Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Компьютерные и Интернет – технологии в преподавании биологии

Компьютерные и Интернет – технологии в преподавании биологии (500 руб.)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

Введение

2

Мультимедийные презентации

3 – 4

Электронные учебники

 

5 – 9

Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии.

 

10 – 11

Ресурсы сети - в помощь учителю биологии

 

 

12 – 17

Заключение

 

18

Список литературы

 

 

19

 

 

 

Введение

Информатизация системы образования – одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе. В последнее время специалисты по-новому определяют место информационных технологий в образовательных учреждениях. Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред – принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Информационные технологии позволяют:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

Мультимедийные презентации

Информационные технологии, в том числе и компьютерные, в разной мере присутствуют в процессе обучения и влияют на конечный результат.

По данным Г.А.Бордовского, И.Б.Горбуновой и А.С.Кондратьева, "...внимание во время работы с обучающей программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше" .

В своей практике учителя биологии часто сталкиваются с проблемами осуществления принципов наглядности и доступности на уроках биологии. Эти проблемы заключаются в сравнительно малой эффективности традиционных средств изобразительной наглядности, их низкой динамичности, малой реальности, что мешает должному усвоению материала учащимися.

Достаточное оснащение образовательного процесса средствами мультимедиа способствует усилению индивидуализации обучения. С другой стороны, в связи с непрерывным развитием биологии, принцип научности требует постоянной корректировки содержания биологического образования, эту задачу быстрее и проще выполнить при использовании электронных носителей информации и средств современных телекоммуникаций.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразования. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Программу Power Point можно использовать не только для презентации ярких иллюстраций к уроку, но и для создания инструктивных карточек при выполнении лабораторных работ, карточек-заданий для проверки знаний. Сюда, кроме текстовой информации, могут быть внесены схемы, таблицы, рисунки. Такие карточки помогают детям сосредоточиться на выполнении задания, они успевают на уроке выполнить больший объем работы, при этом время урока используется наиболее эффективно. Карточки можно использовать как для всего класса, так и для индивидуальной работы.

Электронные учебники

На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать электронные учебники, которые помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,

  • систематизировать усвоенные знания,

  • психологически настроить на атмосферу экзамена,

  • натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,

  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,

  • сформировать навыки самоконтроля,

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

  • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Спросите талантливого, знающего и любящего свой предмет учителя биологии: чего он ждёт от компьютера? После короткого знакомства с возможностями компьютера и недолгих раздумий почти наверняка получите от него однозначный ответ – наглядности.
То есть возможности показать те объекты и явления, которые недоступны для непосредственного наблюдения по разным причинам:

  • если они невелики (например, структуры ядра);

  • быстротечны (процесс передачи импульса от нейрона к нейрону);

  • скрыты от наблюдения (развитие эмбриона);

  • сложны для объяснения, а, соответственно, понимания (синтез белка);

  • недоступны для демонстрации (глубоководные черви или альпийские луга);

  • недоступны из-за их исчезновения с лица Земли (странствующий голубь).

Все выше перечисленные ситуации позволяют понять, какие требования предъявляет пользовательская сторона к программным продуктам по предметной области биологии.

Конечно, хотелось бы иметь в распоряжении материал подлинно мультимедийный – насыщенный разными видами представления информации, дополненный грамотными текстами, справочным аппаратом и системой контроля. Но такого, нам, увы, пока не встречалось. Даже просто качественное совмещение графики, мультипликации, видео и компьютерных моделей в одном продукте сегодня еще большая редкость. Но работать школьному биологу надо уже сейчас, не дожидаясь появления ресурсов, совершенных во всех отношениях.

Рассмотрим некоторые электронные пособия

«Атлас морфологии человека» (разработчик Диамединфо), который содержит 2300 иллюстраций, 1 000 страниц текстового материала, глоссарий на 7000 терминов.

Атлас содержит пять разделов: анатомия человека, анатомия новорожденного, эмбриология, гистология и гистопатология и представляет собой уникальный ресурс для изучения человека. Есть в нём возможность послушать дикторский текст, найти расшифровку латинского термина, скопировать любой объект – как текстовый, так и графический. Правда, высокая специфичность и научность представленного материала резко ограничивает его применимость в школе, ведь школьный курс «Человек и его здоровье» включает не только разделы анатомии, но и физиологии, гигиены, а также ОБЖ и социологии.

Для использования материала атласа на уроках можно посоветовать распечатать некоторые иллюстрации – при условии, если есть качественный цветной принтер. Однако, в классе не следует включать звуковое сопровождение, так как читаемый текст не меняется синхронно при переходе с одной иллюстрации на другую. Текст тоже лучше распечатать и сопроводить выбранные иллюстрации необходимыми комментариями самостоятельно, отметив их на CD или экспортировав в отдельную папку на жестком диске компьютера.

Ещё один продукт, посвященный большому разделу школьной биологии – «Экология (общий курс)». Пособие представляет собой синтез глав из общей экологии, ее химических основ и социальной экологии. Наибольший интерес с содержательной точки зрения представляют два последних раздела. Основа учебного материала – структурированный гипертекст. Вызов словаря специальных терминов возможен из любой части текста и открывается в отдельном окне. Некоторые материалы из последних глав могут служить для организации дискуссий со старшеклассниками. Диск снабжен иллюстрациями, различными схемами и диаграммами, которые доступны для экспорта через фотоальбом.

Для контроля усвоения пройденного материала в конце каждой главы помещены тесты и ряд контрольных вопросов. Тест применим в качестве самостоятельной работы для первичного закрепления, так как предоставляет возможность неограниченное число раз проверять и возвращаться к выполнению. Небольшое количество компьютерной анимации и видеоклипов дополняют текст.

«Открытая биология 2.5» адресована – по замыслу разработчика – учащимся СОШ, лицеев, гимназий, студентам ВУЗов и рассчитана, прежде всего, на самостоятельное изучение биологии. Курс содержит иллюстрированный учебник, около 800 фотографий, рисунков и схем, порядка 60 интерактивных учебных моделей и почти 600 вопросов и задач для проверки знаний.
Доступный язык и интерактивность, большое количество иллюстраций, простой и понятный поиск, внушительный – более трёхсот - список персоналий от Авиценны до Шванна и Шлейдена радуют и порождают желание широко пользоваться этим электронным пособием.
Присутствует в изложении и сквозной системный подход, когда основой является сравнительно-эволюционный принцип, не всегда, к сожалению, свойственный современной школьной биологии. Можно найти и много дополнительной информации – сверх школьной программы, - например, о слизевиках или о современных химерах. Некоторые интерактивные модели своей доступностью и достоверностью вызывают восхищение – такие, как «Фототропизм» или «Развитие побега из почки».

Учителю биологии, тем не менее, этот долгожданный продукт может дать очень неплохой иллюстративный и модельный ряд, который применим фрагментарно при демонстрациях и организации самостоятельной работы учащихся, а также уникальный библиографический материал. Только подходить преподавателю к его использованию надо критически.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса