Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Курсовая работа на тему "Проблема чрезмерного развития бюрократии и вытекающая из неё коррупция госу




Курсовая работа на тему "Проблема чрезмерного развития бюрократии и вытекающая из неё коррупция государственных чиновников" (500 руб.)

Введение

12 тыс. лет назад начал зарождаться процесc формирования государства и длился шесть-восемь тысячелетий. На различных географических координатах и у разных народов этот процесс не был одновременен и шел разными путями. Известны восточный и западный пути возникновения государств, которые прошли тысячелетнюю историю, прежде чем стать такими, какими они являются в современной модели государственного устройства.

История возникновения современного российского государства неразрывно связана с возникновением Киевской Руси, которая хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX- X вв. на территориях Cеверной, Центральной и Восточной Европы[1].  Cогласно «Повести временных лет» объединение Древнерусского государства началось варягами с севера в 859 году.  Далее летопись сообщает, что в 862 г. новгородцы изгнали варягов за море, но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде, мира не было и пришлось пригласить князя, «который бы владел и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси и пригласили трех братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске.

C тeх самых пор начинаeтся «точка отсчeта» совремeнного российского государства, со всеми его признаками, сущностью, закономерностью и прочими неотъемлемыми характеристиками, период становления которых насчитывает тысячелетнюю историю. Среди таких характеристик в особую группу можно выдeлить «систему управления» государством. Система управлeния - совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. [2] В нашeм случаe под звеньями понимаeтся совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть. Таким образом, система управления государством предстает перед нами самостоятельной саморегулирующейся машиной, которая позволяет обеспечить стабильное функционирование и взаимодействие всех государственных органов и организаций.

Во все времeна одной из cамых мощных подобных машин была бюрократия. Будучи интегрирoванной в роccийский государственный аппарат управления еще в 18 веке, бюрократия стала значительно расширяться. Но чем больше она «разрасталась», тем в большей степени она превращалась в силу административного застоя, препятствуя эффективности управления государством. Это связано с тем, что принципы бюрократической организации являются более двусмысленными, чем считали её родоначальники, и им сопутствуют существенные «дисфункциональные» эффекты, которые тем более выражены, чем более последовательно применяются эти принципы. Одним из таких разрушительных эффектов стала «коррупция», которая является определенным патологическим проявлением принципа строгого следования установленным правилам и регламентам.

Между степенью бюрократизации государственной власти и степенью её коррумпированности существует определенная зависимость. Это связано с множеством внешних и внутренних факторов административного аппарата. Наиболее влиятельными из них считаются - тотальная регламентация действий чиновников и возможность распоряжаться значительными государственными ресурсами при сохранении достаточно низкой заработной платы. Два этих фактора вынуждают государственных работников злоупотреблять коррупцией, которая очень часто из разряда злоупотреблений переходит в норму. Коррупция является средством незаконного, губительного и легкого обогащения, которая ломает воздвигнутые бюрократической системой рамки дозволений и, как показывает практика, порождает фатальные последствия.

Таким образом, становится ясно, что бюрократия порождает коррупцию, в свою очередь коррупционеры стремятся развить и углубить бюрократическую деятельность, так как она позволяет создавать условия для коррупциогенной практики.

Озабоченная всплеском коррупции за последние несколько лет Россия, в лице президента Медведева Д. А., считает коррупцию «врагом номер один и прикладывает все усилия, чтобы искоренить этот барьер на пути развития страны». По оценкам организации Transparency International объем ежегодного коррупционного рынка в России достигает почти 300 миллиардов долларов, что составляет около 18 процентов валового внутреннего продукта страны за 2008 год объемом в 1,7 триллионов долларов. Лично президентом страны было инициировано создание межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией». На этом фоне вырисовывается актуальность темы исследования, заключенная в усилиях государства всеми средствами искоренить коррупцию в России, которая, прежде всего, должна начаться с повсеместного изучения этого явления и того, что его порождает – бюрократии [3].

Отсюда можно сформулировать проблему исследования, лежащую в поиске и обосновании причинно-следственной связи возникающей между бюрократией и порождающей ей коррупцией.

Актуальность и анализ проблемы обусловили выбор темы нашего исследования: бюрократизм и коррупция в сфере государственного управления как взаимосвязанные угрозы для общества.

Объект исследования: государственный аппарат.

Предмет исследования: проблема чрезмерного развития бюрократии и вытекающая из неё коррупция государственных чиновников.

Цель исследования: выявить причинно-следственную связь возникновения и развития коррупции в России как результат многолетней постройки бюрократической системы управления государством.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) Выявить понятие и сущность бюрократии;

2) Проанализировать этапы становления и развития государственной службы и бюрократии в России;

3) Определить сущность коррупции и формы её проявления;

4) Установить взаимосвязь бюрократии и коррупции;

5) Определить возможные меры по борьбе с коррупцией.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды по исследованию эффективности государственного управления (В. Д. Андрианов, Б. В. Личман, Г. В Атаманчук, В. Игнатов), работы по исследованию коррупции (С. М. Проява, Ю. И. Аболенцева, А. Волков, И. Я. Богданов, А. П. Калинин), теории развития рыночных отношений (М. Блауг, П. Браунинг), принципы экономической политики (В. Ойкен, А. Маршалл), статистические данные агентства Transparency International, исследования в области борьбы с коррупцией (А. Ю. Сунгурова, В. М. Полтерович).

В соответствии с поставленными задачами использованы следующие методы исследования: анализ юридической, методической литературы, мониторинг СМИ, использование аппарата логики, в том числе индукции и дедукции, моделирование и эмпирический сбор  документального и статистического материала.

Научная новизна исследования заключается в подходе к анализу коррупции сквозь призму бюрократии как двух взаимосвязанных и неотделимых друг от друга элемента функционирования государственного аппарата. 

Структура и объем курсовой: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Глава 1. Бюрократия и государственная служба

1.1. Определение бюрократии и её признаки

БЮРОКРАТИЯ (букв. - господство канцелярии, от франц. bureau - бюро, канцелярия и ...кратия), первоначально - власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения. Это находит крайнее выражение в авторитарных системах. Демократическое общество стремится выработать формы контроля и управления, направленные на преодоление или ограничение отрицательных черт бюрократии.

Бюрократия (от французского - Bureau – канцелярия и латинского Kratos – власть) – весьма противоречивое понятие и имеет различные толкования, которые подчас носят противоположный характер.

Толковый словарь С. И. Ожегова интерпретирует бюрократию как:

1) систему управления чиновнической администрации, оторванной от народа и  защищающей интересы господствующего класса,

2) канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.  

С другой стороны, бюрократия, рассматривается теоретиками в качестве системы управления, основанной на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. Оба этих определения противоречивы друг с другом. С одной стороны, бюрократия это тормоз на пути решения проблемы, с другой – её реально движущая сила. Посмотрим на толкование слова бюрократия с позиции конкретно-исторического подхода: в XIX в. термин «бюрократия» обычно употреблялся для обозначения особого типа политических систем, в которой посты в органах управления занимались профессиональными чиновниками, как правило, ответственными перед наследственным монархом.

Бюрократии при этом противопоставлялась система представительного правления, т.е. правление выборных политиков, подотчетных законодательному собранию или парламенту. В настоящее же время термин «бюрократия» имеет несколько интерпретаций. Прежде всего это понятие относится к социологии организаций, задачей которой выступает изучение наиболее общих характеристик и типов организаций в современном обществе[4].

Понятие «бюрократия» присутствует в политической экономии. С этой точки зрения она определяется как нерыночная организация, которая финансируется за счет средств государственного бюджета, в отличие от организаций, финансируемых за счет прибыли от коммерческой деятельности. Цель такого определения состоит в том, чтобы подчеркнуть характер и образ действия организации.

В теории государственного управления «бюрократия» означает управление государственным сектором в противоположность управлению в частных организациях. [5]Делается это с целью подчеркнуть качественно иной характер системы государственного управления, в том числе обязательность ее решений, ее особое отношение к закону, заботу об общественных, а не частных интересах, подотчетность ее деятельности общественному контролю и т.д.

Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).[6] Однако наиболее известный специалист прошлого века по проблемам бюрократии немецкий ученый Макс Вебер[7] считал бюрократию эффективной системой администрации, осуществляемой на постоянной основе специально подготовленными профессионалами в соответствии с предписанными правилами. Развитие бюрократии согласно Веберу было неразрывно связано с развитием государства и капиталистической экономики, административные потребности которых не могли удовлетворяться традиционными средствами. Он предложил понимать под бюрократией рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. Он утверждал, что чем более организация (государство) приближалась к его модели, тем большей эффективностью она должна была отличаться, и что именно наивысшая эффективность бюрократической администрации являлась причиной ее распространения в современном обществе.

Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются[8]:

1.    Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.

2.    Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.

3.    Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.

4.    Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.

5.    Доминирование специальных знаний. Чиновники отбираются на основе способностей, получают необходимую подготовку и контролируют доступ к служебной информации.

Однако, не смотря на многочисленные достоинства разработанных Вебером принципов, считается, что он не осознавал в полной мере противоречивого характера бюрократии. Дело в том, что существует опасность преобразования бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей деятельности.

Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые бюрократической организацией управления: [9]

1.    Отчуждение от человека. Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.

2.    Ритуализм. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р.Мертон[10] ввел специальный термин – «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.

3.    Инерция. Хотя бюрократия создается для решения определенных проблем, это не означает, что когда эти проблемы будут решены, то организация перестанет существовать. Как и любая другая организация, бюрократия стремится к самосохранению, но в отличие от других структур, бюрократическая имеет больший опыт и большие возможности для того, чтобы не допустить свой роспуск. В результате бюрократическая организация может функционировать уже вне зависимости от ранее поставленных перед ней целей.

 

 

[1]

[2]

[3] .

[4] Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления. М., 2009. С. 2

[5] Там же. С. 2

[6] Макаренко В.П. Теория бюрократии. СПб, 1996. С. 200

[7] Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, философ, историк, экономист. В своих работах дал глубокий и всесторонний анализ бюрократии. Особое внимание уделял принципу рациональности, по которому государство подчиняется не личностям, а законам. М. Вебер считал, что рациональность есть всемирно исторический процесс.

[8] Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. С. 112

[9] Доунс Э. Жизненный цикл бюрократических структур. М.,2003. С. 89

[10]


Нужен полный текст данного материала? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru




Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса