Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Изучение эмпатийного взаимодействия старших дошкольников с ЗПР со сверстниками

Изучение эмпатийного взаимодействия старших дошкольников с ЗПР со сверстниками (1000 руб.)

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Особенности развития  эмпатийного  взаимодействия детей с ЗПР со сверстниками…………………………………………………………………..

1.1.         Методы и приемы  изучения эмпатийного взаимодействия со сверстниками…………………………………………………………….

Выводы………………………………………………………………………..

Глава 2. Экспериментальное изучение эмпатийного взаимодействия со сверстниками у дошкольников с ЗПР.

2.1. Констатирующий эксперимент. Выявление уровня развития эмпатийного взаимодействия  со сверстниками у детей с ЗПР в старшей группе……..

2.2.Анализ экспериментальных данных по развитию эмпатийного взаимодействия со сверстниками у детей с ЗПР в старшей группе и у нормально развивающихся сверстников………………………………………

Выводы……………………………………………………………………………..

Литература………………………………………………………………………..

  Введение

 У детей с ЗПР эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Эмоции помогают ребёнку в его становлении, те дети, у которых они недостаточно развиты – испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у  детей с ЗПР.  Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоционально-волевой сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Эмпатийное взаимодействие  является ведущей социальной эмоцией и выступает, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Оно предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что формирование эмпатийного взаимодействия, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению ребёнка к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

Так же актуальность темы определяется значимостью этой проблемы в рамках задач формирования личности, поскольку эмпатийные  переживания и мотивы занимают определенное место "внутри" социальных эмоций и мотивов, являющихся ядерными глубинными образованиями личности, особенно в процессе её становления, т.е. в дошкольном детстве. 

Данная проблема изучалась такими учёными как: Карл Роджерс, Эдвард Титченер, Абраменкова В.В., Стрелкова Л.П. и другие.

Объект: особенности эмпатийного взаимодействия детей с ЗПР и нормально развивающихся сверстников.

Предмет: развитие эмпатийного взаимодействия со сверстниками у дошкольников с задержкой психического развития.

Цель: изучить проблемы особенностей развития эмпатийного взаимодействия со сверстниками у детей с задержкой психического развития.

Задачи:

1.     Подобрать методы и приемы изучения эмпатийного взаимодействия со сверстниками.

2.     Проанализировать особенности эмпатийного взаимодействия со сверстниками у детей с ЗПР.

Методы:

Теоретические: Анализ литературных источников по проблеме исследования, изучение и анализ  литературы в области возрастной, педагогической, специальной и социальной психологии, философских источников; научная литература, направленная на  изучение эмпатии у детей  дошкольного возраста.

Практические: наблюдение, беседа, экспериментальное изучение

Обработки данных: качественный и количественный анализ данных.

 

Глава 1. Особенности развития  эмпатийного  взаимодействия детей с ЗПР со сверстниками.

У детей с ЗПР снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, что говорит о низком уровне развития эмпатийного взаимодействия. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Новый человек привлекает их внимание значительно в меньшей степени, чем новый предмет. В случае затруднения в деятельности ребенок предпочтет прекратить работу, чем обратиться за помощью к взрослому. Дети с ЗПР  практически не стремятся получить от взрослого оценку своих качеств в развернутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде не дифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а также непосредственное эмоциональное одобрение. Если общение с взрослым окрашено в эмоционально положительные тона, то дети стремятся его сделать более продолжительным во времени, становятся более работоспособными, реже ссылаются на усталость.

Многие трудности дошкольной адаптации у детей с задержкой психического развития обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения. Многие из них имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от нее из-за неуверенности в собственных силах, при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно.  Они своеобразно переживают ситуацию оценки их деятельности. Поверхность привязанностей, легкая пренасыщаемость, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявления аффекта приводят к различным сложностям.

У некоторой части детей с ЗПР проявляется потребность в эмоциональном сопереживании со стороны близкого взрослого, они нуждаются в постоянном эмоциональном соучастии матери, у них чрезмерно развита потребность в положительной оценке: «хороший, делаешь как надо, поступаешь правильно». Если же подобное подкрепление отсутствует, то у ребенка снижается активность, он становится тревожным, ошибается в оценке собственных возможностей. Отсюда становится понятной особая внушаемость детей с ЗПР, способность легко сменить собственную оценку под влиянием других. Другие же дети испытывают трудности в адаптации из-за чувствительности к переменам, к переключению на новые виды деятельности. Им тяжело привыкнуть к новому режиму в детском саду. Эти дети проявляют избирательность в общении, стремятся к тактильному или зрительному контакту только с хорошо знакомыми взрослыми и сверстниками. В целом они не склоны к сотрудничеству. Детям свойственна боязнь новых, неожиданных впечатлений, которые неизбежно появляются в жизни. Из-за такого рода переживаний у некоторых из них обостряются существовавшие ранее страхи. Некоторые дети проявляют агрессию. А другие своеобразно реагируют на наказание: начинают либо раскачиваться, либо напевать. Такой способ реагирования может расцениваться как гиперкомпенсация в травмирующей ситуации. Детям сложно заглушить неприятные, угрожающие впечатления, поэтому они прибегают к аутостимулирующим действиям, доступным для их индивидуальной эмоциональной организации.

Другая часть детей с ЗПР остро переживают свои неудачи, испытывает страх в тех случаях, когда от них требуют самостоятельности, активности, решительности. Дети начинают капризничать, отказываться от деятельности, теряют цель, если им необходимо самостоятельно преодолевать какие-либо препятствия. Часто бывает так, что дети, не готовые пережить эмоциональную оценку взрослых, уничтожают результаты своей деятельности. Особые проблемы у детей этой группы могут проявиться в ситуации контакта, в своеобразном эмоциональном заражении или привлечении к себе внимания любым, даже неприемлемым путем. Это может быть отрицательное проявление, но не само эмоциональное взаимодействие. Часто общение детей данной группы обуславливается потребностью в постоянной драматизации отношений с другими людьми, конфронтации с ними.[2, с. 47]

Формирование эмпатийного взаимодействия у детей с ЗПР является центральным звеном  в системе психолога  педагогической работы. Многие трудности дошкольной адаптации детей с ЗПР обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушением эмоциональной регуляции поведения. В связи с этим целесообразно  создать организованную комплексную систему психолога педагогических воздействий, направленных на развитие эмоционально волевой сферы, через осуществление совместной работы учителей, психологов, логопедов, педагогов дополнительного образования и воспитателей.[20, с. 7] 

Традиционно сложившаяся система работы с категорией детей с задержкой психического развития в основном направлена на коррекцию и развитие познавательной сферы. Однако очевидно, что коррекция познавательной сферы без системы общеукрепляющих воздействий, целенаправленного формирования коммуникативных навыков, коррекции эмоциональной сферы не приводит удачному развитию эмпатийного взаимодействия со сверстниками.

Для многих детей время, проведённое в детском саду, является самым эмоционально насыщенным и значимым. Именно в детском саду реализуется возможности для непосредственного и тёплого общения ребёнка с педагогами, эмоционального взаимодействия со сверстниками в процессе любимых игр и занятий.[6, с. 17] 

Опыт работы в детском саду подсказывает, что нельзя упустить благоприятный период в развитии и становлении эмпатийного взаимодействия ребёнка. Следовательно, необходимо изыскать способы и средства для введения систематической работы по формированию и коррекции эмпатийного взаимодействия со сверстниками.

1.1.         Методы и приемы изучения эмпатийного взаимодействия со сверстниками 

В процессе психокоррекционной  работы уровень эффективной экспансии стимулирует следующими психотехническими приёмами:

1.                      Организация игры, в которой ребёнок переживает чувства, соревновательности, риска соперничества;

2.                     Организация игр с преодолением трудных конфликтных ситуаций;

3.                     Разыгрывание с детьми устрашающих сюжетов, эффективно значимых для них, с перспективой успешного разрешения проблемы.[15, с. 7] 

Для развития эмпатийного взаимодействия со сверстниками у дошкольников с ЗПР, мы отобрали специальные методы, благодаря которым возможно благоприятное развитие эмпатийного взаимодействия.

Методы:

1.Ролевые игры

Широко известный в нашей стране педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе…». Играя, ребенок учится, и, наоборот, в процессе обучения ребенок может играть.

В основе игры лежит подражание другим людям. Большое место в игре занимает воображение, которое позволяет создать игру, т. е. вообразить игровую ситуацию. Игровая ситуация в сочетании с игровым действием придает игре своеобразный, самодеятельный характер. В игре ребенок живет как в настоящей жизни, является активным ее деятелем. В этом и заключается привлекательность игры для детей. Игра не остается неизменной – она развивается и усложняется по мере расширения связей ребенка с окружающим миром и расширения круга представлений под влиянием воспитания и обучения. В игре дети глубже усваивают то, что они отражают, у них появляется необходимость в расширении знаний. Дети учатся передавать эмоциональные состояния, чувствуют состояние своих сверстников, что способствует развитию эмпатийного взаимодействия. В процессе игры дети учатся организовываться, учатся изучать жизнь.

2.Коммуникативные игры

Игровые действия позволяют ребенку выразить самые фантастические желания, реализовать мечты, намерения, в том числе и коммуникативные. В основе игровой деятельности лежит творческое воображение. Оно помогает примерять разнообразные речевые роли, перевоплощаться в любимых героев, оценивать их речевое поведение и речевую ситуацию, в которой те находятся, переживать состояния героев. В результате глубже воспринимается окружающий мир, приобретается коммуникативный опыт, формируется потребность использовать его в реальной жизни. Дети благодаря таким играм учатся вчувствоваться в образы и помогать своим сверстникам.

3.Театрализованные игры

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, АД. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития эмпатийного взаимодействия и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. [9, с.48-73]

         4. Сказка как условие развития эмпатии у детей

К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению  герои сказок просты и типичны,  они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами  понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта  храбрость  находчивость. При этом герои сказок делают все то,  что делают обыкновенные люди: едят,  пьют,  работают,  женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Агрессивные дети,  как правило  имеют низкий уровень эмпатийного взаимодействия. Эмпатия - это способность чувствовать состояние другого человека  умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих  они даже представить себе не могут  что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается  что если агрессор сможет посочувствовать «жертве»  его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других  оценить свое поведение со стороны. Например,  если в группе произошла ссора или драка  можно в кругу разобрать эту ситуацию  пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору  похожую на ту  которая произошла в группе  а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы,  одна из которых говорит от имени Тигренка  другая - от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать,  на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали  важно,  что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека  распознавать его чувства и переживания  научатся тому  как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации,  которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать,  если товарищ не отдает нужную тебе игрушку  что делать  если тебя дразнят  как поступить  если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему. Кроме того  можно предложить детям организовать театр  попросив их разыграть определенные ситуации  например: "Как Мальвина поссорилась с Буратино”. Однако прежде чем показать какую-либо сценку  дети должны обсудить,  почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо  чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: "Что чувствовал Буратино  когда Мальвина посадила его в чулан?”  "Что чувствовала Мальвина  когда ей пришлось наказать Буратино?” и др.

Подобные беседы помогут детям осознать,  как важно побыть на месте соперника или обидчика,  чтобы понять,  почему он поступил именно так,  а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям,  агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности  которые доставляют так много неприятностей и самому "агрессору”  и тем  кто находится с ним рядом. А как следствие научится брать на себя ответственность за совершенные им действия,  а не сваливать вину на других. Правда  взрослым,  работающим с агрессивным ребенком  тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например  если ребенок швыряет в гневе игрушки  можно  конечно  сказать ему: "Ты - негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!” Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение "негодника”. Наоборот  ребенок,  который и так уверен  что он никому не нужен и весь мир настроен против него  обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах  используя при этом местоимение "я”  а не "ты”. Например  вместо "Ты почему не убрал игрушки?”  можно сказать: "Я расстраиваюсь,  когда игрушки разбросаны”.

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка  не угрожаете ему  даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе,  о своих ощущениях. Как правило,  такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка  ожидающего града упреков в свой адрес  а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога. [4, с.20]  

(см Приложение 2)

5.Работа с родителями и в целом с семьёй

 Эмпатийное взаимодействие как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка. Нравственный смысл поступка человека оценивается первым делом по его мотиву,  а не по внешней форме поступка. Люди могут поступать нравственно,  чтобы добиться одобрения окружающих  и мотив такого поведения носит эгоистический характер. С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб другого человека на реакцию на его чувства и далее - реакцию на жизненную ситуацию в целом. В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством <Я> у ребенка складывается представление о <Я> Других людей  отличном от его собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других  их потребности  представленные в переживаниях. Для развития эмпатийного взаимодействия очень важно учитывать,  что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого очень важно  чтобы воспитатель был сам эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь. Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому поведению,  так как в основе этого свойства лежит нравственная потребность в благополучии других людей  формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития. Формирование непроизвольной нравственной мотивации через эмпатийное взаимодействие возможно и при перевоспитании ребенка. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении,  то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека,  которому он помог  он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия. Дошкольник  - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром  он способен глубоко чувствовать и переживать  и все его переживания связаны с отношениями с самыми близкими людьми – с родителями,  прежде всего. В этом возрасте ребенок ощущает потребность в прочувствовании и осознании сложного мира человеческих отношений. У него активно формируются нравственно-этические или личностные категории: добро и зло  хороший и плохой,  правда и ложь  красивый и некрасивый и т.д.  Развито чувство стыда  как отвращения к чему-то гадкому и противному. Ребенок отказывается быть обнаженным среди незнакомых людей  стремится быть один при отправлении своих физиологических потребностей. Он уже достаточно хорошо понимает правила поведения,  знает  «что можно,  а что нельзя»  но еще недостаточно контролирует себя  свои чувства и желания. У него появляются основы чувства сопереживания и сочувствия. Он может обозначать свои чувства словами («я обиделся»). Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Дети в дошкольном возрасте непосредственно  активно выражают свои чувства,  легко плачут  быстро успокаиваются,  их настроение во многом зависит от обстоятельств. Их радость не знает границ,  страх глубок  печаль безутешна  удивление безмерно,  а смех заразителен. Как правило,  в них преобладают жизнерадостность и спонтанность в выражении чувств. Ярко проявляются как симпатии,  так и антипатии. Вместе с тем  по сравнению с более ранним возрастом  дети становятся заметно спокойнее  более уступчивыми и терпеливыми  что,  однако  не исключает кратковременных выраженных состояний раздражения  недовольства  капризов и гнева. «Все это естественно для детей этого возраста  и родители должны принимать это как должное. Родители,  которые стремятся любыми способами не допустить внешнего выражения отрицательных эмоций у детей  без устали стыдят их за это  осуждают или даже наказывают,  поступают отнюдь не лучшим образом. Суть не в том  чтобы одобрять эти эмоции,  а в том,  чтобы понимать их причины. Если ребенок в этом возрасте часто плачет, капризничает,  раздражен  - это сигнал неблагополучия в каких-то значимых для него отношениях с взрослыми. Здесь не помогут приказной тон  окрики  попытки просто отвлечь ребенка  переключить его внимание. Прежде всего,  родителям в такой ситуации необходим вдумчивый анализ собственного поведения и его изменение». В этом возрасте отмечается повышенная восприимчивость детей к эмоциональному состоянию взрослых,  особенно к их возбужденному  раздраженному тону  грустному виду  плохому настроению. Многие родители замечали,  что ребенок всячески старается улучшить настроение мамы или папы. При отсутствии страха наказания  при доверительных отношениях между ребенком и родителем  малыш, в случае  если ему не нравится раздраженный тон взрослого  может попросить: «Не говори со мной так». Подобные фразы указывают на развитое чувство собственного достоинства  являющееся одним из основных приобретений «Я». И для многих взрослых такое чувство собственного достоинства у 0-х летнего малыша кажется удивительным. Очень важным для дальнейшего развития «Я» ребенка будет сочувствие  сопереживание  доверительный контакт с родителями. Родителям необходимо быть искренними с ребенком  правдивыми в словах и чувствах  выполнять данные детям обещания. Отсутствие физических наказаний  угроз и жестоких моральных предписаний порождает в детях чувство доверия к взрослым и миру их нравственных ценностей. В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным с родителями  доверять им,  делиться своими переживаниями  заботами  неудачами. Он будет испытывать чувство безопасности  уверенности и благодарности, взрослым за отзывчивость  за умение понять его. В свою очередь  на основе этого у него будет формироваться эмпатия – способность понимания эмоционального состояния другого человека  его мыслей и чувств. А без эмпатии  основы которой закладываются в дошкольном детстве  не может быть настоящего Человека.[13,с 7-9]


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Декабрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса