Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (500 руб.)

Оглавление 

Введение. 3

Глава I Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 5

1.1.Понятие задержки психического развития и классификация. 5

1.2.Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития  8

Глава 2 Особенности учебной деятельности с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития. 14

2.1.Особенности обучения детей с ЗПР. 14

2.2.Формы педагогического общения с детьми с ЗПР. 19

2.3. Структура урока по коррекционной направленности. 21

2.4.Методическое сопровождение упражнений по развитию памяти у детей с задержкой психического развития (обобщение опыта) 23

Заключение. 32

Список литературы: 34 

Введение 

Одной из задач преобразования нашего общества является совершенствование всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения, формирование активного, самостоятельного, всесторонне развитого члена общества.

С каждым годом количество детей страдающих задержкой в развитии в общеобразовательных учреждениях увеличивается, а не уменьшается. Как правило, дети с такими проблемами не успевают в учебе, имеют низкую самооценки, и им очень трудно состоятся и развиться в обществе как личности.

Поэтому для решения этой задачи  современному образовательному процессу необходимо придавать большое значение преодоление школьной неуспеваемости путем оказания помощи детям, испытывающим особые затруднения в учении. Среди стойко неуспевающих младших школьников около 50 % составляют дети с задержкой психического развития [1].

Существуют такие особенности детей с ЗПР, которые отмечаются большинством исследователей вне зависимости от их научной специализации и теоретических предпочтений. В нашей работе они обозначены как «общие признаки ЗПР» исключительно из соображений удобства [1].

Вообще ЗПР характеризуется нарушением темпа созревания какой-либо одной системы. Возможен замедленный темп созревания лобной области и ее связей с другими отделами коры и подкорки. Симптомы, указывающие на незрелость лобной коры (наиболее резко проявляются в школьном возрасте): снижение критичности, недоучет важных характеристик ситуации, отсутствие выраженного отношения к оценке себя другими людьми (равнодушие), незрелость моторики и др. Как правило, эти симптомы носят временный и обратимый характер.

Цель: изучить особенности учебной деятельности с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

 1. изучить теоретические аспекты исследуемой проблемы;

2. выявить причины отклонения в развитии ребенка, приводящего к ЗПР;

3.рассмотреть особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР;

4.предложить рекомендации для коррекции развития памяти у детей с ЗПР с учетом всех психологических и физиологических особенностей организма ребенка.

Объект: развитие памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Предмет: особенности  развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития путем специальных коррекционных занятий.

Гипотеза: Можно предположить, что если учитель будет придерживать рекомендаций по особенностям работы с детьми с ЗПР – это увеличит успеваемость этих детей.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализ и систематизация полученной информации, наблюдение, интерпретация полученной информации.

В работе мной были использованы учебная и  специальная литература, а также ряд монографий и публикаций.

Работа может быть рекомендована как студентам и преподавателям педагогических вузов, психологам, специализирующимся в данной отрасли психодиагностики, а также всем желающим, кому интересна данная проблема.

 

Глава I Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.1.Понятие задержки психического развития и классификация

 

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. Эти дети не являются умственно отсталыми.

Задержка психического развития – это недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии [2] в детском или подростковом возрасте. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

ЗПР относится к «пограничной» форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций.

В специальной литературе представлено несколько классификаций задержки психического развития.

В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:

1.                Задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм);

При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие учебной [2]. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе, школьную адаптацию.

2.                Задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери);

Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:

 • хроническими инфекциями;

 • аллергическими состояниями;

 • врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);

 • детскими неврозами;

 • астенией.

 Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок [3]. Такие дети – «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия.

3.                Задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями  воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка);

При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. В условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции [11]. В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду.

В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других – робость, боязливость, страхи, мутизм.

При названном варианте ЗПР на первый план также выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. У детей беден запас знаний и представлений, они не способны к длительным интеллектуальным усилиям.

4.                Задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).

У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.

 Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как и эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.

 Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликт), недоношенность, асфиксии и травмы при родах.

Причины задержки психического развития

1. Биологические:

1.                патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;

2.                недоношенность;

3.                асфиксия и травмы при родах;

4.                заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;

5.                генетическая обусловленность.

2. Социальные:

1.                различные виды эмоциональной и социальной депривации (как в семье при воспитании в условиях безнадзорности, гиперопеки или жестокости, так и в детских сиротских учреждениях и т.д.) [11];

2.                стрессовые ситуации;

3.                педагогическая запущенность.

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения.

 

1.2.Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

 

Нейропсихологическое исследование детей с ЗПР (Л.М.Шипицына, О.В.Заширинская) показало увеличение, по сравнению с детьми с нормальным темпом развития, случаев усиления функциональной активности правого полушария мозга, выявляемой в доминировании или нивелировании различий полушарий [10]. Результаты этих исследований представлены в таблице:

Таблица №1

Показатели функциональной ассиметрии мозга, %

 

 

Доминирование полушарий

Здоровые дети

Дети «группы риска»

ЗПР

Умственно отсталые

Левое полушарие

78,6

62,5

53,7

39,7

Правое полушарие

7,1

6,2

10,7

52,2

Нивелирование различий

14,3

31,3

35,6

8,7

 

 

 

 

 

 

 

Л.М.Шипицына считает, что эти данные в сочетании с признаками снижения произвольного зрительного запоминания и объема слухоречевой памяти у детей с ЗПР могут быть интерпретированы с позиций нейропсихологии как наличие у половины детей выраженных изменений в функциональной активности нижнетеменной ассоциативной области левого полушария, отвечающего за хранение, понимание смысла вербальных сигналов, а также дисфункции у 21,1% детей [5] с ЗПР лимбико-ретикулярного комплекса, ответственного, как известно из литературы, за эмоциональную окраску запоминаемой информации. А тот факт, что усложнение заданий приводит к увеличению количества ошибок и времени выполнения, снижению темпа выполнения, концентрации внимания и работоспособности, свидетельствует, по мнению Л.М.Шипицыной, о недостаточном развитии функций лобных ассоциативных структур мозга.

Л.И.Переслени указывает на недоразвитие лобных областей коры как на один из ведущих патогенетических факторов, обусловливающих возникновение ЗПР. Недостаточность регулирующих влияний со стороны лобных отделов коры на ретикулярные структуры различных подкорковых образований в сочетании с нарушением баланса возбудительно-тормозных соотношений может обусловливать нарушения процесса преднастройки, которыми характеризуются дети с ЗПР и олигофренией. В процессе онтогенетического развития под влиянием корригирующих воздействий повышается регулирующая роль лобных областей коры. На поведенческом уровне это выглядит как увеличение точности и скорости перцептивных операций, сопровождающееся стабилизацией различных психофизиологических переменных [5]. 

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу
ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь