Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Курсовая работа "Женщина-редактор в дореволюционной России"




Курсовая работа "Женщина-редактор в дореволюционной России" (500 руб.)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3

1. ПОНЯТИЕ, РАЗВИТИЕ РЕДАКТИРОВАНИЯ И РЕДАКТОРЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ....................................................................................5

    1. Понятие редактирования. Обязанности редактора................................5

    2. Редактирование в дореволюционной России.........................................8

1.3 Редакторы в дореволюционной России.................................................11

Вывод к главе 1..............................................................................................15

2. ЖЕНСКОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ. ЖЕНЩИНЫ-РЕДАКТОРЫ.......................................................17

2.1 Положение женщин в дореволюционной России.................................17

2.2 Женщины-редакторы в дореволюционной России..............................23

Вывод к главе 2..............................................................................................32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................34

Журналистика появилась в середине семнадцатого века и почти с самого начала женская пресса, и пресса, под руководством женщин, обладала скромным местом в мире периодической печати. На то были свои причины — женщины были малограмотны, у них не было возможности диктовать свои потребности и участвовать в общественной жизни. Долгое время женщины были домашней вещью или прислугой. Смыслом их жизни должна была быть семья и дети.

Однако постепенное представление слабого пола в истории привело к осознанию места и роли женщин в процессах воспроизводства и функционирования в социальной системе. Бесправные и угнетённые как в обществе, так и в семье, женщины не имели доступа к образованию, к получению квалификации, не могли участвовать в политической и культурной жизни. Женщинам запрещалось занимать канцелярские и другие должности в правительственных учреждениях. Женщина больше подвергалась риску быть арестованной за то, что посмела сделать что-либо, свойственное лишь мужчинам. Но постепенно начала появляться потребность в женских публикациях и изданиях, которыми руководили бы именно женщины, которые и тогда были вынуждены брать мужские псевдонимы или не называться вовсе. Формальное же редакторство для женщин и вовсе исключалось законом.

Так, например Мария Константиновна Цебрикова, педагог, издатель, писатель и редактор старалась помочь русским девушкам получить образование, вместо «кухонного огонька», как она выражалась, засветить огонь служения науке, обществу, искусству. Цебрикова главным в своей жизни считала "женское дело". Это было основным вопросом, вся её литературная деятельность была посвящена одной женской проблеме. Статья «Наши бабушки» – первое обращение Цебриковой к женскому вопросу. В этой статье она провела разбор женских образов романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Вот цитата из статьи: «Героини Л. Н. Толстого – Наташа, Мари, маленькая княгиня Лиза – завещали своим дочерям любовь, беззаветную преданность, самоотвержение, умение очаровывать, мир гостиных и мир семьи. Они воспитаны в сознании, что их удел – любить, мужчина – и цель, и смысл всей их жизни. У женщин нет своей жизни, они всю свою жизненную энергию направляют на поиски любви и создание семьи.» В этой статье она вскрывает консервативность автора в женском вопросе и характеризует его, как «писателя … глубоко проникнутого семейным началом».

Поэтому, как мы можем понять, в центре её литературных интересов было положение русской женщины в обществе, борьба за её освобождение, за высшее женское образование. Она много писала об их бедственном положении.

Например, в статье «Женские типы Шпильгагена» Цебрикова отмечала: «Всё воспитание женщин направлено на то, чтобы превратить их в неземных, чистых созданий. Заботливые родители подавляют в девочках проблески самобытности, внушают покорность и кротость, заглушают их стремление стать чем-то иным, кроме «благоуханного цветка».

А в статье «Гуманный защитник женских прав», она пишет об обреченности женщины: «Дочь живёт под постоянным контролем родителей, без их воли она не может решить свою судьбу, а освободить её от опеки может только замужество или смерть. Вступая в брак, она превращается в собственность мужа, а если девушка изъявляет желание жить самостоятельно или развестись с мужем, то общество заклеймит её позором. Подчинённость женщины завещана всем прошлым человека, освящена религией, скреплена законом, укоренилась глубоко в нравах общества».

Цебрикова писала о том, что должно было взволновать общественность, не собираясь смягчать свои мысли, оттого, некоторые её статьи в «Отечественных записках» были настолько остры и полемичны, что редакция предпочитала помещать их под псевдонимами Николаева и Н. Р, что доказывает, как верен был её путь. Для того, чтобы женщина могла свободно высказывать свои мысли, ей приходилось прятаться за личностью мужчины.

Однако это не мешало ей публиковать в своих изданиях и изданиях, в которых она сотрудничала, длинные ряды критических этюдов, литературные портреты западноевропейских писателей, статьи по женским вопросам, публицистические и беллетристические очерки.

В своей автобиографии она писала: «Право писательства пришлось брать с бою».1

Она использовала «обычный для критики «Отечественных записок» классовый подход к явлениям литературной жизни», и восхищалась четкостью её позиции в определении зависимости «чистого искусства» от хозяев жизни. «В литературной критике 70-х годов редко можно было встретить такую чёткую постановку вопроса о подчинении искусства для искусства, интересов «патронов», связанных с ними благах жизни».

Её статьи по педагогике появлялись в журнале «Детский сад», позже именно она стала его редактором, переименовав в «Воспитание и обучение». В нём она, без каких-либо подписей или псевдонимов, печатала свои статьи, критические заметки и беллетристические произведения. Очерк «Дедушка Егор», вышедший из-под пера Цебриковой, разошёлся в народе большим тиражом.

При этом она поддерживала обширную переписку с такими людьми как Лев Николаевич Толстой, Владимир Владимирович Стасов, Этель Вивиан Мойнич, ирландской и английской писательницей, Семёном Афанасьевичем Венгеровым и другими.

Без суда высланная из столиц Российской империи за опубликованные в Париже «Открытое письмо Александру III» и брошюры «Каторга и ссылка», она продолжила свою просветительскую деятельность. Очевидно, что прогрессивно мыслящей женщине, конечно, хотелось, чтобы в мужском обществе её воспринимали более серьезно. Мужской, патриархатный взгляд на женщину, не соответствовал обновленной самоидентичности. Сказать истину о женщине могла только женщина. Именно так считала редактор.

Анализируя издания Цебриковой, можно увидеть предисловия, которые содержали отнюдь не информационные справки, а полноценные литературно-критические тексты. В них она давала оценку писателю и произведению, с которыми читателю предстояло познакомиться, причем оценка чаще всего была эксплицитная и в своих исходных эстетических посылах соотносимая с философско-эстетическим дискурсом журнала в целом. Приведём в пример начало предисловия к книге Дж. Ст. Милля "Подчинённость женщины": «При медленности, с какой вообще книги серьезного содержания расходятся в публике, второе издание книги Милля "Подчиненность женщины" служит доказательством живого и глубокого участия, которое возбуждает в нашем обществе так называемый женский вопрос, и доказательствам тем более веским, что этот перевод не единственный». Как мы можем видеть, Цебрикова ответственно подходила к редакторскому делу, тщательно анализируя рукопись, изучая её со всех сторон. Она не просто правила её, подготавливая к изданию, но и пропускала через себя, давая чёткую, но, вместе с тем, не просто сухую оценку.

1 Русская литература. 1971. № 1.


Нужен полный текст данного материала? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru




Календарь

«  Ноябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса