Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Дипломная работа "Психологические аспекты с несовершеннолетними осуждёнными"

Дипломная работа "Психологические аспекты с несовершеннолетними осуждёнными" (1000 руб.)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..….4

1 Особенности статуса и психологический портрет несовершеннолетнего осужденного………………………………………………………………….…....6

1.1 Психолого-педагогическая и криминологическая характеристика несовершеннолетних преступников…………………………………….……….6

1.2 Пребывание несовершеннолетнего в воспитательной колонии и СИЗО..13

2 Психолого-воспитательные аспекты профилактического воздействия на несовершеннолетних осужденных……………………………………………...19

2.1 Формы и методы воспитательно-профилактического воздействия на образ жизни несовершеннолетних правонарушителей………………………………19

2.2 Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в воспитательной колонии………………………………………………………...28

3 Психолого-педагогическая работа с отдельными группами несовершеннолетних осужденных……………………………………….……..35

3.1 Методические рекомендации по работе с агрессивными подростками…35

3.2 Работа с несовершеннолетними осужденными, имеющими психические отклонения……………………………………………………………………….40

4 Социально-психологическая реабилитация несовершеннолетних осужденных………………………………………………………………………51

Заключение……………………………………………………………………….54

Список использованных источников…………………………………………..56

 

Введение 

Актуальность темы исследования. Необходимость исследования психолого-педагогических особенностей воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными определяется тем, что за последние годы подростковая преступность у нас в стране существенно возросла. К числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, на протяжении длительного периода относятся преступления корыстно-насильственной направленности: кражи, грабежи, разбои.

Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработка оптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления несовершеннолетних осуждённых на сегодняшний день являются задачами первостепенной государственной важности. Необходимо продолжать исследовать и систематизировать данные о психолого-личностных особенностях несовершеннолетних осужденных и сущности психолого-воспитательного воздействия на них.

Степень изученности и новизны. Над разработкой данной проблемы работают такие известные отечественные специалисты как Беляева А.И., Журавлёв В. Л., Сухов А.Н., Ушатиков А.И., Казак Б.Б. и др.

Цель работы. На основе изучения научных источников и проблемных статей, выявить и проанализировать психологические аспекты работы с несовершеннолетними осужденными.

Задачи исследования:

- проанализировать психологические особенности несовершеннолетних осужденных;

- исследовать формы и методы воспитательно-профилактического воздействия на несовершеннолетних преступников;

- изучить психолого-педагогическую работу с несовершеннолетними осуждёнными в воспитательных колониях;

- раскрыть сущность социально-психологической реабилитации несовершеннолетних осужденных.

 Предметом исследования является процесс формирования, развития и исправления несовершеннолетних осуждённых.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при проведении психолого-воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными.

Методологическую основу исследования составляют: диалектический метод, анализ, синтез, индукция, дедукция, системно-правовой и сравнительно-правовые методы исследования.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Материалы дипломной работы могут быть использованы при изучении учебной дисциплины «Уголовно-исполнительное право».

Структура работы.  Данная выпускная квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников. 

1 Особенности статуса и психологический портрет несовершеннолетнего осужденного

1.1 Психолого-педагогическая и криминологическая характеристика несовершеннолетних преступников 

Особое место в структуре преступности занимает молодежная преступность, в частности несовершеннолетних. Последняя образуется совокупностью преступлений, совершенных лицами в возрасте 14-18 лет.

Преступность несовершеннолетних особо опасна для общества потому, что угрожает его будущему. Асоциальные взгляды, привычки, приобретённые в раннем возрасте, могут при неблагоприятных обстоятельствах в последующем привести к глубокой деморализации личности и как результат к росту рецидивной преступности [20, с.34].

В преступности несовершеннолетних особо велика доля латентных преступлений. Кроме общих причин латентности к этому приводит широко распространенная практика освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.

Структура преступности несовершеннолетних традиционно характеризуется совершением главным образом имущественных преступлений (50%), преступления сексуального характера (25%), в том числе и мужеложство, преступления против личности (20%), а также преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков (5%).

К основным особенностям преступности несовершеннолетних относятся относительная узость её диапазона, преобладание ситуативных преступлений, своеобразие мотивации преступной деятельности – стремление к самоутверждению, юношеский конформизм и т.п.; заметно преобладание групповой преступности, почти ¾ от общего количества совершённых преступлений. Ими совершаются наиболее опасные преступления – разбойные нападения, изнасилования и убийства.

Групповому свершению преступлений предшествуют формирование (приятельских групп) совместно бездельничающих подростков. Далее группа постепенно «вырастает» из уже сложившихся групп, где подростки «среди своих» ищут понимания и способов самоутверждения. Эти группы особо опасными для общества вследствие того, что чем больше по времени существует группа, тем более сильной, сплочённой и организованной она становится. [20, 36] В современной криминологической науке в последние годы с констатацией ведущей роли социальных факторов, влияющих на формирование преступного поведения несовершеннолетних, в изучении механизма преступности большое внимание стало уделяться личностным особенностям подростков-правонарушителей, т.е. началось более тщательное изучение личности преступника.

Личность преступника, в частности и несовершеннолетнего, – это совокупность социально-демографических, нравственных и правых свойств, признаков связей, отношений, характеризующих лицо, совершившее преступление. [7, с.46]

Личность несовершеннолетнего преступника ещё не сформирована и находится в процессе своего дальнейшего развития.

В подростковом возрасте (от 12 до 16 лет) происходит перестройка всего организма в связи с процессом биологического созревания, идёт активное формирование личности, закладываются основы мировоззрения, растёт самосознание и качественно изменяется вся психическая деятельность. К этому времени при нормальном развитии завершается формирование абстрактного мышления, появляется способность к проведению формальных логических операций, к осознанию и объективной оценке своих поступков и поведения окружающих, к сознательной регуляции поведения сообразно социальным и правовым нормам, интеллект переходит на новый уровень отражения объективных связей внешнего мира.

В этом возрасте качественно и резко изменяется содержание мотивационной сферы, появляется ориентация на участие в социально значимых областях деятельности, осуществляется планирование долгосрочных программ на будущую жизнь. Всё это позволяет сделать вывод о том, что в подростковом возрасте происходит подлинное становление личности. Проявление у подростков 14-16 лет черт, характерных для более ранних возрастных периодов, свидетельствует о задержке психического развития[7, с.48]. К концу подросткового периода у нормально развивающегося подростка окончательно дифференцируются понятия и нравственные чувства долга, ответственности, стыда. В зависимости от того насколько развиты эти чувства, зависит способность человека, осознавать, оценивать и контролировать свои поступки. Сформированность морального и правового сознания подростка является критерием успешности его социализации, достаточной развитости внутреннего и внешнего контроля, что создаёт психологические (личностные) предпосылки ответственности за своё поведение, в том числе и правоправное.

Так,  В.И. Игнатенко, обобщив данные о системе потребностей, интересов и нравственных ценностей, несовершеннолетних правонарушителей рисует следующую схему личности[14, с.89]:

«Программы поведения непоследовательны внутренне, неустойчивы и резко изменчивы в зависимости от сложившейся ситуации; поступки и действия – выражение и реализация двойственности морали и дисгармонии нравственных и правовых представлений, взглядов, чувств; результаты поступков и действий - грубые нарушения нравственных, правовых и иных социальных норм, как проявление конфликта между обществом и личностью».

По моему мнению, особого внимания заслуживает изучение несовершеннолетних преступников, имеющих психические девиации, выражающиеся в различных типологических нарушениях характера, с которыми очень часто приходится сталкиваться пенитенциарному психологу.

К основному спектру типологических нарушений (акцентуаций) характера относят следующие типы: эпилептоидный (возбудимый), шизоидный (экспансивный, эмоционально-тупые, сензитивные), гипртимные (с повышенной активностью), эмоционально – лабильные (неустойчивые, циклоидные, астероидные), паранойяльные, психостенические, астеноневротические, смешанные. При, чём учёные выявили зависимость между типом акцентуации и совершенным преступлением. Например: подростки эпилептоидного, шизоидного, гипертимного и паранойяльного типов совершают тяжкие преступления, а также являются лидерами отрицательной направленности, нарушителями режима содержания, трудно поддаются воспитательному воздействию и психологической коррекции.

Эпилептоидный тип. Основными чертами таких подростков являются аффективная взрывчатость, склонность к возникновению злобно – тоскливого настроения с чувством внутренней раздражённости, недовольства окружающим (дисфории). Эти эпизоды возникают беспричинно или под влиянием незначительных ситуационных и обычно сопровождаются актами агрессии, направленной во вне. Подобные состояния наиболее часто служат основой преступного поведения. Многим подросткам этого типа свойственны усиление инстинктивных влечений, ослабление контроля над собой, несдержанность. Хулиганские выходки таких подростков отличаются особой жестокостью и дерзостью, драки – причинением серьёзных увечий. Часто выявляются такие черты, как мстительность и злопамятность. Они долго помнят обиды, никогда не прощают и могут долго ждать для того, чтобы отмстить обидчику. Многие из подростков данного типа из-за утраты контроля над своими влечениями склонны к злоупотреблению алкоголем, совершают преступления в нетрезвом состоянии. Пьянство чаще носит характер запойного, быстро возникают амнестические формы опьянения с полной утратой контроля над своими поступками. Среди сверстников из-за своего физического превосходства, бесстрашия и безрассудства, эмоционального напора, и аффективной несдержанности они чаще всего являются лидерами.

Шизоидный тип представляет сборную группу, разнящуюся по определенным признакам. Наиболее общими чертами этого типа являются внутренняя замкнутость, скрытность, отгороженность от окружающих. Особенности эмоциональной сферы проявляются в сочетании холодности, эмоционального отчуждения, отсутствии чувства сопереживания, неспособности вжиться в духовный мир других. Часто эти качества причудливо переплетаются с парадоксально повышенной чувствительностью и обидчивостью[14, с.91].

Экспансивно – шизоидные. Как правило, подростки с явным преобладанием рассудочной деятельности над эмоционально – инстинктивной сферой. Это внешне холодные, не по возрасту рассудочные и рациональные юноши, у которых отсутствует игра эмоций, азарт. При внешней контактности и видимом общении, носящей крайне формальный, поверхностный характер, эти подростки остаются замкнутыми, несклонными делиться внутренними переживаниями. В силу их волевой направленности они занимают роль лидера, пользуются уважением сверстников. Преступления, как правило, совершают в одиночку, тщательно планируют и взвешивают все обстоятельства. Холодный расчёт и отсутствие эмоционального резонанса, неспособность оценивать душевные движения других делают совершаемые ими преступления особо циничными, злостными поражающими своей расчётливостью. Их поведение в ВК носит весьма своеобразный характер: при видимой отгороженности от окружающих они несклонно стремятся к лидерству, всем своим видом и поведением подчёркивают превосходство над остальными; со слабыми подростками и лицами, оказывающими активное сопротивление, они жестоко и скрытно расправляются. Мерам воспитательного воздействия экспансивно – шизоидные личности поддаются с трудом. Формально соглашаясь с воспитателем, они остаются при своём мнении. По отношению к совершённому преступлению критическое отношение неполное, подростки считают себя правыми, свои поступки оправдывают различными доводами.

Эмоционально- тупые шизоиды. Особенностью этой группы является выраженный дефицит эмоциональной сферы, часто сочетающийся с признаками умственной отсталости. У таких лиц отсутствует богатство внутренних переживаний, мышление, интересы крайне примитивны, нет склонности к абстрактным построениям. Как правило, обнаруживаются снижение критических способностей, отсутствие адекватного осмысления окружающей обстановки, явления психической и физической незрелости. Эти лица малоконтактны, замкнуты, их отгороженность обусловлена отсутствием внутренней потребности к общению. В группе сверстников такие подростки ведомы, подчиняемы, часто при совершении преступления являются «орудием» более сильных. Совершаемые ими преступления против личности отличаются излишней жестокостью и поражают своей немотивированной злобностью и цинизмом, отсутствием раскаяния в содеянном.

Следует подчеркнуть, что несовершеннолетние с шизоидным типом характера чаще совершают преступления против личности в одиночку или в качестве лидера группы. Направленность их волевых усилий часто не определяется интересами общества, идёт вразрез с ними и диктуется малопонятными внутренними побуждениями, которые в случае их асоциальной направленности реализуются в криминальных поступках.

Гипертимный тип. Основные особенности его выражаются в постоянной активности, высоком жизненном тонусе, энергии, часто повышенном настроении. Такие подростки всегда оживлены, подвижны, разговорчивы, не дают перебить себя. В компании стараются заразить разговором, привлечь к себе внимание, отличаются находчивостью, остроумием, не терпят противоречий, стремятся к лидерству, стараются подчинить себе сверстников. Это, прежде всего, люди действия, легко возникающие идеи и желания требуют у них сиюминутной реализации. Они мало задумываются о последствиях своих поступков, поверхностны в своих суждениях, крайне опрометчивы, любят риск, азарт, легко поддаются асоциальным влияниям. У таких подростков инстинктивная сфера преобладает над рассудком, рано пробуждается половое влечение, склонность к алкоголизации. В силу выше перечисленных особенностей подростки подобного типа легко совершают правонарушения. Как правило, преступления (изнасилования, грабежи, хулиганские действия) совершаются в группе, а такие лица являются лидерами. В колонии гипертимные личности сохраняют свой оптимизм, легко переносят условия режима, часто нарушают его. В беседе охотно дают обещание исправиться, формально понимают тяжесть содеянного, однако относятся к совершённому преступлению с излишней лёгкостью и беспечностью.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса