Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления

Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с комнатными растениями (500 руб.)

Содержание:

Введение--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------3 стр.

Глава1: Теоретическое обоснование формирования исследовательских умений в дошкольном возрасте----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------5 стр.

1.1   Актуальность формирования исследовательских умений в дошкольном возрасте------------5 стр.

1.2   Современные исследования в области формирования исследовательских умений в дошкольном возрасте.------------------------------------------------------------------------------------------11стр.

1.3Психологические возможности ребенка 6 лет в основании исследовательских умений.-----

Глава 2: Условия формирования исследовательских умений дошкольников в процессе ознакомления с комнатными растениями……………………………………………………………………………………..

2.1 Ознакомление с комнатными растениями- как условие для формирования исследовательских умений отражением  в рисунках-----------------------------------------------------------------------------------------

Глава 3:Практическое исследование---------------------------------------------------------------------------------------

3.1 Констатирующий эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста---------------------------------

3.2 Формирующий эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста--------------------------------

3.3 Контрольный эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста------------------------------------

Заключение.

Литература.

Приложение.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена рядом факторов. В настоящее время как на рынке труда, так и на арене социальной жизни востребована личность, обладающая не столько обширным объемом знаний из различных областей жизни, сколько целым комплексом социальных и интеллектуальных умений, позволяющим ей быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности, ориентироваться в потоке информации, ответственно делать выбор, эффективно решать актуальные задачи и достигать намеченных целей. Основы их развития закладываются уже в дошкольном возрасте в процессе осуществления ребенком исследовательской деятельности.

Начальные элементарные представления об окружающем нас мире, включая растения, человек получает еще в детстве. В дошкольных учреждениях идет направленный, регулируемый процесс познания и накопления чувственного опыта. Знакомство с природой предполагает решение многих воспитательно-образовательных задач, которые определены программой.

Общение с природой оказывает положительное влияние на человека, делает его добрее, чувствительнее, мягче, формирует в нем нравственность, т.е. воспитывает в нем гуманность.

Стоит отметить, что экологическое воспитание необходимо начинать с гуманного отношения ко всему живому. При этом подобное отношение к природе надо прививать с раннего возраста, начиная еще в детском саду.    

Вопрос о взаимосвязи интеллекта и исследовательского поведения раскрывается в работах Э. Клапареда, А.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова. Несмотря на наличие большого количества серьезных исследований по проблеме интеллекта задача развития интеллекта посредством использования механизма исследовательского поведения остается не разрешенной.

Предметом исследования является – организация поисково-исследовательской деятельности в Дошкольном Образовательном Учреждении (далее - ДОУ);

Объект исследования: процесс исследовательского воспитания в ДОУ.

Цель работы: изучить формирование исследовательских умений у  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-       показать актуальность формирования исследовательских умений в дошкольном возрасте;

-       показать необходимость экологического воспитания дошкольников;

-       определить актуальность системной педагогической работы по развитию исследовательской деятельности дошкольников;

-       провести анализ современных исследований по формированию исследовательских умений у детей в дошкольном возрасте;

-       провести констатирующие исследование уровня исследовательских умений в процессе ознакомления с комнатными растениями.

1. Теоретическое обоснование формирования исследовательских умений в дошкольном возрасте.

1.1 Актуальность формирования исследовательских умений в дошкольном возрасте.

Глобальные проблемы нынешнего времени несут угрозу природе. Необходимое условие для ее нормального существования  в дальнейшем – это бережное отношение к окружающей среде. Необходимо научиться сохранять и поддерживать природу в ее первозданном виде. Экологические проблемы и необходимость их решения стали основной причиной для появления нового направления в образовании и воспитании – экологического.

В связи с этим многие ДОУ считают приоритетным экологическое образование и воспитание дошкольников. Перед педагогами стоит задача теоретически разработать и практически реализовать экологический аспект в содержании дошкольного образования[1].

Основной задачей и целью экологического воспитания является создание системы знаний, навыков, которые будут формировать гуманное отношение к природе и окружающей среде, научить детей развивать свои знания законов живой природы, понимать суть взаимоотношений живых организмов с окружающей средой [2].  

 Экологическое образование и воспитание должны быть основой и обязательной частью общей  подготовки учеников. При этом экологическое воспитание должно непрерывно продолжаться на протяжении всей жизни человека. Особенно важно заложить основу такого воспитания еще в дошкольном возрасте, когда закладывается личность человека и основы его взаимодействия с природой. Взрослые, которые окружают детей – родители, другие родственники, педагоги, помогают осознать значимость окружающей природы для человека, прививают любовь к ней и ко всему живому. У них закладываются гуманные черты характера, в чем помогает общение с животными, будь то домашние любимцы или дикие животные. Ребенок уже выделяет себя из предметного мира, определяет свое место в кругу родственников, своих сверстников и знакомых. Выделяет свои ценности, формируется сознание и бережное отношение к окружающему миру.  В нынешних условиях решение этой задачи и есть одно из самых важных направлений дошкольного образования[3].

  В России определили общую программу непрерывного экологического образования, первым этапом которой является дошкольное образование. Именно в первые семь лет жизни ребенок получает знания и впечатления о природе. У него формируются основы экологического мышления. Но это происходит только тогда, когда взрослые, которые воспитывают ребенка, уделяют этому достаточное внимание[4].

Несколько последних десятилетий – это время формирования экологических образовательных программ и становления новых понятий: «экологическая культура», «экологическое сознание», «экологическое мышление». Отдельно следует выделить «экологическое воспитание дошкольников». В последние годы активно создаются эффективные методы экологического воспитания, разрабатываются новые технологии. Этому посвящены труды: И. Д. Зверева, И. С. Матрусова, Л. П. Печко, Н. М.Верзилина, Б. Г. Иоганзена, В. А. Сухомлинского. Они рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования. Сейчас много вопросов по комплексной экологии успешно рассматриваются в дошкольном образовании и воспитании[5].

Экологическое воспитание  формирует экологическое мировоззрение человека. Оно становится основой во всех сферах жизни и деятельности человека. В большой степени определяет политику государства и развитие промышленности, культуры, медицины. Экологическое мировоззрение – это следствие образования, его формирование происходит поэтапно, в течение многих лет жизни и образования человека. Его начинают формировать еще в дошкольном возрасте[6].

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – это процесс воздействия на духовное развитие детей, знакомство с природой и окружающей  средой, которое построено на экологическом подходе, а педагоги опираются на идеи и понятия экологии.

Стоит отметить, что качество экологического воспитания в ДОУ необходимо повышать. Это важное требование вытекает из понятий современной экологии и постепенно приобретает законодательный характер, что основано на таких общеизвестных принципах:

1.                       Общая взаимосвязь с природой. Все живое на земле связанно круговоротом веществ. Такие связи чаще всего не лежат на поверхности земли, а скрыты от человеческих глаз. А их нарушение может повлечь за собой масштабные катастрофы.

2.                       Принцип разнообразия. Природа должна быть разнообразной.

3.                       Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предполагать, какую роль будет играть для человека тот или иной вид в будущем[7].

Важный воспитательный момент – объяснить детям, что все живые существа важны. Чтобы добиться положительных результатов в экологическом воспитании дошкольников, сами педагоги должны отказаться от многих традиционных настроев. Нельзя делить природу на «вредную» и «полезную». Нельзя господствовать над природой и покорять ее. Важно, чтобы ребенок понимал, что он часть природы. Главное, чтобы педагог в ДОУ постоянно находил новые, эффективные методы воспитания и обучения, сознательно увеличивал и расширял свои знания о природе.

Особым шагом в формировании воспитательного процесса является целенаправленное построение личности дошкольника. Нужно различать попутное формирование качеств личности, которое происходит без особых на то установок, во время разнообразной деятельности, и специально организованного воспитания, которое применяют при возникновении конкретной воспитательной цели. При индивидуальном воздействии воспитателя и вовлечении дошкольников в различные мероприятия формируется их мировоззрение, убеждения, воля, характер, речь.

Если учесть специфику детей дошкольного возраста, многие особенности развития их личности и психики, то некоторые разделы биологической экологии могут служить фундаментом для создания адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Основными критериями для отбора понятий и материала являются два условия: их наглядное представление и возможность включить в практическую деятельность. У детей дошкольного возраста преобладают нагляд­но-действенная и наглядно-образная формы мышления, они могут обеспечить понимание и усвоение лишь предварительно отобран­ных и адаптированных к данному возрасту сведений о природе[8].

Следует также обратить внимание на раздел трудового воспитания.  В нем ставятся цели формирования у дошкольников трудовых умений и навыков. Детей учат ухаживать за животными, привлекают к уборке. Учат поливать, сажать растения, кормить птиц в зимнее время. При этом сосредоточивают внимание на правильном использовании орудий труда[9].

Можно сказать, что экологическое воспитание – одно из самых главных в нынешнее время. Оно должно развивать эмоциональную отзывчивость, формировать знания и навыки необходимые для сохранения природы в нормальном состоянии. Дети, которые получают экологическое воспитание, более бережно относятся к природе, умеют защищать и помогать.

Сейчас все более актуальной становится потребность в экологическом воспитании и создании экологической культуры. Необходимо повышать уровень экологического образования подрастающего поколения.

Одна из основных задач экологического воспитания дошкольников – это сформировать у них ответственное отношение природе. Это очень важное и сложное свойство личности. Ответственное отношение к окружающей среде подразумевает понимание законов, которые действуют в природе, определяют жизнь всех людей. Одно из его проявлений – это соблюдение моральных и правовых принципов пользования природой, огромная работа по изучению и сохранению окружающей среды[10]. 

Успех экологического воспитания и обучения зависит от организации комплексной взаимосвязи различных сфер деятельности учеников, которые будут направлены на глубокое изучение и улучшение состояния внешней среды.

Достичь цели экологического воспитания можно путем решения таких задач:

-                  развивающих - развивая комплекс практических и интеллектуальных умений при изучении состояния природы в своей географической зоне, тягу к бурной деятельности направленную на охрану природы;

-                  воспитательных – формируя знания мотивы, потребности и привычки экологически правильного поведения, здоровый образ жизни;

-                  образовательных – создавая систем знаний об экологических проблемах нынешнего времени возможных путях их решения[11].

В широком смысле экологическое воспитание – это экологизация личности, путь формирования ее как обладателя определенного типа культуры взаимодействия человека и природы. Экологическая культура – это часть общей культуры, это комплексное понятие, которое распространяется на всю сферу взаимоотношений человека и окружающей среды.

Методологическая основа экологического воспитания состоит из системного и естественнонаучного подходов. Они дают возможность рассмотреть теорию и практику в экологическом воспитании в дошкольном возрасте как интегрированную область, которая базируется на основных законах экологии, дошкольной педагогики и детской психологии[12].

Специфическими «двигателями» в процессе экологического воспитания дошкольников выступает противоречивость между многообразным окружающим миром и скудным жизненным опытом. А также противостояние между негативным опытом во взаимодействии с природой, который дети могут получить случайно и знаниями, навыками которые приобретаются под влиянием целенаправленного воспитательного процесса. Такое противостояние обостряется в наше время, когда экологическое состояние внешней среды критическое. Дошкольники видят огромные мусорные свалки, которые создают взрослые, жестокое отношение к животным, безответственное отношение к лесам, различные природные катаклизмы. Дети испытывают чувство жалости к животным и растениям, которые попадают в беду.

Для экологического воспитания дошкольников особенно важен принцип «опережения» в педагогическом воздействии. Придерживаясь этого принципа можно дать детям положительный опыт общения с окружающей средой и природой и удержать в системе целенаправленного воздействия. Он должен распространяться на форму организации деятельности дошкольников и на содержание процесса обучения и воспитания[13].

 

1.2. Современные исследования в области формирования исследовательских умений в дошкольном возрасте.

 

Главная особенность исследовательского обучения дошкольников - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Известный специалист в области развития детского мышления в процессе обучения Джером Брунер подчеркивает мысль о том, что умственная деятельность ученого, сделавшего «эпохальное» открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Школьник, изучающий физику, как справедливо утверждает Дж.Брунер, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подобно ученому-физику, чем получать знания в «готовом виде», как это предусматривается ортодоксальным подходом к обучению.

Один из главных способов проявления исследовательского поведения, а следовательно, и знакомства с миром для младенца - движение. Через движение он исследует и познает окружающий мир, устанавливает когнитивные контакты со средой. Этим объясняется столь важная роль движения в развитии интеллекта младенцев. Специалист в области психологии детской игры Сюзанна Миллер пишет, характеризуя особенности исследовательского поведения детей в первые 18 месяцев жизни: «Со времени, когда сформирована координация между руками и зрением, тенденция ребенка касаться всего кажется почти принудительной. Ему очень трудно удержаться, чтобы не потрогать все, что его окружает, несмотря на запреты. После того как он начинает ходить, содержимое ящиков, полок и особенно всякие мелкие объекты, такие, как кнопки или монеты, «кучи» бесполезных предметов привлекают его внимание достаточно длительное время»[14].

Адаптация малыша к окружающему миру происходит преимущественно путем совершенствования координации восприятия и движения. Ряд ученых, в частности американский психиатр и педагог Глен Доман, используют даже специальное понятие — «физический интеллект». В его книгах предлагается особая система диагностики и развития «физического интеллекта» в самом раннем возрасте.

К шести годам, когда ребенок отправляется в школу, он уже знает об окружающем мире столько, сколько вряд ли усвоит за всю оставшуюся жизнь.

Малыши испытывают безграничную жажду знаний. С трудом, но все же мы можем уменьшить стремление ребенка к познанию, ограничивая его опыт, пресекая попытки исследовательского поведения. Конечно, можно возмутиться и сказать, с какой стати и кто так поступает, мы все готовы всемерно содействовать развитию любознательности, мы хотим развить поисковую активность ребенка, подвести его к самообразованию, всемерно содействовать саморазвитию.

Рассмотрим несколько весьма распространенных способов, ограничивающих проявление исследовательского поведения детей, описанных Г.Доманом. Один из наиболее распространенных — давать ребенку для игры «готовую» игрушку, неспособную к трансформациям, и возмущаться - почему он ее выбрасывает через пару минут и опять плачет.

Другой «эффективный» прием ограничения поисковой активности - помещение ребенка в изолированное пространство (кроватка, манеж и др.).

В педагогических книжках постоянно мелькают жуткие примеры, описывающие особенности поведения подростков, выросших в условиях депривации. Они демонстрируют катастрофические провалы в когнитивном развитии, и это возмущает, правда, удивляться тут не приходится, все это легкообъяснимо.

Конечно, мы привыкли убеждать себя в том, что эти ограничения защищают ребенка от опасностей. Их действительно безумно много не только на улице, в учреждениях образования и даже в обычной квартире. Спасая ребенка от этих внешних опасностей, мы фактически пытаемся поместить его в физический, образовательный, эмоциональный вакуум. Тем самым подвергая его другой, не менее серьезной опасности - ограничению исследовательской активности, что приводит к обеднению его когнитивного опыта.

Малыш трогает и ощупывает разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие. Он рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях, — шлепание по лужам, расплескивание воды, пересыпание песка, деформация пластичных материалов (глины, пластилина) и др. Все это не следует считать какой-то деструктивной деятельностью. В значительной мере это — проявление первых ростков любознательности, реализация стремления к исследовательскому поиску.

Максимально расширяя пространство для реализации исследовательской активности ребенка, следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным для здоровья и жизни. Важно также, чтобы и само окружение не очень страдало от деятельности начинающего исследователя.

Детей, даже самых маленьких, не нужно подталкивать к поиску, к проведению собственных исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей.

В специальных экспериментах давно доказано, что ограничение свободы действий детей, выраженное в самых разных формах: ограничении двигательной активности или в постоянных «нельзя», «не лезь туда», «не тронь», способно серьезно помешать развитию детской любознательности. Ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследовательскому поведению, а следовательно, ограничивает возможности самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего.

Исследовательское обучение, как и любое сложное явление, нельзя рассматривать одномерно, не учитывая традиционно возникающих при этом подходе проблем. Еще критики «прогрессивистской педагогики» отмечали, что познавательная сторона учебной деятельности часто существенно обедняется из-за привязки обучения к непосредственному опыту учащегося. Этот опыт часто очень ограничен, фрагментарен, плохо структурирован, а потому его сложно использовать в качестве отправного пункта при постановке задач и ориентиров учебной работы.

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации:

- педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся;

- педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

- на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П.Брандвейн, А.Леви и др.).

Рассмотрим принципы исследовательского обучения. К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательское обучение, могут быть отнесены:

Принцип ориентации на познавательные интересы ребенка.

Исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании. Отсюда вырастает следующий принцип.

Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности.

 

[1] Медведев В.И., Алдашева А.А.   Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп. - М.: Логос, 2009. с. 5-9

[2] Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 3. - с. 10-12.

[3] Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация  развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко, - Волгоград: Учитель, 2007. с. 213-225

[4] Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. Учеб. заведений. -3-е изд., перераб.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. с. 24

[5] Программа воспитания и обучения в детском  саду / Под. Ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика- Синтез, 2005.  с. 153-156 

[6] Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. с. 24-35

[7] Медведев В.И., Алдашева А.А.   Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп. - М.: Логос, 2009. с. 113-115

[8] Программа воспитания и обучения в детском  саду / Под. Ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика- Синтез, 2005.  с. 45-49

[9] Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008. с. 96-102

[10] Егоренкова Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших дошкольников», Москва, «Аркти» 1998г.

[11] Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 2005. с. 64

[12] Иванова Г.К., Курашова В.А. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 3. - 115 с.

[13] Шпотова Т.В. Времена года: пособие для воспитателей и родителей по  формированию основ  экол. культуры у детей шестилет. возраста/ Т.В. Шпотова, Е.п. Кочеткова.- М.: Просвещение, 2006. с. 118-125 6ил.- (Дошкольный мир).

[14] Миллер С. Психология игры. М., 1999, с. 126


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса