Любая помощь студенту и школьнику!


Жми! Коллекция готовых работ

Главная | Мой профиль | Выход | RSS

Поиск

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Мнемические способности как основа продуктивности памяти

Мнемические способности как основа продуктивности памяти (500 руб.)

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

Глава I Теоретические основы изучения проблемы мнемических способностей как основа продуктивности памяти………………………….6

1.1 Сущность памяти как психического процесса, ее структура и содержание………………………………………………………………………...6

1.2 Определение параметров продуктивности мнемических способностей……………………………………………………………………..11

Выводы по первой главе……………………………………………….....14

Глава II Методы изучения мнемических способностей как основы продуктивности памяти……………………………………………………….16

2.1. Методологические основы изучения мнемических способностей как основы продуктивности памяти………………………………………...….16

2.2. Методы исследования………………………………………………..21

2.2.1. Метод развертывания мнемической деятельности (Черемошкина Л.В., Шадриков В.Д.)……………………………………………………………21

2.2.2. Тест общей мнемической одаренности (ТОМО) (Пашкова Р.В., Шадриков В.Д.)…………………………………………………………………..24

Выводы по второй главе………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...…31

ПРИЛОЖЕНИЕ. Место мнемических способностей в структуре интеллектуальных способностей.....................................................................33

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность исследования обусловлена тем, что деятельность современного человека требует непрерывного саморазвития, самосовершенствования интеллектуальных функций и прежде всего функции памяти. Проблема повышения продуктивности памяти является актуальной в современной психологии, поскольку повышается требование к мнемической деятельности человека в условиях его информационной интенсификации. А это предполагает изучение важных вопросов природы мнемических способностей, их разновидностей, развития и влияния различных психологических факторов на эти способности.

Проблема исследования: какова роль мнемических способностей в продуктивности памяти?

Состояние разработанности проблемы исследования. Важный вклад в разработку проблем памяти и мнемических процессов внесли зарубежные и отечественные исследователи, такие как: Ф. Бартлетт, Д. Бродбент, П. Жане, У. Найсер, Т. Рибо, Дж. Сперлинг, Д. Уотсон, З. Фрейд, Г. Эббингауз, П.П. Блонский, С.П. Бочарова, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.Я. Ляудис, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Л.В. Черемошкина, В.Д. Шадриков и др.

Объектом исследования является продуктивность памяти.

Предметом данного исследования являются мнемические способности как основа продуктивности памяти.

Целью исследования является изучение мнемических способностей как основы продуктивности памяти.

Задачи исследования:

1) Провести анализ психологической литературы по проблеме мнемических способностей как основы продуктивности памяти;

2) Раскрыть сущность памяти как психического процесса, ее структуру и содержание.

3) Определить параметры продуктивности мнемических способностей.

4) Проанализировать основные методики развития мнемических способностей.

Гипотеза исследования. Предположим, что мнемические способности влияют на продуктивность памяти, а развитые мнемические способности представляют собой многоуровневую, иерархически организованную, динамичную, открытую по отношению к образованию новых связей систему функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

Теоретико-методологические основания исследования: культурно-историческая теория (Л.С. Выготский); трехкомпонентная модель структуры психических функций (Б.Г. Ананьев); принципы системного подхода к изучению психики (Б.Ф. Ломов); концепция способностей (В.Д. Шадриков); концепция мнемических способностей (Л.В. Черемошкина).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались: теоретический и логико-психологический анализ психолого-педагогической, психодиагностической и психометрической литературы по теме исследования. Также использовались: «Тест общей мнемической одаренности» (ТОМО, Р.В.Пашкова, В.Д.Шадриков), метод развертывания мнемической деятельности (В.Д.Шадриков, Л.В.Черемошкина).

Этапы организации исследования: 1) подготовительно-аналититческий этап – поиск литературы, составление тезауруса по теме, осуществление теоретического анализа основных подходов и теорий к изучаемым предметам; 2) поисково-теоретический  – изучение литературы, сравнения моделей и данных разных авторов; 3) заключительно-обобщающий – обобщение полученных данных и выводы.

Теоретическая значимость определяется рассмотрением понятия мнемические способности, выяснением роли мнемических способностей в продуктивности памяти, обогащением и уточнением научных представлений о данной проблеме. Это позволяет определить теоретическую базу для дальнейших эмпирических исследований по проблеме мнемические способности как основа продуктивности памяти. 

Глава I Теоретические основы изучения проблемы мнемических способности как основы продуктивности памяти 

1.1.Сущность памяти как психического процесса, ее структура и содержание 

Важнейшее значение памяти в жизнедеятельности человека, особенно в образовании, определяет особую актуальность ее исследования. Память является существенным условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, рассматривается в качестве компонента общих и специальных способностей человека (А.А. Смирнов, Н.А. Менчинская, В.Я. Ляудис, Т.В. Егорова, Л. Ирлитц).

Однако значение памяти не ограничивается ее репродуктивной функцией - запомнить и сохранить информацию. Она выполняет важнейшую продуктивную роль, связанную с тем, что в ее процессах участвует вся личность человека (А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, П.И. Зинченко, Ж. Пиаже, И. Мюллнер, Е.С. Махлах, П. Флорес и др.). Более того, память - цементирующее начало нашей личности. В качестве базовой системы, играющей сквозную роль в организации всех психических процессов, она, по мнению многих авторов, должна нести функцию управления всей жизнедеятельностью человека (Б.Ф. Ломов, С.П. Бочарова, Л.М. Веккер, В.Я. Ляудис). В исследованиях С.А. Изюмовой этот теоретический тезис получает экспериментальное подтверждение. Установленные связи между основными компонентами индивидуальности, личностными особенностями (мотивацией, темпераментом, характером), природными свойствами и характеристиками памяти операционально показывают ее существенную роль и место в целостной структуре индивидуальности. Таким образом, удалось экспериментально доказать, что память как функция, закрепляющая весь опыт человека, играющая, по существу, роль интегратора психики, способна влиять на становление типа личности и индивидуальности, обусловливая в конечном счете само психическое развитие человека[1].

В настоящее время память рассматривается с 4 позиций: память как психический процесс, включающий в себя мнемические операции, этапы запоминания, переходящие в процессы памяти. Память как психическая функция запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Фиксируется и анализируется результативная сторона: объем запоминания и воспроизведения, скорость запоминания и т.д. Память – свойство личности, не связанное с самими по себе задачами накопления и сохранения опыта, а с организацией систем деятельности во временных отношениях (актуальное, предшествующее, предстоящее). Память - развивающаяся многоуровневая система хранилищ (сенсорный регистр, кратковременное хранилище и долговременное хранилище)[2].

Свойства памяти: объем (сколько информации человек может сохранить); прочность (насколько долго человек сохраняет воспринятое); точность (насколько правильно воспроизводит воспринятое); организованность.

Образная память (наглядно-образная) – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Словесно-логическая память – это память, в основе которой лежат мышление и речь[3].

По временному критерию память разделяют на оперативную, кратковременную и долговременную.

Оперативная память удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Обслуживая конкретный вид деятельности, которой в данный момент занят человек, она фиксирует информацию, не осмысленную личностью, а сохраняющуюся в том виде, в котором эта информация поступила. Длительность работы оперативной памяти – от долей секунд, до нескольких часов.

Вариантом оперативной памяти является память сенсорная. Она удерживает краткое время довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств[4].

Кратковременная (краткосрочная) память – представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка  времени. Процесс относительно небольшой по длительности (несколько секунд, минут), в среднем около 20 (без повторения), но достаточный для полного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений[5].

Долговременная (долгосрочная) память – подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (от часов до десятилетий) удержание знаний, сохранение умений и навыков; ей свойственен огромный объем сохраняемой информации.

Естественно все виды памяти действуют в комплексе, взаимодополняя друг друга и обслуживая различные стороны человеческой деятельности.

Память как процесс состоит из четырех составляющих: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Воспроизведение – это процесс памяти, в результате которого происходит извлечение информации из долговременной памяти в оперативную.

Узнавание происходит при повторном предъявлении субъекту объекта. Человек непроизвольно узнает предмет, который когда-то воспринимал.

Собственно воспроизведение проходит без повторного предъявления субъекту объекта. Человек просто вспоминает.

Забывание может быть как частичным, так и полным. Частичное забывание проявляется в невозможности  воспроизвести, но в возможности узнать. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для самостоятельного воспроизведения этого не достаточно. Усвоенным можно считать то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести. Полное забывание – невозможно ни воспроизвести, ни узнать.

Сохранение. Все, что не забылось, сохраняется. Устойчиво значимый материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с его глубокими интересами, с целью его деятельности, забывается медленнее[6].

Строгого разделения понятий «память» и «мнемические способности» долгие годы не существовало по целому ряду причин. Память чаще всего рассматривали как психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации, не характеризуя сущность его психических механизмов. Кроме того, само понятие способностей соотносили с деятельностью субъекта, а не с функциями познания. Специалисты указывают, что исследования собственно мнемических способностей начались во второй половине ХХ века, после работ А. А. Смирнова[7].

Эти способности рассматривали как основу мнемической активности и мнемической деятельности, без участия которой невозможен мнемический результат.

Мнемические способности – свойства функциональных систем, реализующие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и в качественном своеобразии выполнения деятельности[8].

Два основных вида мнемических способностей, сам факт существования которых был экспериментально обоснован данными, полученными на трех уровнях анализа: психологическом; психофизиологическом и поведенческом. Первый вид — способности к­ запечатлению — связан с индивидуальной склонностью использовать преимущественно образные формы репрезентации информации. Второй вид — способности к переработке информации — связан с умением владеть методами внутренней организации и преобразования материала в систему высокого уровня обобщения. В его основе лежат особенности категориальной и тематической форм организации в памяти. 

1.2. Определение параметров продуктивности мнемических способностей 

Для того, чтобы определить параметры продуктивности мнемических способностей необходимо рассмотреть структуру мнемических способностей. Структура мнемических способностей представляет собой систему функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

Операционные механизмы – способы преобразования информации для того, чтобы понять ее, запомнить и сохранить.

Анализ мнемических способностей прежде всего предполагает рассмотрение их внутренних психологических механизмов, обеспечивающих осуществление таких функций, как запечатление, сохранение и воспроизведение информации. Делающие возможность реализацию функций внутренние психологические механизмы складываются на очень ранних этапах онтогенеза в виде как бы «островков устойчивости», т.е. самых элементарных психических образований.

Операционные механизмы мнемической способности – сложные системы мнемических действий. Операционные механизмы мнемической способностей – мнемические действия или мнемические приемы, т.е. тот набор способов обработки запоминаемого материала, который ведет к увеличению продуктивности процессов памяти и сводится к 1) повышению скорости запоминания и воспроизведения 2) увеличению объема запоминания и воспроизведения 3) повышению точности запоминания и воспроизведения 4) увеличению прочности запоминания и сохранения 5) увеличению вероятности правильного запоминания, воспроизведения.

Мнемические действия или приёмы возникают вследствие индивидуального развития жизненного опыта, не заданы функциональной системой мозга, осуществляющей запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Это способы, позволяющие раздвинуть границы возможностей функциональных механизмов мнемических способностей. Структура способностей в этом случае обогащается специальными действиями, операционными механизмами. Мыслительные способности обогащаются благодаря развитию логических действий, сравнения, анализа, синтеза, обобщения и др. Наглядным примером может служить серия исследований развития у ребенка логических операций Фрабассо, Брайанта и Рилей, которые пришли к заключению, что невозможность решения задач на транзитивность (логич. Отношение величин) или испытываемые детьми при этом решении трудности в большей мере обусловлены недостаточным развитием памяти, чем непониманием логического аспекта предлагаемых задач. В качестве операционных механизмов мнемических способностей можно назвать следующие способы обработки информации: группировка материала, выделение опорных пунктов, мнемический план, классификация, структурирование, систематизация, аналогии, мнемотехнические приёмы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация материала, ассоциации, повторения. Нетрудно заметить, что реализация почти каждого мнемического приёма может рассматриваться как имеющая определенное строение деятельность, для выполнения которой необходимы способности мыслительные, перцептивные; способности к представлениям и воображению, речь. Разумеется, нельзя выделить приём, который мог быть реализован с помощью одной способности[9].

Функциональные механизмы мнемических способностей – генотипически обусловленная совокупность онтогенетических свойств человека, смысл которых заключается в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Операционные механизмы мнемических способностей – система мнемических действий, направленных на какое-либо преобразование запоминаемого материала. Регулирующие механизмы – результат взаимодействия мотивационной сферы личности и мнемических действий, имеют особое значение на этапе формирования системы функциональных и операционных механизмов.

Чем выше уровень развития мнемических способностей, тем более свернута мнемическая деятельность. Развитые мнемические способности представляют собой многоуровневую, иерархически организованную, динамичную, открытую по отношению к образованию новых связей систему функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

Можно выделить следующие параметры продуктивности мнемических способностей: производительность, количество запомненного и воспроизведенного материала, т.е. объем памяти; качество, точность запоминания и воспроизведения; скорость запоминания и воспроизведения; надежность, прочность, вероятность быстрого и точного запоминания и воспроизведения.

 

 

[1] Изюмова С.А., Лю Жань. Личностный подход к исследованию специфики мнемических способностей студентов разных этнических групп // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика №1, 2009. – с. 25

[2] Багдасарова Н.А. Память, познание и обучение: междисциплинарный подход // НИИ психологии обучения и социологии образования СГИ. – с. 1

[3] Кошкаров В.С. Память как психический познавательный процесс // Психология XXI века. Сборник материалов VI международной научно-практической конференции молодых ученых. – с. 39

[4] Багдасарова Н.А. Память, познание и обучение: междисциплинарный подход // НИИ психологии обучения и социологии образования СГИ. – с. 1

[5] Кошкаров В.С. Память как психический познавательный процесс // Психология XXI века. Сборник материалов VI международной научно-практической конференции молодых ученых. – с. 40

[6] Кошкаров В.С. Память как психический познавательный процесс // Психология XXI века. Сборник материалов VI международной научно-практической конференции молодых ученых. – с. 41

[7] Изюмова С.А., Лю Жань. Личностный подход к исследованию специфики мнемических способностей студентов разных этнических групп // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика №1, 2009. – с. 26

[8] Сидоренко А.Л. Соотношение понятий «память» и «мнемические способности» в общей и музыкальной педагогике // «Культурная жизнь Юга России» № 5 (34), 2009. – с. 134

[9] Багдасарова Н.А. Память, познание и обучение: междисциплинарный подход // НИИ психологии обучения и социологии образования СГИ. – с. 2


Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Рекомендуем:

  • Центральный Дом Знаний
  • Биржа нового фриланса