Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Курсовая работа "Потребительское поведение москвичек на рынке модной одежды (на примере VIP-зоны ТД

Курсовая работа "Потребительское поведение москвичек на рынке модной одежды (на примере VIP-зоны ТД ЦУМ)"

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Потребительское поведение: понятие, основные закономерности, гендерный аспект.......................................................................................................................... 7

1.1. Понятие и функции потребительского поведения в социологической науке        7

1.2. Гендерные особенности потребительского поведения...................... 13

2. Исследование потребительского поведения москвичек на рынке модной одежды на примере VIP-зоны ТД ЦУМ......................................................................... 20

2.1. Описание методики исследования...................................................... 20

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования......................... 26

Заключение.................................................................................................... 34

Список использованной литературы........................................................... 36

Первыми учеными, отказавшимися от этого подхода, были маржиналисты (Д.Б. Кларк, А. Маршалл). На первый план ими выдвигалось понятие «суверенный потребитель», которое интерпретировалось как относительно независимое от структуры производства и интересов производителей, вынужденных подчиняться требованиям спроса[1]. В рамках неоклассической экономической теории (Й. Шумпетер) потребительское по- ведение «экономического человека» рассматривалось через систему постулатов, включающих следующие: его действия подчинялись одному главенствующему утилитаристскому мотиву – эгоистическому стремлению к собственному благу, выражаемому в максимизации полезности; «экономический человек», выступающий в роли потребителя, имел чет- ко определенные потребности, которые фактически не ограничивались ничем, кроме имеющихся ресурсов; потребитель демонстрировал явную устойчивость предпочтений, обусловленную рациональностью принимаемых им решений; в каждом акте потребительского выбора «экономический человек» демонстрировал свою автономию. Он принимал решение независимо от выбора других потребителей и от своего прошлого опыта.

В дальнейшем экономисты выработали некоторые альтернативные взгляды, касающиеся социальных элементов потребительского поведения. Так, Дж. Дьюзенберри показывает, что потребители связывают свои возможности с потреблением других, более обеспеченных групп, которые тем самым оказывают на них постоянное культурное давление, вынуждающее наращивать объемы потребления. Х. Лейбенстайн отмечает масштабы и характер потребления, не просто отражающих сложившееся в обществе неравенство в распределении ресурсов, но становящихся средством, активно производящим это социальное неравенство. Т. Веблен указывает на факт поддержания или повышения потребителем при принятии им решения своих статусных позиций, наделяемых определенным уровнем престижа.

Социологический подход, по мнению ряда авторов, рассматривает потребление как компонент образа жизни наряду с другими. Социологический подход в данном случае «изучает условия, ситуации, социокультурные институты и социальные субъекты, которые реализуют свои интересы, в том числе экономические». Как подчеркивает В.И. Верховин, «предмет внимания социолога – модели социального поведения связанные с применением и интерпретацией принципа максимизации результата и минимизации затрат, а также те институты, которые делают возможным или существенно лимитирующим применение экономических ресурсов»[2].

У В.И. Верховина исследование потребительского поведения является синтезом как воспроизводственного, так и маркетингового подходов. С одной стороны, он выделяет в потребительском поведении центральный элемент – извлечение полезных свойств потребительских благ. В процессе потребления они преобразуются различным образом в новые ресурсы, которые при определенных условиях включаются в экономический оборот. С другой стороны, В.И. Верховин выделяет ряд фаз, которые отражают особенности потребительского поведения: собственно потребление, покупательское поведение, информационно-поисковое поведение, хозяйственное поведение, адаптивное поведение, распределительное поведение, функциональное поведение, сберегательное поведение.

Как видим, понимание В.И. Верховиным потребительского поведения не ограничивается рассмотрением лишь поведения в сфере потребления, а включает в себя также поведение как предшествующее покупке и потреблению, так и следующее за ними.

Поведение потребителей важно рассматривать в контексте социальных отношений, описываемых моделью «homosociologic», основными характеристиками которой являются:


–                   обусловленность поведения социокультурными условиями;


–                   невозможность выработки рациональной схемы поведения человека: единичные действия человека могут отличаться спонтанностью и непредсказуемостью. 

Социальные ориентиры потребительского поведения отражают представления людей о своем месте в социальном пространстве и предполагают определенную систему действий, направленных на поддержание либо изменение существующего положения. Таким образом, они составляют основу «потребительской идеологии» и координируют действия в сфере потребления.

Теория потребительского поведения вбирает в себя подходы и методы других, казалось бы, далеко отстоящих отраслей знания. Например, были аккумулированы идеи французских ученых П. Бурдье и Ж. Бодрийяра, раскрывающие проблемы символического потребления, культурной идентификации.

«Экономико-социологический человек» П. Бурдье на основе своих индивидуальных вкусов, выражающих классовые позиции, конструирует стиль жизни, позволяющий дистанцироваться от других классов и поддерживать их субординацию.

В постмодернистической теории потребления наиболее заметная роль принадлежит Жану Бодрийяру. Так, по его мнению, потребительское поведение не может сводиться лишь к обладанию определенным товаром или услугой, оно превращается в сферу самовыражения человека, основанного на развитии навыков ориентации в современном потребительском рынке, умении конструировать с его помощью образ своего «Я». Доказывая свою точку зрения, он пишет: «Потребление – это не пассивное состояние поглощения и присвоения, которое противопоставляют активному состоянию производства, чтобы уравновесить, таким образом, две наивные схемы человеческого поведения»[3]. Потребление продуктов и услуг, таким образом, не просто базируется на следовании принятым в обществе культурным образцам, а превращается в творческий процесс, в сферу когнитивной, эстетической рефлективности, в которой человек погружен в процесс интерпретации знаковой системы и интенсивную циркуляцию социальных предпочтений на всех ступенях общества. По мнению Ж. Бодрийяра, это не приводит к полному уничтожению классового неравенства, но переходит в более тонкую форму «культурной сегрегации».

Ж. Бодрийяр считает потребление не материальной практикой, а «деятельностью по манипулированию знаками», которыми становятся вещи, маркирующие социальные страты[4]. Таким образом, вполне очевидно, что потребление следует рассматривать в широком социальном контексте.

Таким образом, в социологии общество и его изменения до неузнаваемости трансформировали процесс потребления. Из пассивного удовлетворения потребностей он модифицировался в творческую деятельность, включающую мотивы действия при выборе того или иного товара, специфику рационального и нерационального действия в потреблении, проявление автономии потребителем при межличностном взаимодействии, следование культурным ценностям в процессе формирования вкуса.

На потребительское поведение влияют такие персональные характеристики покупателя, как пол, возраст и этапы жизненного цикла, образование, род занятий и экономическое положение, стиль жизни, особенности характера и самооценки.

Особенно важной в группе личностных факторов является проблема рациональности и нерациональности потребления. В понятиях рационального действия можно определить далеко не все потребительские практики. Существует много правдоподобных причин того, что поведение потребителя отличалось недостатком рациональности. Из их ряда выпадают, например, импульсивные покупки, а также потребление под воздействием пристрастия и привычек, которые могут вредить здоровью, но от которых, даже зная их пагубные воздействия, он не в силах отказаться. Т. Скитовский дает пример результата таких процессов: «...потворство слабостям приводит позже к похмелью или к желудочной боли»[5]. Вторым важным источником может быть случайный конфликт между инстинктом и удовлетворением. Инстинктивное поведение не всегда приносит величайшее удовольствие, и если это так, то для получения большого удовлетворения требуется идти против своих инстинктов, проявляя самодисциплину и искушенность в житейских делах. Например, самая простая пища приносит большое удовольствие, если ты голоден. Третья причина, по которой потребитель ведет себя нерационально, заключается в том, что приобретенный конкретным потребителем товар требует навыков, которые приходят не просто так. Дискомфорта при выработке навыков не избежать, и он наступает сразу, а удовольствие от умелого потребления отдалено во времени, сомнительно, поэтому им будут пренебрегать, а опыт рационального потребления в будущем не будет накапливаться[6].

 

[1]Василенко И.В. Потребительское поведение как социальный феномен // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2008. - № 1. - С. 83-85. 

[2]Верховин В.И. История экономической социологии: мир идей. М.: Изд-во «ИМТ», 1998. С. 127–261.

[3]Бодрийяр Ж. Система вещей. – М. : Рудимино, 1999. С. 212. 

[4] Бодрийяр Ж. Символический обменилисмерть. М., 2000. С. 177–182.

[5]Цит. по: Василенко И.В. Потребительское поведение как социальный феномен // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2008. - № 1. - С. 83-85.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса