|
Место и роль комментированного чтения в школьном преподавании литературыМесто и роль комментированного чтения в школьном преподавании литературы (500 руб.) СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 1. Теоретические основы использования приема комментированного чтения......................................................................................................................5 1.1.Чтение как основа изучения произведения. Вопрос комментированного чтения в методике литературы…………………………………………………….5 1.2.Место и роль комментированного чтения в школьном преподавании литературы……………………………………………………………………………………8 2. Комментированное чтение при изучении произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина………………………………………………………………………………11 2.1.Использование различных видов комментариев при изучении произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»…………………………………………………………………………..11 2.2. Использование различных видов комментариев при изучении произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»……………………………….20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..28 ПРИЛОЖЕНИЯ (1-4)…………………………………………………………….30 Читают дети: «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их. — С нами крестная сила! — сказали они оба разом, — ведь этак мы друг друга съедим! И как мы попали сюда! кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл! — Надо, ваше превосходительство, каким-нибудь разговором развлечься, а то у нас тут убийство будет! — проговорил один генерал».
Учитель: Какой прием здесь использовал автор? Дети: Гротеск. Учитель: Верно, это гротескная ситуация. На слайде дается определение: «Гротеск— предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального; изображение чего-либо в преувеличено-комическом виде». Учитель: Для чего, как вы думаете, автор использовал гротеск (не только здесь)? Дети: Для усиления эффекта, который производит беспомощность, глупость. Показать, что без привычного за ними ухода, без чужого труда они теряются и превращаются в подобие зверей, в некоторой степени деградируют. Определение сатирических приемов позволяют понять, как и при помощи чего создаются образы, ситуации в произведении, углубляются литературоведческие знания учащихся. Хотелось бы упомянуть и то, что помимо комментированного чтения на уроке было использованы разные виды чтения: 1. Выразительное чтение учениками отдельных отрывков (подготовленное заранее). 2. Выразительное чтение учителем отдельных отрывков. 3. Чтение по цепочке (дети смогли почувствовать себя юными репортерами и по очереди читали новости из газеты «Московские ведомости»). От него мы ведем нить к современности и обстановке с современными СМИ. Это говорит о том, что комментированное чтение очень хорошо сочетается на уроке с другими приемами. Например, из приема «чтение по цепочке» вытекает прием «комментированного чтения», т.к. учитель дает историко-литературный комментарий о газете «Московские ведомости» и о положении газет и журналов в 19 в.: «Обратите внимание на название газеты. «Московские ведомости — газета в Российской империи, принадлежавшая Московскому университету. Издавалась в 1756—1917 в Москве. Газета была создана указом императрицы Елизаветы Петровны при Московском университете и имела большое влияние на людей, читающих издания этой газеты» [электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki]. Далее делается вывод учителем: «К сожалению, мы с вами и сейчас сталкиваемся с этим явлением в СМИ, поэтому сатира Щедрина и остается до сих пор актуальной. Автор использовал яркий прием сатирического изображения содержания газет. Обратите внимание на язык статей в газете. Салтыков-Щедрин пародирует газетные штампы, выспренние выражения, необоснованную восторженность». В ходе урока был также использован лексический (лингвистический) комментарий слов «тунеядец» и словосочетания «нахальным образом», в ходе которых выяснится, кому действительно относится слово «тунеядец» и какой прием вновь использует автор: Читают дети, стараясь передать нужную интонацию: «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было»). –Делается учителем акцент на иронично подмеченном «нахальным образом». Учитель: О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения? Дети: Живя за счет труда народа, они, да и не только они, считают, что мужик должен их кормить, что живет он для того, чтобы их накормить и напоить, угодить им. Не желая и не умея работать, они и его обвиняют в нежелании работать, в лености, называют его тунеядцем. Полное неуважение к мужику-труженику. Учитель: А к кому действительно стоит отнести слово «тунеядец»? Дети: К генералам. Учитель: Здесь ярко прослеживается сатирическое мастерство С.-Щ. очень метко и точно использованные слова и фразы отражают истинное отношение автора и истинное положение вещей. При анализе образов героев с другими видами комментирования сочетается и идейно-стилевой комментарий, который дает нам представление о героях произведения: через деятельность генералов в Петербурге и на острове мы составляем общее впечатление о героях и делаем вывод об их характерах: они беспомощны и несамостоятельны; а через отдельных героев мы понимаем, что автор дает картину своей эпохе – это герои типические. Затем делаются выводы к ключевому эпизоду с веревкой и общий вывод по уроку и произведению, выделяются черты сказки в произведении Салтыкова-Щедрина. Итак, на уроке изучения сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» были использованы следующие виды комментирования: - Историко-бытовой; - Литературоведческий; - Лингвистический (лексический); - Комментирование при помощи наглядного материала; - Идейно-стилевой (при анализе образов героев). Но, как мы видим, использованы они в сочетании с другими приемами. Преобладал на уроке идейно-стилевой комментарий. Связано это было с тем, что целью урока являлось раскрытие основной идейно-тематической и образной стороны произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», и все остальные виды комментирования были направлены на раскрытие идейной стороны произведения, на раскрытие образов и их характеров. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Артамонова, В.В. Комментированное чтение; «золотая коллекция» русской литературы: Методические рекомендации к элективному курсу. — СПб.: «Сударыня», 2007 – 178с. 2. Богомолова, Л.К. Комментированное чтение первых глав романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин»// В сб.: Ученые записки Ленинградского гос. пединститута им. А.М. Герцена. – Л., 1957. 3. Влащенко, В.И. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы. // Литература в школе. – 1992. - №№5-6. 4. Голубева, А.В., Задорина А.И., Ганапольская Е.В. Россия: характеры, ситуации, мнения. Книга для чтения. В трех выпусках, - СПб: Златоуст, 2011 5. Качурин, М.Г., Шнеерсон, М.А. Изучение языка писателей XVIII-начала XIX. // Учедгиз, 1959. 105 с. 6. Квятковский, Е.В. Первоначальное ознакомление учащихся вечерней школы с текстами худ. произвед. М.: Просвещение, 1964. 300 с. 7. Коровина, В.Я., Збарский, И.С. Литература: 8 кл.: Метод. советы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – С. 21 – 28. 8. Коровин, В.И., Вершинина Н.Л. Методические рекомендации к учебнику В.И. Коровина и др. «Русская литература XIX века». - М.: Просвещение, 2004. – 86. 9. Кочерина, М.Д. Работа над текстом романа Пушкина «Евгений Онегин»// Литература в школе. – 1953. - № 5. 60с. 10. Маранцман, В.Г. Методы и приемы изучения литературы в школе // Методика преподавания литературы. - М., 1995. - ч.1.4. 303С. 11. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997. - 944с. 12. Романичева, Е.С. О практиках чтения на уроках литературы. // Известия ПГПУ. 2012 №28 С.1002-1005. 13. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985. – 288 с. 14. Салтыков-Щедрин М. Е.. Господа Головлёвы: Роман; Сказки. М. Худож. Лит, 1985. - 463с. 15. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. М.: Дрофа, 2005.- 64 с. 16. Салтыков-Щедрин М. Е. в воспоминаниях современников. В 2-х томах. Т. 2. – Под ред. Жукова С.А.. – М., 2008. – 188 с. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ 17. Википедия. Интернет-энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki. 18. Романичева, Е.С. О практиках чтения на уроках литературы. // Известия ПГПУ. 2012 №28 с. 1002-1005. http://cyberleninka.ru/article/n/o-praktikah-chteniya-na-urokah-literatury. Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru |
|