Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Место и роль комментированного чтения в школьном преподавании литературы

Место и роль комментированного чтения в школьном преподавании литературы (500 руб.)

                             СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.            Теоретические основы использования приема комментированного чтения......................................................................................................................5

1.1.Чтение как основа изучения произведения. Вопрос  комментированного чтения  в методике литературы…………………………………………………….5

1.2.Место и роль комментированного чтения в школьном преподавании литературы……………………………………………………………………………………8

2. Комментированное чтение при изучении произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина………………………………………………………………………………11

2.1.Использование различных видов комментариев при  изучении произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»…………………………………………………………………………..11

2.2. Использование различных видов комментариев при  изучении произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»……………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..28

ПРИЛОЖЕНИЯ (1-4)…………………………………………………………….30

Читают дети: «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

— С нами крестная сила! — сказали они оба разом, — ведь этак мы друг друга съедим! И как мы попали сюда! кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл!

— Надо, ваше превосходительство, каким-нибудь разговором развлечься, а то у нас тут убийство будет! — проговорил один генерал».

 

Учитель: Какой прием здесь использовал автор?

Дети: Гротеск.

Учитель: Верно, это гротескная ситуация.

На слайде дается определение: «Гротеск— предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального; изображение чего-либо в преувеличено-комическом виде».

Учитель:  Для чего, как вы думаете, автор использовал гротеск (не только здесь)?

Дети: Для усиления эффекта, который производит беспомощность, глупость. Показать, что без привычного за ними ухода, без чужого труда они теряются и превращаются в подобие зверей, в некоторой степени деградируют.

 Определение сатирических приемов позволяют понять, как и при помощи чего создаются образы, ситуации в произведении, углубляются литературоведческие знания учащихся.

Хотелось бы упомянуть и то, что помимо комментированного чтения на уроке было использованы разные виды чтения:

1.            Выразительное чтение учениками отдельных отрывков (подготовленное заранее).

2.            Выразительное чтение учителем отдельных отрывков.

3.            Чтение по цепочке (дети смогли почувствовать себя юными репортерами и по очереди читали новости из газеты «Московские ведомости»). От него мы ведем нить к современности и обстановке с современными СМИ.

Это говорит о том, что комментированное чтение очень хорошо сочетается на уроке с другими приемами. Например, из приема «чтение по цепочке» вытекает прием «комментированного чтения», т.к. учитель дает историко-литературный комментарий о газете «Московские ведомости» и о положении газет и журналов в 19 в.: «Обратите внимание на название газеты. «Московские ведомости — газета в Российской империи, принадлежавшая Московскому университету. Издавалась в 1756—1917 в Москве. Газета была создана указом императрицы Елизаветы Петровны при Московском университете и имела большое влияние на людей, читающих издания этой газеты» [электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki].

Далее делается вывод учителем: «К сожалению, мы с вами и сейчас сталкиваемся с этим явлением в СМИ, поэтому сатира Щедрина и остается до сих пор актуальной. Автор использовал яркий прием сатирического изображения содержания газет. Обратите внимание на язык статей в  газете. Салтыков-Щедрин пародирует газетные штампы, выспренние выражения, необоснованную восторженность».

В ходе урока был также использован лексический (лингвистический) комментарий слов «тунеядец» и словосочетания «нахальным образом», в ходе которых выяснится, кому действительно относится слово «тунеядец» и какой прием вновь использует автор:

Читают дети, стараясь передать нужную интонацию: «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было»).

 –Делается учителем акцент  на иронично подмеченном «нахальным образом».

Учитель: О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения?

Дети: Живя за счет труда народа, они, да и не только они, считают, что мужик должен их кормить, что живет он для того, чтобы их накормить и напоить, угодить им. Не желая и не умея работать, они и его обвиняют в нежелании работать, в лености, называют его тунеядцем. Полное неуважение к мужику-труженику.

Учитель:  А к кому действительно стоит отнести   слово «тунеядец»?

Дети: К генералам. 

Учитель: Здесь ярко прослеживается  сатирическое мастерство С.-Щ. очень метко и точно использованные  слова и фразы отражают истинное отношение автора и истинное положение вещей.

При анализе образов героев с другими видами комментирования сочетается и идейно-стилевой комментарий, который дает нам представление о героях произведения: через деятельность генералов в Петербурге и на острове мы составляем общее впечатление о героях и делаем вывод об их характерах: они беспомощны и несамостоятельны; а через отдельных героев мы понимаем, что автор дает картину своей эпохе – это герои типические.

Затем делаются выводы к ключевому эпизоду с веревкой и общий вывод по уроку и произведению, выделяются черты сказки в произведении Салтыкова-Щедрина.

Итак, на уроке изучения сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» были использованы следующие виды комментирования:

- Историко-бытовой;

- Литературоведческий;

- Лингвистический (лексический);

- Комментирование при помощи наглядного материала;

- Идейно-стилевой (при анализе образов героев).

Но, как мы видим, использованы они в сочетании с другими приемами.

Преобладал на уроке идейно-стилевой комментарий. Связано это было с тем, что целью урока являлось раскрытие основной идейно-тематической и образной стороны произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», и все остальные виды комментирования были направлены на раскрытие идейной стороны произведения, на раскрытие образов и их характеров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Артамонова, В.В. Комментированное чтение; «золотая коллекция» русской литературы: Методические рекомендации к элективному курсу. — СПб.: «Сударыня», 2007 – 178с.

2.  Богомолова, Л.К. Комментированное чтение первых глав романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин»// В сб.: Ученые записки Ленинградского гос. пединститута им. А.М. Герцена. – Л., 1957.

3.  Влащенко,  В.И.  Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы. // Литература в школе. – 1992. -  №№5-6.

4.  Голубева, А.В., Задорина А.И., Ганапольская Е.В. Россия: характеры,            ситуации, мнения. Книга для чтения. В трех выпусках, - СПб: Златоуст, 2011

5.  Качурин, М.Г., Шнеерсон, М.А.  Изучение языка писателей XVIII-начала XIX. // Учедгиз, 1959. 105 с.

6.  Квятковский, Е.В. Первоначальное ознакомление учащихся вечерней школы с текстами худ. произвед. М.: Просвещение, 1964. 300 с.

7.  Коровина, В.Я., Збарский, И.С. Литература: 8 кл.: Метод. советы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – С. 21 – 28.

8.  Коровин, В.И., Вершинина Н.Л. Методические рекомендации к учебнику В.И. Коровина и др. «Русская литература XIX века». - М.: Просвещение, 2004. – 86.

9.  Кочерина, М.Д. Работа над текстом романа Пушкина «Евгений Онегин»// Литература в школе. – 1953. - № 5. 60с.

10.       Маранцман, В.Г. Методы и приемы изучения литературы в школе // Методика преподавания литературы. - М., 1995. - ч.1.4. 303С.

11.       Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997. - 944с.

12.       Романичева, Е.С. О практиках чтения на уроках литературы. // Известия ПГПУ. 2012 №28 С.1002-1005.

13.       Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985. – 288 с.

14.       Салтыков-Щедрин М. Е.. Господа Головлёвы: Роман; Сказки. М. Худож. Лит, 1985. -  463с.

15.       Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. М.: Дрофа, 2005.- 64 с.

16.       Салтыков-Щедрин М. Е. в воспоминаниях современников. В 2-х томах. Т. 2. – Под ред. Жукова С.А.. – М., 2008. – 188 с.

                          ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

17.        Википедия. Интернет-энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki.

18.       Романичева, Е.С. О практиках чтения на уроках литературы. // Известия ПГПУ. 2012 №28 с. 1002-1005. http://cyberleninka.ru/article/n/o-praktikah-chteniya-na-urokah-literatury.


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Декабрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса