Отчетность по сегментам: ее значение и порядок формирования

Отчетность по сегментам: ее значение и порядок формирования (500 руб.)

Содержание

Введение                                                                                                        3

1 Теоретические основы формирования отчетности по сегментам            5

1.1 Понятие и значение сегментной отчетности                                           –

1.2 Принципы формирования отчетности по сегментам                          11

2 Состав и порядок составления сегментарной отчетности

ООО «Машиностроитель»                                                                         19

2.1 Характеристика объекта исследования                                                  –

2.2 Формирование сегментарной отчетности

ООО «Машиностроитель»                                                                         21

3 Предложения по совершенствованию отчетности по сегментам

ООО «Машиностроитель»                                                                         27

Заключение                                                                                                 29

Список использованных источников                                                         30

Приложения                                                                                                32

Сегментарная отчетность составляется на основе информации, собранной в системе сегментарного учета – внутреннего учета результатов деятельности отдельных структурных подразделений организации. Сегментарный учет, по своей сути являясь важнейшей составляющей управленческого учета, должен функционировать параллельно с системой финансового учета.

Постановка же сегментарного учета и составление сегментарной отчетности позволяет усовершенствовать существующий в настоящее время в организации документооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности, так и предприятия в целом, и как следствие – повысить прибыль [7, С. 281].

При создании системы сегментарного учета и отчетности необходимо учитывать следующее:

– затраты на внедрение и обслуживание системы должны быть меньше, чем получаемый от ее использования эффект;

– система должна обеспечивать конфиденциальность информации;

– система должна быть автоматизирована и универсальна.

Важнейшее условие построения системы сегментарного учета и отчетности – деление организации на центры ответственности.

Под центром ответственности понимают структурное подразделение организации, во главе которого стоит руководитель (менеджер), контролирующий в определенной для данного подразделения степени затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса.

Качество работы центра ответственности оценивается результативностью и эффективностью. Под результативностью понимается степень достижения сегментом поставленной цели (в какой мере ему удается добиться желаемых результатов, насколько эти результаты соответствуют целям организации в целом); под эффективностью – выполнение сегментом заданного объема работ при минимальном использовании производственных ресурсов либо максимального объема работ при заданном размере ресурсов.

Существует четыре типа центров ответственности: центры затрат, центры доходов, центры прибыли и центры инвестиций. В основе данной классификации лежит критерий финансовой ответственности их руководителей, который определяется широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной ответственности.

Центр затрат – сегмент организации, руководитель которого отвечает за произведенные затраты, т. е. обладает наименьшими среди руководителей остальных центров ответственности управленческими полномочиями. Система сегментарного учета нацелена в этом случае лишь на измерение и фиксацию затрат на входе в центр ответственности. Результаты деятельности центра ответственности (объем произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ) не учитываются, тем более что во многих случаях измерять эти результаты либо невозможно, либо не нужно.

Центр доходов – это центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственность за издержки.

Деятельность руководителя центра оценивается на основе заработанных доходов, поэтому задачей сегментарного учета в этом случае будет фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе.

Центр прибыли – это сегмент организации, руководитель которого отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения. Менеджер центра прибыли принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра ответственности служит размер полученной прибыли. Поэтому сегментарный учет должен предоставлять информацию о стоимости издержек на входе в центр ответственности, затратах внутри, а также конечных результатах деятельности на выходе. Прибыль центра ответственности в системе сегментарного учета может рассчитываться по-разному. Иногда в расчетах участвуют лишь прямые затраты, в других случаях включаются также полностью или частично косвенные издержки.

В центрах прибыли (инвестиций) менеджеры самостоятельно решают большинство производственно-финансовых вопросов без какого-либо вмешательства со стороны руководства организации. Их деятельность оценивается исключительно по достигнутым результатам [8, С. 327].

Центры инвестиций – сегменты организации, чьи менеджеры контролируют не только затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств.

Руководители центров инвестиций по сравнению с руководителями всех вышеназванных центров ответственности обладают наибольшими полномочиями в руководстве и, следовательно, несут наивысшую ответственность за принимаемые решения. В частности, им делегировано право принимать собственные инвестиционные решения, т. е. распределять выделенные администрацией организации средства по отдельным проектам.

При составлении сегментарной отчетности следует руководствоваться следующими принципами:

1) отчетность должна быть адресной, составленной в соответствии с информационными запросами конкретного получателя данных;

2) сегментарная отчетность должна быть максимально оперативной;

3) данные отчетности должны быть сопоставимы с данными предыдущих периодов, плановыми показателями. Для оптимизации контроля эффективности различных направлений деятельности компании целесообразно составление внутренней сегментарной отчетности по географическим районам сбыта, типам покупателей, товарным ассортиментным группам и т.д. Оперативный контроль показателей деятельности организации в этих аспектах, проведенный на основе детального анализа внутренней сегментарной отчетности, позволит вовремя предотвратить появление и рост негативных моментов, связанных с отдельными сегментами бизнеса, а также предотвратить усиление их влияния на другие сегменты, результаты деятельности организации в целом.

В целом, как показывает опыт деятельности зарубежных и российских фирм, внедрение системы сегментарного учета и отчетности на предприятиях приводит к улучшению их финансового состояния.

Обязательному отражению по каждому отчетному сегменту подлежит информация о выручке (доходах) сегмента, расходах сегмента, финансовом результате сегмента, активах и обязательствах сегмента.

При формировании информации о выручке (доходах) отчетного сегмента должна учитываться выручка, полученная не только от внешних покупателей организации, но и от операций с другими сегментами. При этом выручка (доход) от операций с другими сегментами внутри данной организации должна определяться на основе фактически применяемых организацией цен. Основа ценообразования на указанные передачи и изменения этой основы подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности организации. При формировании показателя выручки отчетного сегмента необходимо учитывать, что в ее состав не включаются следующие доходы:

– проценты и дивиденды, кроме случая, когда такие доходы являются предметом деятельности отчетного сегмента;

– доходы от продажи финансовых вложений, кроме случая, если финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента.

Расходы отчетного сегмента исчисляются как расходы по производству определенных товаров или расходы по производству товаров в определенном географическом регионе, а также часть общих расходов организации, которые обоснованно приходятся на данный сегмент.

Расходами отчетного сегмента не являются:

– проценты, кроме случая, когда предметом деятельности отчетного сегмента является получение доходов от финансовой деятельности;

– расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случая, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента;

– налог на прибыль;

– общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящиеся к организации в целом.

Финансовый результат отчетного сегмента – разница между выручкой (доходами) и расходами сегмента. Для представления в консолидированной финансовой отчетности он рассчитывается до поправок на «долю меньшинства».

Активы отчетного сегмента – активы, которые используются для производства определенных товаров или для производства товаров в определенном географическом регионе. Активы, используемые совместно двумя или более сегментами, должны быть распределены по сегментам, если только соответствующие им доходы или расходы также распределены по этим сегментам.

Обязательства отчетного сегмента – обязательства, которые возникают при производстве и продаже определенных товаров или при производстве и продаже товаров в определенном географическом регионе. В обязательства отчетного сегмента не включается задолженность по налогу на прибыль.

При определении доходов, расходов, активов и обязательств отчетного сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту либо могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения. Способ распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов.

При распределении между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, могут применяться разные способы. Организация должна последовательно применять избранную основу распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам.

Информация по отчетному сегменту должна подготавливаться в соответствии с учетной политикой организации. При составлении консолидированной финансовой отчетности учетная политика в отношении информации по отчетному сегменту устанавливается организацией, на которую возложено составление консолидированной финансовой отчетности.

Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в отчетности, устанавливает самостоятельно субъект хозяйствования исходя из своей организационной и управленческой структуры. Перечень отчетных сегментов в консолидированной финансовой отчетности устанавливает организация, на которую возложено составление консолидированной финансовой отчетности.

При формировании бухгалтерской отчетности раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей; при этом выделяется первичная и вторичная информация по сегментам.

Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам проводят исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей деятельности организации. Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы ее внутренней отчетности.

Если риски и прибыли определяются главным образом различиями в производимых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим сегментам.

Если риски и прибыли определяются в основном различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной – по операционным сегментам.

Если риски и прибыли определяются в равной мере различиями в производимых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах и различиями в географических регионах деятельности, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим сегментам.

Если организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности не основаны ни на производимых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, ни на географических регионах деятельности, то выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам проводят на основе решения руководителя организации.

В составе первичной информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту:

– общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и операций с другими сегментами;

– финансовый результат (прибыль или убыток);

– общая балансовая величина активов;

– общая величина обязательств;

– общая величина капитальных вложений в основные средства и НМА;

– общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и НМА;

– совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.

Помимо первичной и вторичной информации в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие сведения:

– учетная политика в отношении определения отчетных сегментов, способов распределения доходов, расходов, активов между сегментами, основа ценообразования на передачи продукции между сегментами, ее изменения и др.;

– изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями, а также причины этих изменений и оценка их последствий в денежном выражении.

При формировании учетной политики в отношении представления информации по сегментам необходимо принять во внимание следующие обстоятельства:

– во-первых, информация по сегментам подготавливается в соответствии с учетной политикой организации;

– во-вторых, учетная политика организации должна быть дополнена описанием способов ведения бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации по сегментам, в частности, должно быть дано определение отчетных сегментов, приведены способы распределения доходов, расходов, активов и обязательств между отчетными сегментами и другая необходимая информация.

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь