Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Естественные монополии и их роль в экономике России

Естественные монополии и их роль в экономике России (500 руб.)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ…...5

1.1. Определение конкуренции, различие понятий конкуренции и соперничества…………………………………………………………………….5

1.2. Понятие естественных монополий…………………………………………8

2 МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ……………………………………………………..13

2.1 Особенности функционирования естественных монополий в России…………………………………………………………………………….13

2.2 Роль естественных монополий в экономике России………………………18

3. УЩЕРБ ПРИНОСИМЫЙ МОНОПОЛИЕЙ………………………………...21

3.1.Влияние естественных монополий на развитие национальной                                      экономики………………………………………………………………………..21

3.2. Сущность ущерба, приносимого монополией…………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………33

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы  заключается  в  том  что,  на  сегодняшнее  время естественная  монополия  недостаточно  урегулирована   и   контролируемая   действующим законодательством и на рынке имеет место недобросовестная конкуренция.

Естественная монополия является обособленной структурой рыночной среды, существование которой экономически целесообразно. Она возникает в результате технологических особенностей производства и его материальной базы. Основными причинами существования естественных монополий является законодательное предоставление исключительных прав в определенных сферах хозяйственной деятельности и экономическая эффективность концентрации производства.

Естественные монополии возникают лишь в тех отраслях экономики, где бы конкуренция была экономически неэффективным и разрушительным явлением. Для обеспечения позитивного эффекта от деятельности естественных монополий необходимо, прежде всего, правильно определить критерии отнесения определенных видов хозяйственной деятельности в тех или других местах территории к естественной монополии и сформировать действенную стратегию государственной регуляции их деятельности.

Объектом исследования являются процессы государственной регуляции естественных монополий в контексте общей перестройки и реформирования экономики на конкурентных принципах.

Предметом исследования являются теоретические положения и практические аспекты относительно усовершенствования государственной регуляции естественных монополий в условиях реформирования на рыночных принципах.

На основании вышеизложенного цель данной работы будет заключаться  в изучении процесса функционирования естественных монополий и способах регулирования их деятельности государством.

Для достижения данной цели, предстоит решить ряд задач, в частности:

·        определить причины возникновения естественных монополий;

·        рассмотреть механизмы государственного регулирования их деятельности;

·        на конкретных примерах изучить особенности их регулирования;

·        сделать обзор состояния дел на территории РФ в рамках данного вопроса.

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

1.1 Определение конкуренции, различие понятий конкуренции и соперничества.

Понятие конкуренции одно из основных и фундаментальных в экономической теории. Каждый субъект экономики в независимости от места расположения и вида деятельности ежедневно сталкивается с конкуренцией как на микро, так и на макро уровнях. Финансовая составляющая любой компании зависит от ее способности следовать законам конкуренции и умении к ним адаптироваться. Определение понятия конкуренции в экономической теории в течение времени сильно трансформировалось.

Ученые классической школы, в частности, А. Смит, дали первое определение конкуренции, которое определяло ее сущность, как совокупность взаимозависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Акцент, данного определения делался на честном поведении продавцов и покупателей без возможности сговора, за лучшие условия при продажи или покупки товаров. Классическая школа считает основным объектом конкурентной борьбы – цены. Позднее неоклассики понятие конкуренции связывают с борьбой за деньги потребителей и за экономические блага. Только начиная с конца ХIХ века, понятие конкуренции приобрело структурную концепцию, вышедшую на первое место. Среди ее авторов были   Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании, например, в понимании конкурентный рынок, конкурентная экономическая среда и прочее. В данном случае происходит смещение акцента с борьбы компаний друг с другом на анализ структуры рынка, среды и тех условий, которые преобладают в нем на сегодняшний момент. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”.

Сформировавшееся понимание конкуренции, существенно различается с определением классической школы. В первую очередь из-за того, что ученые не проводили различия между конкуренцией и соперничеством. В понимании классиков конкуренция имела только идеальную среду, в рамках которой взаимозависимость продавцов незначительна, и она опускалась. На конкурентном рынке в классическом понимании все производители независимы друг от друга и их действия одной не оказывают влияния на других конкурентов.  При таком конкурентном поведении ни у одной фирмы нет возможности стать лидером на рынке и не возможно образование картелей. В современной экономике анализ рыночных структур, изучаемых теоретиками, показал, что необходимо в разграничение 2-ух понятий “конкуренция” и “соперничество”. Современная экономическая теория “соперничество” определяется, как отношение к поведению рыночных агентов, направленному на завоевание отличного от других положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин “конкуренция” используется для характеристики модели и строения рынка. Стоит отметить, что помимо поведенческой и структурной трактовки конкуренции, можно выделить и функциональный подход к конкуренции, и охарактеризовать конкуренцию как “процедуры открытия”. Функциональный подход к определению конкуренции связан, с борьбой старого и нового. Основателем данной концепции стал Австрийский ученый Шумпетера, который установил, что основная задача предпринимателя — это осуществлять внедрение  инноваций, борьба с рутиной, не делать то, что делают другие. Тогда у него может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив предпринимателей пользующихся устаревшими технологиями, не пользующуюся спросом на их продукцию.

Австрийский экономист— Ф. фон Хайек определял конкуренцию еще шире, а именно впервые употребив понимая ее как “процедуру открытия”. Основываясь на данной теории предпринимателю необходимо ориентируясь на изменение в сторону повышения или понижения цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На любом рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое – становится явным. Только “процедура” конкуренции “открывает”, какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

Конкуренцию как важный экономический механизм можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.

Исходя из рисунка 1, конкуренция была разделена по методам осуществления на 2типа: на ценовую и неценовую конкуренцию. В первую очередь, ценовая конкуренция предполагает реализацию товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены в принципе возможно, либо за счет сокращения издержек на производства, либо, как второй вариант, за счет снижения прибыли. Неценовая же конкуренция основана на предложении товаров, в том числе и более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.[1]

В зависимости от структуры рынка, выделяют формы конкуренции. Выделяют основные типы рыночных структур.

1.      Чистая (совершенная) конкуренция.

2.      Чистая абсолютная монополия. Также идеализированное состояние рынка, когда он считается абсолютно монопольным.

3.      Монополистическая конкуренция.

4.      Монопсония. Это одна из форм монополии, когда на рынке имеется только один покупатель.

5.      Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей.

6.      Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист.

7.      Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополия.

8.      Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли.

1.2 Понятие естественных монополий.

Монополия - это ситуация, при которой в конкретном месте и в конкретное время есть лишь один поставщик какого-то товара или услуги. Возможность потребителю воспользоваться услугами другого поставщика может при этих условиях быть реализованная или в другом месте, или в другое время (необходима для снабжения определенной продукции с другого места, если это возможно, или для создания соответствующих мощностей из выпуска этой же продукции (услуг) в конкретном месте).

Развитие современной экономики требует от хозяйствующих субъектов использования значительного количества ресурсов для реализации собственной деятельности. При этом темпы использования данных ресурсов за последние годы увеличиваются в значительных масштабах, чем рост экономики. Проблема углубляется уменьшением запасов ресурсов или их неравномерным размещением. Решить данные трудности методами стимулирования обычной конкуренции невозможно в виду естественной ограниченности ресурсов. Однако функционирование особенного типа монополий — естественных монополий дает возможность положительно влиять на возможность развития экономики.[2]

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке будет эффективнее в отсутствие конкуренции благодаря технологическим особенностям производства из-за существенного снижения расходов на производство на единицу товара в силу роста производственных объемов). Товар и услуга, которые будут произведены субъектами монополий естественного характера, не смогут быть заменены в потреблении иными товарами (услугами), из-за этого спрос на этом товарном рынке в меньшей степени зависит от разного рода изменений цен на данные блага, чем спрос на иные товары (услуги).

Естественные монополии стали появляться тогда, когда осуществлялось активное становление экономических отношений, которое требовало от общества определения соотношения между уровнем развития промышленности и ценой, которую оно было готово за это заплатить. Сначала считалось, что проблемы будет решено с помощью обычных монополий, но эта уверенность исчезла с развитием научно-технического прогресса. Именно НТП доказал, что обычные монополии есть очень громоздкими и даже вредными субъектами, искусственное содержание каких приведет к потерям всех субъектов экономических отношений. Государство должно всегда бороться против монополий.

Субъект монополии естественного плана — это субъект ведения хозяйства разных форм собственности (образование монопольного плана), который как производит, так и реализует товары и услуги на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Естественная монополия – это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является эффективнее при условии отсутствия конкуренции в результате технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу товара в меру увеличения объемов производства), а товары (услуги), которые производятся субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), в связи с чем спрос на этом товарному рынку меньше зависит от изменения цен на эти товары (услуги), чем спрос на другие товары (услуги).[3]

Роль государства заключается в обеспечении помощи естественным монополиям и защите от попыток построить неэффективную конкуренцию. Исходя из данного положения, естественную монополию можно представить как связной элемент между обществом и предприятиями, которые работают на конкурентных рынках. Избавляться такого связного элемента государству невыгодно даже при всех проблемах, которые существуют в деятельности естественных монополий. Правительство заинтересовано хранить естественные монополии, развивать их путем привлечения инвестиций, а в случае потребности и помогать.

Следовательно, само существование естественных монополий можно выделить как отдельное образование, которое существенно влияет на экономику государства. Наличие естественных монополий всегда обеспечивает развитие инфраструктуры, что, несмотря на любые экономические кризисы, позволяет эффективно влиять на экономические процессы в государстве. Концентрируя в себе специфические, присущие только им, свойства, естественные монополии могут изменять экономическое лицо всего государства.

Естественному монополисту не нужно мешать, создавая что-то вроде конкуренции; напротив, его нужно стимулировать. Например, к расширению сети железнодорожных путей, линии электропередач, систем обеспечения газом и теплом. Выгода от этого очевидна, поскольку достигается, как отмечалось выше, экономия на масштабе производства.

Невзирая на достаточно устоявшееся понятие "монополия" существующие на сегодня трактовки этого срока существенно отличаются. Соглашаясь в принципе с тем, что обязательным признаком состояния монополии является ограничение количества поставщиков (продавцов) продукции числом "1", отметим необходимость учета пространственных и часовых аспектов идентификации этого понятия. Поэтому монополию следует определять как ситуацию, при которой в конкретном месте и в конкретное время существует лишь один поставщик определенного товара или услуги. Возможность воспользоваться потребителю товарами или услугами другого поставщика может при этих условиях быть реализована или в другом месте, или в другое время с интервалом, необходимым для снабжения определенной продукции с другого места, если это возможно, или для создания соответствующих мощностей из производства этой же продукции (предоставление услуг) в конкретном месте. Таким образом, важными характеристиками ситуации монополии будет как сама возможность ее преодоления, так длительность и стоимость этого процесса. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что такие важные характеристики ситуации монополии, как расходы средств и времени на ее преодоление, есть, как правило, взаимозависимыми, поскольку при других неизменных условиях сокращения срока преодоления монополизма будет сопровождаться дополнительными расходами средств.

Очевидно, что невзирая на существование целого множественного числа возможных вариантов преодоления конкретной монопольной ситуации, которые характеризуются сочетанием расходов времени и средств, будет всегда существовать оптимальный вариант. Обобщение фактических материалов дает возможность сделать вывод о том, что собственно расходы времени и средств на преодоление монопольной ситуации за этим оптимальным вариантом и будут идентифицировать соответствующую конкретную монопольную ситуацию.

Субъектами естественной монополии могут быть субъекты ведения (юридические лица) хозяйства любой формы собственности (монопольные образования), которые производят (реализуют) товары (услуги) на рынке, который находится в состоянии естественной монополии.

Хотя причиной возникновения и существования естественной монополии является экономическая эффективность концентрации определенных видов хозяйственной деятельности, понятно, что такая концентрация должна происходить не путем конкуренции, а с помощью законодательного предоставления исключительных прав. Конкуренция в этом случае была бы разрушительным и экономически убыточным явлением, избежание которого возможно путем законодательного внедрения монополии в соответствующих сферах хозяйственной деятельности.

Таким образом, с одной стороны, причина существования естественной монополии является законодательство, поскольку государство делает невозможной конкуренцию в определенных сферах хозяйственной деятельности. Однако, с другой стороны, законодательное предоставление исключительных прав и отнесение хозяйственной деятельности к естественной монополии касается лишь тех ее видов, в которых наблюдается высокая экономическая эффективность концентрации производства.[4]

2. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

2.1 Особенности функционирования естественных монополий в России

Монополии естественного характера выполняют основные функции в экономике Российской Федерации – это бюджетообразующую, системообразующую, затратообразующую, инфраструктурную, стабилизационную, а также социальную. От финансового состояния монополии сегодня зависит положение Российской Федерации на рынках энергоресурсов мирового масштаба, а также конкурентоспособность продукции страны ее перспективы в плане экономического роста и развития. В свою очередь сложившиеся естественные монополии в России функционируют в определенной довольно специфической среде макроэкономического и институционального права, которое определяет особенности развития, функционирования, а также реформирования.

Естественные монополии в России характеризуются рядом особенностей, отражающих реалии функционирования их в нашей стране. Рассмотрим их по отдельности.

Главная особенность естественной монополии в Российской Федерации – это то, что часть (ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «Транснефть») из них сегодня занимают стратегическое положение в масштабе мирового рынка, которое обусловлено существенными поставками благ и услуг на рынки мирового уровня, что определяется также их транснациональным характером.

Поскольку почти все естественные монополии имеют связь с производственным циклом сырьевых ресурсов и экспортом их, особое значение в таких условиях приобретает их бюджетная функция, так как данные предприятия являются бюджетообразующими для страны.

Налог, которым подвергаются монополии на добычу и доход от деятельности внешнеэкономического характера с учетом сырьевой и экспортно-ориентированной составляющей крайне важны для российской экономики, и сегодня – это одна из главных составляющий долей дохода в консолидированном бюджете нашей страны.

Помимо этого, Российская Федерация имеет доход от естественных монополий как налоги стандартные, такие как налог на прибыль, а добавленную стоимость, а также сотрудники данных компаний уплачивают налог на доходы физического лица. Сегодня точно определить размер доходов от естественных монополий в государственном бюджете достаточно трудно, но некоторые аналитики доказывают, что все-таки их роль значительна в осуществлении налоговой функции страны.

Естественные монополии в экономике нашей страны имеют существенные отличии, в том числе и в условиях функционирования и в финансовом положении. Достаточное разнообразие их положения экономического характера можно объяснить разным влиянием на их состояние и развитие, как конъюнктуры внешнего и внутреннего характера. Результат такой деятельности – это постоянная убыточность, и в некоторых моментах даже рентабельность отрицательного значения одних, например Почта России и сверхдоходы иных примером будет служить ОАО «Газпром.

Национальные монополии естественного плана демонстрируют некоторые формы практики монополистического плана, которые крайне редки в странах с развитой экономикой.

Еще одна форма особой практики монополий России - это отключение от услуг некоторых потребительских групп или отдельных потребителей к получаемым благам. При таком подходе очень часто оказываются потерпевшими не только покупатели недобросовестного плана, которые задерживают оплату благ. А в части подобных ситуациях – это обычная практика. Пример – это когда каждое лето у потребителей осуществляется отключение воды чаще горячей, а в некоторых регионах даже холодной, объясняя данный факт проведением плановых работ предупредительного характера, связанных с ремонтом сетей и станций.

Для естественной монополии сегодня характерно активное сочетание ресурсной и сетевой составляющей. При этом в ряде случаев разделению производящих, сбытовых и транспортирующих фирм не помогает и реформы, которые проводятся монополях. Эффективность интеграции объясняется на основании теории коспециализированных или интерспецифических активов.[5]

Неспроста, ОАО «Газпром» в своей деятельности работает, как производитель полного цикла, то есть имеет и производство, перегонку и реализацию газа, а также осуществляет управление сетями. Это способствует для компании к снижению трансакционных и трансформационных издержек производства, которые могут возникнуть, если бы компания осуществляла только один вид деятельности, например управление газовыми сетями.

Часто деятельность этого холдинга показывает внутреннюю эффективность структур, которые были вертикально интегрированы. Так результаты реформирования в области электроэнергетики – это значительная часть активов, которые бы генерированы компаний и стали принадлежать собственности ОАО «Газпром».

Российским монополиям естественного характера свойствен не только значительный износ морального, но физического плана основных фондов. Так, износ физического плана основных фондов в сфере коммунального хозяйства по официальным данным превышает 62,5% а некоторым экспертным оценкам, составляет 76 %, транспортной сфере  и в сфере связи –55,5 %, в распределении и производстве газа, электроэнергии и воды – 51 %, а в целом по секторам промышленности около 48,1 %.

Для национальных монополий естественного типа достаточно типично  применение дискриминации в ценовом плане, в том числе использование с перекрестного субсидирования. Дискриминация ценового характера– это реализация одинакового товара по различным ценам разного рода потребителям. При таком раскладе разница в цене будет определяться не разницей в производственных издержках или разницей при доставки благ данным потребительским группам, а их финансовыми возможностями.

Естественная монополия у российских крупных предприятий – это искусственная по происхождению и естественная по условиям функционирования. Экономическая структура в Российской Федерации сложилась в основном в планово-распределительной системе и изоляции от внешних рынков, и в текущий период характеризуется достаточно большой степенью монополизации. Такое наследство от СССР главным образом проявляется в отсталой производственной базе у компаний, а также в нехватке капитала и достаточно низким уровнем восприимчивости к новым технологиям, новациям и управленческой «угрюмостью», которые считают  важной особенностью функционирования монополий в современных российских реалиях.

Влияние фактора географического характера на производственные издержки национальных монополий естественного характера. Следует обратить внимание на то, что производственные издержки у естественных монополий в России гораздо выше из-за трудных условий климата, существенных  расстояний, а также затрат, связанных с транспортировкой, охраной и прочих. Отметим, что Россия сегодня располагает примерно 6,5 % от изведанных запасов нефти, около 22,8 % газа, половины % угля, это частично разрешает проблему значительного спроса на нефте-газовые ресурсы.[6]

В экономике современной России выделяют ряд особенностей институционального плана в деятельности монополий, некоторые из которых экономисты относят к ряду ловушек институционального развития.

Непрозрачность в законодательстве, связанному с правами собственности, а именно: несоответствие фактического и юридического закрепления в сферах деятельности монополии естественного плана, а также отсутствие подходов к участию государства в долях таких корпораций, а также запутанные схемы распределения прав собственности.

Существует концентрация существенной доли прав собственности во владении у иных структур монополии через системы участия.

Отметим также, несогласованность монопольных  интересов, общества и государства. Национальные монополии естественного назначения, как локального, так и федерального уровней показывают выраженное поведение по отношению к обществу оппортунистического характера в виде явного  завышения затрат, предоставления некорректной информации для органов регулирования и потребителей, а также национальные естественные монополии «грешат» злоупотреблением своего особого положения, понижения качества на производимую продукцию и услуги.

К недостаткам Российской экономики можно отнести нескоординированность и несовершенство институтов регулирования. Они видны в несоответствии регулирования горизонтальных и вертикальных трансакций, и в противоречивых решениях разных министерств.

Исследованные микро- и макроэкономике, институциональные и структурные особенности работы монополий естественного характера предопределяют некоторые условия, в которых будет осуществляться их регулирование и реформирование, что потребует от правительства Росии взвешенного и системного подходов к обозначенным процессам.[7]

[1] Курс микроэкономики: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. изм. –/ Нуреев, Р.М. - Москва : Издательство НОРМА - 2011. – С. 572

[2]Экономическая теория/ Под ред. В. Д. Камаева – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2010. – 640 с.

[3] Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И.  Микроэкономика В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2008.

[4] Макроэкономика./ Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.

[5] Макроэкономика./ Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.

[6] Анализ особенностей функционирования естественных монополий в современной России. М.Ю.Малкина,– 2012-12 (267).

[7] Малинникова Е. В. Естественные монополии в экономике России: проблемы, противоречия и первые итоги// Экономический журнал ВШЭ. 2012. №


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Декабрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса