Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Курсовая работа "Формирование мотивации младших школьников"

Курсовая работа "Формирование мотивации младших школьников" (500 руб.)

Оглавление

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1.Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников.......................................................................................................................... 6

1.1. Общее понятие о мотивации. Подходы к её структуре и содержанию. 6

1.2. Основные особенности формирования учебной мотивации младших школьников........................................................................................................................ 12

1.3.Психологические принципы и пути формирования мотивации учения школьников........................................................................................................................ 17

Глава 2. Способы изучения мотивации у младших школьников............... 24

2.1 Система работы учителя по формированию мотивации учения у школьников       24

2.2 Условия эффективности формирования мотивации учения у младших школьников........................................................................................................................ 28

Заключение.................................................................................................... 33

Список использованной литературы........................................................... 34

   В отечественной психологии под мотивацией принято понимать сложный многоуровневый регулятор деятельности  человека. Высший уровень этой регуляции - сознательно-волевой. В.Г. Асеевым приводится следующее: «…мотивационная сфера человека представляет собой достаточно сложную структуру, чем некий ряд заданных мотивационных постоянных. Она должна описываться очень широкой областью, в которой есть установки, и текущие актуальные стремления, и сфера идеального, не являющаяся актуально действующей, но выполняющая важную роль, давая человеку перспективы в дальнейшем развитии его побуждений, без которых насущные заботы потеряют свое значение»[1]. Сказанное даёт возможность дать следующее определение: мотивация - это сложная, неоднородная, многоуровневая система побудителей (потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.). С другой стороны можно заявить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре. Исследователями определяется мотивация как отдельный мотив, как единая система мотивов и как особая сфера, которая включает потребности, мотивы, цели, интересы.

 Содержание понятия «мотива» соотносится либо с потребностями (Ж. Ньютенн, А. Маслоу), либо с переживаниями этой потребности и их удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметами потребностей. Так, в рамках теории деятельности А.Н. Леонтьева «мотив» применяется не для «обозначения переживаний потребностей, но как название того объективного, в чем данные потребности детализируются в конкретных обстоятельствах и на что направлена деятельность, то, что к ней побуждает»[2] [17, С.225]. Заметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» состоит в качестве внутренних мотивов, входящих в структуру самой деятельности.

 Наиболее содержательным можно назвать определение, данное одним Л.И. Божович. В качестве мотива может выступить предмет внешнего мира, представление, идея, чувство и переживание, проще говоря, всё, где находит воплощение потребность. Такое определение мотива позволяет обойти многие противоречия в его объяснении, где объединяется энергетическая, динамическая и содержательная составляющая. При этом следует подчеркнуть, что понятие «мотив» уже понятия «мотивация», выступающее в качестве сложного механизма соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности.

 Значительно шире понятие «мотивационная сфера», включающая аффективный и волевой компонент личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. Общепсихологический контекст мотивации даёт представление о сложном объединении, «сплаве» движущих сил поведения, определяемый в виде потребности, интереса, включения, цели, идеала, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность.

 Под мотивационной сферой или мотивацией в широком смысле слова с этой точки зрения понимают стержень личности, который «стягивает» такие ее признаки, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

 Продуктивными в изучении мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.И. Савонько) выступают представления о мотивации как о сложной системе, включающая определенную структурную иерархию. При этом под структурой понимается достаточно стойкое единство компонентов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Анализируя структуру мотивации, В.Г. Асеев выделил в ней:

 - единство процессуальных и дискретных характеристик;

 - двухмодальное, т.е. положительные и отрицательные основания ее составляющих.

 Существенными для исследований структуры мотивации стали выделенные Б.И. Додоновым ее четыре структурных компонента: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент - «гедоническая» мотивация, остальные три как её целевые направления. Вместе с тем в первом и втором выявляются направленность, ориентация на саму деятельность (ее процесс и результат), выступая как внутренние по отношению к ней, а третий и четвертый выделяют внешние (отрицательные и положительные в отношении к деятельности) факторы влияния. Существенно и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж. Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Отметим, что подобное структурное представление мотивационных составляющих, соотнесенное со структурой учебной деятельности, оказалось очень продуктивным.

[1] Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 2005. С.122.

[2] Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса