Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Дипломная работа "Обогащение сенсорной культуры младших дошкольников в процессе ознакомления с цвето

Дипломная работа "Обогащение сенсорной культуры младших дошкольников в процессе ознакомления с цветом" (1000 руб.)

       Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы сенсорного воспитания детей младшего

               дошкольного возраста...................................................................................7

1.1.         Педагогические представления о сенсорном воспитании ребенка .................7

1.2.         Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного

возраста, критерии оценки.................................................................................17

Глава 2. Теоретические аспекты формирования цветовых эталонов у младших 

               дошкольников……………………………………………………………….27

2.1.    Теоретические основы формирования цветовосприятия……………………27

2.2.    Характеристика возрастных особенностей и состояние цветовосприятия у

          детей младшего дошкольного возраста……………………………………….34

2.3.    Формирование цветовосприятия у младших дошкольников………………..39

Глава 3.  Формирование развивающей среды для сенсорного воспитания

                детей младшего дошкольного возраста (на базе МКДОУ № 199  

                города Кирова………………………………………………………………44

3.1.   Опыт работы по формированию развивающей среды для сенсорного

         воспитания детей  младшего дошкольного возраста…………………………44

3.2.   Анализ проведенной работы и оценка эффективности проекта……………..57

Заключение……………………………………………………………………………61

Список использованной литературы………………………………………………63

Приложение……………………………………………………………………………67 

                                                Введение

Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Несомненно, что успешность умственного, физического, эстетического и экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе  и для многих видов труда. Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Психологические исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности.

В целом, истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду, что и обуславливает актуальность нашего исследования.

Особую роль в становлении сенсорной культуры дошкольника играет формирование у него чувства цвета. Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке и аппликации, навыки  подбора цветов и оттенков с целью создания цветового образа в процессе изобразительной деятельности, а также выражение индивидуального отношения к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира.

Актуальность нашего  исследования определяется противоречием между необходимостью особого подхода  к  процессу формирования у младших дошкольников цветовых эталонов в ходе становления их сенсорной культуры, значимостью данной проблемы разработанной в психолого-педагогических исследованиях и недостаточным вниманием педагогов-практиков к реализации данной задачи, как одного из важнейших способов познания детьми предметного мира.

Основной целью нашего исследования является исследование возможностей обогащения сенсорной культуры младшего дошкольника в процессе ознакомления с цветом, а также создание на основе данных исследования и дальнейшая экспериментальная проверка условий, способствующих формированию всех видов восприятия и обогащению чувственного опыта у детей младшего дошкольного возраста (на базе 2-ой младшей группы МКДОУ № 199 города Кирова).

Для достижения поставленной комплексной цели нами были решены следующие задачи:

·        теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме воспитания сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста;

·        анализ литературы по проблеме развития цветовосприятия у младших дошкольников и выявление на этой основе возрастных и индивидуальных особенностей цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста;

·        предварительная диагностика уровня сенсорного развития у 10 участников эксперимента и составление по результатам диагностики плана дальнейшей работы;

·        создание сенсомоторного уголка в группе, сенсорной комнаты в МКДОУ и организация сенсорных маршрутов на территории детского сада;

·        проведение занятий по сенсорному развитию детей, в том числе – дидактических игр;

·        работа по повышению уровня знаний родителей по сенсомоторному развитию и воспитанию дошкольников;

·        анализ проведенной работы и оценка эффективности проекта.

Объектом нашего исследования является сенсорное воспитание младших дошкольников, предметом – развивающая среда для эффективного осуществления данного процесса.

Данная проблема довольно хорошо изучена в литературе. Так, в вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы  Венгера Л. А., Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Комаровой Т. С., Сакулиной Н. П., Усовой А. П. и других ученых. Процесс восприятия и передачи цвета детьми рассматривался в работах многих психологов (Венгера Д. А, Запорожца  А. В., Мелик-Пашаева А. А., Мухиной В. С. и др.), искусствоведов (Бакушинского А. В., Волкова Н. Н. и др.), педагогов (Езикеевой В.А., Комаровой Т. С., Казаковой Т. Г., Я. А. Коменского, М. Монтессори, Пилюгиной Э. Г., Сакулиной Н. П., Флериной Е. А., Ремезовой Л. А., Ф. Фребеля и др.)

Научную основу нашей работы составили фундаментальные труды по дошкольной педагогике, возрастной психологии, методические разработки педагогов-новаторов, а также работы ученых, посвященные в целом, проблеме сенсорного воспитания и проблеме формирования цветовосприятия у младших дошкольников, в частности.

В качестве эмпирических материалов для формулирования основных выводов и предложений использовались: педагогическая и психологическая документация МКДОУ № 199 города Кирова, а также данные предварительной и итоговой (для нашего эксперимента) диагностики уровня сенсорного развития у 10 участников эксперимента.

Методы исследования: изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение.

Практическая значимость проведенной нами работы заключается во внедрении и апробировании условий той развивающей среды, которая, по нашему мнению, максимально эффективно способствует сенсорному развитию младшего дошкольника.

Работа выполнена на  62 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из  наименований источников и приложения.

  Глава 1. Теоретические основы сенсорного воспитания детей младшего  дошкольного возраста

1.1.         Педагогические представления о сенсорном воспитании ребенка

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

«Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т.п.)» (Венгер, 1988: 8).

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.

С.А. Козлова определяет сенсорное воспитание как «целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия» (Козлова, 2001: 142).

По Поддъякову Н.Н., сенсорное воспитание есть «целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений,  восприятий, представлений)» (Поддьяков, 1981:3).

Запорожец А.В. считает, что сенсорное воспитание, главным образом, направленно на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием – «последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека» (Венгер, 1981:5). Под сенсорной культурой вообще подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Соответственно, по мнению Л.А. Венгера, «сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством» (Венгер, 1981: 4).

Проанализировав данные определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др.

Теория восприятия, в целом, строится на том, что человек познает окружающий мир, опираясь на деятельность анализаторов. Основу восприятия составляют ощущения, вызываемые воздействиями на органы чувств, точнее воздействиями на чувствительные аппараты (рецепторы). В зависимости от того, какой анализатор или орган чувств задействован, выделяют обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, тактильные ощущения. Каждый предмет, окружающий нас, обладает не одним свойством,  а несколькими, воздействуя тем самым не на один, а на несколько анализаторов. Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о целом предмете со всеми свойствами.

В педагогике и психологии сенсорное развитие ребенка подразумевает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе формирование музыкального слуха, совершенствование звукового анализатора речи и др.

А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др. утверждают, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Первой ступенью познания является чувственный опыт, чувственное познание. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Чувственное и рациональное познание рассматриваются как разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, как разные формы познавательной деятельности, находящиеся между собой в органической взаимосвязи. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершении практической деятельности ребенка.

Процесс формирования детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером. «Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т.е. в период времени от трех до семи лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивных действий. В частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединить их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяются и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей» (Венгер, 1976: 21).

Л.А. Венгер выделяет ряд этапов развития перцептивных действий. На первом этапе процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. На этом этапе, который ставит перед ребенком новые перцептивные задачи, непосредственно в материальные действия вносятся необходимые исправления, которые должны быть сделаны для формирования адекватного образа. Лучшие результаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются так называемые сенсорные эталоны, которые также выступают во внешней, материальной форме. С ними ребенок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним.

На втором этапе Л.А. Венгер отмечает, что перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с выполняемыми предметами. На данном этапе, пишет Л.А. Венгер, дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса