|
Конкурентоспособность фирмы на примере ООО "Альмига"Конкурентоспособность фирмы на примере ООО "Альмига" (500 руб.)
Введение Решающим фактором коммерческого успеха в рыночной экономике является конкурентоспособность. На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Конкуренция, как научное понятие, связывается с именем А.Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им «невидимой рукой», формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», принесший А.Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь. В прошлом (исходя из советской литературы) преобладали негативные оценки конкуренции. Многих людей вообще пугало слово «конкуренция» - в ней виделся точь-в-точь безжалостный инцидент, приносящий неисчислимые страдания сотням тысяч честных тружеников, но потворствующих небольшой кучке оборотистых (и не чистых на руку) бизнесменов, так сказать «дельцов», способных на любой простенок в их продвижении к вершинам успеха и обогащения. Сегодня такие наивные представления конкуренции, основанные на элементарной не информированности советских людей о подлинных реалиях конкуренции в странах с развитой рыночной экономикой, эксплуатируются разве что немногочисленными противниками быстрого перехода к рыночной экономике. Жизнь подсказала, что именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной ориентацией и обеспечивали движение вперед. Человек совершает те или иные разумные действия только в том случае, если им движут определенный мотив, интерес, например, желание, избежать опасности, ответственности, получить благо и т.д. Экономика не является исключением. Немногие люди согласны трудиться только потому, что они испытывают удовольствие от самого процесса труда. Чаще всего ими движут другие мотивы, главным из которых является добывание средств к существованию. Основным же стимулом предпринимателя является не обеспечение жизненных элементарных потребностей, а получение максимально возможной прибыли. Возможность получения прибыли отдельно взятым предпринимателем чаще всего ограничивается другими лицами, оказывающими аналогичные услуги. В результате между ними возникает соперничество за потребителя их продукции, за более выгодные условия производства и реализации товара, т.е. в конечном итоге за более высокую прибыль. Это соперничество и является конкуренцией. Таким образом, конкуренция – это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции и ее основные методы управления. Создание конкурентных преимуществ перед сопреником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней её иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для её продвижения на рынок. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшии организм, состоящии из огромного количества разно образующихся производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и определяемых единым понятием - рынок. Переход экономики России к рыночным методам хозяйствования поставил хозяйственные субъекты в новые, для них непривычные условия. Свобода выбора партеров – поставщиков, путей развития, необходимость самостоятельного поиска потребителей продукции привели некоторых руководителей к растерянности и не использованию тех потенциальных возможностей, которыми они распологали. Имея даже современное оборудование и высокоэффективную технологию по производству продукции, пользующейся спросом на рынке, многие предприятия влачат жалкое существование. Главная причина такого положения заключается в неумении на практике использовать весь комплекс маркетинговых средств. В современных условиях каждому предприятию важно правильно оценить рыночную обстановку, чтобы выбрать направление своего развития, гарантирующее его стабильность. По определению: рынок – это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей устанавливаются и цены на товары. И объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество продавцов (производителей) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмана всеобщего эквивалента стоимости на какой – либо товар. Ключевое понятие, выражающее сущность рыночных отношении, является понятие конкуренции. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношении между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкурентная борьба – это динамически процесс; он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Конкуренция с латинского переводится как «сталкиваться» и озночает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Важную роль для обеспечения эффективной деятельности предприятия играет конкуренция и выступает в качестве регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно – технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д. Определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов является конкуренция, также она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. Значение конкуренции для функционирования рыночной экономики огромно, она стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. Конкурентоспособность фирмы проявляется в следующих признаках: - потребители довольны товарами и готовы купить повторно продукцию этой фирмы; - общество, партнеры, государственные и социальные институты не имеют претензии к фирме; - акционеры довольны положением дел на фирме, величиной дивидендов; - работники довольны своим положением и гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой фирме. Для того чтобы стать конкурентоспособными, фирме необходимо: - обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка; - повысить конкурентный потенциал предприятия до уровня лучших производителей отрасли. Этот показатель характеризует способность предприятия в настоящем и в будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналоги. Высокий конкурентный потенциал – залог преуспевания организации в будущем. Успех на рынке товаров сегодня не гарантирует предприятию успех в будущем, так как конкурентоспособность - показатель динамичный, поэтому она должна изучаться к конкретному моменту времени с учетом изменении рыночной конъюнктуры. Конкурентоспособность предприятия – это оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рыка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров и уровнем конкурентного потенциала, характеризующего способность в настоящем и будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по критерию цены качества. Данное определение подчеркивает следующие аспекты конкурентоспособности предприятия: - конкурентоспособность для целей общественного суждения оценивают внешние субъекты; - оценка ведется на сегментах рынка, где присутствует предприятие; - конкурентоспособность - это превосходство над конкурентами, то есть сравнительная категория; - оценка ведется в конкретный момент времени, и могут использоваться фактические и прогнозные показатели; - конкурентоспособность интегрирует два комплексных показателя: конкурентоспособность товара и конкурентный потенциал предприятия в целом. Здесь под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю; - у конкурентоспособного предприятия во-первых, ныне выпускаемые товары должны быть конкурентоспособны, во-вторых, у него должен быть потенциал в будущем разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналоги; - устанавливает взаимосвязь элементов маркетинга и квалиметрии, указывает метод измерения конкурентоспособности предприятия путем интегрирования двух составляющих: конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала предприятия; - определение направлено на решение управленческих задач. Комплексные показатели конкурентоспособности товара и конкурентный потенциал предприятия – категории измеряемые, следовательно, управляемые. Причем упомянутые категории могут измеряться индивидуально. В этом случае оцениваются и сравниваются показатели одного и того же предприятия в разные периоды, выявляется направление развития предприятия, проблемные области; - конкурентоспособность достигается без ущерба окружающим; Прежде всего, требуется разработка объективных методов оценки конкурентоспособности товаров и конкурентного потенциала предприятий и интегрирования их в один оценочный показатель. Определенные наработки по этим направлениям уже имеются. Так, конкурентоспособность товаров может быть измерена по декомпозиционно – агрегатному методу оценки конкурентоспособности товаров, конкурентный потенциал предприятия – по методу профилей, а определение конкурентоспособности предприятия может осуществляться интегрированием конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала. Целью данной работы является теоретическое обоснование важности оценки конкурентоспособности фирмы и практическая реализация методов оценки на примере ООО «АльМиГа». Глава 1. Конкурентоспособность фирмы и способы её оценки. 1.1. Понятие конкурентоспособности фирмы. Конкуренция – (от лат. Concurr ere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями, фирмами в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Предметом конкуренции является товар (услуга), с помощью которой конкуренты стремятся завоевать потребителя и его деньги. Объектом конкуренции является потребитель. Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. Конкуренция имеет следующее значение: Конкуренция является важнейшим механизмом рынка, т.к. чем выше на рынке уровень конкуренции, тем сильнее предприятие-товаропроизводитель заинтересованы в том, чтобы: ü Совершенствовать производство; ü Внедрять новейшие технологии и оборудования; ü Иметь высококвалифицированные кадры; ü Производить новинки товаров; ü Улучшать качество товара, расширять ассортимент; ü Улучшить дизайн и упаковку и т.д. Таким образом, конкуренция является рыночным стимулятором и двигателем
НТП. Конкурентоспособность предприятия. Конкурентоспособность товара влияет на конкурентоспособность самого предприятия. Однако между этими понятиями имеются важные для предпринимателя отличия. 1. конкурентоспособность предприятия, отражающая его отличая от соперничающих предприятий, применима к довольно длительному периоду. Конкурентоспособность товара определяется в любой небольшой, с точки зрения экономики, промежуток времени. 2. оценку конкурентоспособности товара дает потребитель, а предприятию не только потребитель, но и сам предприниматель. Именно предприниматель определяет, выгодно ли ему при данных условиях создавать товар или нет. Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличая развития данного предприятия от развития конкурентных предприятий по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru |
|