Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Формирование основ эстетической культуры старших дошкольников в деятельности педагога - психолога

Формирование основ эстетической культуры старших дошкольников в деятельности педагога - психолога (1000 руб.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…….……..........…………………………………………………..….………3

Глава 1. Теоретические основы формирования эстетическоЙ культуры старших  дошкольников.....……………….……...........…..……..8

1.1. Понятие эстетической культуры и методы её формирования...…………....8

1.2. Особенности формирования эстетической культуры у старших  дошкольников ……...........................................................................................................14

1.3. Деятельность педагога-психолога по формированию основ эстетической культуры у старших  дошкольников ………………………………............…………21

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………….............................................………30

2.1.  Диагностика формирования эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста………………............………….………………………………..30

2.2. Реализация программы формирования эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста в деятельности педагога-психолога........................................................................................................………...… 41

2.3. Анализ эффективности программы формирования основ эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста в деятельности педагога-психолога……….......................…………......……………...............................................50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...................…..……………………...……………………..........60

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………..............................…….…………...........65

ПРИЛОЖЕНИЯ……….………………………...............……………….………………69

ВВЕДЕНИЕ 

 В условиях ситуации начала ХХI века – изменения иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей, художественное воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент творческого потенциала личности, её ценностные и эстетические установки. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, природы, музыки способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой, искусством и музыкой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

Проблема воспитания эстетической культуры вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

Проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителями. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 

Следует отметить, что изучению проблемы развития эстетической культуры у старших дошкольников в деятельности педагога-психолога уделяется все больше внимания, особенно в последнее время. Изучению различных аспектов развития эстетической культуры дошкольников в рамках деятельности педагога-психолога, проблемам организации и развития, анализу опыта работы в отдельных учебных заведениях посвящены работы В. А. Беликовой, Н. А. Ветлугиной, Д. Н. Джола,               Д. Б. Кабалевского, Н. И. Киященко, Т. С. Комаровой,  А. Н. Леонтьевой,                           Б. Т. Лихачева, И. А. Лыковой, А. С. Макаренко, Б. М. Неменского,                                        В. А. Сухомлинского, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацкой, А. Б. Щербо, И. С. Якиманской.

В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию. Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по формированию основ эстетической культуры дошкольников необходимо знать основные методы и формы организации работы. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Важность решения данной проблемы и недостаточная разработанность программы по формированию основ эстетической культуры детей определили выбор темы исследования: «Формирование основ эстетической культуры старших дошкольников в деятельности педагога-психолога».

Цель  исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ эстетической культуры старших дошкольников в деятельности педагога - психолога.

Объект исследования: процесс формирования эстетической культуры старших дошкольников.

Предмет исследования: деятельность педагога-психолога по формированию основ эстетической культуры старших дошкольников. 

Гипотеза исследования: что формирование основ эстетической культуры старших дошкольников в деятельности педагога - психолога, будет эффективным, если:

- использовать разнообразные формы и методы воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста;

- комплексно и систематически проводить психолого-педагогические занятия с детьми старшего дошкольного возраста, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса детей.

         Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблемам формирования эстетической культуры старших дошкольников.

2. Выявить особенности формирования эстетической культуры старших  дошкольников.

3. Определить методы и формы деятельности педагога-психолога по формированию основ эстетической культуры старших  дошкольников

4. Разработать и апробировать программу по формированию основ эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста в деятельности  педагога-психолога.

Методы исследования:

Теоретические:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, классификация;

- методы сравнительного анализа понятий, подходов, классификаций и положений психолого-педагогических исследований.

Эмпирические:

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); беседа, тестирование, наблюдение, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта.

- для изучения сформированности эстетической культуры старших дошкольников применялись методики для изучения уровней эмоционально-личностного отношения дошкольников к произведениям культуры и искусства, предложенные Р. М. Чумичевой: полнота представлений о средствах выразительности; степень эмоциональных проявлений; активность в деятельности.

Математические:

- методы качественной и количественной обработки результатов;

- методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют  теоретические положения относительно развития личности детей старшего дошкольного возраста, выдвинутые в работах российских учёных Л. С. Выготского, который рассматривает принцип развития, где психические свойства, явления имеют тенденцию изменятся с течением времени, на принцип активности субъекта С. Л. Рубинштейна, где личность рассматривается как автономная, инициативная, способная в определенных пределах, изменять себя и окружающий мир, следовательно, личность обладает свойствами инициативы, свободы выбора и характеризуется избирательным поведением. Принцип системности Б. Г. Ананьева рассматривает четыре основные стороны личности, а именно биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, опыт личности и социально обусловленные свойства личности тесно взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему; а также в работах ученых, исследовавших проблемы воспитания эстетической культуры личности на разных этапах ее возрастного развития: В. А. Беликовой, Н. А. Ветлугиной, Д. Н. Джола,                                 Д. Б. Кабалевского, Н. И. Киященко, Т. С. Комаровой, А. Н. Леонтьевой,                           Б. Т. Лихачева, И. А. Лыковой, А. С. Макаренко, Б. М. Неменского,                                        В. А. Сухомлинского, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацкой, А. Б. Щербо, И. С. Якиманской.

Экспериментальная база исследования: МДОУ № 26 «Маячок» г. Воркуты, дети 5 – 6 лет в количестве 20 человек.

Новизна исследования заключается в обобщении материала по вопросу формирования эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста в деятельности педагога-психолога.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

-     систематизирована психолого-педагогическая литература по формированию эстетической культуры  у детей дошкольного возраста.

-      раскрыта актуальность и значимость формирования эстетической культуры  у детей дошкольного возраста;

-     изучен опыт работы по формированию основ эстетической культуры у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования: разработана и успешно апробирована программа занятий по формированию основ эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста в деятельности педагога психолога.

Апробация результатов исследования осуществлялась при помощи выступления на методическом семинаре на тему «Психолого-педагогическая  работа по формированию эстетической культуры старших дошкольников», а также результаты исследования были представлены на научно практической конференции, где темой доклада было «Обобщение опыта педагога-психолога по формированию эстетической культуры старших дошкольников в рамках ДОУ».

Структура исследования отражает логику, содержание и результаты работы, включает введение, 2 главы (6 параграфов), заключение, библиографический список, приложения.

Глава 1. Теоретические основы формирования эстетическоЙ культуры старших  дошкольников 

1.1. Понятие эстетической культуры и методы её формирования

«Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически»

Ф. Шиллер

Эстетическая культура - важнейшая составляющая духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям [1, с. 224].

Эстетика - это философская наука о прекрасном в действительности и в искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека.

Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisthtsis», что в переводе означает ощущение, чувство. Это слово в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 г. С того времени эстетикой стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше. Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят вглубь человеческой истории. Уже на заре цивилизаций у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов. Этому свидетельствуют проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений животных. Данные свидетельства наука относит к ориньяко-солютрейскому периоду верхнего палеолита (35-10 тыс. лет назад).

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей (фамилия).

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания (фамилия)..

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие(фамилия).

Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают процесс человечества во всех сферах жизнедеятельности человека. Значение эстетического развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий [1, с. 225].

Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения.

В целом эстетической культуре присущи следующие функции:

- информационно-познавательные, реализуемые в знаниях личности;

- ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов;

- деятельно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры;

- коммуникативно-регулятивная, проявляющая в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности [1, с. 226].

«Чувство изящного, - писал В. Г. Белинский, - есть условие человеческого достоинства… Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один «пошлый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма… Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе - сказку, годную для занятия от скуки, - тот не человек… Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности» [5, с. 363].

Отличительной чертой современного школьного образования является направленность его содержательно-целевых аспектов в сторону гуманизации, которая означает глубокие качественные преобразования в стратегии и тактике обучения с учетом, прежде всего личностного фактора. Основное внимание сосредоточено на создании благоприятной обстановки для каждого ребёнка, его воспитании как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры.

В создавшихся условиях актуальным становится формирование у дошкольника эстетической культуры, обеспечивающей ценностное отношение к окружающему миру, эмоционально-образное постижение реальности, развитие способности воспринимать красоту во всём её многообразии и создавать прекрасное в окружающей действительности [13, с. 76].

Эстетическое отношение к миру формируется у человека на протяжении всей жизни. Вместе с тем не все возрастные периоды равноценны с точки зрения эстетического развития. Классики педагогики А. С. Макаренко, Б. М. Неменский,                В.  А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, анализируя данную проблему, придавали важное значение младшему школьному возрасту. Сензитивность указанного периода установлена в работах В. В. Давыдова, А. А. Люблинской,                  B. C. Мухиной, А. Ж. Овчинниковой, Д. Б. Эльконина.

В то же время, психологические и педагогические исследования показывают, что некоторым детям свойственно пессимистическое восприятие жизни, полное отсутствие эстетического вкуса, потребительская психология и, более того, эгоизм, эмоциональная напряжённость, агрессивность. В этой связи проблема исследования процесса формирования эстетической культуры личности младшего школьника становится особенно важной.

Основные требования успешного формирования эстетической культуры:

- определение компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;

- в процессе развития компонентов эстетической культуры личности младшего школьника учитываются особенности возраста, которые заключаются в преобладании наглядно-образного мышления, высокой эмоциональной восприимчивости, гибкости воображения, предрасположенности к творчеству;

- выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников базируется на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной), которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности [24, с. 69].

Главная задача, стоящая перед дошкольным учреждением, - это задача разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей.

Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира дошкольника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства [13, с. 57].

Дошкольное учреждение основывает свою работу на единой системе эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи:

- вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;

- вовлекать учащихся в художественно - творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;

- развивать вкус, творческие особенности детей;

- формировать духовные качества, высокие эстетические чувства [2, с. 134].

Для осуществления этих задач используются следующие направления деятельности:

1. Постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи.

2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие задания.

3. Проведение любого занятия на высоком эстетическом уровне.

4. Обобщение знаний через досуговые формы деятельности.

Изучая постановку эстетического воспитания в начальных классах, большинство исследователей отмечают недостаточный уровень эстетической развитости и воспитанности младших школьников. Одна из причин этого явления кроется в малоэффективной работе педагогов, в низком уровне их эстетической культуры.

В современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры.

Становление эстетической культуры личности младшего школьника обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности младшего школьника, так и внешние, активизируемые социокультурной средой.

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие, очень велико.  Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям,  умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности.

Воспитание эстетической культуры в дошкольном возрасте происходит на всех этапах становления и развития личности, начиная с самого раннего детства  [14 с. 23].

Итак, мы полагаем, что произведения искусства формируют и развивают эстетическую культуру в целом. Искусство пробуждает и развивает понимание эстетических ценностей в человеческой жизни, любовь к природе. Оно является существенным фактором развития эстетической культуры, как факта эстетической сознания, как стимулятора общественной практики. Выводы должны отвечать на заголовок параграфа!!!

1.2. Особенности формирования эстетической культуры старших  дошкольников 

Формирование эстетической культуры подрастающего поколения, определяется всеми условиями жизни: трудовой деятельностью людей, социальными принципами  и условиями бытия, нравственными отношениями, атмосферой быта, общения,  духовной культурой общества.

Эстетическая культура способна развиваться не только стихийно, но и целенаправленно, в результате  проведения продуманной системы  эстетического воспитания и образования в детском саду, в семье, в школе, в различных общественных организациях и учреждениях  [11, с. 76].

В. В. Колокольникова видит главную цель в том, чтобы в процессе рассматривания произведений дети научились воспринимать их эстетически, испытывая радость от общения с искусством [13, с. 77].

По отношению к детям дошкольного возраста можно выделить одну главную для нас задачу, это – закладывать первоначальные основы эстетической культуры, подводить детей к оценке наиболее доступных явлений [19, с. 33].

Психолого-педагогические исследования показали: детям дошкольного возраста  при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержательной стороны  и  средств выразительности                              (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон, Е. А. Флерина,            Н. П. Сакулина, Н. В. Ветлугина и др.) [12, с. 76].

Н. К. Крупская отмечала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать» [22, с. 56].

Е.  А. Флерина, опираясь на материалы отечественных исследователей и свою экспериментальную работу, утверждает, что ребенок, несомненно, способен к восприятию прекрасного, но прекрасное должно быть простым, доступным и вызывать положительную эстетическую оценку [4, с.36].

Как понятна тревога художника и педагога Б. М. Неменского, смысл которой заключается в том, чтобы с раннего детства успеть воспитать у ребят «невосприимчивость к художественным суррогатам», привить им против этого иммунитет, выработать художественный культура, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства.

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие, очень велико.  Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям,  умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности.

Воспитание эстетической культуры в дошкольном возрасте происходит на всех этапах становления и развития личности, начиная с самого раннего детства  [28, с. 23].

Творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях детского художественно-композиционного творчества средствами живописи, графики, скульптуры или прикладного искусства.

Детское творчество с раннего возраста развивает  композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских произведениях.

Л. С. Выготский определил творчество как деятельность, которая создает новое. «Все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека».

На этапе дошкольного детства, как отмечал Л. С. Выготский, художественное творчество носит синкретический характер, в котором не выделены, не специализированы различные виды искусства, что обусловлено естественной для ребенка синкретической ориентацией в окружающем мире [18, с. 32]. Именно поэтому авторы различных образовательных программ предлагают структурирование содержания на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Такой комплекс, по мнению педагогов и психологов, наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.

В  образовательных программах, построенных на основе синтеза искусств должна быть обозначена доминирующая роль одного из них, а остальные должны нести вспомогательную роль. Так, например, в детском художественном творчестве на занятиях изобразительной деятельностью доминирующую роль играет изобразительное искусство.

Дошкольники, занимаясь изобразительной деятельностью, в процессе творчества создают различные эмоционально-художественные образы средствами и приёмами, заимствованными при знакомстве или изучении лучших образцов художественных произведений изобразительного искусства. Поэзия, музыка как виды искусств играют роль эмоционального фона, помогающего ребенку прочувствовать душевное эмоциональное состояние, психологический настрой разрабатываемого художественного образа.

Невьянская детская художественная школа, имея пятилетний опыт работы в этом направлении с детьми 5 – 6 летнего возраста, уже накопила положительные результаты в области художественно-творческой деятельности, основывающейся на освоении дошкольниками первоэлементов («азбуки») языка искусств через восприятие произведений искусства, выражения отношения к действительности художественными образами, последовательные овладения изобразительными и техническими умениями, навыками, которые подготовят детей дошкольного возраста к пониманию мира и своих отношений с ним.

Дошкольники получают необходимый уровень развития своих способностей в художественном творчестве, дающий им возможность продолжить свое развитие на более высоком уровне в начальных 1-2, 3 классах ДХШ.

Общечеловеческую, вневременную ценность формы как эстетического содержания искусства подтверждает А. В. Бакушинский. В своих рассуждениях он выделяет создаваемые изобразительным искусством средства эстетического выражения. Эти средства - формальные элементы, сочетающиеся по законам гармонии и дисгармонии, причисляя к главным из них форму, колорит, линию, массу и пространство, фактуру, должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны как чистый эстетический факт.

Рассматривая опыт работы преподавателей Невьянская детская художественная школа с дошкольниками, оценивая результаты их работы, отмечая высокий творческий уровень исполнения детских работ, можно сделать необходимые выводы о правильности научно-методических подходов, обоснованном применении уровня сложности решаемых творческо-развивающих задач, о формировании уровня технологического обеспечения программ, направленных на развитие специальных художественных способностей.

Приведем пример занятий направленных на развитие эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Цикл занятий:

Цель:  развитие эмоциональной отзывчивости – эмпатийных способностей детей к восприятию произведений искусства.

Задачи:

1. Умение сконцентрировать внимание детей на восприятии выразительности образов (в произведениях живописи, графики, ДПИ и т.д.), уделяя особенное внимание эстетической красоте форм.

2. Научить детей чувствовать настроение, присутствующее в произведениях живописи, музыки, поэзии (колорит, ритм, интонация, мелодичность, звучность и т.д.).

3. Способствовать развитию и овладению формообразующих движений (пальцев, кисти, руки), работая карандашом, кистью.

4. Развивать пластику формообразующих движений, необходимую для передачи разнообразия художественной формы (работа карандашом, мелками, кистью).


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса