Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Курсовая работа по истории психологии

Курсовая работа по истории психологии (500 руб.)

Содержание 

Введение. 3

1. История психологии: предмет и этапы становления. 5

1.1. Предмет истории психологии. 5

1.2. Этапы становления истории психологии. 7

2. Концептуальные подходы и методы исследования в истории психологии. 14

2.1. Методы исследования  в  истории психологии. 14

2.2. Концептуальные подходы.. 21

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 30

Введение

  Актуальность темы исследования. В современной познавательной ситуации приметой времени становятся междисциплинарные исследования, совершающиеся на стыке наук, например психологии и истории. Однако взаимный интерес этих дисциплин имеет давнюю традицию. Психология и история пересекаются в различных познавательных плоскостях. Как история психологии: как и всякая наука, психология имеет собственную историю и для продвижения вперед должна время от времени осмысливать пройденный путь.

И психология, и история относятся к сфере наук о человеке. Проблема изучения человека в мире, личности в истории выступает основанием, сближающим между собой психологию и исторические науки.

История психологии как наука имеет свои этапы развития, свои методы изучения. В последние годы наблюдается явное оживление интереса к методологическим вопросам психологической науки и практики. Выходят многочисленные научные публикации, посвященные анализу методологических проблем психологии, издаются учебные пособия по методологической проблематике.

История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.

Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто "собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека.

Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнений.

Объектом настоящей работы является понятие и предмет истории психологии.

Предметом -  методы исследования, применяемые в истории психологии.

Цель исследования - изучить методы и концептуальные подходы истории психологии.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

-  изучить предмет истории психологии;

-  описать этапы становления истории психологии;

- изучить методы исследования в истории психологии;

-  описать концептуальные подходы в истории психологии.

Структура настоящего исследования соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

1. История психологии: предмет и этапы становления 

1.1. Предмет истории психологии 

Истории психологии присуще все существующие в настоящее время признаки науки.

Объектом данной науки  является психологическое знание.

Предметом являются тенденции и закономерности процесса развития психологического знания.

Истории психологии присущ отличный от иных наук язык, который выражается в системе понятий и категорий, к примеру,  становление, генезис психологических идей, эволюция, становление и пр.

Робинсон Д.Н. отмечал, что категории и понятия самой психологии и истории психологии  во многом пересекаются, невозможно их существование друг без друга. Это является свидетельством их прочной связи, поскольку изучение сознания и психики невозможно без исторического анализа данной проблематики. [1]

Задачей рассматриваемой науки  является описание и воссоздание истории развития научной мысли, анализ появления и развития науки о психике человека, что дает  связную и полную картину их развития.

По мнению Лихи Т. история психологии  - специальная область исследования, изучающая движение психологии на протяжении всего пути ее исторического развития. В данную область входит:

-  понимание существующих направлений и теорий  психологии, современной ситуации в науке;

-  определение новых теорий и точек зрения на основе традиционных мнений и прошлых достижений.[2]

История психологии изучает не саму психическую реальность, а представления о таковой. Ее задача, как отмечалось, -  воссоздание истории развития психологической мысли, появления и развития науки о психике.

По мнению Ждана А.Н. предмет истории психологии  - это изучение становления конкретных представлений о психике на разных этапах развития  научного знания. История психологии является отдельной, особой и независимой областью знаний, поэтому она, как и любая наука, имеет свой предмет. История психологии существовала и развивалась  в разных странах в разные времена. Она описывает законы и факты, которые были открыты человеком.[3]

Векилова С.А. отмечала, что любая научная деятельность  имеет свою систему, которая состоит из трех аспектов:

1.  Изучение и рассмотрение души. В рассматриваемом случае  душа является тем основным принципом, который объясняет все происходящее с людьми;

2. Изучение и рассмотрение сознания человека. Сознанию в данном контексте присущи две функции:  оно является объектом изучения и выступает так же как объяснительный принцип;

3.  Изучение и рассмотрение поведения человека. Поведение называют новым, последним предметов всей психологической науки.  Современная наука  определяет тесную связь поведения и сознания человека, а так же с его деятельностью.[4]

Согласно мнению Кольцова В.А, Олейник Ю.Н.в предмет истории психологии входит:

- анализ появления и развития   научного знания о психике с точки зрения научного подхода изучения представлений о психике живых существ на всех этапах эволюции;

- анализ междисциплинарных связей между историей психологии и иными существующими науками;

-  появление знаний о социальных, культурных и идеологический влияниях;

- анализ, изучение и развитие роли личности в процессе становления науки.[5]

Таким образом, предмет истории психологии – это непосредственная деятельность людей, занимающихся познанием и развитием психического мира. Данная деятельность осуществляется в системе следующих координат: социальной, когнитивной и личностной.

 

1.2. Этапы становления истории психологии 

В качестве научных признаков науки у истории психологии можно выделить общие, особенные и частные закономерности. К общим закономерностям, присущим всему процессу развития психологического знания, следует отнести: дифференциацию психологического знания и его поступательное развитие; противодействие материалистических и идеалистических направлений в рамках психологических учений; зависимость эволюции психологического знания от экономических факторов, социально-политических условий, уровня и образа жизни народов и наций, состояния их культуры, естественнонаучных открытий, развитости рациональных и эмпирических средств познания психических явлений и сознания, личностного фактора и т.д.

Малашкина М.  выделяла особенные закономерности истории психологии, то ест закономерности, которые присущи  отдельным регионам или эпохам. Они являются характеристикой развития научной мысли в определенных странах и периодах, например, в Германии или Франции в 20 веке.

История психологии берет свое начало далеко в древности. Первые научные представления возникли еще в шестом веке до нашей эры. [6]

Вся история психологии делится на два больших периода.

Первый период предполагал развитие психологического знания в рамках науки философии и иных наук. Во втором периоде  психология развивается как самостоятельная наука. По времени первый период охватывает почти 2,5 тысячи лет, второй период - немногим больше столетия.

Марцинковская Т.Д. отмечала, что согласно временному фактору можно различать историю психологии 17 века, 18 века и так далее. Можно так же выделить этапы развития мировой и отечественной психологии.  При этом  историю развития российской психологической мысли рассматривают как составляющее мировой истории развития психологии.

Само определении психологии как науки  о душе существует уже  более 20 веков. В 20 веке происходило очень быстрое изменение взглядов и мнений относительно предмета психологии. Некоторые из них существовали совеем недолго, не более 20 лет. [7]

Психология прошла несколько этапов развития.

1. Донаучный период, который оканчивается в 7-6 в. до н.э., то есть еще до начала объективных исследований  в области психологии, изучения психики, ее функций и содержания. В указанный период все представления о психике и о душе были основаны на легендах и мифах, религиозных верованиях, сказках, которые связывали душу человека с определенными животными - тотемами.

2. Второй период развития психологической науки начинается на рубеже 7-6 веков до н.э. В этот период психология развивается в рамках философии, поэтому данный период называют философским. Его длительность определяется довольно условно. Предполагают, что данный период длится до появления самой первой психологической школы - ассоцианизма, и появления психологической терминологии, которая отличалась от существующей философской и терминологии естествознания.

При этом иногда  появление психологии как самостоятельной науки связывается с началом развития  экспериментальной психологии, основателем которой является В. Вундт.

По мнению Х. Мортона психология как самостоятельная наука  выделилась намного раньше, после осознания независимости ее предмета и положения в системе иных наук. Она являлась и естественной и гуманитарной наукой одновременно, изучала внешние и внутренние проявления психики человека. [8]

Самостоятельный характер психологии как науки был отмечен с появлением ее в институтах как изучаемой дисциплины в 18-19 веках. Поэтому правильным является утверждение о том, что психология как наука появилась именно в этот период.

По мнению Шульц Д. и Шульц С.  период существования науки психологии как самостоятельной дисциплины значительно короче, чем ее существование в рамках иных наук, в том числе и философии. [9]

В процессе своего развития психология претерпевала множественные изменения, многие из них являются существенными.

Изменениям подвергался и ее предмет,  и содержание психологических исследований, а так же ее взаимоотношения с иными науками.  Длительное время предмет психологии как науки составляла душа человека, но на протяжении периодов ее развития в понятие души вкладывались различные содержания.

Как отмечает Лучинин А.С., в античные времена душа считалась первоосновой тела, основой мира, являлась  составляющим всего сущего. Главным назначением души считалось придание материальному телу активности, поскольку в те времена ученые-психологи считали, что  тело  само по себе является инертной массой, которой движет именно душа.[10]

Считалось, что душа так же руководит активностью человека, то есть определяет его поступки.  Со временем  функцией души стало называться познание, а к исследованиям активности прибавились и исследования  этапов познания. Со временем  исследования познания стали одной из важнейших проблем психологии как науки.

По мнению Кочетковой Т.Н. в средневековье душа изучалась в первую очередь богословием, что в значительной степени снижало возможность ее познания с научной точки зрения. Формально предмет психологии как науки не изменился, но фактически  в область изучения психологии входило изучение особенностей различной активности тела, изучение особенностей процесса познания, в первую очередь, чувственного познания. [11]

Волевые моменты в поведении, его регулятивная функция, логическое мышление считались  прерогативой воли божьей, а не самой материальной души человека.

В  последующем психология как наука была избавлена от  влияния богословия. Наука становилась более объективной,  не сакральной, рациональной, то есть стала основываться на доказательствах и разуме, а не на верованиях.

По мнению Климова Е. А. и Носковой О. Г.Проблема определения предмета психологии  снова становится актуальной. В этот период еще невозможно было отказаться от   божественного подхода к определению души. Поэтому психология как наука поменяла свой предмет и стала наукой о сознании человека, о его содержании и особенностях его формирования. Это и стало причинной отделения предмета психологии от предмета богословия при исследовании  понятия и функций человеческой души. [12]

По мнению Левченко Е.В.  этот переход стал причиной того, что  к 18 веку предметом психологии как науки стали процессы познания, а эмоциональные процессы, поведение человека, личность и ее развитие в предмет данной науки не вошли. такой поворот в начале  произвел положительный эффект, поскольку психология получила возможность избавиться от влияния на нее богословия, стать объективной а в последующем и экспериментальной наукой. Этот факт так же стал причиной выделения психологии как самостоятельной науки, отграничения ее предмета от предмета философии. Но, рассматриваемый подход был так же препятствием к дальнейшему развитию психологии, поэтому в последующем он был пересмотрен. [13]

 

 

[1]Робинсон Д.Н. Интеллектуальная история психологии. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - 590 с.

[2]Лихи Т. История современной психологии. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008 г. - 448 с.

[3]Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2009 г. - 576 с.

[4]Векилова С.А. История психологии. - М. : ACT; СПб.: Сова, 2009 г. - 156 с.

[5]Кольцова В.А, Олейник Ю.Н. Учебное пособие по истории психологии. - М.: 2009 г. - 220 с.

[6]Малашкина М. Популярная история психологии. - М.: Вече, 2012. — 480 с.

[7]Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 544 с.

[8]Хант Мортон. История психологии. Пер. с англ. А.В. Александровой. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 863 с.

[9]Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. - Издательство "Евразия", Санкт-Петербург, 2012 - 533 с.

[10]Лучинин А.С. История психологии: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

[11]Кочеткова Т.Н. Взгляд К.Д. Кавелина на развитие психологии. - Социально-гуманитарный вестник Юга России. - № 11(19). -  2011. - С. 85-93.

[12]Климов Е. А., Носкова О. Г. Метод логической реконструкции в истории психологии // Современная психология: состояние и перспективы исследования: методологические проблемы историко-психологического исследования.  - М.: ИП РАН, 2002.

[13]Левченко Е.В. К истокам психологии. - Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (24 апреля 2012 г.). - Перьмь. ПГНИУ. 2012. – 190 с.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса