Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Лингвистические особенности интерпретации внутренней монологической речи (на материале произведений

Лингвистические особенности интерпретации внутренней монологической речи (на материале произведений Ф.Мориака "Клубок змей", Э.Дюжардена "Лавры сорваны") (500 руб.)

Оглавление

Введение...................................................................................... ................ 4

1       Общетеоретические основы характеристик внутренней............ монологической речи......................................................................................................      

1.1     Внутренняя монологическая речь: понятие и сущность..................................................................................................      

1.2                                      Виды внутренней монологической речи и их лингвистические особенности................................................................................................       

    1.2.1     Поток сознания(если применяется в произведениях)..........     

     1.2.2      Внутренний диалог………………………………………………… .      

     1.2.3      Внутренняя рефлексия……………………………………………….       

     1.2.4      Персональный внутренний монолог…………………………………      

     1.2.5      Коллективный внутренний монолог…………………………………     

     1.2.6      Интеральный внутренний монолог(если применяется в произведении)…………………………………..      

Выводы....................................................................................      

 

2       Лингвостилистический анализ внутренней монологической речи в текстах произведений Ф. Мориака "Клубок змей”, Э.Дюжардена "Лавры сорваны”

2.1   Грамматическая сущность  внутренней монологической речи

2.2   Лексический характеристики внутренней монологической речи

2.3   Особенности синтаксического построения внутренней монологической речи

Заключение.............................................................................................      

Библиографический список.............................. ....................................    

 

Внутренняя монологическая речь (BMP) в. недостаточной степени ис­следована теоретически и экспериментально, вместе с тем она широко при­меняется в художественной литературе, поскольку является одним из лин­гвистических средств изображения внутреннего мира человека.

Внутренняя монологическая речь (BMP) является важным средством в изображении внутреннего мира человека. Однако, не смотря на широкое применение внутренней монологической речи (BMP)  в художественной литературе, она в недостаточной степени ис­следована теоретически и экспериментально.

Несмотря на то, что исследования в области внутренней речи персонажей за последнее время значительно продвинулись, многие вопросы остаются дискуссионными, где особенно важно отметить малоизученность проблемы внутренней монологической речи. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью более де­тального изучения средств осуществления монологизации, способов ее орга­низации(или выражения) на различных языковых уровнях, её соотнесенности с другими видами речи, а также представления описательного анализа внутренней монологической речи (BMP).

Одним из важнейших лингвистических средств, давших возможность писателям представить мир сквозь призму конкретной человеческой лично­сти, является внутренняя монологическая речь. Многообразие форм внут­реннего монолога (ВМ), с которыми мы встречаемся в произведениях разных авторов, требует их активного и глубокого изучения, поскольку творчество писателя, его авторская личность, его герои, темы, идеи и образы воплощены в языке и только в нем и через него могут быть постигнуты (Виноградов, 1980).

Объектом исследования является внутренняя монологическая речь, рассматриваемая на материа­ле текстов французской литературы XX в.

Предмет исследования - грамматические, лексические и синтаксические особенности внутренней монологической речи.

Цель исследования – выявление особенностей внутренней монологической речи

           Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

1)                       определить понятие ВМР;

2)        установить место BMP в современной лингвистике

3) составить классификацию разновидностей ВМР;

4) выявить  лингвостилистические особенности  выделенных форм внутреннего монолога;

5) исследовать формы лингвистической и стилистической реализации внутреннего монолога и его видов путем анализа художественных произведений.

Практическим языковым материалом исследования послужили примеры BMP, извлеченные из текстов произведений французской литера­туры XX века романов Ф.Мориака "Клубок змей”, "Тереза Дескейру”, "Дорога в никуда”.

Методологическую основу дипломной работы определили фундаментальные исследования отечественных ученых - работы А.А. Андриевской, А.К.Бочаровой, В.Н. Волошинова, И.Р. Гальперина, СЮ. Завадовской, Е.Я.Кусько, В.А. Кухаренко, Г.П. Немца, О.С. Полташевской, Н.С. Поспело­ва, А.А. Потебни, Н.И. Сакварелидзе, Л.А. Соколова, И.В. Страхова, Л.Н.Тимощук, Г.Г. Ярмоленко и др.; из зарубежных исследований — работы Л.Баулинга, Й. Биес, В. Бич, С. Кинга, А. Нойберта, М. Фридмана, Р. Хам­фри, Л. Эделя и др.

Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования: изучение лингвистической литературы, её критический анализ, классификация разновидностей ВМР, сопоставительный анализ показателей по исследованным видам ВМР.  Все это позволило в сочетании с описательным, кон­текстологическим, статистическим (%) методами провести иссле­дование языкового материала и составить общую картину функционирования BMP в анализируемых текстах.

Научная новизна диссертационной работы состоит в разработке рас­ширенной типологизации форм внутреннего монолога на основе текстов Ф. Мориака, писателя-реалиста ХХ века. Принципи­ально новое звено в исследовании связано с изучением лингвистической и стилистической репрезентации ранее не изучавшихся модификаций внутреннего монолога: коллективного внутреннего монолога и интералъного монолога.

Теоретически значимым результатом работы представляется конкре­тизация понятия внутреннего монолога, разработка классифи­кации видов BMP и определение их характеристик.

Практическая ценность проведенного исследования состоит в том, что результаты работы могут быть рекомендованы для использования в тео­ретических курсах «Общее языкознание», «Лингвистический анализ художе­ственного текста», «Теория перевода», в переводческой практике.

На защиту выносятся следующие положения.

1. 1.В системе форм речевой реализации BMP является интермедиативной формой, соотносимой с несобственно-прямой и прямой речью. Это лингвис­тическое явление, которое в художественном тексте выступает как литера­турно-художественный прием для передачи внутренней речи персонажа по­средством лингвистической и экстралингвистической контаминации субъектно-авторских перспектив.

2.               Лингвистическая структура BMP характеризуется постоянной эво­люцией, которая на морфологическом уровне характеризуется прономинальной и видовременной вариативностью, лингвистической формы и семантического наполне­ния. На лексическом уровне эволюция ?(=разнородность) проявля­ется в расширении диапазона функционирующей лексики; на синтаксиче­ском уровне - в разнообразии редуцированных и экспансиональных струк­тур. Г

3. Диапазон стилистического функционирования BMP постоянно рас­ширяется, что дает возможность реализации различных авторских задач идейно-тематического плана.

Структура работы. Дипломная работа состоит из Введения, двух глав, За­ключения и Библиографического списка.

 

Список используемых сокращений

ВД - внутренний диалог

ВМ - внутренний монолог

BMP - внутренняя монологическая речь

ВР - внутренняя речь

ВРф - внутренняя рефлексия

ДМ - драматический монолог

ИМ - интеральный монолог

КВМ - коллективный внутренний монолог

КР - косвенная речь

НПР - несобственно-прямая речь

ПВМ - персональный внутренний монолог

ПР - прямая речь

ПС - поток сознания

 

Внутренний монолог употребляется по-разному, иногда противоречиво. Во французской литературе для обозначения понятия ВМ предпочтение отдается термину monologue intérieur , в английском языке stream-of-consciousness, в немецком – der innere Monolog.

     Динамику формирования терминов удается проследить по многочисленным словарям. В "Le Petit Larousse” (1994) представлен лишь термин monologue, который определяется как разговор с самим собой, в "Le Petit Robert”  (2001) monologue intérieur  объясняется  как изложение от первого лица последовательности психических состояний, в которых находится персонаж.   В электронном словаре литературных терминов "Lexique des termes litteraires” (2007) monologue intérieur определяется как вид несобственно-прямой речи, передающий мысль персонажа и его душевное состояние от первого лица, как будто бы если мы находились внутри его сознания.

Неоднозначна интерпретация терминов в отечественных словарях. «Словарь лингвистических терминов» под ред. О.С. Ахмановой отождеств­ляет BMP с HПP (Ахманова, 1969). «Словарь лингвистических терминов» под редакцией В.М. Лесина интерпретирует BMP как «внутреннюю речь» и квалифицирует ее как «разговор с самим собой» (Лесин, 1971). В «Словаре лингвистических терминов» (под ред. Ж. Марузо) термин свободная косвен­ная речь (discours indirect libre) используется для характеристики оборота, которому свойственно изменение наклонения (Марузо, 1960). "Литературный энциклопедический словарь” под ред. В.М. Кожевниковой и П.А. Николаевой дает понятие "внутреннего монолога” и трактует его как "обращенное к самому себе высказывание героя”, которое входит в понятие внутренней речи и даже выделяет одну из его форм – "поток сознания” (В.М. Кожевникова, П.А. Николаева, 1987, с. 65-66).

Как можно заметить, нет четкого определения терминов ни в отечест­венной, ни в зарубежной лингвистике. Детерминация явления сопровожда­лась и сопровождается постоянным поиском наиболее подходящего термина. Следует отме­тить, что ни один из вышеупомянутых терминов не отражает во всей полноте существо понятия BMP, связанного с репродукцией ВР литературных персо­нажей, и вряд ли это возможно, поскольку нет термина, дефиниция которого способна учесть все случаи и особенности.

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса