Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Курсовая работа "Основные психологические теории внимания"

Курсовая работа "Основные психологические теории внимания" (500 руб.)

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Определение внимания, его основные характеристики. 5

1.1 Определение внимания, основные подходы.. 5

1.2 Свойства и виды внимания. 13

Глава 2. Основные теории внимания. 18

2.1 Моторная теория внимания Т. Рибо. 18

2.2 Моторная теория внимания Н.Н. Ланге. 22

2. 3 Определение доминанты А.А. Ухтомского. 24

2. 4 Теоретическая концепция внимания П.Я. Гальперина. 27

2.5Теория внимания Л.С. Выготско. 31

2.6. Проблема воспитания внимания в работах Н.Ф.Добрынина. 33

Заключение. 35

Список использованной литературы.. 37

То что между вниманием и движением присутствует некая связь писал в своих работах Н.Н. Ланге. Он утверждал, что движения не просто включены в акт внимания, а обусловливают его, делают внимание возможным.

Теория Н.Н. Ланге - уже собственно моторная, или эффекторная. Внимание в ней является не особым состоянием сознания, обеспечивающееся с помощью двигательных приспособлений организма - «целесообразная реакция организма, которая моментально улучшает условия восприятия». Эта реакция организма может быть как биологически целесообразной, эволюционно полезной, так и сообразной собственным целям познающего субъекта - произвольной.

По типу реакции, «улучшающей условия восприятия», Н.Н. Ланге выделяет три вида внимания, в каждом из которых движение определенного типа занимает важное место.

Рефлективное внимание является автоматической настройкой органов чувств в ответ на появление какого-либо значимого стимула. Это разнообразные мышечные реакции организма, среди которых можно выделить аккомодацию хрусталика, помогает приспособить глаз к лучшему видению объекта, рефлекторный поворот головы в сторону, откуда слышны звуки и другие.[1]

Инстинктивное внимание связано с определенной эмоцией, или «инстинктивным влечением», которое встраивается между ощущением и движением. Подобные эмоции вызываются видоспецифичным классом объектов и как правило влекут за собой ряд целесообразных движений. Однако об их цели познающий субъект не задумывается.

Инстинктивное внимание основано на эмоциях любопытства или удивления при появлении чего-то нового и незнакомого. Эти эмоции характерны уже для животных, и чем более высоко развито животное, тем более оно любопытно. Появление нового и необычного объекта вызывает инстинктивное влечение лучше изучить его, сделать более привычным и понятным. Такое влечение, по мнению Н.Н.Ланге, обладает двумя классами средств.[2]

I. Средства улучшения внешнего восприятия -- выразительные движения. Эти движения связаны уже не только с настройкой органа чувств, соответствующего воздействию, что характерно для рефлекторного внимания, но и с подстройкой всего тела, которая позволяет лучше воспринять объект внимания. Это и приближение к объекту внимания, и вытягивание к нему головы, и задержка дыхания, и многие другие движения.

II. Внутренние (психические) средства, способствующие тому, что странный и необычный объект будет признан знакомым, а следовательно, понятным. Понимание воспринятого объекта также может удовлетворить любопытство и достигается отысканием в прошлом опыте сходных с ним или объясняющих его представлений.

3. Волевое внимание предполагает, что цель познавательного акта, который предстоит осуществить, заранее известна познающему субъекту, но достижение ее не обеспечено врожденными видотипическими реакциями. Если цель ясна, то должен существовать и предварительный образ того объекта, который необходимо обследовать или помыслить, -- «предварительное знание» о нем, как говорил Н.Н. Ланге, или «преперцепция» в терминологии У. Джемса. Исходно этот образ бледен и схематичен (Н.Н. Ланге называл его «значковым»), поэтому нет никакого противоречия в том, что цель познавательного акта дана заранее. Смысл этого акта в том, чтобы придать исходному представлению большую степень яркости и интенсивности. Но усилить интенсивность образа можно только за счет движений, единственно доступных волевому управлению. Следовательно, акт волевого внимания тоже оказывается сугубо двигательным. Более того, чувство усилия, всегда сопровождающее акт волевого внимания, тоже обусловлено именно двигательными компонентами этого акта.[3]

Итак, Н.Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.

3. Внимание как результат эмоции.

4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя.

7. Теория нервного подавления

человек восприятие доминант

 

 

[1] Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков. –СПб.: Питер, 2003.  - С. 56

[2] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М., 2000. - С. 168

[3] Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. С. 297


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса