|
Курсовая работа по истории психологииКурсовая работа по истории психологии (500 руб.) Содержание Введение. 3 1. История психологии: предмет и этапы становления. 5 1.1. Предмет истории психологии. 5 1.2. Этапы становления истории психологии. 7 2. Концептуальные подходы и методы исследования в истории психологии. 14 2.1. Методы исследования в истории психологии. 14 2.2. Концептуальные подходы.. 21 Заключение. 29 Список использованной литературы.. 30 Актуальность темы исследования. В современной познавательной ситуации приметой времени становятся междисциплинарные исследования, совершающиеся на стыке наук, например психологии и истории. Однако взаимный интерес этих дисциплин имеет давнюю традицию. Психология и история пересекаются в различных познавательных плоскостях. Как история психологии: как и всякая наука, психология имеет собственную историю и для продвижения вперед должна время от времени осмысливать пройденный путь. И психология, и история относятся к сфере наук о человеке. Проблема изучения человека в мире, личности в истории выступает основанием, сближающим между собой психологию и исторические науки. История психологии как наука имеет свои этапы развития, свои методы изучения. В последние годы наблюдается явное оживление интереса к методологическим вопросам психологической науки и практики. Выходят многочисленные научные публикации, посвященные анализу методологических проблем психологии, издаются учебные пособия по методологической проблематике. История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики. Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто "собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека. Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнений. Объектом настоящей работы является понятие и предмет истории психологии. Предметом - методы исследования, применяемые в истории психологии. Цель исследования - изучить методы и концептуальные подходы истории психологии. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: - изучить предмет истории психологии; - описать этапы становления истории психологии; - изучить методы исследования в истории психологии; - описать концептуальные подходы в истории психологии. Структура настоящего исследования соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников. 1. История психологии: предмет и этапы становления 1.1. Предмет истории психологии Истории психологии присуще все существующие в настоящее время признаки науки. Объектом данной науки является психологическое знание. Предметом являются тенденции и закономерности процесса развития психологического знания. Истории психологии присущ отличный от иных наук язык, который выражается в системе понятий и категорий, к примеру, становление, генезис психологических идей, эволюция, становление и пр. Робинсон Д.Н. отмечал, что категории и понятия самой психологии и истории психологии во многом пересекаются, невозможно их существование друг без друга. Это является свидетельством их прочной связи, поскольку изучение сознания и психики невозможно без исторического анализа данной проблематики. [1] Задачей рассматриваемой науки является описание и воссоздание истории развития научной мысли, анализ появления и развития науки о психике человека, что дает связную и полную картину их развития. По мнению Лихи Т. история психологии - специальная область исследования, изучающая движение психологии на протяжении всего пути ее исторического развития. В данную область входит: - понимание существующих направлений и теорий психологии, современной ситуации в науке; - определение новых теорий и точек зрения на основе традиционных мнений и прошлых достижений.[2] История психологии изучает не саму психическую реальность, а представления о таковой. Ее задача, как отмечалось, - воссоздание истории развития психологической мысли, появления и развития науки о психике. По мнению Ждана А.Н. предмет истории психологии - это изучение становления конкретных представлений о психике на разных этапах развития научного знания. История психологии является отдельной, особой и независимой областью знаний, поэтому она, как и любая наука, имеет свой предмет. История психологии существовала и развивалась в разных странах в разные времена. Она описывает законы и факты, которые были открыты человеком.[3] Векилова С.А. отмечала, что любая научная деятельность имеет свою систему, которая состоит из трех аспектов: 1. Изучение и рассмотрение души. В рассматриваемом случае душа является тем основным принципом, который объясняет все происходящее с людьми; 2. Изучение и рассмотрение сознания человека. Сознанию в данном контексте присущи две функции: оно является объектом изучения и выступает так же как объяснительный принцип; 3. Изучение и рассмотрение поведения человека. Поведение называют новым, последним предметов всей психологической науки. Современная наука определяет тесную связь поведения и сознания человека, а так же с его деятельностью.[4] Согласно мнению Кольцова В.А, Олейник Ю.Н.в предмет истории психологии входит: - анализ появления и развития научного знания о психике с точки зрения научного подхода изучения представлений о психике живых существ на всех этапах эволюции; - анализ междисциплинарных связей между историей психологии и иными существующими науками; - появление знаний о социальных, культурных и идеологический влияниях; - анализ, изучение и развитие роли личности в процессе становления науки.[5] Таким образом, предмет истории психологии – это непосредственная деятельность людей, занимающихся познанием и развитием психического мира. Данная деятельность осуществляется в системе следующих координат: социальной, когнитивной и личностной.
1.2. Этапы становления истории психологии В качестве научных признаков науки у истории психологии можно выделить общие, особенные и частные закономерности. К общим закономерностям, присущим всему процессу развития психологического знания, следует отнести: дифференциацию психологического знания и его поступательное развитие; противодействие материалистических и идеалистических направлений в рамках психологических учений; зависимость эволюции психологического знания от экономических факторов, социально-политических условий, уровня и образа жизни народов и наций, состояния их культуры, естественнонаучных открытий, развитости рациональных и эмпирических средств познания психических явлений и сознания, личностного фактора и т.д. Малашкина М. выделяла особенные закономерности истории психологии, то ест закономерности, которые присущи отдельным регионам или эпохам. Они являются характеристикой развития научной мысли в определенных странах и периодах, например, в Германии или Франции в 20 веке. История психологии берет свое начало далеко в древности. Первые научные представления возникли еще в шестом веке до нашей эры. [6] Вся история психологии делится на два больших периода. Первый период предполагал развитие психологического знания в рамках науки философии и иных наук. Во втором периоде психология развивается как самостоятельная наука. По времени первый период охватывает почти 2,5 тысячи лет, второй период - немногим больше столетия. Марцинковская Т.Д. отмечала, что согласно временному фактору можно различать историю психологии 17 века, 18 века и так далее. Можно так же выделить этапы развития мировой и отечественной психологии. При этом историю развития российской психологической мысли рассматривают как составляющее мировой истории развития психологии. Само определении психологии как науки о душе существует уже более 20 веков. В 20 веке происходило очень быстрое изменение взглядов и мнений относительно предмета психологии. Некоторые из них существовали совеем недолго, не более 20 лет. [7] Психология прошла несколько этапов развития. 1. Донаучный период, который оканчивается в 7-6 в. до н.э., то есть еще до начала объективных исследований в области психологии, изучения психики, ее функций и содержания. В указанный период все представления о психике и о душе были основаны на легендах и мифах, религиозных верованиях, сказках, которые связывали душу человека с определенными животными - тотемами. 2. Второй период развития психологической науки начинается на рубеже 7-6 веков до н.э. В этот период психология развивается в рамках философии, поэтому данный период называют философским. Его длительность определяется довольно условно. Предполагают, что данный период длится до появления самой первой психологической школы - ассоцианизма, и появления психологической терминологии, которая отличалась от существующей философской и терминологии естествознания. При этом иногда появление психологии как самостоятельной науки связывается с началом развития экспериментальной психологии, основателем которой является В. Вундт. По мнению Х. Мортона психология как самостоятельная наука выделилась намного раньше, после осознания независимости ее предмета и положения в системе иных наук. Она являлась и естественной и гуманитарной наукой одновременно, изучала внешние и внутренние проявления психики человека. [8] Самостоятельный характер психологии как науки был отмечен с появлением ее в институтах как изучаемой дисциплины в 18-19 веках. Поэтому правильным является утверждение о том, что психология как наука появилась именно в этот период. По мнению Шульц Д. и Шульц С. период существования науки психологии как самостоятельной дисциплины значительно короче, чем ее существование в рамках иных наук, в том числе и философии. [9] В процессе своего развития психология претерпевала множественные изменения, многие из них являются существенными. Изменениям подвергался и ее предмет, и содержание психологических исследований, а так же ее взаимоотношения с иными науками. Длительное время предмет психологии как науки составляла душа человека, но на протяжении периодов ее развития в понятие души вкладывались различные содержания. Как отмечает Лучинин А.С., в античные времена душа считалась первоосновой тела, основой мира, являлась составляющим всего сущего. Главным назначением души считалось придание материальному телу активности, поскольку в те времена ученые-психологи считали, что тело само по себе является инертной массой, которой движет именно душа.[10] Считалось, что душа так же руководит активностью человека, то есть определяет его поступки. Со временем функцией души стало называться познание, а к исследованиям активности прибавились и исследования этапов познания. Со временем исследования познания стали одной из важнейших проблем психологии как науки. По мнению Кочетковой Т.Н. в средневековье душа изучалась в первую очередь богословием, что в значительной степени снижало возможность ее познания с научной точки зрения. Формально предмет психологии как науки не изменился, но фактически в область изучения психологии входило изучение особенностей различной активности тела, изучение особенностей процесса познания, в первую очередь, чувственного познания. [11] Волевые моменты в поведении, его регулятивная функция, логическое мышление считались прерогативой воли божьей, а не самой материальной души человека. В последующем психология как наука была избавлена от влияния богословия. Наука становилась более объективной, не сакральной, рациональной, то есть стала основываться на доказательствах и разуме, а не на верованиях. По мнению Климова Е. А. и Носковой О. Г.Проблема определения предмета психологии снова становится актуальной. В этот период еще невозможно было отказаться от божественного подхода к определению души. Поэтому психология как наука поменяла свой предмет и стала наукой о сознании человека, о его содержании и особенностях его формирования. Это и стало причинной отделения предмета психологии от предмета богословия при исследовании понятия и функций человеческой души. [12] По мнению Левченко Е.В. этот переход стал причиной того, что к 18 веку предметом психологии как науки стали процессы познания, а эмоциональные процессы, поведение человека, личность и ее развитие в предмет данной науки не вошли. такой поворот в начале произвел положительный эффект, поскольку психология получила возможность избавиться от влияния на нее богословия, стать объективной а в последующем и экспериментальной наукой. Этот факт так же стал причиной выделения психологии как самостоятельной науки, отграничения ее предмета от предмета философии. Но, рассматриваемый подход был так же препятствием к дальнейшему развитию психологии, поэтому в последующем он был пересмотрен. [13]
[1]Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - 590 с. [2]Лихи Т. История современной психологии. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008 г. - 448 с. [3]Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2009 г. - 576 с. [4]Векилова С.А. История психологии. - М. : ACT; СПб.: Сова, 2009 г. - 156 с. [5]Кольцова В.А, Олейник Ю.Н. Учебное пособие по истории психологии. - М.: 2009 г. - 220 с. [6]Малашкина М. Популярная история психологии. - М.: Вече, 2012. — 480 с. [7]Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 544 с. [8]Хант Мортон. История психологии. Пер. с англ. А.В. Александровой. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 863 с. [9]Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. - Издательство "Евразия", Санкт-Петербург, 2012 - 533 с. [10]Лучинин А.С. История психологии: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с. [11]Кочеткова Т.Н. Взгляд К.Д. Кавелина на развитие психологии. - Социально-гуманитарный вестник Юга России. - № 11(19). - 2011. - С. 85-93. [12]Климов Е. А., Носкова О. Г. Метод логической реконструкции в истории психологии // Современная психология: состояние и перспективы исследования: методологические проблемы историко-психологического исследования. - М.: ИП РАН, 2002. [13]Левченко Е.В. К истокам психологии. - Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (24 апреля 2012 г.). - Перьмь. ПГНИУ. 2012. – 190 с. Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru |
|