Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Формирование пространственно-временных представлений у учащихся младших классов специальной (коррекц

Формирование пространственно-временных представлений у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (1000 руб.)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………..…..3

 

Глава 1. Проблема формирования пространственно-временных представлений учащихся младших классов в общей и специальной литературе…………………………………………………………….…………

1.1.Поняти пространства и времени в психолого-педагогической и научно-методической  литературе……………………………………………………...

1.2.Особенности пространственных и временных представлений умственно отсталых учащихся………………………………………………………………

1.3.Формирование представлений о времени и пространстве в специальной (коррекционной) школе VIII вида………………………………………………

Выводы…………………………………………………………………………

Глава2. Особенности пространственно-временных представлений у младших школьников с умственной отсталостью………………………...

2.1. Цель, задачи и методика проведения констатирующего эксперимента ..

2.2.Анализ результатов констатирующего эксперимента………………

Выводы……………………………………………………………………

Глава 3 Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью ……………………………………………………………….

3.1.Цели, задачи и методика проведения формирующего эксперимента…

3.2.Сравнительный анализ результатов…………………………………….

3.3.Основные направления и содержания коррекционно-педагогической работы по формированию пространственно-временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью………………………………….

Заключение …………………………………………………………………..…

Список литературы …………………………………………………………....

Приложение

Введение 

Пространство и время являются неотъемлемыми параметрами при характеристике предметов и явлений окружающей действительности, исследуемых человеком в течении жизни.

С понятием времени и пространства человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека, ориентация в пространстве – основным условием успешной социализации в обществе.

Вопросами формирования представлений о пространстве занимались такие известные педагоги, как  М. Фидлер, В.И. Новикова, Е.В. Сербина, О.М. Дьяченко, В.В. Данилова и другие известные исследователи.

Способность ориентироваться в пространстве играет исключительную роль в формировании целостной картины мира ребенка и осознании им своего места в нем (Б.Г. Ананьев, Р.И. Говорова, А.А. Люблинская, Е.Ф. Рыбалко, Ф.Н. Шемякин, и др.). Особенно актуальна проблема освоения пространства и времени детьми с интеллектуальной недостаточностью, так как развитие пространственно-временных представлений у этой категории детей происходит на фоне органической, функциональной или социальной недостаточности (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, З.М. Дунаева, С Л. Ералиева, Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, Р.Т. Ибаньес, Л.Н. Кассал, В.И. Лубовский, К. С. Лебединская, В.Г. Петрова Е.А., Л.А. Пепик,  Стребелева, и др.).

Так, например, Т.Н. Головина рассматривала, как развивается пространственный анализ у учащихся с интеллектуальными нарушениями, исследовала его особенности и искала пути и способы коррекции обнаруженных недостатков.

Проблема ориентации человека в пространстве очень многогранна и включает в себя представление о форме и величине, а так же понимание различных пространственных отношений и их восприятие.

При передвижении необходима пространственная ориентация, так как только при этом условии человек может благополучно осуществлять передвижение из одного пункта местности в другой.

У детей с проблемами в развитии, как правило, замедленная, ограниченная восприимчивость, недифференцированность и инактивность восприятий и ощущений еще больше затрудняют формирование пространственных и временных представлений[1]. Нарушение в развитии ощущений и восприятий у детей с проблемами в развитии могут быть выражены симптомами умственной отсталости, так же затрудняющие формирование представлений о пространстве и времени, тормозят развитие психических процессов, например, мышления (Ж.И. Шиф, С.Я. Рубинштейн)[2].

Для планомерного формирования  временных  и пространственных представлений необходимо продумывать коррекционно-развивающую работу с учащимся, а также реализовывать межпредметные связи в процессе обучения детей с умственной отсталостью.

Важность данной проблемы для практики воспитания и обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями определяет актуальность исследования.

Объект исследования: процесс овладения пространственными и  временными представлениями детьми младшего школьного возраста с проблемами в развитии.

Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о пространстве и времени в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Цель исследования – разработать систему формирования пространственных и временных представлений у детей в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Поставленная цель реализуется решением следующих исследовательских задач:

1.           Изучить проблему обучения детей элементарным понятиям временных и пространственных представлений;

2.           Выявить особенности пространственно-временных представлений у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида;

3.           Разработать и апробировать систему формирования пространственно-временных представлений у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Гипотеза исследования: у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида возможно сформировать пространственно-временные представления, необходимые для последующего обучения и социальной адаптации, благодаря специально организованному процессу обучения.

Методы исследования:

1.           Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования,

2.           Изучение и обобщение педагогического опыта работы учителей по исследуемой проблеме,

3.           Наблюдение за образовательно-воспитательным процессом,

4.           Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный),

5.           Качественно-количественная обработка полученных результатов.

База экспериментального исследования:

Первомайская средняя школа (филиал с. Никольское),

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Проблема формирования пространственно-временных представлений учащихся младших классов в общей и специальной литературе 

1.1. Понятия пространства и  времени в психолого-педагогической и научно-методической литературе 

Понятие пространства с точки зрения психологов и философов – чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей, их величины и формы, расположения относительно друг друга и в плоскости. Сюда можно отнести также восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела. В процессе восприятия участвуют все органы чувств человека, но ведущая роль в восприятии пространства принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного кинестетического, кожного и вестибулярного анализаторов. Восприятие пространства основано на измерениях расстояний и углов в окружающем человека пространстве (Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов), осуществляемых органами внешних чувств и движениями мускулатуры. При восприятии пространства человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось перпендикулярна плоскости земли. Ощущения, поступающие от аппарата равновесия вестибулярной системы, помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх-вниз. Наибольшую информацию о пространстве до 95 %, человеку дает зрение. Восприятие пространства начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К двум воспринимаемым измерениям – в высоту и в ширину – добавляется третье – вдаль. [3]

А.В. Запорожец отмечает, что развитие пространственной ориентировки и представлений о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности[4].

С целью развития и уточнения пространственных представлений необходимо учитывать закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить коррекционную работу по плану, представленному в приложении 2 настоящей работы.

В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и осваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд основных понятий, на которых строится вся наша система знаний. Одним из них является понятие времени. Само слово «время» происходит от древнерусского «время», что означает «вращение». Прошедшее, настоящее и будущее связаны между собой таким образом, что они не могут поменяться местами. Свойство необратимости времени, протекание времени в одном направлении есть выражение вечного развития природы и  общества по восходящей линии, от старого к новому.

Д.Г. Элькин замечает, что человечество прошло длительный путь осознания и определения времени. В Древней Греции длительность суток определялась по времени, прошедшему между рассветом и закатом. Ночные часы попросту не учитывались, однако, уже древние римляне стали считать время так же, как и мы: от полуночи до полуночи.

Познание пространственно-временных отношений непосредственно связано с отражением явлений материального мира и определяется им. Эта закономерность достаточно ясно проявляется в области непосредственно чувственного отражения, то есть, в области ощущений и восприятий.

Временные особенности динамики ощущений оказались неотъемлемыми чертами ощущений как элементарных чувственных знаний о внешнем мире. Время психических реакций (как простых, так и реакций выбора) стало оцениваться как постоянный компонент ощущений и восприятий, связанный с их модальностью подобно качеству и интенсивности. Стало общепринятым считать, что все модальности без исключения существуют во времени и являются каналом информации о временных характеристиках внешних раздражителей. С совершенствованием средств отражения пространства и времени возрастают  возможности более точного и глубокого познания предметной действительности.

Б.И. Цуканов замечает, что понятием «времени», издавна интересовались многие учёные, так в истории философии проводился диалектический анализ времени, в результате которого установлено, что основными моментами являются длительность и мгновение. «Длительность – продолжительность существования объектов или его элементов, сохранение их существования».[5]

Временные представления — это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток, времен года и других регулярно повторяющихся явлений.

Между длительностями различных явлений имеются временные отношения одновременности и последовательности. Порядок «прошлое-настоящее-будущее» характеризует временное отношение последовательности.

Временная определенность явлений складывается из временной определенности его элементов. В то же время в силу существования между элементами отношений одновременности и последовательности в объекте имеется хронологическая структура. Поэтому временная определенность реального явления есть органическое единство его длительности и хронологической структуры.

С понятием длительности связывается также одномерность, необратимость, равномерность течения. Время существует объективно, вне и независимо от нашего сознания. Восприятие же и познание его – это лишь отражение в нашем сознании реально существующего времени.

[1] Баряева, Л. Б. Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта [Текст] : Хрестоматия / Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко. – СПб., 1996. -140с.

[2] Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: учеб. пособие /С.Я. Рубинштейн - М:, 1979.-240с.

[3] http://www.anypsy.ru/glossary/vospriyatie-prostranstva

[4] Запорожец А.В. Игровая система дидактических игр. – СПб, 1996. – С. 6-4

[5] Цуканов Б.И. Анализ ошибки восприятия длительности [Текст] / Б. И. Цуканов // Вопросы психологии. – 1985.- №3- С. 149 – 154 .


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса