Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Формирование интересов в подростковом возрасте

Формирование интересов в подростковом возрасте (500 руб.)

Содержание

Понятийный аппарат. 3

Введение. 5

Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития интересов в подростковом возрасте. 7

1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста. 7

1.2 Интересы и их особенности в подростковом возрасте. 15

Глава 2. Особенности формирования и развития интересов в подростковом возрасте. 23

2.1 Роль познавательных и учебных интересов в подростковом возрасте. 23

2.2. Методы формирования и развития познавательных интересов. 24

Заключение. 32

Список использованных источников.. 33

Понятийный аппарат

Кризис  - нормативный, нестабильный процесс, возникающий при переходе человека от одного возрастного периода к другому, связанный с качественными преобразованиями в социальных отношениях, деятельного ности, сознания и проявляется в целостных психических и личностных изменение.

Метакогнитивные опыт - уровень ментального опыта, на котором происходит непроизвольное и произвольное регулирования (контроля состояния интеллектуальных ресурсов, процесса обработки информации) интеллектуальный ной деятельности.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека

Личностный самоопределение - процесс сознательного определения субъектом своей сущности и места в системе общественных отношений, мире, что проявляется в активном отношении человека к себе и окружающей действительности.

Личность - духовная, социально-психологическая инстанция человека, функциями которой является выделение себя из окружения, самоспричинен-ния внутренней и внешней активности, самовыражения и саморазвитие в цил лесной жизнедеятельности, активное переживание во времени и пространстве своей экзистенций.

Познавательный интерес - выразительная интеллектуальная направленность личности на поиск нового в предметах, явлениях, событиях, сопровождаемая стремлением глубже познать их особенности; почти всегда осознанное с отношение к предметам, явлениям, события.

Уровень обучаемости - умение выделить учебную задачу и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности

Уровень психического развития - изменение психических процессов, выраженная в количественных, качественных и структурных преобразованиях

Самооценка - субъективное восприятие личностью достигнутых результатов

Самопознание - процесс, основанный на самонаблюдении личности и отношении к нему других людей

Социализация - усвоения и воспроизведения индивидом социального опыта, которые происходят в общении и деятельности

Социальная ориентация личности - осознание своей принадлежности к социальной общности (национальной, профессиональной, возрастной), выбор своего будущего социального положения и путей его достижения

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенном предмете, явлении и т.п.

Учение - целенаправленный процесс усвоения знаний, овладение умениями и навыками

Я-концепция - относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений личности о себе, которая переживается им как неповторимая и является основой ее самоопределения в мире, взаимодействия с другими людьми.

Я-образ - результат осознания глубинной сущности человека, что позволяет отличить себя от других людей.

 

Введение

В современном обществе происходит смена системы ценностей, но еще не сформирована новая система воспитания. Это не могло не оказать влияние на изменения в личностных особенностях современных подростков. Трудности подросткового возраста накладываются на кризисные явления в социуме, поэтому важным является развитие интересов подростков, как членов нового общества.

В подростковом возрасте решаются многие важнейшие вопросы, касающиеся будущего ребенка. При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. В связи с появлением у детей подросткового возраста новых психологических особенностей иногда их отношения со взрослыми сопровождаются конфликтами, негативными формами поведения, в частности проявлениями грубости.

Многообразие интересов в подростковый период удивительно: они могут быть познавательными, общественными, трудовыми, спортивными, эстетическими, читательскими. Но, наиболее важными, с точки зрения многих исследователей, является развитие познавательных интересов. Огромную важность для подростка в формировании интересов приобретает оценка той или иной деятельности и её результатов не только родителями, но и учителями, и, конечно, сверстниками.

Цель работы: анализ и описание особенностей формирования и развития интересов в подростковом возрасте.

Объект: развитие личности в подростковом возрасте.

Предмет: формирование и развитие интересов в подростковом возрасте.

Задачи:

1.                              Рассмотреть психолого-педагогические особенности подросткового возраста.

2.                              Проанализировать развитие интересов подростков.

3.                              Определить роль познавательных и учебных интересов в подростковом возрасте.

4.                              Раскрыть методы формирования и развития интересов.

Для решения поставленных задач применялся метод: теоретический анализ научных источников.

Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития интересов в подростковом возрасте

1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 14 - 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, т.е. 5-9 классам современной школы. В этот период в личности ребенка происходят сложные и противоречивые изменения, на основании чего этот возраст часто называют тяжелым, критическим, переходным. Такая оценка обусловлена многими качественными изменениями, которые нередко связаны с коренным ломкой прежних позиций, особенностей активности, интересов и отношений ребенка. Происходят они за сравнительно короткое время, в основном бывают неожиданными и предоставляют процессу развития скачкообразной, бурный характер. Почти всегда эти изменения сопровождаются появлением у подростка субъективных трудностей. Усложняется и процесс его воспитания, так как подросток не подчиняется эффективным раньше, по отношению к младшему школьнику, воздействиям взрослых. В разных форма он проявляет непослушание, сопротивление и протест (упрямство, грубость, негативизм, замкнутость) [12].

Подростковый возраст называют переходным и потому, что в этот период происходит переход от детства к юности, от незрелости к зрелости. Эта особенность проявляется в физическом, умственном, нравственном, с социальном и духовном развитии личности.

Очень долго ведется дискуссия о том, какими факторами обусловлено психическое и личностное развитие подростка: биологическими или социальными. Проблема приоритета биологического фактора связана с тем, что именно на этот возраст приходится кардинальные изменения в организме ребенка, разворачивается процесс полового созревания.

Подростковый возраст характеризуется быстрым, неравномерным ростом и развитием организма. Происходит отверждения скелета, совершенствуется мышечная система. Однако неравномерность развития сердца и кровеносных сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто вызывают временные расстройства кровообращения, повышения давления, напряжения сердечной деятельности, усиление возбудимости детей, что выражается в нервозности, быстрой усталости, головокружениях и повышенном сердцебиении. Нервная система подростка еще не совсем готова выдерживать сильные, длительные раздражители, часто находится под их влиянием в состоянии сильного возбуждения или, наоборот, заторможенности [18].

Психологические особенности подростков ученые объясняли фактами полового созревания, которое является доминантой развития в этом возрасте, считая кризиса неизбежно, биогенетический обусловленными. При таких условиях рациональными, являются методы пассивной педагогики, поскольку вмешательство в развитие подростка для того, чтобы изменить, исправить его, нецелесообразны и вредными, потому что нельзя изменить природу.

Анализируя различные теории, можно утверждать, что особенности проявлений и течения подросткового периода зависят от конкретных социальных условий жизни и развития подростка, его социальной позиции й в мире взрослых Решающая роль в его психическом развитии относится прежде системе социальных отношений. Биологический фактор влияет на подростка опосредованно - через социальные отношения с окружением [22].

Рассмотрим подробнее психолого-педагогические особенности подросткового возраста.

Возраст девяти - десяти лет – это возраст младших подростков. Это период активной эгоидентификации (самоопределения). Ведущая деятельность этого периода -  учебная. Но обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Учение должно быть организовано особым образом, чтобы оно стало ведущей деятельностью. Вплоть до пятнадцати лет учащиеся приходят в школу не за знаниями, а за ощущениями. Если ему комфортно, приятно – ребенок посещает школу охотно, получая там все, что нужно. У младших подростков расширяется число факторов, влияющих на самооценку, к ним относятся не только родители, но и сверстники, одноклассники, любимые учителя. Формируется стремление на все иметь собственную точку зрения. Самооценка бывает высокой, если к ребенку относятся заинтересованно, с теплотой и любовью, с поддержкой. А поскольку число факторов в этом возрасте расширяется, то и первые признаки развития комплекса неполноценности, заниженной самооценки, комплекса неуспеха, формирования так называемого «размытого Я» следует искать именно в этом возрасте [15].

Именно поэтому младший подросток как никто другой требует от взрослого максимальной заинтересованности и доброжелательной поддержки. Ведь уже к двенадцати – тринадцати годам поиск своего образа заканчивается, складывается новое представление о себе, самооценка утрачивает зависимость от ситуации успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер.

В этом возрасте происходят изменения и в плане мышления. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики: младший подросток способен к обобщениям и выводам, к объяснениям, почему он думает так, а не иначе. Совершенствуется механизм долговременной памяти, дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять, как они это делают, способны организовывать материал для запоминания. В этот период у ребенка заканчивают свое формирование важнейшие функциональные структуры головного мозга (электроэнцефалографические показатели у детей этого возраста становятся сходными с показателями взрослых). Но мыслительные операции носят конкретный характер, к абстрактно-обобщающему уровню мышления младший подросток еще не готов. В этом возрасте дети с конкретным характером мышления часто ошибаются, прогнозируя результаты.

Вследствие этого, однажды сформулировав какую-либо гипотезу, они скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения. У ребенка развивается способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление [11].

Эмоциональное развитие зависит больше, чем раньше, от того опыта, который подросток получает вне дома. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

Время от времени у детей этого возраста появляется нежелание идти в школу. При этом возникают широко известные симптомы: головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение, температура. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. У большинства подростков этого возраста наблюдается высокая лабильность, т.е. подвижность эмоциональных состояний. Эмоциональный маятник качается от чрезмерной чувствительности к необъяснимой жестокости, от болезненной самооценки к внешней развязности, от конформизма и большой внушаемости к стремлению быть самостоятельным и независимым и т.д. Слезы соседствуют с радостью, причем происходит это очень быстро и бурно. Подросток этого периода не ведает полутонов [7].

На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический и попустительский (анархический). Дети лучше себя чувствуют и успешнее развиваются в условиях демократического руководства, когда нет превосходства взрослого.

Потенциал развития личности в данном возрасте - развитие социальности и индивидуальности. Социальность в качестве умения товарищеского общения, потребности и умений демократически организовывать совместную деятельность. Индивидуальность заключается в развитии интереса к своему «Я», как субъекту деятельности и общения, развитии рефлексии по поводу своей успешности и особенности.

Старший подростковый возраст ставит свои задачи перед формирующейся личностью подростка. Данный возраст — время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в младшем подростковом возрасте.

В возрасте четырнадцати - семнадцати лет подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Подросток активно ищет друзей, единомышленников, посвящает много времени доверительному и эмоциональному общению, в котором склонен к крайностям и быстрой смене симпатий. При этом причиной конфликта вполне может служить негативное высказывание в адрес любимой музыкальной группы своего вчерашнего закадычного друга. Конфликты, разрывы и примирения, частая смена настроений и так называемое полярное (черно - белое) мышление очень характерны для старших подростков. «Я – не такой, как вы!» - заявляет старшеклассник дома, противопоставляя себя миру взрослых в целом и родителям в частности. Психологи называют этот возраст порой «крестовых походов». Подросток верит, что он - лучше, он не совершит тех ошибок, которые сплошь и рядом совершают взрослые, он может сделать мир лучше, потому, что он честнее, искреннее, а зачастую и мудрее окружающих его взрослых людей. Подросток всем своим поведением как бы заявляет, что все знает лучше взрослых, и отныне будет жить «своей головой», а значит, в воспитательных мероприятиях он не нуждается. Таково его мироощущение, и именно поэтому любое замечание, любой совет воспринимаются в штыки, не говоря уже о нотациях и нравоучениях. Такая позиция подростка, в свою очередь, приводит к попыткам усилить контроль со стороны его родителей, что вызывает новую бурю протеста и получается замкнутый круг. Понимание проблем подростка и способность к диалогу особенно важны на этом этапе, потому что старший подростковый возраст является сензитивным (особо чувствительным) для формирования нравственных убеждений, ценностных категорий и отношения к миру в целом [5, 9].

Конфликт несовпадения внешних условий и внутреннего самоощущения подростка приводит к непониманию и охлаждению отношений. Родителям не всегда понятно, что это вдруг случилось с их ребенком, таким покладистым и бесконфликтным. Ведь с внешней стороны ситуации ничего не изменилось: ребенок учится в той же школе, живет в той же семье, никто его не обижал, и не было никакой непереносимой психологической травмы. Однако он требует иного к себе отношения, становится агрессивным, а заботу воспринимает как контроль и ограничение свободы. Отношения в семье внешне не изменились – по-прежнему к подростку относятся как к «маленькому», многое он не делает сам, многое - не разрешают родители. Это «чувство взрослости» является новообразованием самосознания – стержневой особенностью личности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру. Оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Свободные, спокойные движения уступают место угловатости, резкости. Мальчик-подросток ходит чуть ссутулившись, опустив руки в карманы, говорит сквозь зубы. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье [16].

Все это делает область взаимоотношений подростков со взрослыми весьма конфликтной, сложной и вместе с тем по-прежнему значимой. Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой – сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом.

Поиски ответов на вопросы «кто я?» и осознание своей особенности, несхожести с другими небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.

Речевое развитие подростков связан с сочетанием и взаимопроникновением мышления и речи. Младшие подростки уже составляют план устного, письменного текста, старшие - план выступления и соблюдают его о, их речь становится контролированным и регулируемым. В некоторых значимых ситуациях они особенно стараются выражаться правильно и красиво [19]. В языковой практике подростков нередко проявляется такое явление, как собственный язык подростков Они часто пользуются словесным максимализмом, который прямо или косвенно отражает их переживания необычного порядка. Словесный максимализм («никогда», «навсегда», «классно» и др.) нередко трансформируется в восторг жаргонной лексики и сопровождается лексической небрежностью, даже пренебрежением к культуре речи, языковых традиций, склонностью к употреблению оригинальных, на их взгляд, словосочетаний. Такие эксперименты над языком исследователи считают закономерным явлением, порожденным особенностями развития подростков, поскольку новые переживания побуждают их искать подходящую форму словесного выражения, а отсутствие ее они рассматривают как не выраженность «Я» [3, 8].

С взрослением подросток все чаще и последовательнее проявляет социально и личностно-общественную мотивацию деятельности, что сопровождается ослаблением групповой мотивации.

На первой стадии подросткового периода мотивация поступков и деятельности проявляет воспроизводственный характер. Подростки прямо подражают ровесников и старших. Это означает, что мотивация собственных поступков поверхностна и ситуативна. Затем у подростков начинает обостряться и активно развиваться интерес к своей личности. Они стремятся утвердиться в обществе сверстников, становятся неравнодушны к оценкам их личности значимыми другими, ожидают, что эти оценки будут тождественными их самооценки. Значительно дифференцированной становится  их мотивация. И, наконец, главное значение приобретает саморегуляция поведения, как составная часть самовоспитания, а мотивация поступков выступает как регулятор поведения и деятельности личности. Подростки пытаются уже аргументировать свои поступки, предвидеть последствия принимаемых решений, что свидетельствует о целостном и глубоком осознании процесса мотивации и структуры мотива, а также об участии в формировании мотива блока «внутреннего фильтра» - своеобразной внутренней позиции. Это снижает импульсивность поступков, особенно у старших подростков.

Самооценка в мотивации поведения приобретает большее значение, чем оценка окружения. Наличие идеалов, самооценок, усвоенных норм и правил общества, свидетельствует о развитие личности подростков, формирование у них «внутреннего плана» (намерение, позиция, направленность личности), который является существенным фактором мотивации и организации их поведения. Однако этот «внутренний план» еще не организован в целостную систему, недостаточно устойчив и обобщен. В связи с этим часто меняются и неконкретные идеалы подростка (сначала у него один герой, несколько позже - другой, наделенный почти противоположными качествами). Подросток все время испытывает дефицит поддержки другими людьми его требований к себе. При ее отсутствии мотивы его поведения и само поведение часто меняются. Особенно остро переживает подросток несоответствие между своими целями и возможностями. Высокий уровень притязаний нередко вызывает неудачи в осуществлении задуманного, поскольку подросток берется за дела, к которым еще не готов.

Старшие подростки больше стремятся утвердиться в собственном мнении, чем мнении других, и мотивы своего поведения они формируют, прежде всего, на основе собственного мнения Этим обусловлена ярко выраженной, иногда чрезмерной их упрямство. Большинству подростков свойственна индивидуалистическая акцентуация личности [12] - направленность активности на удовлетворения прежде собственных нужд, на личное самоутверждение. Общество, другие люди интересуют их опосредованно, через призму своих интересов.

Пик индивидуалистической направленности приходится на средний подростковый возраст, а на следующем возрастном этапе индивидуалистическая направленность их поведения уже не такая выразительная. При этом, девочек с гуманистическим направлением гораздо больше, чем мальчиков, что обусловлено выработанными обществом для женщин и мужчин социальными ролями. От женщины оно ожидает дисциплинированности, исполнительности, способности сочувствовать, разделять чужие взгляды. Она должна быть доброжелательной, терпеливой, уметь прощать и уступать, что соответствует гуманистической направленности личности. Роль мужчины требует мужественного, активного, самостоятельного и агрессивного поведения, большей независимости поступков и суждений, что свидетельствует о индивидуалистической направленности.

Значительное количество подростков средней возрастной группы проявляет гуманистическую направленность с альтруистической акцентуацией (младшим подросткам она несвойственна) и значительно меньше их - депрессивную направленность (почти 4% по данным исследований). В последние годы увеличивается количество девочек с эгоистической направленностью и меньше становится их с индивидуалистической акцентуацией гуманистической направленности.

В подростковом, как и в младшем школьном возрасте, основной социальной средой ребенка остается школа. Внешние условия развития тесно связаны с внутренними. На этом этапе у ребенка возникает специфический комплекс потребностей, выражающийся в стремлении найти свое место в группе сверстников, выйти за пределы школы и присоединиться к жизни и деятельности взрослых.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит во включении его в новую систему отношений, общения со взрослыми и сверстниками, в освоении новых социальных функций. В школе это проявляется, прежде всего, в необходимости налаживания связи с не с одним, а со многими учителями, учета личностных качеств каждого из них и их нередко противоречивых требований. Все это, как отмечала, приводит к появлению новой позиции учащихся по отношению к учителям, своеобразно эмансипирует от непосредственного влияния взрослых, делает их самостоятельными. Социальная ситуация развития подростка особенно зависит от семьи, отношений с родителями. Если эти отношения учитывают его потребности и возможности, выстраиваются на принципах взаимоуважения и доверия, подросток легко преодолевает трудности в обучении и общении, активно приобретает социальный опыт, утверждается в таких элементах социума, как школьный класс, группа ровесников.

Основным фактором развития подростка является его собственная социальная активность, направленная на усвоение важных для него образцов поведения и ценностей, на построение отношений со взрослыми, сверстниками. Подростки включаются в различные виды общественно полезной деятельности, что расширяет сферу их общения, возможности усвоения социальных ценностей, способствует формированию нравственных качеств личности.

1.2 Интересы и их особенности в подростковом возрасте

Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет. Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.

Подростковая пора очень благоприятна для развития нравственного сознания и самосознания, которые создают возможности для регуляции поведения ребенка. Однако реальное поведение еще не вполне регламентируется. Овладение подростками своим поведением связано с такими трудностями, как неумение устойчиво руководствоваться определенной целью, систематически осуществлять самоконтроль, а также с присущими детям внушаемостью, и импульсивностью.

Этот возрастной период характеризуется неравномерным развитием когнитивного и эмоционального компонентов убеждений, недостаточным взаимосвязью и согласованностью между ними, что негативно влияет на поведение. Поэтому необходимо обеспечить развитие каждого компонента убеждений, укрепления их органическом единстве.

Важным показателем развития мотивационной сферы подростка является их интересы - форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и способствует ознакомлению с новыми фактами действительности. Именно в сфере интересов оказываются интеллектуальная и эмоциональная активность личности. В подростковом возрасте четко прослеживаются следующие этапы развития интересов:

а) Появление новых увлечений. Этот этап может длиться до двух лет. Для него характерны сомнения, столкновение социально-психологических установок, развенчание авторитетов. Появление новых увлечений сопровождается отмиранием существующей системы интересов, формированием первых переживаний. Эта деструктивная тенденция свидетельствует об окончательном уходе подростка от детства. Для этой фазы характерны также пессимизм, разрыв установленных ранее связей между детьми, в том числе и дружеских, желание побыть наедине, резкое изменение отношения к другим людям, игнорирование правил общественного поведения;

б) Становление новых интересов. Сначала их может быть много, а они – могут быть разнообразными. Постепенно путем дифференциации определяется и закрепляется главный интерес. Романтические стремление уступают место  реалистическим, прагматическим выборам одного, стойкого интереса, частью непосредственно связанного с основной линией жизни подростка, который и определяет направленность его личности. На этом этапе происходит расширение и укрепление общественных связей. Данный процесс существенно зависит от материальных условий жизни подростка, конкретного социального окружения. При неблагоприятных условиях процесс развития общественных связей является непродолжительным, а круг интересов подростка – нарушенным [19].


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса