Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Экспериментальное исследование состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недора

Экспериментальное исследование состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (500 руб.)

2.1. Цель, задачи, организация и этапы констатирующего эксперимента

Цель констатирующего эксперимента заключается  в исследовании состояния мелкой моторики пальцев рук и в определении уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (4-5 лет) с общим недоразвитием речи II-III уровня.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

1.     Изучить личные дела испытуемых (медицинскую карту, протокол логопедического обследования). Определить логопедические заключения испытуемых экспериментальных групп.

2.     Изучить методическую литературу и подобрать методики для выявления уровня развития мелкой моторики пальцев рук у выбранной категории детей.

3.     Провести констатирующий эксперимент, используя выбранные методики.

4.     Проанализировать результаты исследования и сделать вывод об уровне развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.

В исследовании приняли участие две группы: экспериментальная и контрольная, в каждой из которых по семь детей в возрасте 4-5 лет, без выраженных нарушений умственного и психического развития. Логопедическое заключение испытуемых: ОНР II-III уровня на фоне моторной алалии, с синдромом дизартрии. (См. приложение №1).

Констатирующий эксперимент разрабатывался на основе методики Григоренко Н.Ю., Цыбульского С.А. [16].

Констатирующее исследование проводилось на базе МДОУ №29 г. Пскова с марта пo май  2007 года.

 

 

2.2. Методика констатирующего эксперимента

Констатирующий эксперимент включал в себя четыре серии заданий, направленных на исследование:

·        кинестетической основы организации движений (статическая координация);

·        кинетической основы организации движений (динамическая координация);

·        реципрокной координации;

·        слухо –  моторной координации.

Каждая экспериментальная серия состояла из нескольких заданий.

I.                             Исследование кинестетической основы организации движений (статическая координация).

Данная серия включает в себя следующие задания:

1.Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки.

2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки.

3. Положить кисть правой  руки с вытянутыми пальцами перед собой, затем поместить указательный палец на средний.

4. Положить кисть правой  руки с вытянутыми пальцами перед собой, затем поместить средний палец на указательный. 

5. Соединить в кольцо большой палец правой  руки с указательным (средним, безымянным, мизинцем).

Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».

Процедура: Экспериментатор демонстрирует ребенку различные «пальцевые» позиции. Ребенок должен  воспроизвести каждую из позиций вслед за экспериментатором.

II. Исследование кинетической основы организации движений (статическая координация).

 Данная серия включает в себя следующие задания:

1.     Тест «Кулак – ребро – ладонь».

Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».

Процедура: Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. При этом действия оречевляются: «Кулак, ребро, ладонь». Ребенок должен  трижды без ошибок воспроизвести данную последовательность.

2.Графическая проба «Заборчик»:

 

Инструкция: «Посмотри внимательно, как можно нарисовать заборчик. А теперь ты нарисуй такой же заборчик».

Процедура: Экспериментатор на глазах у ребенка рисует «заборчик» из наклонных линий. Затем просит ребенка повторить его действия. Используется лист бумаги в клеточку.

3.       Чередование мануальных поз на обеих руках одновременно. Упражнение «Игра на рояле».

Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».

Процедура: Ребенку предлагается поочередно касаться каждым пальцем стола, от большого к мизинцу обеими руками.

III. Реципрокная координация.

Данная серия включает в себя следующие задания:

1.Тест «Кулак  – ладонь».

Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».

      Процедура: Экспериментатор демонстрирует ребенку следующие движения рук: кисти лежат на столе ладонями вниз, производится смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак («кулак») и разжимание кулака другой кисти («ладонь»). При этом действия оречевляются: «Кулак,  ладонь». Ребенок должен  трижды без ошибок воспроизвести данную последовательность.

         2.Укладывание спичек в коробку.

     Инструкция: «Сложи все спички в коробку».

Процедура:  Справа и слева коробки расположены спички (по 10 штук). Ребенок должен уложить их аккуратно в коробку, беря по одной одновременно обеими руками.

IV. Слухо - моторная координация.

Данная серия включает в себя следующие задания:

1. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу. «Одиночные» ритмы: II; III.

Инструкция: «Внимательно послушай ритм. Простучи также».

Процедура:  Экспериментатор за ширмой производит ритм (сначала из двух ударов, затем из трех), ребенку предлагается повторить данный ритм.

2. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу. «Серийные» ритмы: II II II; III III III.

Инструкция: «Внимательно послушай ритм. Простучи также».

Процедура:  Экспериментатор за ширмой производит ритм (сначала из двух ударов, затем из трех), ребенку предлагается повторить данный ритм.

3. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу. «Акцентированные» ритмы: II III II III II III; III II III II III II.

Инструкция: «Внимательно послушай ритм. Простучи также».

Процедура:  Экспериментатор за ширмой производит ритм, ребенку предлагается повторить данный ритм.

4. Воспроизведение ритмов по речевой инструкции.

Инструкция: «Простучи ритм из двух (трех) ударов; из двух сильных и одного слабого удара; из двух слабых и одного сильного удара».

Процедура:  Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции: стучать «по 2 раза», «по 3 раза»; два сильных, один слабый удар; два слабых один сильный удар.

Обследование детей проводилось в первой половине дня, после  основных занятий логопеда, воспитателя  и музыкального работника, в течение 30 минут в индивидуальной форме.

Данные о выполнении детьми заданий фиксировались в специально разработанных протоколах исследования состояния мелкой моторики (См. приложение №2).

 

2.3. Анализ результатов  констатирующего эксперимента

Выполнение заданий, направленных на исследование состояния мелкой моторики оценивалось следующим образом:

Задания каждой пробы оценивались по трем параметрам движения:

1.      Объем.

Отмечалось  умение ребенка удерживать заданную позу из пальцев

рук в полном объеме.

Оценка:

-                           полный - 2 балла;

-                           неполный - 1 балл;

                   -           невозможность выполнения - 0 баллов.

2.Темп:

Отмечалось размеренное, неторопливое выполнение задания  или, наоборот, ускоренное воспроизведение серии упражнения.

Оценка:

-                           нормальный - 2 балла;

-                           застревание/ускорение - 1 балл;

-           невозможность выполнения - 0 баллов.

3.Точность:

Отмечалось плавное, точное и одновременное выполнение движений

заданной пробы.

Оценка:

-                           точное выполнение - 2 балла;

-                           неточное выполнение - 1 балл;

-                           невозможность выполнения - 0 баллов.

Кроме этого, при выполнении заданий методики отмечались следующие особенности:

·        способность к удержанию позы;

·        способность к переключению;

·        двигательные замены,

·        синкинезии,

·        дополнительная помощь экспериментатора (более подробная инструкция, образец выполнения).

За каждый перечисленный параметр, если он наблюдался в действиях испытуемого, дополнительно снимался один балл.

Итоговая оценка состояния мелкой моторики выводилась на основании подсчета суммы баллов, набранных за всю методику.

Итоговая балльная оценка соотносилась с уровнями выполнения заданий методики, которая определялась на основе разработанной шкалы.

            Максимальное количество возможно набранных баллов за каждое задание в экспериментальной серии у одного испытуемого составляет 6 баллов, за всю методику  -   84 балла.

Анализируя выполнение детьми заданий констатирующего этапа эксперимента, мы составили сводные таблицы, где отразили оценку за выполнение каждого задания методики и подсчитали общее количество баллов у каждого испытуемого по всем направлениям.

Результаты исследования состояния мелкой моторики представлены в таблицах 1 - 8. (См. приложение №3).

Качественно анализируя выполнение испытуемыми заданий методики, необходимо отметить, что для детей экспериментальной группы выполнение заданий оказалось сложнее, чем для детей из контрольной группы.

Итоговые результаты исследования кинестетической основы организации движений (статическая координация) представлены в таблицах 9-10.  

 

 

Таблица 9

Исследование кинестетической основы организации в экспериментальной группе

Имя ребенка

Анге-

лина

И.

Верони-

ка Б.

Даша Б.

Игорь И.

Леша Г.

Саша

 С.

Юля В.

Общая сумма баллов

Средний балл

Сумма баллов

13

10

15

12

10

11

12

83

-

Средний

балл

2,6

2

3

2,4

2

2,2

2,4

-

3,2

 

 

Таблица 10

Исследование кинестетической основы организации в контрольной группе

Имя ребенка

Артем К.

Даша Б.

Миша П.

Нина И.

Паша И.

Полина Б.

Юля М.

Общая сумма баллов

Средний балл

Сумма баллов

18

16

24

19

23

15

24

139

-

Средний

балл

3,6

3,2

4,8

3,8

4,6

3

4,8

-

3,9

 

В данной  экспериментальной серии    ни одному из испытуемых в двух группах не удалось выполнить предложенные  задания безошибочно. Из максимально возможного общего количества баллов  - 210, испытуемые в экспериментальной группе набрали 83 балла, в контрольной группе - 139. Средний  балл  в экспериментальной группе составляет 3,2 балла, в контрольной группе – 3,9 балла.

Из максимально возможного количества баллов для каждого испытуемого  - 30, только трое испытуемых из контрольной группы (Миша П., Паша И., Юля М.) набрали от 24 до 23  баллов, результат остальных четверых детей находится в пределах от 19 до 15 баллов (Артем К., Даша Б., Нина И., Полина Б.). В экспериментальной группе  сумма баллов у испытуемых составляет от 15 до 10 баллов.

Практически для всех  испытуемых  характерно неумение удерживать заданную позу из пальцев рук в полном объеме. Кроме этого, дети не смогли выполнить задания самостоятельно. Из пяти предложенных заданий самыми сложными в выполнении оказались следующие задания: «Положить кисть правой  руки с вытянутыми пальцами перед собой, затем поместить указательный палец на средний» (средний балл за выполнение в экспериментальной группе составляет 0,6 балла, в контрольной группе – 3 балла), «Положить кисть правой  руки с вытянутыми пальцами перед собой, затем поместить средний палец на указательный» (средний балл за выполнение в экспериментальной группе составляет 1,4 балла, в контрольной группе – 2,9 балла) и «Соединить в кольцо большой палец правой  руки с указательным (средним, безымянным, мизинцем)» (средний балл за выполнение в экспериментальной группе составляет 0,9 балла, в контрольной группе – 2,9 балла). Семеро испытуемых (Ангелина К., Вероника Б., Даня И., Игорь И., Леша Г., Полина Б., Юля В.) затруднялись в поиске нужного набора движений, перебирали пальцы, помогали другой рукой. Четырем детям (Артем К., Даша Б., Нина И., Паша И.) оказалось трудно переключиться с одной позы на другую, они повторяли одно из предыдущих движений.

         Итоговые результаты исследования кинетической основы организации движений (динамическая координация) представлены в таблицах 11-12.  

Таблица 11

Исследование кинетической основы организации

в экспериментальной группе

Имя ребенка

Анге-

лина

И.

Верони-

ка Б.

Даша Б.

Игорь И.

Леша Г.

Саша

 С.

Юля В.

Общая сумма баллов

Средний балл

Сумма баллов

1

1

1

2

1

0

0

6

-

Средний

балл

0,3

0,3

0,3

0,7

0,3

0

0

-

0,3

 

Таблица 12

Исследование кинетической основы организации в контрольной группе

Имя ребенка

Артем К.

Даша Б.

Миша П.

Нина И.

Паша И.

Полина Б.

Юля М.

Общая сумма баллов

Средний балл

Сумма баллов

4

4

3

3

2

3

3

22

-

Средний

балл

1,3

1,3

1

1

0,7

1

1

-

1,6

 

Выполнение данного задания оказалось очень сложным для всех испытуемых двух групп.   Из максимально возможного общего количества баллов  - 126, испытуемые в экспериментальной группе набрали лишь 6 баллов, в контрольной группе – 22 балла. Средний балл  в экспериментальной группе составляет 0,3 балла, в контрольной группе – 1,6 балла.

Из максимально возможного количества баллов для каждого испытуемого  - 18, только двое испытуемых из контрольной группы (Артем К., Даша Б.) набрали по 4 балла, четверо детей – по 3 балла (Миша П., Нина И., Полина Б., Юля М.) и один (Паша И.) – 2 балла. Двое детей в экспериментальной группе (Саша С., Юля В.) полностью не справились с выполнением заданий данной серии, результат четверых испытуемых (Ангелина И., Вероника Б., Даша И., Леша Г.) равен 1 баллу и лишь один ребенок в этой группе (Игорь И.) смог получить 2 балла.

Практически все испытуемые, при выполнении теста «Кулак – ребро – ладонь», не могли плавно переходить от одного движения к другому, движения были разорваны. Средний балл за выполнение данного задания в экспериментальной группе составляет 0,6 балла, в контрольной группе – 1,3 балла. Дети путали порядок выполнения движений и без дополнительной словесной инструкции не могли закончить задание. Трое детей экспериментальной группы (Ангелина К., Саша С., Юля В.) полностью не справились с данным заданием и получили 0 баллов. По 2 балла получили только Артем К. и Даша Б., остальные испытуемые заработали по 1 баллу.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса