Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Математическое развитие детей на ориентировку в пространстве

Математическое развитие детей на ориентировку в пространстве (500 руб.)

ПЛАН

Введение………………………………………………………………………………………….3

  1. Формирование представлений и понятий о пространстве у детей 5-6 лет…………..4

  2. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве в группе 5-го и 6-го года жизни………………………………………………………………………………….….5

  3. Диагностика сформированности умений ориентироваться в пространстве на основе анализа программных задач в группах детей 5-го и 6-го года жизни...….………..…9

Заключение………………………………………………………………………………….…..14

Список использованной литературы……………………………………………………….…15

Приложение

Введение

Актуальность работы обусловлена внедрением ФГОС в систему образования, в том числе и дошкольного. В данной ситуации важными становятся задачи всестороннего развития, воспитания  и обучения детей дошкольного возраста. Особенно остро стоит вопрос подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Одним из факторов успешной подготовки к школе является математическое развитие детей 5-6 лет на ориентировку в пространстве.

Над данной проблемой работали такие ученые как: В. В. Данилова, О. М. Дьяченко, Т. И. Ерофеева, А. М. Леушина, В.Новикова, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, А.А.Столяр и др. Исследователи указывали на то, что необходимо проводить планомерную систематическую работу, также необходимо не забывать о диагностике сформированности умений ориентироваться в пространстве.

Именно эти особенности обусловливают актуальность данной темы исследования.

Целью работы является изучение путей и средств формирования у дошкольников 5-6 лет умений ориентировки в пространстве.

Задачи исследования:

1.      Выявить особенности представлений и понятий о пространстве у детей 5-6 лет;

2.      Рассмотреть игры и упражнения на ориентировку в пространстве в группе 5-го и 6-го года жизни;

3.      Выявить особенности диагностики сформированности умений ориентироваться в пространстве в группах детей 5-го и 6-го года жизни;

4.      Составить конспект занятия.

           Методы: анализ, синтез и обобщение теоретико-методологической литературы по проблеме исследования.

1.      Формирование представлений и понятий о пространстве у детей 5-6 лет 

В исследованиях психологов указывается на то, что пространственные  представления  –  это  образы памяти или образы воображения, в которых представлены по преимуществу  пространственные  характеристики объекта: форма, величина, взаимоположение составляющих его частей, расположение его на плоскости или в пространстве.

 Основанием для организации занятий на формирование представлений и понятий о пространстве у детей 5-6 лет является раздел программы «Ориентация в пространстве» (см. Таблица 1). Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве»  с возрастом детей расширяется и углубляется[5].

Пространственная ориентировка осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.). В образовательном процессе дошкольного уч­реждения эта деятельность интегрируется с другими: кон­струированием, рисованием, измерением, построением упорядо­ченных рядов, трудовыми действиями и т.д[5]. Развитие умений ориентироваться происходит в разных видах деятельности с ис­пользованием моделирования, схематизации (там, где это при­емлемо).

Ориентировка в ближайшем окружении, обстановке (в пред­метной среде возрастной группы, дома, на участке детского сада, прогулочной площадке; по ходу маршрута, ведущего в детский сад, магазин) особо значима для ребенка в плане раз­вития его самостоятельности. «В ходе изучения пространства дети осваивают значения пред­логов и наречий, отражающих пространственные отношения» [9,с.32]. Это предлоги, отражающие многообразие пространственных отноше­ний между предметами, между человеком и предметами, указы­вающие направление движения к тому или иному предмету или на расположение предмета в процессе движения. Кроме предлогов, для обозначения пространственных отноше­ний используются наречия. Одни из них показывают направление движения и отвечают на вопрос «Куда?» (сюда, туда, налево, напра­во, вправо, вперед, назад, наверх, вверх, вниз, внутрь, наружу и т. п.), другие же указывают направление обратного движения и отвечают на вопрос «Откуда?» (отсюда, оттуда, слева, справа, спереди, сзади, сверху, изнутри, снаружи, извне, издалека, отовсюду ит. д.).

Опыт ориентировки в пространстве накапливается у ребенка
при выполнении разных действий, режимных процессов; чаще всего разные виды ориентировки «сосуществуют»[8]. Несмотря на это, следует соблюдать логику в усложнении, которая базируется на знании актуального уровня развития ребенка.

  Усложнение (от группы 5 г.ж. к группе 6 г.ж.) состоит:

- в увеличении количества вариантов пространственных отно­шений;

- в повышении точности различения их детьми и поименовании соответствующими словами;

- в переходе от узнавания к воспроизведению пространствен­ных отношений, в том числе между субъектом и окружающи­ми его объектами;

- в переходе от ориентировки в специально организованной развивающей среде к ориентировке в окружающем простран­стве;

- в обобщенности представлений и способов действий, перехо­де от практически-действенного способа пространственной ориентации к зрительной ориентировке[5].

            Таким образом, мы рассмотрели особенности раздела программы «Ориентация в пространстве» и выявили, что пространственная ориентировка осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий. В образовательном процессе дошкольного уч­реждения развитие представлений и понятий о пространстве осуществляется в различных видах деятельности.

  1. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве в группе 5-го и 6-го года жизни 

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.  Как показывает анализ публикаций и практики работы с детьми, наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях [5].

В работе по развитию у детей ориентировки в пространстве (на основе формирующихся у них знаний о направлениях, расстояниях и пространственных отношениях между предметами) широко используются специальные дидактические игры и разнообразные игровые упражнения. Анализ имеющейся научно - методической литературы позволяет выделить несколько групп таких игр и упражнений.

1 группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве. Это игры известные под названием: «Где шарик», «Где звенит колокольчик», «Дойди до флажка», «Найди флажок», «Куда пойдешь» и др. Игры, в которых содержатся элементы обучения детей правилам поведения пешеходов на улице: «Улица», «На улице» и др. также могут быть отнесены к этой группе.

2 группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами. Например,  игра  «В жмурки» с многочисленными ее вариантами: «Накорми лошадку», «Стук - стук в барабан», «Найди свой значок» и др. Эти игры развивают у детей точность воспроизведения направления движения к источнику звука или направлению к ранее воспринятому предмету ориентиру, путь до которого предварительно был пройден ребенком с открытыми глазами (пробный ход).

3 группа. Дидактические игры и упражнения на распознание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними. Например, игры «Где шарик», «Что изменилось?» «Сделай так, как я», «Сделай так, как я скажу».

4 группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости, например, на листе бумаги.

К их числу можно отнести разнообразные игры типа лото или парных картинок, которые подбирают по признаку адекватности пространственного расположения изображенных на них объектов. Некоторые авторы (Нечаева В.Г., Галкина О.И., Сенкевич Н.А. и др.) отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста игровых по форме упражнений по выкладыванию счетных палочек: «Кто запомнит», «У кого что получится» и др.,  так называемых «Зрительных диктантов», а также

«Графических диктантов», в которых дети под диктовку воспитателя ведут линию на клеточной бумаге. Если ребенок точно выполняет задание воспитателя, у него должен получиться  определенный рисунок или узор, что и служит в итоге показателем выигрыша. В таких упражнениях совершенствуются не только пространственные ориентировки, но и активизируется употребление различных пространственных терминов.

5 группа. Игры словесные.

Они специально предназначены для активизации пространственной терминологии в речи самих детей. Так,  в игре «Наоборот» ребенок должен вспомнить и произнести слово, противоположное по смыслу тому, что назвал воспитатель. Например: впереди- сзади, над – под, высоко- низко, далеко- близко, вверху- внизу и т.п. Интересны следующие упражнения: придумывать предложения на слова, обозначающие пространственные признаки или отношения; дополнить предложение словом, обозначающим какой- то пространственный признак предмета или его положение к другому предмету[2]. Например: воспитатель говорит: «Девочка разделась, положила свою одежду на стул, туфли поставила…? Ребенок дополняет: «… под стул» и т.д. Такие упражнения и игры рекомендуется проводить с детьми 6 г.ж.

Выделенные группы игр и упражнений на ориентировку в пространстве различны по целевым установкам и своим конкретным дидактическим задачам. Их содержание, характер, игровые действия и правила различны также по степени трудности.

Учитывая сложность, длительность и многосторонность процесса развивающейся у детей ориентировки в пространстве и его отражения, необходимо определить последовательное усложнение характера таких упражнений, а вместе с тем и место таких игр в системе всей работы[1, c.12].

Для детей 5 г.ж. (научив детей различать основные направления, называть и самостоятельно определять их) проводим ряд игр и (игровых по форме упражнений) на действенное различение пространственных направлений. Для начала хорошо использовать с этой целью игру «Куда пойдешь, что найдешь».

Программное содержание.

Упражнять детей в действенном различении и обозначении словами основных пространственных направлений вперед-назад, направо и налево. Упражнять детей в использовании различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в пространстве (в, над, на, за, под и пр.).

Организация и ход игры. В отсутствии детей воспитатель прячет игрушки в разных местах комнаты. Например: справа от предполагаемого местоположения по ходу игры – мишку; слева за шкафом – матрешку; впереди под ковром – корзиночку с грибами; сзади за картиной – флажок.

Варианты расположения игрушек, так же как и сами игрушки, могут быть различные. Перед началом игры  сообщала детям, что они будут отыскивать спрятанные в комнате игрушки. Вызвав одного из детей, воспитатель говорит ему:

           «Направо пойдешь – Мишку найдешь

Налево пойдешь – матрешку найдешь.

Вперед пойдешь – грибок найдешь,

Назад пойдешь – флажок найдешь. Куда же ты хочешь пойти?»

Ребенок выбирает какое-либо направление, называет его. При этом  воспитатель может поинтересоваться, помнит ли ребенок, какую игрушку он там может найти. Затем, предлагает определить названное направление и идти искать спрятанную там игрушку. Когда игрушка найдена, ребенок громко говорит, где он ее нашел. («Я пошел направо и нашел флажок за картиной») и т.п.

Игровое действие в данной игре – поиск, спрятанной игрушки.

Для детей 5 г.ж детям предлагаются задания на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами: «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку», «Найди свой значок», «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком»[7].

Например, организация и содержание игры «Стук-стук в барабан». На стол (придвинутый к стене) кладут барабан. Каждый из участников игры с условленного места подходит к барабану и выстукивает определенный ритм. В первый раз дети идут к барабану с открытыми глазами; затем им завязывают глаза. Игра «Накорми лошадку» аналогична предыдущей. Дети поочередно подходят с ведерком к лошадке, чтобы «накормить» ее. Сначала дается пробный ход с открытыми глазами. Затем ребенок идет с завязанными глазами. Лошадка может быть заменена куклой или мишкой, можно придумать лакомство, которое принесет им «жмурка»[3, c.44].

Таким образом, в работе по развитию у детей ориентировки в пространстве (на основе формирующихся у них знаний о направлениях, расстояниях и пространственных отношениях между предметами) целесообразно использовать специальные дидактические игры и разнообразные игровые упражнения. 

 3. Диагностика сформированности умений ориентироваться в пространстве на основе анализа программных задач в группах детей 5-го и 6-го года жизни

 

         Изучение уровня развития  различных компонентов пространственных представлений, уровня понимания средств, обозначающих пространство и их выражения в устной речи у дошкольников, осуществляется с помощью шести блоков по 12 заданий в каждом, составленных и апробированных О.М. Колесниковой и др. на основе практических разработок, предлагаемых И.Н. Садовниковой, М. М. Семаго, Н.Я.Семаго[6].

Методика обследования, учитывая возрастные особенности респондентов, включает использование наглядности: картинок с изображением предметов в разных углах листа; рисунков кистей рук и ступней ног; листов в клетку, расчерченных на 9 квадратов, с крестиком в центральном квадрате; рисунка парка; разноцветных прямоугольников из бумаги, изображающих скамейки; рисунка дерева и животных вокруг него.

Анализ полученных материалов оценивается с учетом следующих критериев:

-        понимание различных пространственных характеристик без самостоятельного называния (выполнение действий, показ картинок);

-        самостоятельное употребление слов, отражающих пространственные характеристики;

-        латентный период ответа;

-     точность,  автоматизированность, самостоятельность выполнения действий;

-     использование помощи взрослого[9, c.45].

Предлагаются следующие задания по блокам, соответствующим различным компонентам пространственных представлений дошкольников:

1 блок. Ориентировка в «схеме собственного тела».

1. Покажи свою левую руку.

2. Покажи свою правую ногу.

3. Покажи свой левый глаз.

4. Покажи своё левое ухо.

5. Левой рукой дотронься до правой ноги.

6. Правой рукой дотронься до левого уха.

7. Правой рукой дотронься до левого плеча.

8. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону.

9. Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка).

10. Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка).

11. Скажи, какая это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка).

12. Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?

2 блок. Ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив.

1. Покажи мою левую руку.

2. Скажи, какой рукой я держусь за правое ухо?

3. Скажи, какой рукой я держусь за левое колено?

4. Скажи, какая из моих рук сверху?

5. Скажи, какая из моих ног сверху?

6. Скажи, к какому плечу я повернула голову?

7. Скажи, какую руку я подняла вверх?

8. Скажи, какую руку я положила на плечо?

9. То, что я буду делать правой рукой, ты точно также будешь делать своей правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты точно также будешь делать своей левой рукой (экспериментатор тыльной стороной ладони правой руки касается подбородка снизу).

10. Экспериментатор левую руку кладет себе на плечо.

11. Экспериментатор пальцами левой руки упирается в ладонь правой руки, расположенную вертикально.

12. Скажи, какая из моих рук сжата в кулак? (Экспериментатор правой рукой, сжатой в кулак, упирается в ладонь левой руки, расположенную вертикально).

3 блок. Понимание предлогов (по картинке ).

Инструкция: «Покажи...»

1. Что ты видишь над деревом?

2. Что ты видишь под деревом?

3. Кто находится на дереве?

4. Кто находится перед деревом?

5. Кто находится за деревом?

6. Кто смотрит из-за дерева?

7. Кто двигается от дерева?

8. Кто двигается к дереву?

9. Кто вылезает из-под дерева?

10. Что падает с дерева?

11. Что за отверстие в дереве?

12. Кто смотрит из дупла?

4 блок. Употребление предлогов (по картинке).

Инструкция: «Скажи...»

1. Где находится солнце?

2. Где растет гриб?

3. Где сидит белка?

4. Где находится ежик?

5. Где прячется лиса?

6. Откуда лиса выглядывает?

7. Куда ползет улитка?

8. Куда идет кот?

9. Откуда вылезает крот?

10. Откуда падают листья?

11. Где сидит сова?

12. Откуда она смотрит на нас?

5 блок. Ориентировка на листе бумаги.

1. Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу?

2. Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу?

3. Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу?

4. Скажи, в каком углу нарисована белка?

5. Покажи след от левой ноги.

6. Поставь над крестиком точку (ребенку дается лист бумаги, расчерченный на 9 квадратов, в центре стоит крестик).

7. Нарисуй слева от крестика кружок.

8. Нарисуй справа от точки треугольник.

9. Под кружком проведи волнистую черту.

10. «Прогулка в парке». Попросить ребенка расставить скамейки вдоль дороги по ходу его движения: «Поставь красную скамейку справа».

11. Скажи, с какой стороны я поставила зеленую скамейку?

12. Скажи, с какой стороны от дороги растут три елки?

6 блок. Ориентировка на листе бумаги, перевёрнутом на 180°.

1. «Прогулка в парке». Мысленно иди в обратном направлении по дороге. Скажи, с какой стороны от тебя стоит зеленая скамейка?


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса