Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Курсовая работа на тему "Полоролевая социализация дошкольников"

Курсовая работа на тему "Полоролевая социализация дошкольников" (500 руб.)

Оглавление

Введение   3

Глава 1. Проблема полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе   5

1.1. Полоролевая социализация   5

1.2.  Физиологические и психолого – педагогические  особенности мальчиков и девочек 8

1.3 Этапы формирования полового воспитания детей старшего дошкольного возрастa 10

Глава 2 Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации средствами сюжетно-ролевой игры 13

2.1. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте 13

2.2. Особенности сюжетно ролевой игры в старшем дошкольном возрасте 14

2.3. Влияние сюжетно ролевой игры на процесс полоролевой социализации 17

Заключение 21

Список использованных источников 23

Приложение А 26

Введение

Актуальность. Проблема полоролевой социали¬зации, включающая в себя во¬просы формирования психического пола ребенка, пси¬хических половых различий и поло¬вой дифференциа¬ции, находится на стыке ряда наук (социологии, био¬логии, медицины, педагогики и др.). Она является одной из важнейших про¬блем детской соци¬альной психологии, так как без ее ре¬шения невозможно разработать ме¬тоды адекватного дифференцирован-ного подхода к воспитанию детей разного пола.

Объектом исследования является сюжетно – ролевая игра.

Предмет исследования – влияние сюжетно-ролевой игры на процесс полоролевой социализации.

Цель исследования – изучение влияния сюжетно – ролевой игры на процесс полоролевой социализации.

Задачи исследования:

• изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме полоролевой социализации детей дошкольного возраста;

• выявить организационные условия эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в игровой деятельности;

• разработать рекомендации для создания условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.

Социализация – процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми – личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни.

Поскольку проблема полоролевой социализации дошкольников недостаточно представлена в литературе, мы считаем, что наша тема актуальна для педагогической практики.

Образцы полоролевого поведения находят выражение в сюжетно-ролевой игре.

Практическая значимость данной работы позволит педагогам использовать в работе для организации полоролевой социализации дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

Глава 1. Проблема полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

1.1. Полоролевая социализация

Полоролевая социализация (гендерная социализация) – процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами [21, c.49]. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях. Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяются две фазы полоролевой социализации: 1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); 2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей) [14, c.13]. Основные социализирующие факторы (агенты) – социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь. Механизмами для осуществления полоролевой социализации служат: а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерноролевое поведение поощряется, а неприемлемое - наказывается социальным неодобрением; б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах - семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает подражать принятому там поведению. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки, занимающиеся мужественными видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз чаще бывают лидерами в компании мальчиков. Эффективным способом полоролевой социализации в целом и преодоления гендерного конфликта в частности является тренинг полоролевой идентичности [16, c.32].

Полоролевая социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растет самостоятельность выбора ценностей и ориентиров. В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать гендерную ресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых.

Существует тенденция обучать и обучаться поведению, соответствующему гендеру, хотя в зависимости от конкретного общества есть различия в том, чему именно учат. Исследования выявили, что поведение родителей и учителей в процессе социализации детей дифференцировано по признаку пола: мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей для самостоятельного решения проблем. Для девочек акцент делается на послушании, ответственности и трудолюбии, для мальчиков - на стремлении к достижениям, соревновании и опоре на собственные силы. Если ребенок не делает того, что ожидается от его пола, то его дразнят, высмеивают, укоряют, иногда применяют и физические наказания. В обществе, где женщины менее зависимы экономически, соответственно, менее выражена тенденция воспитания девочек в покорности и послушании [5, c.37]. Предположительно, полоролевая социализация в разных культурах является схожей до той степени, в какой схоже разделение труда по признаку пола.

В образе жизни конкретного общества часто либо преувеличиваются, либо нивелируются различия между полами. Конструктивная социализация - это формирование андрогинной личности, вбирающей в себя все лучшее из обеих половых ролей. Андрогиния положительно влияет на социальное и психологическое состояние человека. Т.А. Репина выделяет три этапа в процессе половой социализации [17, c. 50]:

1-й этап – осуществление половой идентификации. Научаясь различать мужчину и женщину, девочку и мальчика и знать, какого рода поведение характеризует каждого из них, ребенок причисляет себя к мужскому или женскому полу, к мальчикам или девочкам.

2-й этап – формирование половых предпочтений в различных сферах деятельности и жизни. Этот этап тесно связан с первым, так как для того, чтобы возникли полоролевые предпочтения, ребенок должен знать, в чем заключаются различия в поведении людей разного пола.

3-й этап – овладение поведением в соответствии с полоролевыми стандартами и формирование некоторых психических половых особенностей. Автор отмечает, что второй и третий этапы могут сосуществовать вместе.


Нужен полный текст данного материала? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Декабрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса