Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Формирование произвольного внимания у дошкольников в процессе игровой деятельности




Формирование произвольного внимания у дошкольников в процессе игровой деятельности (500 руб.)

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                         С.

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Теоретический анализ игровой деятельности и произвольного внимания детей дошкольного возраста………………………………………………………...5

    1.1. Игра как ведущая деятельность в развитии детей дошкольного

           возраста………………………………………………………………………..5

    1.2. Характеристика произвольного внимания………………………………….9

2. Формирование произвольного внимания у дошкольников в процессе

игровой деятельности………………………………………………………………13

    2.1. Методы развития произвольного внимания у дошкольников    

           (игры и упражнения)………………………………………………………..13

    2.2. Основные проблемы и рекомендации для развития произвольного внимания у детей дошкольного  возраста………………………………………...18

Заключение………………………………………………………………………….21

Список источников литературы…………………...................................................24

Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, ловли и поэтому является самым универсальным и незаменимым средством в развитии физических качеств.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление, являясь игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения детей, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют:

·         развитию познавательных и умственных способностей – это получение новых знаний, их обобщение и закрепление, расширение имеющихся представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения;

·         развитию речи – это пополнение и активизации словаря;

·         социально-нравственному развитию, когда в процессе игры происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.

Виды дидактических игр: 

·         игры с предметами (игрушками);

·         настольно-печатные игры;

·         словесные игры.  

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.                 

В познавательной игре дошкольники отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. 

Наиболее традиционные познавательные игры для детей - это викторины, конкурсы, дидактические и творческие игры. Более современным вариантом являются настольные игры. К их числу можно отнести лото (например, нужно собрать карточки с предметами одной категории), тематическое домино и т.п. Для ребят постарше настольные игры-викторины, в которых нужно использовать уже имеющиеся знания. Кроме того, в познавательных играх можно использовать наглядные пособия, разрезные материалы, природные материалы и многое другое.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе.

Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д.,

В играх с правилами для детей дошкольного возраста формируется произвольность в общении детей со сверстниками. Это ключевая предпосылка их готовности к школе.

В играх с правилами дети учатся:

·        принимать правила;

·        действовать на их основе;

·        взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками на основе правил;

·        учитывать игровую позицию партнера;

·        перестраивать свое поведение в соответствии с ней;

·        удерживать условность своей позиции и позиции партнера.

Общаясь и взаимодействуя со сверстниками, ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ними, предметную ситуацию, но и на сознательно принятые задачи, нормы, правила. Общение приобретает определенный контекст, из него исчезают импульсивные реакции детей, уступая место осознанным действиям и высказываниям, соответствующим принятым задачам.

Так же для грамотного развития произвольного внимания, ведущие педагоги и психологи, рекомендуют проводить с дошкольниками различные упражнения, например:

1.     Развитие концентрации произвольного внимания.

Родитель вместе с ребёнком должен разучить какое-нибудь стихотворение при включённом радио или телевизоре. Первое четверостишие надо учить при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличить громкость. Последнее четверостишие – разучивать при достаточно громком звуке.

2.     Тренировка переключения и распределения произвольного внимания.

Ребёнку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Даётся задание: одну фигуру (например, круг) зачёркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчёркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.

Для лучшей организации произвольного внимания необходимо между упражнениями проводить развивающие игры, например в ходе игры детям даётся сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: «Сейчас мы будем это рисовать». У детей не получится сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый тогда делит задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объём действий, которые ребёнок должен выполнить. Когда ребёнок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним встаёт необходимость перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.

Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности:

·        конструирование;

·        рисование;

·        лепка;

·        восприятие сказок, рассказов и пр.[1]

По игре ребенка можно судить о том, что его интересует, на что он обращает свое внимание; отчетливо выступает в игре и его отношение к увиденному. Сам характер организации игры, ее сюжет, реплики детей, внимание, уделяемое тем или иным персонажам, раскрывают их внутренний мир, потому, как играет ребенок, как справляется с неудачами, как находит выход из трудного положения, можно многое узнать о его характере. 

Таким образом, разнообразные по виду и содержанию игры и упражнения позволяют осуществить различные подходы к ребенку и отыскать пути его комплексного формирования произвольного внимания и гармоничного развития.

[1] Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика. – М: ЮРАЙТ, 2013. – 510 с.


Нужен полный текст данного материала? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru




Календарь

«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса