Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Исследование процесса планирования деятельности администрации Камчатского края по усилению борьбы с

Исследование процесса планирования деятельности администрации Камчатского края по усилению борьбы с преступностью

ВВЕДЕНИЕ

Демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, но и с обеспечением законности деятельности государства и его органов.

В связи с несовершенством законодательства и рядом других объективных причин в России наблюдается разгул преступности. За прошедшие годы уровень преступности в нашей стране заметно вырос. По данным Организации Объединённых Наций, во всём мировом сообществе масштабы преступности возрастают, она становится всё более изощрённой. Профессор В.В.Лунеев, в своём исследовании, также отмечает: «Прогноз преступности в мире, его отдельных регионах и странах к началу третьего тысячелетия неблагоприятен. Общая результирующая преступности в мире продолжает идти вверх. Средний прирост её может находиться в пределах 2-5% и более в год».[1]

Целью данной работы является исследование процесса планирования деятельности администрации Камчатского края по усилению борьбы с преступностью.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть и проанализировать теоретические основы исследования преступности;

2. Рассмотреть и проанализировать основные направления борьбы с преступностью;

3. Проанализировать состояние преступности в Камчатском крае;

4. Дать характеристику системы местного самоуправления Петропавловск-Камчатского городского округа

5. Рассмотреть и проанализировать деятельность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в направлении борьбы с преступностью.

6. Разработать программу планирования деятельности администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по усилению борьбы с преступностью;

Объект: деятельность администрации города Петропавловска-Камчатского по усилению борьбы с преступностью.

Предмет: направления деятельности администрации и мероприятия, направленные на усиление борьбы с преступностью в Камчатском крае.

1 Теоретические основы исследования преступности

1.1 Актуальность изучения преступности

Изучение преступности вызывается практическими потребностями предупреждения и пресечения преступлений, искоренения порождающих их причин. Научный подход к анализу состояния правопорядка и разработке мер по его укреплению, познание лежащих в его основе объективных закономерностей и роли субъективного фактора в преодолении антиобщественных явлений обеспечивают успех дела. Пренебрежение же научным анализом, всякого рода волевые решения оказываются на деле чаще всего неэффективными, влекут нерациональную трату сил и средств.

Для определения эффективных мер укрепления правопорядка необходимо, прежде всего, иметь достоверные и полные данные о состоянии преступности, ее структуре и динамике, об общих и частных (непосредственных) причинах и условиях совершения правонарушений.

Наконец, следует критически проанализировать применявшиеся средства и методы борьбы с преступностью, их эффективность и достаточность в системе мер преодоления преступности.

Изучение преступности следует рассматривать на разных уровнях – от оценки отдельных преступлений до анализа всей их совокупности.

Исходя из этого, можно выделить 3 основных уровня исследования преступлений:

1 уровень – Уровень единичного преступления (В соответствии с законом орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений и принимать меры по их устранению. Результатом является вывод, например, о хищении как результате запущенности учета материальных ценностей, о хулиганстве как следствии пьянства и т.п. Ценность такого изучения – во всесторонности анализа именно конкретного преступления с его личностными и ситуативными обстоятельствами).

2 уровень – Уровень изучения отдельного вида преступлений (Происходит обобщение и анализ данных учета зарегистрированных преступлений и лиц, их совершивших, в масштабе города, района, отдельного производственного или иного объекта. Это позволяет выявить типичные характеристики преступности в данном регионе или на данном объекте, более глубоко проникнуть в сущность этого явления, составить более полное представление о его причинах и условиях).

3 уровень – Уровень изучения общей картины преступлений (Возможность выявления закономерностей состояния и динамики преступности, углубление знаний о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, статистическая обработка полученной информации выявляет закономерности состояния и динамики данного вида преступности).

Сказанное выше подчеркивает, что изучение преступности важно на всех уровнях, которые дополняют друг друга. На уровне единичного преступность предстанет перед исследователем во всей непосредственности и полноте разнообразия, со всеми обстоятельствами совершения преступления. На уровне особенного вида теряются многие индивидуальные характеристики, но выявляются типичные черты преступности. И, наконец, на уровне всеобщего выявляются сущность и закономерности преступности. 

1.2. Прогнозирование преступности: понятие, виды, значение 

Прогнозирование преступности - это предвидение вероятностных изменений тенденций и закономерностей преступности в будущем. Современная криминология исходит из того, что прогноз преступности не только возможен, но и необходим. Прогноз выступает как модель будущего, построенного на материалах прошлого и настоящего, как некий образец, который в зависимости от социальных потребностей следует посредством человеческой деятельности  либо приблизить, либо предотвратить.

Несмотря на то, что прогнозы выявляют вероятностную картину ожидаемых событий, их ценность состоит в том, что они обладают необходимой достоверностью, которая обеспечивается выбором правильных методов прогнозирования и надежной исходной первичной информацией.

Основной целью прогнозирования преступности является установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в будущем, выявление нежелательных и положительных тенденций, закономерностей и отыскание способов изменения или стабилизации этих тенденций и закономерностей в нужном направлении.

Степень вероятности прогноза преступности в значительной мере  зависит от числа различного рода факторов, используемых при прогнозировании. Как справедливо указывают Г.А.Аванесов и С.Е.Вицин, «нужно учитывать  и изучать не только данные о преступности, но и данные, характеризующие развитие (изменение) других социальных явлений, так или иначе влияющих на преступность: социально-политические явления, организационно-правовые, экономические, демографические и т.д.»

Основные принципы прогнозирования преступности:

1.            учет общих причин преступности;

2.            учет причин, обусловливавших  отдельные виды преступлений;

3.            урбанизация, характерной чертой которой является увеличения доли скрытого населения, т.е. населения, проживающего в сельской местности, но работающего в городах;

4.            учет изменений, вносимых в уголовное законодательство;

Классификацию прогнозов преступности можно проводить, исходя из различных критериев:

I Объект прогнозирования (преступность, как социальное явление и преступное поведение отдельной личности). По этому критерию можно выделить два вида прогнозирования:

1.            Общее

2.            Индивидуальное

 

Общее прогнозирование может осуществляться на различных уровнях:

1)           на уровне преступности в целом;

2)           на уровне  определенной категории  преступности (рецидивной преступности, корыстной преступности и т.п.);

3)           на уровне отдельных видов преступлений.

Эти три уровня прогнозирования нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Они находятся в отношениях общего и особенного.

Прогнозирование индивидуального преступного поведения в отличие от прогнозирования  преступности вообще недостаточно разработано.

Методологическое обоснование возможности прогнозирования поведения  человека связано с детерминистической концепцией поведения, рассматриваемого в качестве результата сложного взаимодействия личности, среды  и конкретной жизненной ситуации. Следует подчеркнуть, что индивидуальное прогнозирование преступного поведения может применяться лишь в отношении лиц, которые в прошлом уже совершили преступления или допускали иное антиобщественное поведение.

II Прогнозирование может быть осуществлено в рамках различных социальных групп, сформированных по таким признакам, как:

1.            образование;

2.            семейное положение;

3.            возраст (специальное внимание должно быть уделено несовершеннолетним);

4.            профессия;

         III По масштабам  территории выделяют прогнозы преступности в:

1.            районе;

2.            городе

3.            области

4.            республике;

5.            других регионах страны.

 

IV В  зависимости от продолжительности прогностического периода,

преступности делятся на:

1.            краткосрочные (до трех лет);

2.            среднесрочные (до 5 лет);

3.            долгосрочные (от 15 до 20 лет).

Прогноз преступности по существу служит основой всей организации борьбы с преступностью, осуществляемой не только государственными органами, но и общественными организациями. Это важный этап планомерной борьбы с преступностью, ибо только на основе прогноза можно решать вопросы принятия заблаговременных решений относительно воздействия на преступность, а также развития системы органов, реализующих предупредительные и иные мероприятия по борьбе с преступностью.

Прогноз преступности является необходимой научной базой для комплексного планирования предупреждения преступности на любом уровне организации общества.

Прогнозирование преступности теснейшим образом связано с планированием предупреждения преступности, хотя и отличается по целям и задачам.

Прогнозирование является научной основой для составления планов

предупреждения преступности. Причём имеется прямая связь между надежностью прогноза и обоснованностью плана; чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения оптимальности плана.

Таким образом, прогнозирование преступности обеспечивает не только определение оптимального варианта научно обоснованной стратегии и мер повышения уровня организаторской деятельности государственных и общественных органов, но и выработку тактики и методики борьбы с преступностью.

1.3. Основы планирования работы по борьбе с преступностью

Организация деятельности по предупреждению преступности, как и любой вид управленческой деятельности, требует использования при ее исследовании системного подхода, основная цель которого – выявить взаимосвязи и отношения объекта или явления.

 Как и любой вид преобразовательной деятельности, предупреждение преступности нуждается в надлежащей организации и научно обоснованном построении. При этом, под организацией понимается такое регулирование предупредительной деятельности, которое позволяет достичь наибольшей ее эффективности с точки зрения поставленных целей.

Механизм организации этого вида деятельности включает как общие закономерности и устойчивые признаки построения и упорядочения любой социальной системы, так и особые, специфические ее признаки, вытекающие главным образом из своеобразия объекта воздействия (преступности), его природы и тенденций изменения. Кроме того, под организацией понимается не просто организационная структура, а организационный процесс предупреждения преступности, включающий:

 1) информационное обеспечение;

 2) выявление и осмысление проблем;

 3) формулирование целей и постановку задач;

 4) криминологическое прогнозирование и планирование;

 5) непосредственное организационное обеспечение с точки зрения реального претворения в жизнь конкретных задач и реализации запланированных мероприятий;

 6) осуществление взаимодействия и координации субъектов профилактики;

 7) внесение коррективов и изменений на основе оценки эффективности результатов и новых потребностей практики;

8) правовое обеспечение;

9) ресурсное обеспечение (решение кадровых, финансово-хозяйст-венных, материально-технических и иных вопросов по созданию условий для нормального функционирования системы предупреждения преступности).

 Безусловно, перечисленные элементы процесса организации предупреждения преступности не исчерпывают всех его характеристик.

Организация предупреждения преступности требует высокого уровня информативного взаимодействия субъектов этой деятельности.

В социологическом плане в систему субъектов предупреждения преступности входят:

1.            общество в целом;

2.            коллективы трудящихся;

3.            отдельные социальные группы;

4.            отдельные индивиды.

В социально-политическом плане:

1.            государство;

2.            государственные органы;

3.            общественные организации;

4.            граждане.

Координация деятельности по борьбе с преступностью имеет несколько функциональных уровней, вытекающих из правомочий ее субъектов, и ее основное отличие от взаимодействия состоит в наличии властных полномочий у субъекта, осуществляющего координацию.

Координация деятельности предупреждения преступности  требует

во-первых: обеспечения субъектов предупредительной деятельности соответствующими организационно-структурными связями;

во-вторых: целенаправленной согласованности действий по борьбе с преступностью;

в-третьих: поддержания ее организационными, экономическими и материально-техническими средствами.

 Таким образом, под координацией действий правоохранительных органов понимается согласованная по целям, месту, времени, исполнителям деятельность этих органов по предупреждению преступности.

 Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью возложена на органы прокуратуры и предполагает концентрацию сил и средств на главном направлении борьбы с преступностью.

 Координация и взаимодействие имеют общие признаки, поскольку являются категориями науки управления и их реализация предполагает целенаправленную организующую деятельность различных объектов одновременно по достижению общих целей и задач.

 Четкое определение цели координации дает возможность целенаправленно разрабатывать конкретные планы предупредительных мероприятий, прогнозировать развитие социальных явлений и определять результативность совместной деятельности. Поставленная цель достигается путем решения ряда задач:

1.            активизация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими правонарушениями;

2.            обеспечение активности и большей эффективности этой деятельности;

3.            объединение усилий субъектов этой деятельности, установление необходимой упорядоченности их действий, устранение дублирования и разобщенности в борьбе с преступлениями и правонарушениями.

Основу организационной деятельности по предупреждению преступности является соблюдение основных принципов деятельности субъектов, к ним относятся:

1.            демократизм;

2.            гласность;

3.            законность;

4.            социальная справедливость;

5.            комплексность;

6.            многоуровневость;

7.            дифференциация задач.

Деятельность всех субъектов должна отвечать следующим требованиям:

ü   целенаправленное осуществление профилактики преступлений как явной функции;

ü   связь с элементами системы «по горизонтали» (взаимодействие) и по «вертикали» (подчинение);

ü   точное следование командам «управляющего механизма» системы;

ü   выбор линии поведения в соответствии с состоянием объекта профилактического воздействия и границами, заданными системой.

В условиях демократизации общества многократно возрастает роль и значение общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в укреплении законности, усилении охраны прав личности, воспитании людей в духе уважения к закону.

1.4. Характеристика и основные направления деятельности субъектов, участвующих в предупреждении преступности

Участвующих в предупреждении преступности субъектов можно разделить на три основные группы:

1. массовые общественные объединения, действующие на основе уставов и положений (политические партии и молодежные формирования, профсоюзы, кооперативные объединения, добровольные спортивные объединения, творческие союзы), имеющие вертикальную и горизонтальную структуры и действующие в масштабах, как страны, так и отдельных областей, краев, районов, городов, а также отдельных предприятий и учреждений;

2. общественность, участвующая в деятельности государственных, представительных и правоохранительных органов (комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии, по бытовому и трудовому устройству, внештатные сотрудники полиции и общественные помощники следователей);

3. органы, организации, отдельные представители местных органов общественной самодеятельности (рабочие отряды по борьбе с преступностью, товарищеские суды, инспекции по делам несовершеннолетних на общественных началах, общественные воспитатели, советы профилактики трудовых коллективов, общественные пункты охраны порядка).

Субъекты, включенные в первую группу, осуществляют главным образом меры общего предупреждения преступлений (социально-экономические, культурно-воспитательные и т. д.). Главная их задача — раннее предупреждение антиобщественных проявлений.

 Субъекты, отнесенные ко второй группе, действуя на основе положений, утвержденных актами высшей государственной власти, а также на основе ведомственных нормативных актов, реализуют меры общего и индивидуального предупреждения преступлений.

 Третья группа субъектов наиболее многообразна и менее упорядочена. Субъекты, входящие в нее, непосредственно занимаются общей и индивидуальной профилактикой правонарушений либо организацией общественной деятельности самодеятельных формирований по предупреждению антиобщественных проявлений.

К числу государственных правоохранительных органов относятся:

1.            органы внутренних дел;

2.            органы федеральной службы безопасности;

3.            прокуратура;

4.            судебные органы;

5.            органы юстиции.

Политика предупреждения преступности формируется с учетом следующих факторов:

- Социально-экономического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций с выделением факторов, тесно связанных с преступностью;

- Социально-психологического состояния общества, его позитивных и негативных тенденций на основе факторов, связанных с преступностью;

- Криминогенной ситуации и ее прогноза с выделением факторов, влияющих на прогнозные оценки;

- Социального контроля (формального и неформального, внутреннего и внешнего) и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих на дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных общностей;

- Инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства и возможностями (финансовыми, организационными, правовыми) ее реформирования и развития.

Основные направления деятельности направленной на профилактику правонарушений включают:

 1) информационное обеспечение;

 2) выявление и осмысление проблем;

 3) формулирование целей и постановку задач;

 4) криминологическое прогнозирование и планирование;

 5) непосредственное организационное обеспечение с точки зрения реального претворения в жизнь конкретных задач и реализации запланированных мероприятий;

 6) осуществление взаимодействия и координации субъектов профилактики;

 7) внесение коррективов и изменений на основе оценки эффективности результатов и новых потребностей практики;

 8)    правовое обеспечение;

 9)   ресурсное обеспечение (решение кадровых, финансово-хозяйственных, материально-технических и иных вопросов по созданию условий для нормального функционирования системы предупреждения преступности).

Безусловно, перечисленные элементы процесса организации предупреждения преступности не исчерпывают всех его характеристик.

Профилактическая деятельность правоохранительных органов осуществляется на основании и в порядке, определяемых законом, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев может включать и решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т. д.).

 Важной особенностью правоохранительных органов как субъектов профилактики является то, что осуществляемые ими мероприятия предполагают обязательное вовлечение в работу по устранению криминогенных факторов других субъектов.

Основные этапы работы органов внутренних дел:

 1) разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности;

 2) конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминогенном отношении территориях и объектах народного хозяйства, включая коллективы предприятий, учреждений и организаций;

 3) проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел либо нарушающими нормы общественной жизни;

 4) предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел;

 5) раскрытие совершенных преступлений с целью пресечения продолжения преступной деятельности и недопущения новых преступлений;

 6) работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений, и ранее судимыми с целью недопущения совершения ими преступлений.

 При этом следует отметить, что каждый орган внутренних дел обслуживает определенную территорию, которая характеризуется разнообразными признаками, представляющими оперативный интерес.

 Объектом управляющего воздействия со стороны органа внутренних дел является социальная среда, питающая правонарушения и преступность, но не вся общественная среда в том или ином регионе, а лишь явления и процессы, которые противостоят нормальному функционированию среды и порождают деструктивные элементы.

Органом внутренних дел преступность изучается и оценивается в двух основных аспектах:

1.            как продукт социальной среды, охватывающий различные сферы жизни региона;

2.            как явление, обладающее относительной самостоятельностью и специфическими чертами.

С учетом сказанного, задачи изучения, анализа и оценки органом внутренних дел состояния преступности сводятся к выявлению и фиксации следующих слагаемых:

1) общие данные о преступности как объекте изучения и оценки, распространенность и общественная опасность преступности в конкретном регионе;

2) особенности криминологической характеристики преступности, включающей негативные стороны тех конкретных сфер жизнедеятельности региона, которые являются ее питательной почвой;

3)социальная направленность, территориальная распространенность, наиболее характерные мотивации в первую очередь тяжких преступлений;

4) степень интенсивности преступных проявлений, их устойчивости и организованности;

5) криминологическая характеристика лиц, от которых можно реально ожидать совершения преступлений;

6) причины и условия преступности в целом на территории обслуживания и отдельные ее виды;

Предупредительную деятельность органов внутренних дел следует рассматривать в тесной связи с деятельностью других правоохранительных органов, таких как:

1.            прокуратура (надзор за точным исполнением законов на территории всей страны);

2.            судебные органы (определение мер наказания и вынесение справедливого приговора в отношении виновного является для склонных к совершению преступлений лиц наглядным примером того, какие последствия могут наступить в случае совершения противоправных деяний);

3.            органы юстиции (правовая пропаганда);

4.            администрация города (координация деятельности служб по борьбе с преступностью, организация работы в целях активизации борьбы с преступностью).

Таким образом, можно сделать вывод, что координационная деятельность администрации муниципального образования, а так же активное  сотрудничество и плодотворная деятельность всех субъектов профилактической работы от общественных организаций до правоохранительных органов может стать эффективным методом по борьбе с преступностью, а так же, способствовать ее снижению.

[1] Лунеев В.В. Преступность в XXI веке (методология прогноза).// Социологические исследования.1996.№7.-с.93.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса