Особенности современного состояния лизинга в России

Особенности современного состояния лизинга в России (500 руб.)

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы лизинга ……………………………………… 6

1.1. История развития лизинга ………………………………………………… 6

1.2. Понятие и сущность лизинга …………………………………………….. 13

1.3. Классификация видов лизинга ………………………………………….. 22

1.4. Законодательное обеспечение лизинга в России ………………………. 29

 

Глава 2. Особенности современного состояния лизинга в России …………. 36

 

2.1. Общая характеристика российского рынка лизинга …………………… 36

2.2. Анализ российского лизингового рынка за 2011-2012 гг. ……..……… 42

2.3. Анализ текущих тенденций на российском рынке лизинга …………… 50

 

Глава 3. Проблемы и перспективы лизинга в российской федерации …….. 61

 

3.1. Проблемы рынка лизинговых услуг и перспективы его развития ……. 61

3.2. Зарубежный опыт развития рынка лизинговых услуг ………………… 69

 

Заключение …………………………………………………………………… 87

Список литературы ………………………………………………………….. 90

Приложения …………………………………………………………………… 92

Введение

Лизинг – это институт гражданского законодательства, представляющий собой разновидность договора аренды.

Особенностью данного института являются арендные отношения, финансовая составляющая которых выступает инвестиционной основой в капитальных вложениях в развитие материально-технической базы любого производства.

В настоящее время лизинг становится новым финансовым инструментом развития экономики, формирования нового вида экономических отношений, получает нормативное регулирование.

Мировой опыт свидетельствует, что использование механизма лизинга является важнейшим источником финансирования для предприятий во многих странах независимо от их величины или уровня развития. Особенно важен лизинг для стран с развивающейся и переходной экономикой, поскольку он позволяет обеспечить дополнительный приток финансирования в производственный сектор, таким образом, способствуя увеличению объемов внутреннего производства и развитию финансовых механизмов, доступных, в том числе мелким и средним предприятиям. С другой стороны, лизинг является эффективным и высокодоходным инвестиционным инструментом, который обеспечивает доступ к финансовым ресурсам для предприятий, не имеющих возможность привлекать банковские кредиты.

В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки аэроплана, компьютера, реактора или спутника компания может взять его в лизинг. Авиа и железнодорожные компании берут в лизинг огромное количество оборудования, многие компании и мотели берут в лизинг свое имущество, а различные магазины – здания и склады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, так как для них все труднее становится брать деньги в кредит.

В последние годы рынок лизинговых услуг в России переживает стадию быстрого роста. Значительное количество предприятий начинает рассматривать лизинговые схемы как один из основных вариантов финансирования своих проектов. Для многих поставщиков автомобильной техники, оборудования и прочих основных средств лизинг становится важным альтернативным способом сбыта их товара. В связи с этим неизбежно возникают следующие вопросы: в чем состоят основные преимущества лизинга, в каких направлениях он будет развиваться в ближайшем будущем.

Выбор данной темы определили ряд причин. Во-первых, рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен. Во-вторых, лизинг является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма. И, наконец, в-третьих с помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев российской экономики.

Цель данной работы состоит в исследовании экономической сущности лизинга, места и роли лизинга в рыночной экономике, особенностей становления и развития лизинговых отношений в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– раскрыть понятие, сущность и виды лизинга;

– раскрыть историю и законодательные основы лизинга;

– провести анализ и определить тенденции развития лизинга;

– предложить мероприятия по совершенствованию и развитию лизинга.

Объектом исследования дипломной работы является роль лизинга в России. Для лучшего восприятия каждая глава разбивается на отдельные части, которые включают в себя такие вопросы как понятие и виды лизинга, история его развития, правовые нормы, состояние лизинга в России на современном этапе и перспективы его развития.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам лизинга. В работе использовались данные российских лизинговых компаний, а также многочисленные публикации в периодических изданиях по указанной проблематике, федеральные законы и постановления, касающиеся особенностей функционирования и развития лизинга.

Информационной базой послужили данные официальной статистики, материалы выборочных наблюдений, научные труды, текущая экономическая периодика, информация из сети Интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА

1.1. История развития лизинга

Среди историков нет единого мнения о том, когда человечество впервые начало практиковать аренду. Согласно одной из версий лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. Раскрытие сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384/383-322 гг. до н. э.). Он рассматривал идеи лизинга в своем трактате “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”. Основной идеей “этой работы является то, что не обязательно для получения дохода иметь в собственности “какое-либо имущество, достаточно лишь иметь право пользования им и в результате этого получать доход.

Лизинг в древние времена не был ограничен арендой конкретных типов собственности. В истории существуют факты, когда арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.

В Венеции в XI веке существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: жители этого города сдавали в аренду очень дорогие по тем временам якоря владельцам торговых судов и торговцам. По окончании плавания якоря возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

В начале XX века многие железнодорожные лизинговые компании осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает осуществлять долгосрочное управление или монопольное использование вагонов, что предусматривало предоставление оборудования в трастовое (доверительное) пользование. Вместо этого они требовали лишь краткосрочного его использования. Лизинговые компании стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По окончании контракта вагоны возвращались арендодателю, который сохранял за собой право собственности на это имущество. Такие арендные договоры заложили начало операционного лизинга.

В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы XX века Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения реализации своих автомобилей. Однако настоящим прародителем автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк — торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов прошлого века первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.

Однако настоящий перелом в арендных отношениях произошел в Америке в начале 50-х годов прошлого столетия. В аренду стали в большом объеме сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, автотранспорт, суда, самолеты и т. д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

Введение в экономические понятия термина “лизинг” (от англ. lease — сдавать внаем) связывают с операциями телефонной компании “Белл”, руководство которой в 1877 году приняло решение сдавать в аренду, а не продавать свои телефонные аппараты.

Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания United States Leasing Corporation. Таким образом, США стали местом рождения нового направления в бизнесе. К середине 60-х годов XX века лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд $, а к концу 80-х они превысили 110 млрд $, т. е. за четверть века увеличились более чем в сто раз.

Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях “ленд-лиза”. Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) – занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений (“Совфрахт”, “Совтрансавто”).

В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками.

К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний (“Рослизинг”). Сегодня членами “Рослизинга” являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация “Рослизинг” является членом европейской ассоциации лизинговых компаний “LeasEurope” и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал “Технологии лизинга и инвестиций”.

Впоследствии при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга в России, также занимающаяся исследовательской и информационной деятельностью и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон “О лизинге ” и оптимизацию других законодательных актов. 

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь