Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Дипломная работа "Исследование социального интеллекта подростков с разными стратегиями самоутвержден




Дипломная работа "Исследование социального интеллекта подростков с разными стратегиями самоутверждения" (1000 руб.)

Содержание.

Введение………………………………………………………………….2

Глава 1. Теоретические аспекты изучения социального интеллекта подростков с различными стратегиями самоутверждения.

1.1.         Понятие социального интеллекта………………………………..4

1.2.         Особенности развития социального интеллекта подростков, воспитывающихся в детских домах……………………………..9

1.3.         Особенности выбора стратегий самоутверждения 

подростков……………………………………………………………….15

Выводы по первой главе………………………………………………...22

Глава 2. Исследование социального интеллекта подростков с разными стратегиями самоутверждения.

2.1. Методическое оснащение эмпирической части…………………..23

2.2. Анализ результатов исследования социального интеллекта подростков с разными стратегиями самоутверждения……………………………….37

2.3. Проект работы психолога по развитию социального интеллекта подростков………………………………………………………………..42

Выводы по второй главе………………………………………………....44

Заключение……………………………………………………………….45

Библиографический список……………………………………………..47

Приложения………………………………………………………………51

            По мнению Лаврентьевой Зои Ивановны, это ведет к тому, что в содержании компетентности востребованными становятся такие ее стороны, как умелость жить вместе и умелость жить вообще. Подросток учится понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права. Появляется система сложных социальных умений и навыков, отрабатываются сценарии поведения в типичных социальных ситуациях, совершенствуются механизмы самоконтроля и саморегуляции. Коммуникативная и вербальная компетентность определяют позицию подростка в группе сверстников и в умелости построения отношений со взрослыми. Перед подростком стоит непростая задача – найти компромисс (гармонию) индивидуального и общественного в собственном интересе к обществу и людям. Движение происходит от интересов, обусловленных индивидуальными потребностями и индивидуальными мотивами, к интересам, связанным с решением общечеловеческих проблем. Подросток начинает осознавать, что от результатов решения общечеловеческих проблем зависит его индивидуальный социальный интерес. Социальный интерес сопрягается с неизбежностью в этом случае с социальной ответственностью.   

              Подростки, добиваясь признания во взрослом мире, стараются вникать в его нужды и потребности, пытаются скоординировать личные и общественные интересы. Они становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера. Эталоны межличностного восприятия, которыми пользуются подростки, оценивая интересы окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и потребностями. Итогом этих процессов становится изменение всей системы отношений с окружающими людьми и самим собой: подростки стремятся выработать у себя полезные качества личности, характерные для достижения устойчивого положения в обществе. В этом возрасте становятся востребованными организаторские и лидерские способности подростков, что, несомненно, отражается на обогащении социального интереса. В подростковом возрасте расширяется объем социального интереса. Он выходит за пределы семьи, группы, региона, страны. Подростки начинают интересоваться судьбами мира, человечества, соотносить свою личную судьбу с судьбой человеческого общества, с изменениями, которые происходят в нем.

             Главной особенностью этого возраста является вхождение подростка в активную социальную жизнь. Чувство взрослости позволяет подросткам обнаруживать веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Получив свободу действий в группах сверстников, подросток требует расширения своих прав во взаимодействии с взрослыми. Он включается в формирование социальных ценностей, в обсуждение смыслов отношений. Все это и приводит подростков, находящихся под влиянием позитивных общественных образцов, к высокому уровню общественной активности. Вместе с тем, следует постоянно иметь в виду, что естественная активность и динамизм подростков, остающаяся без надлежащего управления, проявляется в открытой стихийности, спонтанности, неконтролируемых порывах и рискованных действиях. Другими словами, для подростков, предоставленных самим себе, характерен динамизм в себе, активность для активности, которые открывают путь к различным формам девиации. Поэтому так важна целенаправленная работа по поддержке активности подростка с целью его социального развития.

             Подростковый возраст не только биологическая, но и социальная категория. Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции, при этом психологические и личностные процессы развития подростка совершаются не плавно, а скачкообразно и противоречиво. Подросток — это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Возникшее у подростка «чувство взрослости» выражается в стремлении к самостоятельности, желании, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением.

            Как показывают работы различных авторов в области поведения подростка в системе межличностных отношений, изучение негативных проявлений в поведении подростка необходимо начинать, прежде всего, с исследования системы его межличностных взаимоотношений со сверстниками, с изучения особенностей развития коммуникативных способностей личности.

            Основываясь на проведенном анализе научной литературы, посвященной определению, содержанию, особенностям социального интеллекта подростков, мы пришли к выводу о том, что именно этот период наиболее сензитивен для выработки новых стилей взаимодействия с самим собой и социумом, обретения и развития коммуникативных стратегий. Коммуникативные стратегии, используемые в общении, являются важной характеристикой коммуникативного поведения ребенка.

            Подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма.

             Половым созреванием обусловлены психологические особенности возраста: повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценка возможностей, самоуверенность и др. Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, через статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д.

             Утрачиваются прежние способы самоутверждения, как «ребенка вообще», и обретаются новые, связанные с половой принадлежностью. К своей внешности относятся заинтересованно, т.к. она становится фактором самоутверждения.

             Самоутверждением называется стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. В литературе обсуждаются различные типологии самоутверждения личности. В частности Р. Альберти и М. Эммонс выделили три основных способа (типа) самоутверждения личности:

1) неуверенное поведение, для которого характерны ориентация личности на конформность, тенденция скрывать собственное мнение и сдерживать эмоциональные реакции, выбор неопределенных и невыразительных форм речевого общения;

2) ассертивное поведение как умение «отвечать без заминки», говорить «достаточно громко и естественным для себя тоном»;

3) агрессивный стиль поведения как умение «отвечать прежде, чем собеседник успел закончить свою мысль», громко говорить вызывающим тоном, смотреть на других свысока, пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать), навязывать собственное мнение, быть чрезмерным в выражении чувств.

           Потребность в самоутверждении настолько сильна в подростковом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

             В психологии, педагогике, в теории социально-культурной деятельности 20 века проблема самоутверждения и самовыражения подростков в сфере свободного времени, как правило, связывалась с наличием ресурсной базы общественно-организованного досуга, с их вовлечением в различные формы досугового творчества. Бесспорно, правы те, кто рассматривает отсутствие этих условий свободного времяпрепровождения подростков как одну из ведущих причин самоутверждения и самовыражения в социально-разрушительной активности. Однако, есть все основания полагать, что ведущими мотивами такого поведения выступает не ограниченность материальной базы и количество общественно-организуемых форм досуга, а недостаток умений и навыков его самоорганизации, отсутствие досуговой квалификации как неотъемлемого качества гармонично развитой личности.

Выводы по первой главе.

            В результате изучения литературных источников по проблеме социального интеллекта подростков с разными стратегиями самоутверждения удалось выявить следующее:

·        Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

·        Социальный интеллект предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, – всеми видами семиотических систем.

·        Социальная техника общения – это «действенный» компонент, проявляется в способности принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужном для личности русле, в богатстве техники и средств общения. И высшим критерием проявления социально-интеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияния на формирование психических свойств окружающих.

·        У детей из детского дома социальный интеллект в младшем подростковом возрасте взаимосвязан с умением строить умозаключения на основе жизненного опыта, с высокой концентрацией произвольного внимания, сообразительностью, с зрительным узнаванием, умением дифференцировать существенное от второстепенного, от наблюдательности, с общим объемом знаний, умением организовывать отдельные части в целое.

·        Уровень развития социального интеллекта воспитанников детского дома  ниже, в сравнении с детьми из полных семей. У них хуже развита способность понимать связь между поведением и его последствиями.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru




Календарь

«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса