Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Дипломная работа на тему "Социально-педагогическая профилактика межличностных конфликтов в ученическ

Дипломная работа на тему "Социально-педагогическая профилактика межличностных конфликтов в ученическом коллективе" (1000 руб.)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                    3

1         КОНФЛИКТЫ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА                                                                             5

1.1 Понятие и виды межличностных конфликтов в коллективе                         5

1.2 Особенности конфликтов между школьниками                                             9

1.3 Типичные причины конфликтов в ученических коллективах                   12

2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ                     16

2.1 Сущность и условия профилактики межличностных конфликтов            16

2.2 Способы и приемы профилактики конфликтов между учениками            20

2.3. Способы конструктивного разрешения ученических конфликтов            24

3 ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

3.1 Организация и методы исследования                                                            27

3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования                                  27

3.3. Программа профилактики межличностных конфликтов                           29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                            37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                   39

Во-первых, нельзя допускать, чтобы учитель (ученик) получал противоречивые указания от многочисленных ру­ководителей и старших.

Во-вторых, необходимо четко определить функциональ­ные обязанности и меру ответственности всех учителей и обслуживающего персонала школы.

В-третьих, следует равномерно и грамотно распреде­лить учебную нагрузку педагогов в течение дня и недели, а также спланировать деятельность всех школьных коллективов в течение учебного года, так как нестабильность рабочего графика и его неравномерность в течение учебного периода порождает стресс, излишнюю психическую напряженность[21, с.20]

Сильное влияние на частоту возникновения конфликтов в педагогическом и ученическом коллективах школы ока­зывает стиль руководства администрации школы, прежде всего ее директора. Заметно изменившиеся условия суще­ствования и работы общеобразовательной школы требуют перемен и в стиле руководства.

Таким образом, профилактика межличностного конфликта - это система мероприятий (психологической, социально-психологической диагностики, психологической и педагогической коррекции), направленных на предупреждение конфликтной ситуации, способной привести к возникновению межличностных конфликтов.

Моделирование конфликтных ситуаций является одним из таких методов. Этот прием, во-первых, актуализирует интеллектуальный потенциал учащихся, во-вторых, способствует тренировке умения конструктивного спора. Приемы для моделирования конфликтной ситуации:

- отрицание ведущим (учителем или учащимся) предложенного группой учащихся решения;

- утверждение, защита, отстаивание ведущим альтернативного решения;

- имитация непонимания педагогом сути вопроса;

- расслоение участников дискуссии на микрогруппы с последующей взаимной критикой альтернативных решений.

В моменты наивысшего накала страстей при конфронтации мнений учителю рекомендуется:

- прервать обсуждение и дипломатично обобщить результаты;

- предложить письменно-графическое решение проблемы разным микрогруппам;

- предоставить слово более флегматичным учащимся;

- отобрать экспертов для оценки каждого из предлагаемых решений.

Улаживание и профилактика межличностных конфликтов может производиться при помощи сугубо административных способов, которые имеет право применить руководитель коллектива.

- Выдача задания. Среди учащихся - люди разного склада характера, неодинакового уровня знаний и опыта, имеющие разное отношение к учебе и педагогу. При выдаче задания учитывать эти моменты.

- Система наказания и вознаграждения. В сфере взаимодействий эффективны распоряжения о лишении провинившегося учащегося каких-либо льгот, вызов родителей в школу, запрет на участие в массовых мероприятиях. А в качестве награждения - благодарность, способы поощрения, проведение мероприятий. Педагог должен обеспечивать условия, чтобы ученик получал адекватную оценку своего труда: поощрение и похвалу за успехи и конструктивную критику за ошибки и промахи.

- Формула отрицательной оценки. С тем чтобы отрицательная оценка действий ребенка была эффективной, педагогу надо учитывать тот факт, что его высказывание должно содержать четыре основных части. Первая часть: фиксация общей положительной оценки ребенка как ученика и человека. Можно сказать следующие слова: "Я всегда тебя уважал за тщательность и надежность в работе". Вторая часть: формулирование критической оценки. Предложение может выглядеть следующим образом: "Сегодня, увидев твою работу, вижу, что ты ошибся...". Третья часть: признание того, что ребенок хороший ученик, несмотря на то, что допустил ошибку: "Все ошибаются. Твои высокие качества для меня вне всяких сомнений". Четвертая часть: выстраивание позитивной перспективы на будущее: "Я уверен, что завтра ты все исправишь и впредь ошибок не допустишь". [4, с.80]

 

2.3. Способы конструктивного разрешения ученических конфликтов

В школе нередко бывают ситуации, когда учитель, клас­сный руководитель или директор вынуждены вмешивать­ся в конфликты учеников (учителей) в роли третьей сто­роны с целью их урегулирования. Учитель или директор, как правило, не должны занимать позицию стороннего наблюдателя при возникновении конфликтов в школьных коллективах. Практика показывает, что своевремен­ное вмешательство в конфликт более опытных коллег мо­жет препятствовать деструктивным сценариям развития конфликтов. Вместе с тем урегулирование чужих конф­ликтов — довольно сложное дело. Возможно такое разви­тие событий, когда арбитр и проблему не решит, и отно­шения с обоими оппонентами испортит.

К.С.Лисецкий [16] предлагает возможную схему действий учителя или ди­ректора при разрешении конфликтов в школьных коллек­тивах в роли третьей стороны. Она включает 17 шагов. Предла­гаемая последовательность действий может уточняться и изменяться с учетом особенностей конкретной конфлик­тной ситуации.

1-й шаг. Попытаться представить общую картину конф­ликта и проникнуть в его суть, анализируя ту ограничен­ную информацию, которой располагаем. Ориентировочно оценить особенности конфликта, позиций и скрытые инте­ресы обеих сторон.

2-й шаг. Побеседовать с одним из оппонентов, которого ориентировочно будем считать в данном конфликте более правым. Выявить его представления о причинах конфликта, узнать, чего он хочет добиться от оппонента и чего опа­сается. Установить его мнение об основных интересах и опа­сениях второго оппонента.

3-й шаг. Обязательно побеседовать со вторым оппонен­том. Типичная грубейшая ошибка — вмешательство в кон­фликт на основе информации, полученной только от одной из конфликтующих сторон.

4-й шаг. Побеседовать о причинах и характере конфлик­та с друзьями первого оппонента. Они дадут новую и, ско­рее всего, более объективную информацию об интересах и опасениях первого оппонента. Полезно выяснить их пред­ставления об интересах и опасениях второго оппонента.

Необходимо обсудить с друзьями первого оппонента перс­пективы развития конфликта и возможные способы его уре­гулирования. Не стоит экономить время на общении с дру­зьями первого оппонента, поскольку в последующем они мо­гут оказать существенную помощь в разрешении конфликта.

5-й шаг. Побеседовать о причинах, характере и способах урегулирования конфликта с друзьями второго оппонен­та. Содержание разговора с ними такое же, как с друзьями первого оппонента.

6-й шаг. Обсудить причины, перспективы развития и спо­собы урегулирования конфликта с неформальными лиде­рами коллектива, в котором развивается конфликт между первым и вторым оппонентами.

7-й шаг. При необходимости обсудить проблему конф­ликта с руководителями обоих оппонентов и выяснить их отношение к этой проблеме.

8-й шаг. Понять, в чем заключается главная причина конфликта и не учитывать индивидуальные особенности всех его участников, а представить, что в конфликте дей­ствуют абстрактные люди.


Нужен полный текст данного материала? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса