Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Курсовая работа на тему «Способности и одаренность в младшем школьном возрасте»

Курсовая работа на тему «Способности и одаренность в младшем школьном возрасте» (100 руб.)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......... 3

Глава I: Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме способностей и одаренности в младшем школьном возрасте

1.1.         Понятие способностей. Их развитие………………………………………

1.2.         Детская одаренность………………..……………………………………….

1.3.         Влияние школьного возраста на развитие одаренности……………………………………..…………………………..

Глава II. Исследование ………………………………………………………….

2.1. Цель, задачи и процесс исследования……………………………………..

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………

2.3. Рекомендации…………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список информационных источников…………………………………………

Приложения……………………………………………………………………...

Определение «Одаренность» имеет множество трактовок. Среди которых можно отметить следующие. Одаренность – это:

1)Качественно своеобразное состояние способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;

2)Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

3)Умственный потенциал или интеллектуальная, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

4)Своеобразие природных предпосылок способностей;

5)Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности [5].

           Большинство ученых склоняются к тому, что одаренность — суммарное, общее личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Практика свидетельствует,  что выдающиеся, одаренные люди довольно часто достигали вершин одновременно в самых разных областях.  Такими были Леонардо да Винчи, Р. Декарт, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, В. И. Вернадский и многие другие гениальные люди.

             В итоге в психологии появилось утверждение о том, что в структуре психики человека есть некие общие свойства, характеристики, которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью. Специальная одаренность, допускающая, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе большая редкость.

                 Любопытна в этой связи метафора известного английского психолога Ч.Спирмена, сравнивавшего одаренность человека с государственным устройством. Он говорил, что в мире человеческих способностей, как и в обществе, может царить анархия править олигархия или монарх (его знаменитый  фактор «g») [8].

          Одаренный ребенок рассматривается как ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности, то есть природных задатков и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Так, например, Лейтес Н.С. отмечает: «Способности и одаренность формируются в ходе жизни, благодаря усвоению общественного опыта, и этот процесс неотделим от собственной активности растущего человека. В ходе жизни, в деятельности у ребенка развиваются и сама его активность, и возможности ее саморегуляции, что играет очень важную роль в развитии способностей» [3].

           Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения, многие другие факторы. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

1.Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

2.Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и других факторов может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.


Общий объём работы 24 стр

Материал может быть использован для написания реферата\курсовой\дипломной работы

Нужен полный текст данного материала? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса