Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Исторические формы ранних форм религий

Исторические формы ранних форм религий

Содержание

Введение                                                                                                           3

1.     Религиозные представления людей эпохи палеолита                                      5

2.     Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм 14

Заключение                                                                                                     20

Список литературы                                                                                        22

Введение

Многие поколения исследователей и философов пытались понять, что же такое религия, предлагая разные варианты ответа. Самый простой из них определяет религию как «веру в сверхъестественные существа». Другое определение называет религией специфическое преломление в сознании человека бытия, в основе которого лежит сокровенная Божественная Сущность. Одновременно предпринимались попытки дать более основательные определения в плане представлений верующих или же исполняемых ими действий.

Религия помогает достичь определенного единства во взглядах на мир. Историки описывают религию с точки зрения событий, вытекающих из верований, указывая на связь политических, социальных и культурных процессов с возникновением религиозных представлений.

Не вызывает сомнения тот факт, что древнейшие люди жили коллективами. Именно в рамках первобытного коллектива, в постоянном общении, в семейно-родовых отношениях складывались и укреплялись примитивные представления о сверхъестественных силах, повелевающих миром, о духах-покровителях данного коллектива, о магических связях между различными явлениями окружающей действительности.

Огромные сдвиги в жизни и мировоззрении древнейших людей произошли в эпоху, получившую название «неолитическая революция»[1].  Первые следы неолита появились в регионе от Палестины до Месопотамии. Создание письменности было одним из величайших изобретений: закончился доисторический период, и началась собственно история. Письменность появилась около 3 500 г. до н.э. в Междуречье (в соответствии с последними археологическими открытиями), во II тысячелетии до н.э. – в Египте, на Крите, затем в Греции, к XVI в. до н.э. – в Китае и к I тысячелетию до н.э. в кельтской Галлии.

Поначалу это были пиктограммы, рисунки, схематически изображавшие предметы и действия. Пиктограммы, которые становились все более и более схематичными, к III тысячелетию до н.э. преобразились в клинопись, которая употреблялась вплоть до I в. до н.э. Так было с шумерской клинописью, которая в итоге стала использовать около 300 знаков. Последний клинописный текст, известный под названием Урукского сборника, датируется 75 г. до н.э.

Вначале письменность, видимо, служила для составления перечней съестных припасов, их количества, обозначения их владельца. Письменность, таким образом, прежде служила административным инструментом и лишь позже стала средством фиксации религиозных представлений, а затем уже и литературных произведений.

В эту эпоху появляются первые города. Самый древний город, известный на сегодняшний момент, – это Иерихон (ок. 8000 до н.э.). На его территории обнаружены каменные постройки, крепости и необычные раскрашенные гипсовые черепа: вполне возможно, это самые древние прообразы будущих портретов.

К эпохе неолита относится и возникновение храмовых построек. Начиная с III тысячелетия до н.э. самым распространенным материалом в архитектуре становится камень, с ним связан феномен появления многочисленных мегалитических сооружений. Мегалиты – это «большие камни», часто просто гигантские, из которых человек эпохи неолита сооружал дольмены, менгиры и кромлехи[2]. Дольмены – это мегалитические сооружения, составленные из нескольких вертикальных блоков, перекрытых каменной плитой; часто использовались для погребения. Предназначение менгиров (отдельных вертикально поставленных камней) и кромлехов (менгиров, размещенных по окружности) остается неясным. Менгиры, воздвигнутые людьми неолита, возможно, символически изображали человеческое существо и были часто украшены резьбой. Быть может, они было местом отправления лунного или солнечного культа.

Что заставляло людей переносить камни на десятки, а то и на сотни километров (на 210 км были перенесены камни Стоунхенджа в Великобритании)? Возможно, эти сооружения связаны с погребальным культом, с почитанием богини плодородия, изображения которой находят, в частности, в мальтийском мегалитическом храмовом комплексе, возведенном в IV–III тысячелетии до н.э. Можно лишь сказать, что сообщества людей эпохи неолита, жизнь которых целиком зависела от природы, чтили смерть и воплощали в камне свои надежды на воскрешение в новую жизнь.

Однако религиозное назначение мегалитических построек не вызывает сомнений: менгиры, стоящие отдельно и сгруппированные в кромлехах, как в Стоунхендже, или вытянутые в линию, как в Карнаке, по всей видимости, связаны с культом Солнца.   Дольмены, очевидно, служили местом коллективных погребений, тогда как курганы были усыпальницами могущественных лиц, о чем свидетельствует богатое убранство погребенных. Цивилизация мегалитов просуществовала до середины II тысячелетия до н.э., но друиды (жрецы кельтов), пришедшие в Европу в VI в. до н.э., продолжали использовать мегалитические сооружения для своих обрядов вплоть до римского завоевания.

Видимо, в эпоху неолита появились и первые календари.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что в эпоху неолита начинается, строго говоря, история человечества.

Что же представляла собой древнейшая религия человечества? Ответ на этот вопрос различен и зависит от позиции, которую занимают авторы в оценке времени и причинах происхождения человека. Надо сказать, что не все исследователи соглашаются с той точкой зрения, что религия эволюционировала из аниматической стадии (т.е. не считают, что человек произошел от обезьяны, выделившись из животного мира). Некоторые придерживаются точки зрения, изложенной в первых главах Библии, и считают, что религия не является созданием человека, и она не была результатом процесса эволюции. В подтверждение этой концепции часто приводятся примеры из древнейших памятников литературы Индии, Китая, Египта или Греции, которые свидетельствуют о том, что издавна у людей существовал обычай принесения в жертву вместо себя животных. Это подтверждают и традиции многих народов. Сторонников такой точки зрения называют креационистами. Они утверждают, что с момента своего создания мужчина и женщина знали единого Бога-творца, который их создал, и со времени грехопадения они поклонялись этому Богу, принося ему жертвы. Согласно такой точке зрения, почитание единого Бога (монотеизм) и принесение в жертву животных, как это показано в Библии, является характерными особенностями религии в ее первоначальной форме.

Тем не менее, существует и другая точка зрения, отрицающая все, о чем было сказано выше. Согласно ей люди произошли от обезьяноподобного предка в результате длительного процесса эволюции. Сторонников такой концепции называют эволюционистами. Эту точку зрения разделяют многие ученые со времени возникновения теории Ч. Дарвина. Поскольку теория эволюции считалась доказанной (сегодня ее принято больше называть научной гипотезой, версией), казалось весьма привлекательным вывести из нее эволюцию религии. Сторонники теории Дарвина считают, что понадобилось очень много времени, чтобы перейти от стадии нечленораздельного обезьяньего лепета и страха перед мраком неизвестности к аниматической стадии, для которой была характерна вера в смутную, могучую и непостижимую силу. Далее аниматическая стадия сменяется анимической, которая представляет собой религию племен и базируется на чувстве страха перед духами. Затем наступает стадия политеизма (многобожия

[1] Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000

[2] Резепкин А. Д. Типология мегалитических гробниц Западного Кавказа //Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп, 1988


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса