|
Курсовая работа по дисциплине «Конфликтология» на тему: «Стратегия поведения в конфликтных ситуацияхКурсовая работа по дисциплине «Конфликтология» на тему: «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях в организации» (500 руб.) Содержание Введение ………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения условий разрешения и конфликтных ситуаций в организации ……………….…...6 1.1 Понятие конфликта. Его виды, особенности проявления в организации ..6 1.2. Структура конфликтной ситуации и факторы, определяющие возникновение и развитие конфликта.................................................................20 Глава 2. Эмпирическое исследование решения конфликтных ситуаций в предприятии общественного питания ЗАО «МЦФЭР» …………………..33 2.1. Организация и методы исследования……………………………………..33 2.2. Исследование особенностей решения конфликтных ситуаций у сотрудников предприятия общественного питания …………….…………….39 2.3. Анализ результатов и выводы……………………………………………...48 Заключение …………...……………………………………………………….54 Библиография ……………………………………...…………………………..58 Приложения……………….…………………………………………………….61 Каждый человек в своей жизни сталкивается с конфликтными ситуациями, как работник, так и организация в целом. Отсюда, конфликты могут быть: производственные, политические, национальные, социальные, семейные и так далее. Конфликт (от лат. conflictus) - столкновение противоречивых или несовпадающих интересов, это часть человеческой жизнедеятельности. Актуальность работы в том, что причины конфликтов бывают объективные и субъективные: различия в целях, ограниченности ресурсов; разница в восприятии ценностей; различные уровни образования, стили поведения; плохая коммуникативность и так далее. В сфере бизнеса конфликты выражаются очень ярко. Конфликты бывают между фирмами, организациями, ассоциациями, в пределах одной организации. Последние называют организационными, это: диспуты, конфронтации, противоречия и так далее. Надо заметить, что конфликты выполняют и отрицательную, и положительную функции. Они «двигают, взбадривают» коллектив, выводят организацию от «застоя». Между людьми конфликты возникают по поводу разрешения каких либо вопросов жизнедеятельности. Не всегда противоречие приводит к конфликтам. Конфликт имеет место, когда противоречия обостряются. Начало конфликта: это конфликтная ситуация, состоящая из участников конфликта и объектов конфликта, то есть причина, вследствие которой конфликтующие вступают в соперничество. Решение и профилактика конфликтных ситуаций в организации требуют от работников: 1) Знания своего дела. 2) Знания правовых норм. 3) Знания норм этики и морали. 4) Умения устанавливать благожелательный контакт с руководителями, сотрудниками, клиентами. 5) Угоды клиенту, предприятию, делу, трудовому законодательству и самому клиенту. 6) Гибкости и самоконтроля в общении и другое. Отсюда, надо заметить, что данная тема практически значима. Объект исследования – предприятие общественного питания ЗАО «МЦФЭР». Предмет исследования – стратегии поведения в конфликтных ситуациях на предприятии общественного питания. Цель исследования – изучить стратегии поведения в конфликтных ситуациях на предприятии общественного питания. Задачи исследования: 1. Проанализировав опыт отечественных и зарубежных психологов разработать систему исследования факторов возникновения и развития конфликтов и условий разрешения конфликтных ситуаций в организации. 2. Выполнить эмпирическое исследование факторов и условий, разрешающих конфликтные ситуации на предприятии общественного питания. 3. Разработать практические рекомендации для руководителей и психологической службы предприятия общественного питания по решению и профилактике конфликтных ситуаций. Гипотеза: У сотрудников оргапнизации общественного питания преобладает стратегия поведения в конфликтных ситуациях «сотрудничество», средний уровень самоконтроля высокий, общий уровень общительности в группе средний. Методы и методики: I. Теоретический анализ литературных источников. II. Тестирование с помощью методик: 1) Тест описания поведения К.Томаса 2) Тест «Самоконтроль в общении»(М. Снайдера). 3) Тест « Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского. III. Наблюдение. IV. Метод интервью. Эмпирическая база: Предприятие общественного питания ЗАО «МЦФЭР». Выборка: Трудовой коллектив компании ЗАО «МЦФЭР» - менеджеры и агенты 15 человек. Практическая значимость работы – итоги исследований помогут в работе руководителям, менеджерам по персоналу и психологической службе организации. Это может послужить фундаментом для разработки программы тренингов бесконфликтного общения для сотрудников и руководителей. Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе осуществлен теоретический анализ по проблеме исследования. Вторая глава описывает результаты эмпирического исследования. В работе присутствуют таблицы, рисунки. Список литературы включает 42 источникa. Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения условий разрешения конфликтных ситуаций в организации 1.1. Понятие конфликта. Его виды, особенности проявления в организации Научная литература по-разному трактует «конфликт». Наиболее распространен следующий подход: противоречие есть более общее понятие и, прежде всего - через социальное противоречие. Противоречия, противоположности, различия - это необходимые, но не достаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия перерастают в конфликт, когда начинают взаимодействовать силы, его носители. Итак, конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.[3]. Иначе говоря, это такой процесс, когда два (или более) индивида или группы выискивают пути с целью помешать друг другу для достижения намеченной цели, устранить удовлетворение интересов соперника или переменить его взгляды и социальные позиции. Социальный конфликт – это такой вид противостояния, когда стороны стараются захватить территорию или ресурсы, угрожают противодействием индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. В данном конфликте имеет место активность индивида или групп, неумышленно мешающие функционированию или наносящие ущерб другим людям (группам). В отечественной научной литературе более полно определил социальный конфликт, Е.М. Бабосов [13]: «Конфликт социальный (от лат. conflictus - столкновение) – это максимальный случай обострения социальных противоречий, который выражается в различных формах борьбы между индивидами и различными социальными обществами, с целью достижения экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, ослабление или устранение настоящего или мнимого соперника и не позволяющий ему добиться осуществления его интересов»[3]. «Конфликт социальный возникает и разрешается в конкретной социальной ситуации вследствие возникновения социальной проблемы, которая требует разрешения и обладает определенными причинами, своими социальными носителями (классы, нации, социальные группы и так далее), определенными функциями, длительностью и степенью остроты»[5]. Однако, данные определения, захватывая основную суть дела, не захватывают всех черт конфликта, как например его психологизма. Данная черта конфликта затронута в работе Ю.Г. Запрудского «Социальный конфликт»: «Социальный конфликт - это видимое или скрытое состояние противодействия объективно разных интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия реальному общественному порядку, а также особая форма исторического движения к новому социальному единству»[5]. Тут все верно, но очень масштабно и не затронуты конфликты более «низкого уровня»: бытовые, семейные, трудовые, которые также необходимо учитывать. Необходимо привести еще одно определение, В. Л. Сафьянова: «Конфликт в общении» - это насильственное межличностное соперничество с сознательным ущемлением нравственного достоинства и потребностей партнера»[6]. Конфликт, по мнению В. Л.Сафьянова, имеет место лишь тогда, когда ущемляется достоинство (как правило, насильственно) хотя бы одного из субъектов общения. Здесь конфликт отличается от противоречия, от борьбы противоположностей степенью ущемления нравственного достоинства. То есть подчеркнут, личностный, психологический аспект. Сегодня при изучении различных сфер общественной жизни исследователи часто применяют конфликтологический подход [14]. Большинство авторов, считающих конфликт нежелательным, видят его как разрушителя (или нарушителя) нормально функционирующей социальной системы. По их мнению, в своей первоначальной основе конфликт не характерен для системы и чаще исчерпывается тогда, когда появятся (или активизируются) те силы в системе, которые вернут ее в положение баланса и стабильности. Надо заметить, что конфликт – это стимул к возникновению институтов с целью поддержки устойчивости системы. Это: законодательная деятельность, принятые процедуры для решения различных споров, политические собрания, где партийные конфликты решаются в «войне слов», то есть в дебатах и дискуссиях, рынок, где интересы между покупателями и продавцами решаются с помощью сделок, и так далее. Из сказанного вытекает, что даже те специалисты, считающие конфликт явлением отрицательным, обнаруживают в нем некоторые положительные черты[14]. Другая научная традиция определяет конфликт «ни как отклоняющееся от нормы и преходящее явление, а как постоянный и даже необходимый компонент социальных отношений. Данная традиция имеет отношение к Аристотелю, Гоббсу, Гегелю, Марксу, Веберу. По их мнению, какого-либо дефицита в обществе недостаточно для возникновения конфликта; любой человек любой группы старается увеличить свою долю дефицитных ресурсов и, в случае необходимости, посредством других. А если среди искателей территорий и ресурсов прослеживается еще и борьба за лидерство, власть и престиж, тогда конфликт неизбежен. И в таком случае не будет аналогии с конфликтом за обладание материальными благами» где стороны могут сделать так, что доля каждого будет возрастать. «Для реального мира, - писал Р. Дарендорф, - необходимо пересечение различных взглядов, конфликтов, изменений. Именно конфликт и изменения дают людям свободу; без них свобода невозможна» [13]. Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru |
|