Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Формы деятельности органов опеки и попечительства

Формы деятельности органов опеки и попечительства (1000 руб.)

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I  ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК СИСТЕМА ПРАВООТНОШЕНИЙ   7

1.1. Правовые основы деятельности органов опеки и попечительства  7

1.2. Система органов опеки и попечительства. 15

1.3. Понятие и цели опеки и попечительства. 22

Глава II  ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА   30

2.1. Правовые основания возникновения отношений по опеке и попечительству  30

2.2. Классификация форм. 38

2.3. Договор как основание возникновения отношений по опеке и попечительству  46

Глава III ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ.. 53

3.1. Реализация полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. 53

3.2. Реализация полномочий по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными. 57

Заключение. 62

Список использованной литературы…………………………….65

Приложение 1……………………………………………………………………72

Приложение 2……………………………………………………………………73

Приложение 3……………………………………………………………………74

Приложение 4……………………………………………………………………75

 

ВВЕДЕНИЕ 

Произошедшее к концу прошлого столетия радикальное изменение социально-экономического строя в нашей стране, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в положении личности в обществе. С одной стороны, личность стала более свободной, менее зависимой от государства, а с другой стороны, она во многом утратила свою значимость как социальная единица[1].

Опека и попечительство были и остаются наиболее распространенными правовыми формами устройства граждан. В них заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

В настоящее время, опека физических лиц над недееспособными гражданами устанавливается довольно часто, но и число пациентов соответствующих лечебных учреждений в основном не уменьшается. Имеют место случаи, когда родные и близкие берут на себя заботу о лицах, страдающих психическими расстройствами в корыстных целях, в связи с чем, возникает большое количество злоупотреблений со стороны опекунов в отношении имущества подопечного.

Попечительство над гражданами, ограниченными судом в дееспособности устанавливается весьма редко. В первую очередь это обусловлено тем, что закон более не провозглашает «борьбы с пьянством и алкоголизмом». Такие меры, практиковавшиеся в 80-е годы, как принудительное лечение от алкоголизма, безусловно, противоречат рассматриваемой сегодня концепции свободы личности и не могут быть восприняты современным правом. По-видимому, при определении границ вмешательства в судьбу личности должны сочетаться как интересы самой личности в удовлетворении ее потребностей, так и интересы окружающих и общества в целом, заключающиеся в сохранении жизни и здоровья каждого гражданина, в недопущении падения уровня его социализации.

Вопросы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях радикальных реформ чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Дети, по разным причинам, оставшиеся без родительской опеки, подлежат передаче на воспитание в семью – на усыновление (удочерение), под опеку или в приемную семью. Приемные семьи, на сегодняшний день, призваны заменить детские дома. Сиротство как социальное явление является актуальным, прежде всего для России. Истоки социального сиротства берут свое начало в семье. При внимательном знакомстве с семьями, в которых ребенок стал сиротой или лишился попечения родителей, выявляется общая закономерность: сиротству либо предшествовали нарушения привязанности между родителями и детьми, либо привязанность не была сформирована. Государство пытается решить проблемы сиротства различными семейными формами устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, но не все мероприятия, которые оно проводит, улучшает ситуацию, что говорит о малой эффективности существующих на данный момент мер.  Данная проблематика носит межотраслевой характер, включая в себя вопросы социальных истоков и содержания сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т. п. От того, насколько успешно дети-сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

Цель настоящей работы дать по возможности наиболее точную характеристику органам опеки и попечительства, привести статистику, на примере Пермского края, выявления и устройства совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в различных формах устройства и состоящих на учете в органах опеки и попечительства в нашем регионе. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

- всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования опеки и попечительства;

- рассмотреть проблемы применения правовых норм, регулирующих опеку и попечительство;

- определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;

- раскрыть проблему сиротства в современной России, привести статистические данные по детям-сиротам, на примере Пермского края;

- полно и всесторонне раскрыть и понять формы устройства, предусмотренные действующим законодательством, определить статус органов опеки и попечительства и их роль в нашем государстве;

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках данной темы, нормативно-правовых источников, судебной практики.

Методологической основой исследования является применение общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались методы структурного анализа, системный и исторический, а так же статистический метод (приведена статистика в отношении детей-сирот, совершеннолетних недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, на примере Пермского края) и подкреплено это Семейным и Гражданским кодексом, иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами. Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты опеки и попечительства в рамках цели и задач исследования.

Отдельные стороны проблемы применения норм гражданского законодательства об опеке и попечительстве неоднократно рассматривались в правовой науке. В дипломной работе используются работы таких ученых в сфере гражданского и других отраслей права, как Н. В. Яковлевой, Н. М. Ершовой, И. А. Михаиловой и ряда других авторов, комментарии гражданского законодательства, учебники гражданского права.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области. 

Глава I  ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК СИСТЕМА ПРАВООТНОШЕНИЙ 

1.1. Правовые основы деятельности органов опеки и попечительства 

Согласно пунктов «е», «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ опека и попечительство являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и регулируются, в соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

На сегодняшний день правовую основу деятельности по опеке и попечительству составляет ряд федеральных законодательных и подзаконных актов, регламентирующих данную сферу общественных отношений, в том числе Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16.04.2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 года № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» и т. д.

В целях повышения социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан 24 апреля 2008 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в силу вступил с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

В литературе высказываются две точки зрения, одна из которых заключается в том, что «закрепление норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе не вполне целесообразно на фоне работы по кодификации федерального законодательства и перспективы создания Свода законов».[2] В подтверждении данной точки зрения необходимо отметить, что имеющиеся в данном Федеральном законе нормы семейного права фактически «вытащены» из предмета ведения Семейного кодекса РФ, что делает законодательство об опеке и попечительстве неоправданно расчлененным на автономные источники права и по этой причине менее обозримым. Законодателю, с целью сохранения теоретически обоснованной правовой наукой тенденции к сокращению количества нормативных правовых актов в системе законо­дательства и обеспечению кодифицированного правового материала было необходимо, не принимать отдельный Федеральный закон об опеке и попечительстве, а  включить соответствующие нормы права в гл. 20 Семейного кодекса РФ «Опека и попечительство над детьми» и в гл. 3 части 1 Гражданского кодекса РФ  «Граждане  (физические лица)». Закрепление же норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе привело к необоснованному увеличению нормативного материала за счет дублирования текстов федеральных законов в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве». Так, в частности:

ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об опеке и попечительстве», закрепляющая необходимость согласия лица на присвоение статуса опекуна либо попечителя, дублирует положения п. 3 ст. 35 Гражданского кодекса РФ;

права и обязанности опекунов и попечителей закреплены в ст. 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве», в ст. 148 Семейного кодекса РФ, часть обя­занностей опекуна и попечителя, содержится в тексте ст. 36 Гражданского кодекса РФ;

правовые основы распоряжения имуществом подопечного закрепле­ны в ст. 19 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и в ст. 37 Гражданского кодекса РФ;

доверительному управлению имуществом подопечного посвящены ст. 38 Гражданского кодекса РФ и ст. 23 ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Кроме дублирования нормативного материала наблюдаются и случаи его распыления. Так, например, основания прекращения опеки и попечи­тельства не сведены в одной статье закона, а распределены между ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и ст. 40 Гражданского кодекса РФ.

Выделение нормативного регулирования института опеки и попечительства в отдельный Федеральный закон имеет и другие недостатки, одним из которых является неполнота нового специального Федерального закона, который, закрепляя правовой статус опекуна и попечителя, ничего не говорит о комплексе прав опекаемых и подопечных лиц. Наличие подобного правового пробела красноречиво свидетельствует о том, что законодателю не было необходимости принимать самостоятельный нор­мативный правовой акт по вопросам опеки и попечительства, если он считает достаточным закрепление правового статуса основных субъектов регламентируемых таким законом правоотношений в другом нормативном правовом акте.

Ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» разрешает регулировать отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, на уровне нормотворчества субъектов РФ. Тем самым данная статья снимает возможные споры о компетенции между уровнями государственной власти по поводу нормативной регламентации отношений в сфере опеки и попечительства, фактически делегируя законодательным органам субъектов РФ право на принятие своих законов при наличии пробелов соответствующего федерального законодательства.

Согласно Письма Минобрнауки России от 25 июня 2007 г. № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечитель­ству в отношении несовершеннолетних»[3] законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, должны предусматривать:

определение круга вопросов, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства;

установление категорий несовершеннолетних, в отношении кото­рых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов;

нормативы организации структуры органа опеки и попечительства, включая установление норматива численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по защите прав детей;

порядок организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном и муниципальном уровнях;

порядок взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Многие регионы развивают, на основе федерального законодательства, свою нормативно-правовую базу организации деятельности по опеке и попечительству. В частности, в соответствии с нормой  п.1 ст. 123 Семейного кодекса РФ, предоставлявшей субъектам РФ право предусматривать, помимо усыновления (удочерения), опеки (попечительства) и приемной семьи, иные формы устройства (эта норма утратила силу с 1 сентября 2008 года), во многих регионах были приняты законы о патронате (патронатном воспитании), как отдельной форме устройства. В субъектах РФ действуют также нормативные акты, регулирующие вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства. Многие регионы определяют на своем уровне различные меры поддержки приемных семей. Вместе с тем, в настоящее время нормативно-правовая база деятельности по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в процессе активного реформирования. В качестве примеров нормативных актов субъектов РФ по вопросам опеки и попечительства можно назвать, на примере Пермского края: Закон Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Пермского края от 10.12.2008 года № 353-ПК «Об устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства Пермского края от 23.03.2007 года № 40-п «О порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», Постановление Правительства Пермского края от 09.11.2007 года № 270-п «О внесении изменений в Положение о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 7-п», Распоряжение губернатора Пермского края от 26.05.2008 года № 58-р «О государственном уполномоченном органе опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края».

[1]Реализация государственных функций по опеке и попечительству в Пермском крае / Под общ. ред. Е. В. Бербер. – Пермь, 2010. – С. 3.

[2] Чашин А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» от 21.04.2008 года № 48-ФЗ. - М.: Дело и Сервис, 2009.- С. 32

[3] Письмо Минобрнауки России от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06  «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» // Вестник образования № 19. 2010.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса