллионов десятин была произведена в период с 1861 по 1867 годы. Принятый закон 1861 года устанавливал поземельные налоги для провинций и уездов пропорционально доходности всех их земель. Доходность земель определялась исходя из цен периода 1837-1860 годов[7]. Срок окончания оценочных работ приходился на дату 1 января 1865 года. Оценочную работу осуществляли 1362 оценочных комиссий, в состав которых входило более 7000 человек. Работы были завершены в срок.

Еще одним не менее важным историческим событием была переоценка земель королевства Виртемберг, произведенная в 1821 году. В этот период времени активно обсуждалось мнение о том, что налог должен взыскиваться с дохода, а не с имущества. Закон 1873 года о новой оценке земель строений и промыслов, обязал при Министерстве финансов создать оценочную комиссию. Классификация земель производилась с учетом общественного мнения, в каждой отдельной общине цены брались усредненные за предшествующие 15 лет. Оценка строений и промышленных предприятий происходила одновременно с оценкой земель и лесов.

Опыт оценки земель королевства Виртемберг был взят за основу организации процесса оценки земель Российской Империей. Согласно закону 1893 года в каждой из 34 земских губерний образовывалась губернская оценочная комиссия (ГОК), в каждом из 359 уездов – уездная оценочная комиссия (УОК). Претворять в жизнь законотворческие нормы должны были уездные оценочные комиссии и земские управы, а губернской комиссия отведена роль наблюдателя.

В 1899 году издается новый законодательный акт по изменению правил оценки, который возложил на ГОК функции по установлению общих принципов оценки недвижимых имуществ и разрешение разногласий между УОК и уездными земскими управами. С 1 января 1899 года всем губернским земствам из средств государственного казначейства направлялся 1 миллион рублей в год. Однако некоторым губерниям приходилось привлекать собственные средства помимо государственных субсидий, другие же ограничивались только ими.

Итоги оценочной работы были подведены в книге «Краткий обзор развития русской оценочной статистики», изданной в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в 1912 году.

«…уловить ценность и доходность имущества следовало бы посредством статистической переписи, произведенной в возможно короткий срок. Но это оказалось неосуществимо при тех средствах статистических знаний и умений, какими обладала наша страна при издании закона об оценке. Естественно методология оценочно статистических работ должна была вырабатываться попутно с выполнением самих работ, как то было на деле и в западноевропейских государствах».

«... Если мы возьмем даже более однообразный вид недвижимых имуществ – городская, то и тут встретим разнообразие, вытекающее не из желания быть возможно оригинальным, а под влиянием особенностей изучаемого предмета. Так в Новгородской и Херсонской губерниях оценщики взяли за основу ценность или стоимость (строительную или продажную), а в остальных доходность».

На современном этапе, имущественные налоги в налоговой системе любого государства являются одними из первых обязательных платежей, осуществляемых в его пользу.  В частности, в Канаде доля имущественных налогов в составе общих доходах местных бюджетов составляет около 40%. В США - около 60%, а в таких странах как Австралия, Ирландия и Великобритания они составляют 100% налоговых доходов местных бюджетов.

В теоретическом аспекте имущественное налогообложение рассматривается в непосредственной связи с местными общественными услугами. Взимание этих налогов обосновывается как с позиции востребованности, так и с позиций платежеспособности. Сохранение и эффективное использование имущества требует определенной защиты прав собственности путем соблюдения принципов законности и общественного порядка. Строительство дорог, мостов, предоставление различного спектра муниципальных услуг повышают потребительскую ценность и стоимостную оценку недвижимого имущества. Финансирование услуг, связанных с владением, пользованием и распоряжением объектами имущества осуществляется за счет собственников и пользователей недвижимости.

Роль имущественного налогообложения в налоговой системе государства зависит от ряда условий:

·        развития отношений частной собственности в системе общественных институтов;

·        создания рыночных условий хозяйствования и политической стабильности.

Для создания и укрепления финансовой устойчивости органов местного самоуправления необходимо установление на постоянной основе собственных доходных источников, позволяющих формировать бюджет в соответствии с поставленными общественными задачами. Существенную долю в структуре и составе имущества составляют объекты недвижимости. В России введено три налога, связанные с недвижимостью: налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций и земельный налог.

В настоящее время налоговая политика государства направлена на повышение эффективности системы налогообложения в части введения налога на недвижимость и установления в качестве налоговой базы кадастровой стоимости недвижимости.

[1] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». ВерсияПроф.

[2] Мишустин М.В. Информационно-технологические основы администрирования имущественных налогов: монография / М.В. Мишустин. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 359с.

[3] Мацкевич А.Ю. Особенности правового регулирования налога на недвижимость в странах группы БРИКС // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. № 6. С. 166 – 173.

[4] Almy, R. Real property assessment systems / R. Almy; Lincoln institute of Land Policy. – 2003.

[5] Артемьев, А.А, Гончаренко, Л.И. Ваш налоговый адвокат [Текст] / А.А.Артемьев, Л.И.Гончаренко. – 2007. - №4. – СПС КонсультантПлюс.

[6] Коростелев С.П. Теория и практика оценки для целей девелопмента. – М.: Маросейка, 2009. – 416 с.

[7] Meyer, Georg. Lehrbuch des deutschen Staatsrechts. 1895, [Шестое издание 1905 г. обработано Авшютцем. Горенберг, Устройство мелкой земской единицы в Пруссии. Вестник Права, 1903 № 9 и 10.

При оценке земельного участка в случае отсутствия его кадастровой стоимости используется нормативная или рыночная стоимость при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок.

Таким образом, подобные изменения в оценке стоимости объектов недвижимости позволят вывести из-под налогообложения активную часть основных средств организаций, сделав налогообложение прозрачным, и как следствие - приведут к развитию производства и увеличению инвестиций.

1.1.         Особенности применения налога на недвижимость в европейских странах на примере Германии и Франции

В европейских экономически развитых странах определяющим фактором в развитии налогообложения является тенденция глобализации мировой экономики. Опыт зарубежных стран в области имущественного налогообложения представляет собой практический интерес для экономики России, а в особенности ряда государств, имеющих определенные сходства в налоговых системах. К таким странам относятся Германия и Франция.

В Германии система налогообложения существенно отличается от действующих систем других промышленно-развитых стран. Ее своеобразие основано на концепции выравнивания административных ресурсов с помощью перераспределения через федеральный бюджет налоговых поступлений в пользу наиболее бедных территорий. Налоговые поступления составляют основную часть доходов государства, около 80%. Особенно следует отметить принципы организации налогообложения в Германии, среди которых:

·        налоги по возможности должны быть минимальными;

·        учет целесообразности взимания налога;

·        соблюдение конкуренции;

·        уважение налогоплательщика, соблюдение коммерческой тайны;

·        исключение двойного налогообложения;

·        величина налогов должна соответствовать размеру государственных услуг.

Важное место в налоговой системе Германии занимают имущественные налоги. Объектом налогообложения является собственность юридических и физических лиц. При взимании налога на недвижимость различаются ограниченная и неограниченная налоговая повинность. Данный налог полностью поступает в бюджеты федеральных земель. Оценка имущества происходит по видам материальных ценностей, имущество предприятий оценивается по единой стоимости без надбавки. Налоговой базой для исчисления налога является совокупное имущество налогоплательщика к началу календарного года, уменьшенное на необлагаемый минимум субъекта налогообложения. Для физических лиц данный порог установлен в размере 70 тысяч евро. Ставка налог – 0,5% для физических лиц и 0,6% для юридических лиц от стоимости налогооблагаемого имущества.

При формировании налогооблагаемой базы вычитаются долги и обязательства, а также установленные льготы. Так, например если налогоплательщику исполнилось 60 лет или он на 3 года получил инвалидность, необлагаемый минимум для физических лиц увеличивается на 30 тысяч евро. Однако не принимаются в расчет процентные и беспроцентные задолженности, сберегательные вклады, банковские активы, активы почтовых счетов, западногерманские и иностранные платежные средства, акции и паи ниже общей суммы в 11 тысяч евро, для физических лиц страховки, пособия из фонда занятости населения.

 При взимании земельного налога объектом налогообложения является земельная собственность предприятий сельского хозяйства, а также земельные участки, принадлежащие юридическим и физическим лицам. Платежи по данному налогу не зависят от финансовых результатов деятельности предприятия. Ставка земельного налога состоит из двух частей: базовой величины, установленной централизованно и надбавки общины. Для физических лиц ставка составляет 1%, для юридических лиц – 0,6%. Государственные предприятия, религиозные учреждения, а также земельные участки, которые используются в научных целях, освобождены от уплаты земельного налога. Существует ряд ограничений в отношении земель:

·        запрет на продажу в течение 20 лет после покупки;

·        разница в диапазоне цен при продаже и покупке земель направляется в пользу государства, так как она выступает в качестве незаработанного дохода землевладельца.

Таким образом, совершенствование имущественного налогообложения Германии определяется объективными факторами, к которым относятся: необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и социально-экономические границы налогообложения. По мнению западных экономистов, основные проблемы в области налогообложения состоят в следующем:

·        сложность понимания современной налоговой системы для налогоплательщика, что ведет к излишним административным издержкам и уклонению от налогов;

·        высокие налоговые ставки;

·        налогообложение заставляет компании инвестировать средства и перестраивать баланс не по экономическим, а по налоговым причинам.

Для проведения эффективной налоговой политики необходимо сохранение темпа дальнейшего снижения налогового бремени, что в дальнейшем придает новые возможности для инвестиционной активности, усиливает мотивацию роста доходности и отказа от теневой хозяйственной деятельности. Данные условия будут способствовать диверсификации структуры экономики и ее дальнейшего роста.

В отличие о Германии, во Франции налоговые поступления обеспечивают более 90% доходной части бюджета государства. Основополагающими принципами являются:

·        системность;

·        гибкость налоговой системы;

·        социальная направленность налоговой системы.

Как известно система налогообложения Франции отдает очевидное предпочтение фискальной функции. Налогообложение имущества во Франции составляет менее 10% налоговых доходов государства и ориентировано в основном на юридических лиц. Во Франции существует система нефиксированных местных налогов на недвижимое имущество, налоговая база в отношении которых основана на расчетной (условной) стоимости имущества, индексируемой с учетом роста инфляции. Поэтому выплаты по налогам на недвижимость сравнительно невелики. Ставки налога устанавливаются региональными и местными органами власти и варьируются в зависимости от региона. Выделяют следующие группы налогов:

·          местные (жилищный налог и земельный налог);

·          подушные (подоходный налог, налог на имущество, налог на недвижимое имущество, стоимость которого превышает определенную величину (так называемый налог на состояние).

         Владелец жилой недвижимости во Франции должен уплачивать жилищный налог, рассчитываемый по состоянию на 1 января каждого года. Основаниями для освобождения от уплаты данного налога является нахождение жилища в состоянии, непригодном для проживания или нуждающимся в капитальном ремонте/реконструкции. Земельный налог рассчитывается аналогично по состоянию на 1 января каждого года и уплачивается единовременным платежом. Наравне с жилищным налогом ставки земельного налога определяются местными органами власти при формировании бюджетов на следующий год. Ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.  

         В отличие от жилищного налога, бремя уплаты земельного налога может быть распределено между продавцом и покупателем, что указывается в договоре купли-продажи. Отличительной особенностью данного налога является разделение объекта налогообложения на две части: первая часть рассчитывается для незастроенной территории, вторая – для территории, занятой зданием и необходимым для его использования оборудованием. В большинстве случаев налоговая база составляет половину кадастровой арендной стоимости участка. От данного налога освобождается государственная собственность, а также физические лица старше 75 лет, получающие специальные пособия из общественных фондов и пособия по инвалидности. Налоговая база земельного налога на незастроенные участки исчисляется путем умножения 80% кадастровой стоимости земельного участка на коэффициенты, устанавливаемые органами местного самоуправления. Для собственников земель сельскохозяйственного назначения предусмотрен 2-летний период освобождения от уплаты данного налога. Малообеспеченные лица могут быть освобождены от уплаты земельного налога на незастроенные участки целиком или частично.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса