Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Курсовая работа на тему "Группа как система совместной деятельности"




Курсовая работа на тему "Группа как система совместной деятельности" (500 руб.)

Оглавление

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Деятельность и образование групп.................................................. 5

1.1.    Особенности совместной деятельности................................................. 5

1.2. Группа как система совместной деятельности........................................ 9

Глава 2. Проблемы совместной деятельности в исследованиях социальных психологов........................................................................................................................ 21

Глава 3. Разработка программы исследования и анкеты для изучения  социально-психологических проблем взаимодействия работников предприятия....... 32

Заключение.................................................................................................... 41

Литература.................................................................................................... 43

По мнению авторов, взгляд, при исследовании совместной деятельности необходимо принять в качестве исходных посылок:

1) разделение понятий “групповая” и “совместная” деятельность, как на теоретическом, так и на операциональном уровнях;

2) нетождественность внешних (социально или экспериментально заданных) целей деятельности в группе и внутренних целей, т. е. вырабатываемых субъектом совместной деятельности;

3) представление о том, что субъект совместной деятельности не может быть задан до ее начала, а формируется (или не формируется) по мере становления совместной деятельности;

4) разделение категорий взаимодействия внутри социальных систем (как следствия общественного разделения труда) и взаимодействия как психологического процесса; постановку вопроса о способе распределения индивидуальных усилий как определяющей разные групповые формы деятельности;

5) вычленение трех возможных эффектов (результатов) совместной деятельности — предметного, личностного и социально-психологического — и необходимость соотнесения этих результатов с внутренними и внешними целями.

2. Лейбовича О.Л., Шушковой Н.В. Промышленные рабочие на уральском заводе //СОЦИС. -  2005. – № 6. - С. 70-85.

    Статья посвящена условиям совместной деятельности на частных малых предприятиях и их оценке со стороны самих работников предприятий. В настоящее время все предприятия чаще ориентируются на рыночные условия (региональную цену труда), заработная плата превратилась в автономный компонент издержек, а её рост не зависит от масштабов роста производства. На новых предприятиях системы оплаты труда отличаются большей ситуативной гибкостью, размер Фонда оплаты труда напрямую зависит от объёмов работ, которые не имеют чёткого планирования. Если на этапах становления бизнеса довольно часто использовалась прямая привязка размера заработка работника к индивидуальному трудовому вкладу, то в настоящее время заметны тенденция постепенного отхода от подобных практик и попытки формирования коллективистской мотивации труда, что проявляется в отказе от сдельной формы оплаты. Так, модернизация системы оплаты труда предусматривает жёсткую привязку заработка к групповому результату: зарплата разных групп работников приведена в зависимость от уровня достигнутых показателей каждой категорией работников – от производительности труда по группе рабочих (выработка) до процента от прибыли по группе управленцев. Зависимость заработка основных рабочих не от их личных усилий, а от общего объёма произведённой продукции – от результатов труда всего коллектива, оценивается линейными руководителями как позитивное нововведение. «Раньше было проблемой заставить делать что-то кроме своей операции. «Своё» сделал, и трава не расти, ему домой надо. Чтобы погрузить мебель, каждого попросить надо было, а сейчас без напоминаний и своё сделают, и другому помогут…», (начальник производства мебельного комбината). В частном секторе чаще всего экспериментируют с оплатой труда менеджеров по продажам – специалистов, освоивших технику продаж, прошедших тренинги, наработавших опыт коммерческого агента и, главное, клиентуру. В отношении этих работников, остро востребованных на рынке, практикуются различные варианты системы оплаты – от процента от сделки до установления высоких твёрдых окладов, когда переменная составляющая, отражающая индивидуальный вклад работника, является лишь незначительной частью зарплаты.

Естественно, что такая политика заработной платы создаёт ряд проблем в совместной деятельности и для руководства, и для работников и способствует негативным отношениям в организации. Как следствие, трудовые коллективы частных предприятий не сплочены, отношения между сотрудниками носят, скорее конкурентный характер, хотя работодатели в большинстве своём ориентированы на создание стабильного коллектива с постоянной занятостью.

Перейдем теперь к тому, как оценивают совместную трудовую деятельность сами работники частных предприятий. Основные социальные проблемы, характеризующие положение трудящихся на частных предприятиях по результатам соцопроса таковы: отчуждение от процессов управления, усиление чувства неудовлетворённости трудом;

    Для большинства работников предприятие – лишь возможность получить деньги. Содержанием труда удовлетворены ѕ работников.  Уровень идентификации работников с предприятием невысок. Как свое предприятие воспринимают лишь 2% работников. 98% ответили, что  предприятие не принадлежит работникам. В настоящий момент работники не чувствуют себя способными как-то влиять на жизнь предприятия. Приведём несколько цитат: “Вкалываешь как бобик до потери пульса, а потом тебя выставляют”, “Случись что – сам виноват, хозяину наплевать”, “Он же (директор) раньше секретарём был, дома и дороги строил, а сейчас все деньги в оффшор перегоняет и пикнуть не даёт”.

Исследования, проведённые на других частных  предприятиях, показали схожие результаты. По мнению авторов, статьи работа на частном предприятии не способствует формированию условия совместной деятельности

3. Власова Е. В. Коммуникация в совместной и групповой деятельности. – Режим доступа: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ep.htm /

Большинство исследователей совместной деятельности согласны с разведением понятий групповая и совместная деятельность. Для превращения групповой деятельности в совместную необходимы, как минимум, следующие условия: наличие общей задачи, на решение которой направлены усилия членов группы; объединение участников в одно и то же время на одном и том же пространстве; общие средства общения и объединение участников при работе над каждым этапом решения задачи.

Одним из важнейших компонентов, оказывающих непосредственное влияние на эффективность как групповой, так и совместной деятельности, является коммуникация. Авторами была предпринята попытка экспериментального исследования коммуникативных процессов в группах, занятых групповой и совместной деятельностью, целью которого было выявление специфических особенностей речевого взаимодействия участников групп в зависимости от структуры деятельности. Для реализации этой цели создавались два варианта экспериментальных ситуаций:

1) специально конструировалась процедура совместной работы, одним из основных условий которой являлась взаимозависимость участников в средствах решения задачи (т.е. индивидуальное решение задачи кем-либо из участников было невозможным);

2) групповое решение задачи, в котором характер взаимодействия не был регламентирован.

Объектом исследования служили группы из четырех человек. Экспериментальное исследование проводилось на двух типах групп:

1) гетерогенные (три ученика подросткового возраста и учитель, работающий в их классе);

2) гомогенные (4 школьника подросткового возраста).

Были выявлены значимые различия между групповой и совместной деятельностями по показателю передачи информации (сообщения) в гетерогенных группах (группах взрослых с детьми). По всей видимости, это различие связано с тем, что в групповой деятельности участники владеют всей информацией, относящейся к решению, в отличие от экспериментальной процедуры совместной работы, в которой каждый участник обладает лишь частью информации.

Выводы авторов таковы: в гетерогенных и гомогенных группах в целом наблюдаются различия по такой категории речевого взаимодействия, как призыв, это объясняется тем, что в ситуации взаимодействия категории "оценка группы", "оценка себя", "призыв" и "команда" являются специфически учительскими. Эти категории являются характерными для привычной ролевой позиции педагога - учить, наставлять и оценивать.

Таким образом, характер задачи и тип деятельности (групповой или совместный) не влияют на объем поля речевых актов, но оказывают влияние на представленность речевых категорий в коммуникативном процессе. Для более тонкого анализа коммуникативных процессов в групповой и совместной деятельности необходимо рассмотрение различий в представленности речевых категорий в эффективных и неэффективных группах.


Нужен полный текст данного материала? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru




Календарь

«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса