Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Государственное регулирование трудовых отношений в организации (на примере ОАО «ОГК-6»)

Государственное регулирование трудовых отношений в организации (на примере ОАО «ОГК-6») (1000 руб.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..….3

1.Теоретические и правовые основы государственного регулирования трудовых отношений………………………………………………………………6

1.1. Механизмы и инструменты государственного регулирования трудовых отношений………………………………………………………………...…….6

1.2. Социальное партнерство как механизм государственного регулирования трудовых отношений……………………………………………….........10

1.3. Коллективные трудовые споры…………………………..……………...23

2. Анализ трудовых отношений в ОАО «ОГК-6» и филиале ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС……………………………………………………………….33

2.1. Общая характеристика филиала ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС…….33

2.2. Анализ коллективного договора филиала ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС…………………………………………………………………………...39

3. Совершенствование государственного регулирования  трудовых отношений в организации………….………………………………….………………64

3.1. Разработка регламента оформления трудовых отношений с работниками в ходе реорганизации в форме присоединения ОАО «ОГК-6» к ОАО «ОГК-2»………………………………………………………………………..64

3.2. Совершенствование правовых основ государственного регулирования трудовых отношений в организации…………………………………….......72

Заключение………………………………………………………………….…80

Библиографический список……..………………………………………........84

Приложение…………………………………………………………………...89

 ВВЕДЕНИЕ

Одним из базовых понятий, характеризующих уровень развития любой общественно-экономической формации, является степень зрелости и характер проявления социально-трудовых отношений, представляющих совокупность общественных условий для взаимодействия работника со средствами производства и предметами труда, а также условия присвоения и потребления результатов труда. Соответственно, раскрывается это понятие через конкретные условия труда на предприятиях и в организациях различных форм собственности, на корпоративном уровне, в отраслевых производственных комплексах, на территориальном и региональном уровнях в субъектах РФ а также в обществе в целом. Эти условия касаются: охраны и безопасности труда, соблюдения трудового законодательства, обеспечения социальных гарантий в процессе трудовой деятельности, эффективной занятости, достойной оплаты труда, необходимой и достаточной для удовлетворения потребностей работников и членов их семей.

В условиях современной России для сферы труда характерен переход от монополии государства в административном определении правил регулирования социально-трудовых отношений к их программно-нормативной регламентации на принципах демократизации и регионализации. Это означает установление при помощи нормативных актов (законов, указов, постановлений) границ, в рамках которых действуют субъекты социально-трудовых отношений. К таким нормативным актам относятся: основы законодательства о труде, пенсионное законодательство; закон об индексации доходов населения; закон о занятости; нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан (инвалидов, молодежи, матерей с детьми), профессиональных групп трудящихся и т.п.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Трудовой кодекс РФ регламентирует трудовое поведение в различных ситуациях (прием на работу, увольнение, охрана труда, компенсации работникам, отпуска и т.д.) представителей администрации, наемных работников, профсоюзов. Закон о банкротстве предприятий в отдельных статьях регулирует отношения между трудовым коллективом и администрацией в случае санации (банкротства) предприятия, охватывая более узкий круг вопросов (выплата заработной платы и порядок увольнения). В законодательстве закреплены права и обязанности сторон и в таких вопросах, как защита от дискриминации, применение детского труда, безопасность, гигиена труда и др.

В условиях, когда законодательство о труде подвергается серьезному реформированию, возникают определенные трудности в реализации государственного управления в сфере труда. Актуальность вопросов государственного регулирования трудовых отношений определила выбор темы дипломного исследования.

Объектом исследования является открытое акционерное общество «ОГК-6» и филиал «ОГК-6» Рязанская ГРЭС.

Предметом исследования являются процессы государственного регулирования трудовых отношений в организациях.

        Целью работы является анализ современного состояния и определение направлений совершенствования государственного регулирования трудовых отношений в организации.

        В соответствии с поставленной целью в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:

·        рассмотреть теоретические и правовые основы государственного регулирования трудовых отношений в организации;

·        провести анализ трудовых отношений в ОАО «ОГК-6» и филиале ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС»;

·        определить направления совершенствования государственного регулирования трудовых отношений в организации.

Научно-методологической и информационной базой написания работы послужили труды зарубежных и отечественных авторов, а также нормативные документы и законодательные акты, учебные пособия, периодические издания по вопросам государственного регулирования трудовых отношений в организациях.

  Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель и задачи дипломного проектирования, указываются методологические, теоретические и информационные основы  исследования, определяются объект и предмет исследования, практическая значимость работы.

В первой главе дипломной работы изучаются инструменты государственного регулирования трудовых отношений, рассматриваются механизмы действия социального партнерства в регулировании трудовых отношений и коллективных трудовых споров.

Вторая глава работы посвящена анализу трудовых отношений в ОАО «ОГК-6» и филиале ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС». В главе дается общая характеристика предприятий, и анализируются особенности коллективного договора филиала ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС».

 В третьей главе выпускной квалификационной работы осуществляется разработка регламента оформления трудовых отношений с работниками в ходе реорганизации в форме присоединения ОАО «ОГК-6» к ОАО «ОГК-2», а также определяются направления совершенствования правовых основ государственного регулирования трудовых отношений в организации.

Практическая значимость работы заключается в применении разработанного регламента оформления трудовых отношений с работниками в ходе реорганизации в форме присоединения ОАО «ОГК-6» к ОАО «ОГК-2».

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1 Механизмы и инструменты государственного регулирования трудовых отношений

Формирование социально-трудовых отношений в обществе происходит под влиянием огромного количества факторов, значимость которых определяется историческим, экономическим, социокультурным и политическим содержанием, К числу основных факторов можно отнести особенности социальной политики, глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства.

Роль государства в социально-трудовых отношениях исследована многими специалистами (Р. Фримен, М. Саламон и др.). Систематизация их взглядов, анализ практического опыта деятельности государства в сфере социально-трудовых отношений показывает, что чаще всего оно выполняет здесь следующие роли: законодателя, защитника прав, регулировщика, работодателя.

Мера реализации каждой из этих ролевых функций государства, характер их сочетания в каждый конкретный момент времени определяются историческими, политическими, экономическими условиями развития государства. Поэтому роль последнего в социально-трудовых отношениях может изменяться самым существенным образом.

Механизм регулирования трудовых отношений в России включает следующие элементы:

- государственное регулирование трудовых отношений - деятельность по государственному управлению в области трудовой политики. Это государственное регулирование заработный платы, занятости, условий труда и т.д.;

- коллективно-договорное регулирование трудовых отношений - форма реализации социального партнерства, предполагающая проведение переговоров и заключение соглашений на разных уровнях управления по важнейшим аспектам труда, его оплаты и социальной защиты между представителями работников, работодателей и государства;

- индивидуальное регулирование трудовых отношений - форма соглашения между работодателем и наемным работником на основе индивидуального трудового договора (контракта).

В последнем случае часто применяется контрактная форма найма - как правило, индивидуальная форма трудовых договоров (срочных, на несколько часов в день, на выполнение определенных заказов, на случайные работы). Условия оплаты и организации труда устанавливаются по соглашению сторон. [15]

Принятая в России система коллективно-договорного регулирования отношений в сфере труда включает в себя заключение генерального, отраслевых, территориальных, специальных соглашений и коллективных договоров в первичном звене. При этом важное значение имеет определение правового статуса элементов многоуровневой системы соглашений в условиях переходной экономики.

Генеральное соглашение - это инструмент коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, определяющий согласованные позиции объединений профсоюзов, объединений работодателей и органов власти на предстоящий период и их совместные действия по его реализации. [38]

Генеральное соглашение заключается на федеральном уровне, а также на уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации.

Генеральное соглашение является трехсторонним и заключается между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединени­ями работодателей и Правительством Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации участниками соглашений могут выступать соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей или уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Генеральные соглашения должны включать, как правило, общие установки социально-экономической политики данного периода и охватывать совокупные интересы работников и работодателей. В них предусматриваются положения: о принципах регулирования трудовых отношений, в том числе в сфере развития рынка труда и занятости населения, в области оплаты труда наемных работников, доходов и уровня жизни населения, в области социальной защиты населения, социального обеспечения, условий охраны труда и социального страхования. [15]

Отраслевое соглашение – это инструмент коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, определяющий согласованные позиции объеди­нений работников и работодателей данной отрасли и государственного (феде­рального или субъекта Федерации) органа власти и их совместные действия по его реализации.

Участниками отраслевых соглашений являются, как правило, три стороны. На федеральном уровне - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей или иные уполномоченные работодателями представительные органы; Министерство труда и социального развития Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе субъек­тов Российской Федерации - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей или иные уполномоченные работодателями представительные органы, органы по труду субъекта Российской Федерации.

Соглашения, заключаемые на уровне отраслей, ориентируются главным образом на интересы работников и работодателей данной отрасли при одновременном учете параметров решения социально-экономических проблем на межотраслевом уровне, зафиксированных в Генеральном соглашении.

Территориальное соглашение – это инструмент коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, определяющий согласованные позиции территориальных объединений профсоюзов, работодателей и органов власти и их совместные действия по его реализации. Одной из форм территориальных соглашений является специальное соглашение. [25]

Специальные соглашения – это соглашения, заключаемые на территориальном уровне между объединениями профсоюзов, работодателей и органами исполнительной власти в целях решения конкретных социально-экономических проблем, связанных с особенностями развития региона.

Работодатели и работники предприятий и организаций, расположенных в конкретном регионе, исходят (в процессе переговоров об условиях труда и других аспектах социальной политики) из экономических условий производства на данной территории и адекватных им трудовых отношений.

Поскольку рынок труда формируется на отдельных территориях, это объективно ставит территориальные соглашения в разряд важнейших инструментов социального партнерства. Их значение определяется тем, что они являются первой ступенью децентрализованного регулирования трудовых отношений. [15]

Коллективный договор - соглашение, заключаемое профкомом от имени трудового коллектива с администрацией в лице руководителя предприятия по вопросам труда, заработной платы и социальной защиты работников после обсуждения и одобрения его проекта на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Он должен определить также обязательства и ответственность сторон за выполнение основных его положений.

Коллективный договор является двусторонним соглашением и заключается между представительным органом наемных работников (профсоюзным комитетом) и работодателем (администрацией). Он, как правило, дополняет и развивает нормы, принятые в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях, конкретизирует их. При этом во внимание принимается также финансовое положение предприятий и организаций и особенности положения в социально-трудовой сфере коллектива.

Таким образом, четкое распределение функций, определение круга проблем, решаемых на государственном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях имеют целью обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий.

Взаимосвязь соглашений по уровням должна означать не только их увязку по предмету договора, но и по срокам, периодичности и последовательности их заключения. Генеральное соглашение, определяющее основные подходы к решению социально-экономических проблем в тот или иной промежуток времени, логически закономерно должно возглавлять (с определенным опережением) кампанию договорного регулирования на других уровнях. Вопрос согласования сроков заключения соглашений, как показывает практика, важен, прежде всего, с точки зрения создания преемственной взаимосвязи принимаемых на разных уровнях социального партнерства решений.

 

1.2 Социальное партнерство как механизм государственного регулирования трудовых отношений

Возможность регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации предусмотрена Конституцией РФ, где Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и в соответствии с которыми в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся защита прав и свобод человека и гражданина; социальная защита, включая социальное обеспечение; трудовое законодательство.

Трудовой кодекс РФ вслед за Конституцией РФ предусматривает разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. [39]

К сожалению, единое понимание сущности проблемы регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений у регионов отсутствует, нет и единого правового способа ее решения. Наличие пробелов в федеральном законодательстве пока позволяет субъектам РФ осуществлять опережающее правовое регулирование в данной сфере, например, в вопросе о субъектном составе социально-партнерских отношений.

В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. [44]

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Законодатель подчеркивает особую роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства. Они участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня, однако не принимают на себя никаких обязательств. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношении на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование.

Кроме того, они осуществляют своеобразное посредничество, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные договорные акты. Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей.

Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 500 "О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне" федеральные органы исполнительной власти наделены правом представлять работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне. Установлено, что федеральные органы исполнительной власти имеют право представлять работодателей, подведомственных указанным органам, при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне. [39]

В сложном комплексе взаимоотношений по социальному партнерству существуют индивидуальные и коллективные отношения, которые возникают между разными субъектами. Поэтому следует различать стороны трудового отношения, которыми являются работник и работодатель, и стороны социального партнерства - работодатель (работодатели) и работники в лице их представителей, уполномоченных в установленном порядке.

Трудовой кодекс РФ различает стороны социального партнерства и их представителей.

Стороны социального партнерства - работники и работодатели - могут вступать в соответствующие взаимоотношения лишь через своих представителей.

Понятие сторон социального партнерства имеется во многих законах субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве. Данное понятие определяется через такие центральные понятия, как "работник" и "работодатель".

Сегодня более чем в 40 субъектах РФ приняты законы о социальном партнерстве. При этом фактически используются актуальные тексты нормативных правовых актов с изменениями и дополнениями, полученные с помощью СПС "КонсультантПлюс" и "Гарант".

При этом, как правило, понятие "работодатель" в большинстве случаев с различными вариантами формулировок воспроизводится из ТК РФ. Однако дефиниция "работник" отличается некоторым разнообразием:

- работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (Брянская, Нижегородская, Калининградская, Тульская, Ивановская, Томская, Воронежская, Владимирская области, Пермский, Камчатский, Краснодарский, Хабаровский края, Республика Коми, Карачаево-Черкесская Республика);

- работник - физическое лицо, работающее (в учреждении, предприятии, организации) на основе трудового договора (контракта) (Орловская, Архангельская области);

- работник - физическое лицо, выполняющее трудовые функции, с которым трудовой договор заключен работодателем либо должен быть заключен, а также лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования (Московская область);

- работники - физические лица, работающие в организации на основании трудового договора (контракта), а также лица, обучающиеся в учреждениях профессионального образования (Ленинградская область). Представляется такая формулировка в обоих представленных случаях некорректной. Лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования, - это гражданин, вступивший в административные отношения с образовательным учреждением для достижения и подтверждения определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом. Поэтому обучающийся (студент, ученик, аспирант и т.д.) может быть работником, состоящим в трудовых отношениях, только если совмещает работу с обучением;

- работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора, лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего, высшего профессионального образования (Москва). Сложно согласиться с такой трактовкой. Под индивидуальным предпринимателем понимается физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Тогда как труд работника не относится к самостоятельному, так как его обязан организовать работодатель. Таким образом, по общему правилу индивидуального предпринимателя нельзя отнести к работникам, если только он сам не является работодателем и руководителем одновременно, имея при этом двойственный правовой статус. [25]

Представляется необходимым обратиться к понятию сторон социального партнерства, сформулированному в соответствующих законах субъектов РФ, и проанализировать его.

1. Понятие, с вариативностью воспроизведенное из ТК РФ:

- сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице представителей, уполномоченных в установленном порядке. Органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления муниципальных образований субъекта Федерации являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в иных случаях, предусмотренных трудовым законодательством (и законом субъекта РФ), - Тульская, Ярославская, Кировская, Вологодская, Нижегородская, Брянская, Калининградская области, Камчатский, Краснодарский края, Чувашская Республика;

- стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, когда они выступают в качестве работодателей и их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством, - Республика Коми;

- сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей, органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления в лице их представителей - Московская область;

- стороны социального партнерства - работники, их объединения, работодатели, их объединения, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей. Сторона социального партнерства может быть представлена одним или несколькими участниками - Республика Карелия. [44]

2. Без указания на органы государственной власти:

- стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей - Ивановская, Томская, Костромская области, Пермский край, Кабардино-Балкарская Республика;

- Законы о социальном партнерстве г. Москвы, Архангельской, Орловской, Воронежской, Владимирской областей, Хабаровского края определяют стороны социального партнерства только применительно к соглашениям;

- стороны соглашений - работники, работодатели, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в лице их полномочных представителей. Такое определение безосновательно сужает формы взаимодействия социальных партнеров, предусмотренные как федеральным законодательством, так и региональными законами о социальном партнерстве. [44]

Некоторые субъекты РФ применяют и такое понятие, как "субъекты социального партнерства", причем в ст. 1 Закона "О социальном партнерстве Карачаево-Черкесской Республики" закрепляется, что сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных ими в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. А ст. 7 этого же Закона определяет, что субъектами социального партнерства являются:

- работники, профессиональные союзы, их объединения и иные полномочные представители работников;

- работодатели, их объединения, иные полномочные представители работодателей;

- органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей. [39]

Закон Ленинградской области вообще не содержит понятия сторон социального партнерства, однако его заменяет, по сути, дефиниция о субъектах социального партнерства, под которыми понимаются работники, работодатели, государство в лице органов государственной власти, органы местного самоуправления.

Таким образом, указанные законы отождествляют два близких по содержанию, но не тождественных понятия "стороны" и "субъекты", что не совсем верно.

С точки зрения теории права, субъектами права могут быть индивиды, организации и, как исключение, социальные общности. В свою очередь субъектом трудового права является лицо, наделенное государством трудовой правосубъектностью, которая позволяет ему быть участником (стороной) трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Под сторонами социального партнерства следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в ходе социального диалога, партнерских взаимоотношений. К таким лицам относятся работники и работодатели, в случаях, установленных законодательством, - органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Наиболее удачные понятия "субъекты" и "стороны" социального партнерства сформулированы в Законах о социальном партнерстве Кабардино-Балкарской Республики и Пермского края:

- стороны социального партнерства - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей;

- участники (субъекты) социального партнерства - стороны социального партнерства, органы государственной власти, органы местного самоуправления.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса