Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Художественная литература о восприятии ребенком дошкольником окружающей действительности

Художественная литература о восприятии ребенком дошкольником окружающей действительности (500 руб.)

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…3

1.1 Роль художественной литературы и особенности восприятия художественного произведения…………………………………………………5

1.2. Роль художественной литературы в воспитании дошкольников…….…26.

Глава 2. Экспериментальное исследование восприятия сказки детьми дошкольного возраста……………………………………………………….….28

2.1 Изучение восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста………………………………………………………………………….28.

2.2 Организационная работа по формированию восприятия художественной литературы с детьми дошкольного возраста………………………………..…32

2.3 Анализ эффективности реализуемых мероприятий…………………….…34

Заключение……………………………………………………………………….36

Список литературы……………………………………………………..……….38

Приложение………………………………………………………………….…..40

Введение

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.)

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей  не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки,  рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

Цель курсовой работы изучить восприятии ребенком дошкольником окружающей действительности через художественную литературу.

Курсовая работа состоит из введения,2 глав, заключения ,списка использованной литературы, заключения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Роль художественной литературы и особенности восприятия художественного произведения

Над   проблемой   полноценного   восприятия    художественного произведения работали и работают  многие  известные  отечественные  ученые, психологи, методисты. Среди них  Г.Н.  Кудина,  З.Н.  Новлянская[10],  Т.Г. Ромзаева[11], М.С. Соловейчик, М.Р. Львов[12], О.В.  Сосновская.

Однако  в настоящее   время   проблема   полноценного   восприятия художественного произведения является недостаточно изученной, так  как  не  создано  единой классификации уровней восприятия, мнения  ученых  разделились  относительно терминологии,  количества  уровней  восприятия,  умений,  которыми   должен обладать ребенок  на каждом из уровней. Кроме того, позиции исследователей  и методистов  расходятся  по  поводу  того,  когда  начинать  обучать   детей пониманию авторской позиции,  овладение  которой  предполагает  полноценное восприятие художественного произведения.

Художественная литература – одно из  важнейших  средств  всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно  расширяет  жизненный  опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель,  может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

Л.И.  Беленькая  справедливо  замечает,  что  дети  еще  не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности,   формирующих личность,  и  поэтому  художественная  литература  как  своеобразная   форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную  роль.

Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литературное  развитие  как  одно  из необходимых   условий    становления человека    современной    культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего  за  свои  поступки  перед людьми и совестью. [20; с.158]

В процессе чтения художественных произведений у ребенка  накапливается опыт  разнообразных  непосредственных  читательских  переживаний:  различно окрашенных  эмоций – от  восторга  до  грусти  и  даже  страха; чувств, связанных с   восприятием   произведений   разных   жанров,  стилей, авторов, исторических эпох.

Чтение художественных произведений развивает  речь  детей:  обогащает, уточняет и активизирует  их словарь на  основе  формирования  у  них конкретных представлений  и  понятий,  развивает  умение  выражать  мысли [2; с.17].

Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным,  эмоциональным,  согретым  лиризмом,  наиболее   соответствующим особенностям детского восприятия. [8; с.9].

На  примерах  простых,   доступных  рассказов  дети  учатся   понимать содержание произведения,  его  основную  мысль, знакомятся  с  действующими лицами,  их  характерами  и поступками,  оценивают   данные   поступки.   В элементарной форме дети получают представление об изобразительных  средствах языка художественных произведений. [2; с.17]

''На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны  смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать  детям  ту  или  другую  сторону жизни'' [47; с.594]. И  действительно,  художественная  литература  является важным средством познания  детьми   окружающего  их  мира.  Знания,  которые получают дети из художественных произведений – об  окружающем  мире, о своих сверстниках, об их  жизни,  играх,  приключениях,  о  природе  и  ее охране – помогают накоплению социально-нравственного опыта ребенка [35; с.9].

Таким   образом,   художественная   литература   решает   не    только образовательные, но и  воспитательные  задачи  развития  личности  учащихся. Дети  знакомятся  с  ситуациями,  требующими  высокой   и   моральной   готовности человека, получают представление о  чувстве  справедливости,  скромности,  а так же об отрицательных чертах  характера  –  несправедливости,  грубости  и жадности [2; с.37-38].

Воспитательное воздействие книги на ребенка  проявляется  и  как  сила примера, но  оно  никогда  не  сказывается  сразу  на  поведении,  поступках читателя;   это   воздействие   гораздо   более   сложно   и   опосредованно действительностью. ''Искусство, - писал психолог Л.С. Выготский,  -  никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно  только приготавливает организм к этому действию'' [5; с.325].

Приобщение дошкольника  к  классике  художественной детской литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает  его  интерес  к литературному  творчеству,  творчеству  писателя, , развивает способность  как  свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в  неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам.

Эмоционально верно воспринятая книга вызывает  у  ребенка   устойчивое эмоциональное  отношение,   которое  помогает  ему  прояснить  для  себя   и осознать нравственные  переживания,  возникающие  у  него  при  чтении.  Это органическая слитность эстетического и нравственного  переживания  обогащает и духовно развивает личность ребенка [1; с.62].

Ни в коем случае нельзя забывать  о  том,  что  тексты  художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования  и  развития  у детей  речевых  навыков.

Таким  образом,  чтение   и   адекватное   восприятие   художественных произведений,  во-первых,  расширяет  и  углубляет   кругозор  дошкольников   и обогащает их знания и эмоции; во-вторых,  служит  средством  воспитательного воздействия на  учащихся;  в-третьих,  способствует  обогащению  и  развитию языка учащихся.

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В. А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка [1,341].

Произведения литературы дают образцы русской литературной речи. По словам Е.А. Флериной, они дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок [1,341]..

Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа. По словам Запорожца А.В., эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы [1,342].

Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство " чувствующего" и "мыслящего"[1,342.].

 В методике обучение восприятию художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия.

Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия.

В трудах Л.С. Выготсткого, С.Л. Рубинштейна, Б.М.Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Н.К.Крупская писала: "Надо помочь ребенку через искусство яснее мыслить и глубже чувствовать”.

В психологической литературе существуют и другие подходы  к  определению восприятия.   Так,   Л.Д.   Столяренко    рассматривает    восприятие    как психологический процесс отражения предметов  и  явлений  действительности  в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном  воздействии их на органы чувств [45; с. 143].

А.А. Реан,  Н.В.  Бордовская,  С.И.  Розум определяют восприятие, как познавательный психический процесс,  состоящий  в целостном  отражении  предметов,  ситуации  и   событий,   возникающий   при непосредственном  воздействии  физических   раздражителей   на   рецепторные поверхности органов чувств [37 с.53].

С.Л.  Рубинштейн  под  восприятием   понимает  чувственное   отражение предмета или явления объективной действительности,  воздействующей  на  наши органы  чувств.  ''Жизненная  практика,  -  указывает  С.Л.  Рубинштейн,   - заставляет   человека   перейти   от    непреднамеренного    восприятия    к целенаправленной деятельности наблюдения;  на  этой  стадии  восприятие  уже превращается в специфическую ''теоретическую деятельность, которая  включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого''. [42; с.226].

Восприятие представляет собой достаточно сложный  процесс.  Так,  М.Р. Львов отмечал, что  если  произведения  изобразительного  искусства,  музыки воспринимается непосредственно органами  чувств,  то  читатель  воспринимает графические знаки, напечатанные  на  бумаге.  Только  посредством  включения психических механизмов мозга эти графические знаки  преображаются  в  слова. Благодаря словам и воссоздающему воображению выстраиваются  образы,  которые вызывают эмоциональную реакцию  читателя,  рождают  сопереживание  героям  и автору,  а  отсюда  возникает  понимание  произведения  и  понимания  своего отношения к прочитанному.

Над  проблемой  восприятия  художественного  произведения  работали  и продолжают работать многие исследователи, такие как  О.И.  Никифорова,  И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова.

Воспринимая  произведение  на слух,  ребенок  сталкивается  с  уже  озвученным  содержанием  и  озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на  интонацию, жесты, мимику, ребенок проникает в содержание произведения.

Л.Н.  Рожина  писала,  что  ''полноценное  восприятие  художественного произведения  не  исчерпывается  его  пониманием.  Оно  представляет   собой сложный процесс, который непременно включает возникновение  того  или  иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности,  которая в нем изображена. [40; с.4].

Психологи считают, что старшие дошкольники  проявляют  два  типа отношения к  художественному  миру  произведения.  Первый  тип  отношения  – эмоционально-образный – представляет  собой  непосредственную  эмоциональную реакцию  ребенка  на  образы,  стоящие  в  центре  произведения.  Второй   – интеллектуально-оценочный – зависит  от  житейского  и  читательского  опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

Таким   образом,   возрастная   динамика   понимания   художественного произведения  может  быть  представлена  как  некий  путь  от  сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции  и  далее  к обобщенному восприятию  художественного  мира  и  осознанию  своего  к  нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

Трудность   в определении   уровня   восприятия   произведения   обуславливается как и своеобразием и неповторимостью, возможностью  их  разной  трактовки,  так  и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных  его  сторон,  и прежде всего эмоций, воображения и мышления.

Основной критерий,  позволяющий определить   уровень   восприятия   произведения,   -    степень    образной конкретизации  и  образного  обобщения.  Этот  критерий,   выдвинутый   Н.Д. Молдавской, учитывает способность  к  восприятию  художественного  образа  в единстве  конкретного  и  абстрактного,  индивидуального  и  типичного. 

Под образной  конкретизацией   понимается   способность   читателя   на   основе художественных деталей  воссоздать  в  своем  воображении  целостный  образ. Образное обобщение предполагает,  что   в  конкретной  картине  человеческой жизни,  описанной  авторам,  читатель  видит  обобщенный  смысл,   проблему, поставленную в произведении.

Поскольку  художественный  текст   допускает   возможность   различных трактовок, в методике принято говорить не  о  правильном,  а  о  полноценном восприятии.

О.И.  Никифоровой  были   определены   следующие   уровни   восприятия художественного произведения: понимание его  предметной  стороны;  понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец,  осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке  прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения,  к  раскрытию  мотивов,  отношений. [32; с.84].

Старшие дошкольники не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: ''страшно'', ''смешно''; ребенок  не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения.

Н.Д.  Молдавская   выделяет четыре  уровня  восприятия детей.  Как  уже  было отмечено   выше,    уровень    восприятия    художественного    произведения устанавливается на основе результатов читательской деятельности (ответов  на вопросы  и  постановки  вопросов  к  тексту  произведения).  Поэтому  уровни восприятия,  выделенные  Н.Д.  Молдавской,  описываются   с   точки   зрения способности  или  не   способности   учащихся   выполнять   указанные   виды деятельности.

Рассмотрим уровни восприятия, начиная с наиболее низкого.

1. Фрагментарный уровень.

У  детей,  находящихся  на  данном   уровне,   отсутствует   целостное представление  о  произведении,  их  внимание  сосредоточено  на   отдельных событиях, они не могут установить связи  между  эпизодами.  Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании  текста  может  быть  яркой  и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих  чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают  свои  переживания  с  конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение  развито  слабо.  Дети  не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя.  Отвечая  на вопросы воспитателя, дошкольники не обращаются  к  тексту  произведения. Художественное  произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место  в  действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

2. Констатирующий уровень.

Дети,    относящиеся   к   данной   группе,   отличаются    точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения,  однако  выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них  развито  слабо,  воссоздание образа  подменяется  подробным  перечислением  отдельных  деталей.  Внимание детей   сосредоточено   на   событиях,   они   легко   восстанавливают    их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны  друг  с другом. При специальных  вопросов  воспитателя  могут  верно  определить  мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображении  героя автором, сколько на  житейское  представление  о  причинах  того  или  иного поступка. Авторская  позиция,  художественная  идея  остаются  неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

3. Уровень ''героя''

Дети,  находящиеся  на   уровне   ''героя'',   отличаются   точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать  в  слове  динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями,  описанными в  произведении.  Дети  обладают   развитым   воображением,   они   способны воссоздать  образ  на  основе  художественных  деталей.  В  произведении  их интересуют, прежде всего, герои. Дети, верно определяют мотивы,  последствия поступков персонажа, дают оценку  героям,  обосновывают  свою  точку  зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах воспитателя они  могут  определить авторскую позицию.

4. Уровень ''идеи''.

Дети,  относящиеся  к   данной   группе,   способны   эмоционально отреагировать  не  только  на  событийную  сторону  произведения,  но  и  на художественную   форму.   Они   обладают   развитым   воображением,    любят размышлять над  прочитанным. 

Итак, согласно классификации Н.Д. Молдавской, детям старшего дошкольного возраста свойственны четыре уровня восприятия.

Таким  образом,  проблема  восприятия   художественного   произведения является  мало  изученной,  нет  единой  классификации  уровней   восприятия художественного произведения.  В  данном  исследовании  за  основы  принятая классификация Н.Д. Молдавской.

Восприятие характеризуется такими свойствами, как объем, осмысленность, обобщенность, целостность, константность и избирательность.

Осмысленность достигается мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия. Всякое воспринимаемое явление или предмет мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся у нас знаний и опыта.[9]

Степень обобщенности зависит от особенностей, имеющихся у человека систем понятий. Восприятие сопровождается словом, что повышает степень обобщенности.

Целостность восприятия предполагает объединение отдельных элементов предмета в единое целое.

Константность – способ восприятия сохранять соответствие образа отражаемому объекту.

Восприятие тесно связано с прошлым опытом, и это проявляется в избирательности восприятия. Дети и взрослые по-разному воспринимают один и тот же предмет, слово.

Эстетическое восприятие действительности, как отмечает Л.Я. Панкратова, представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, познавательные, так и эмоционально-волевые моменты. Эстетическое отношение к окружающему формируется в процессе жизни детей, в связи с общим ходом их психического развития, под определяющим влиянием воспитания не только художественного, но также умственного и нравственного. Вместе с тем восприятие прекрасного в жизни и в искусстве оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка, на формирование его ума, чувства и воли. Развитие эстетического восприятия проходит качественно своеобразные ступени в процессе жизни ребенка. Глубокие изменения в этом отношении происходят в ребенке дошкольного возраста.[47,с.38.].

Л.Н.Павлова заметила, что простейшие эстетические переживания могут возникать уже в раннем детстве, однако та своеобразная система эмоциональных и познавательных процессов, которая составляет эстетическое отношение к действительности, начинает складываться у дошкольника. Формирование эстетического отношения к окружающему зависит от изменения содержания деятельности ребенка, от расширения сферы осознаваемых им связей и отношений действительности, от усложнения мотивов его активности. По отношению к этим основным изменениям содержания процесса генезиса форм эстетических переживаний и суждений носит вторичный, производный характер.

А.Запорожец говорил, что для того чтобы правильно понять художественное произведение, ребенок дожжен отнестись к нему, как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений. Это умение, естественно, отсутствует у новорожденного ребенка и появляется лишь на определенной ступени развития. В ряде исследований было показано, что дети на пороге дошкольного возраста не достаточно дифференцируют изображение и изображаемое. Они относятся к изображению как к реальному предмету.[28,с.67.].

Подобное имеет место и в отношении ребенка к словесному выражению. Известно своеобразное понимание детьми выражений, имеющих переносное значение. В своей работе В.Н.Хоменко показала, что понимание метафоры представляет трудности даже для старшего дошкольника, особенно в тех случаях, когда она дана вне соответствующего контекста.

Однако в течение дошкольного возраста ребенок значительно продвигается в этой области и в ряде случаев довольно четко различает то, что относится к области искусства, и то, что относится к изображенной в ней действительности. Это ясно выступает в отношении ребенка к художественному вымыслу. Ребенок начинает различать изображение и изображаемое. Таковы реальные предметы и явления, а таково их изображение в сказке. Они связаны друг с другом, но они не одно и то же. Это важный шаг в понимании художественного образа. Художественный образ связан с изображаемым не внешней связью, как условный знак со своим значением. Он является образом в собственном смысле слова, отражая характерные, типичные черты предмета. В зависимости от изображаемого сюжета и рода художественного произведения отображение действительности в искусстве может приобретать разнообразные формы. Сказка, например, отражает действительность очень своеобразно. Она допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения.

По словам Т.Алиевой изучение сказки показывает, что в ней в своеобразной форме получает отражение действительная жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, стремление и идеалы.[5,с.84]

С другой стороны, что при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве, и в его отношении к художественному произведению. Слушая сказку, ребенок-дошкольник подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции.

Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве,  вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок.

В сказке, особенно в сказке волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные положения, животные и даже неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершают всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них свойства. Если типичные свойства предметов и характер производимых с ними действий нарушаются, ребенок заявляет, что сказка неправильная, что так не бывает. Здесь открывается та сторона эстетического восприятия, которая имеет важное значение для развития познания ребенком окружающей действительности, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса