Отношение и склонности юношей и девушек к суицидальному поведению в связи с акцентуацией характера

Отношение и склонности юношей и девушек к суицидальному поведению в связи с акцентуацией характера (500 руб.)

Содержание 

Введение. 3

1. Изучение суицидального поведения юношей и девушек в психологии. 6

1.1. Психологическая характеристика старшеклассников. 6

1.2. Суицидальное поведение и его причины.. 11

1.3.Психодиагностика суицидального поведения. 16

1.4. Распознавание и  профилактика суицидального поведения. 16

2. Организация и методы изучения суицидального поведения юношей и девушек  18

3.Результаты исследования  суицидального поведения девушек и  юношей в связи  с акцентуацией характера. 20

3.1. Результаты исследования отношения и склонности к суицидальному поведению   20

3.2. Результаты исследования связи акцентуации характера и склонности к суицидальному поведению.. 26

Выводы.. 28

Заключение. 29

Литература. 31

Приложение. 32

Введение 

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств, причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих (Кондрашенко, www.aquarun.ru).

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев юноши и девушки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру юноши и девушки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное таким юношам и девушкам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной  статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Тема суицидальное поведение юношей и девушек изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Вопросам исследования посвящено много работ, но в основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы суицидального поведения юношей и девушек.

 Данная проблема носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Актуальность обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме “Суицидальное поведение юношей и девушек” в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Объект исследования – учащиеся 10-11 классов МОУ Усть-Качкинская СОШ. Предмет исследования – отношение и склонности юношей и девушек к суицидальному поведению.

Цель исследования – изучить  отношение и склонности юношей и девушек – учащихся МОУ Усть-Качкинская СОШ к суицидальному поведению.

          Задачи исследования:

1.                Провести исследование отношения юношей и девушек к суицидальному поведению;

2.                Исследовать  акцентуацию характера юношей и девушек;

3.                Выявить связь отношения юношей и девушек к суицидальному поведению и  акцентуации характера.

Гипотеза – между акцентуацией характера и риском суицидального поведения существует связь по одному или двум типам.

Методы исследования:

1.                Беседа

2.                Анализ научной литературы по  исследованию суицидального поведения;

3.                Анкетирование;

4.                Опросник для определения акцентуации характера Х. Шмишека.

В исследовании приняли участие 75 человек – учащиеся 10-11 классов МОУ Усть-Качкинская СОШ.

     Источниками информации для написания работы по теме “Суицидальное поведение юношей и девушек ” послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике суицидального поведения юношей и девушек, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Теоретическое значение изучения проблемы суицидального поведения юношей и девушек заключается в том, что избранная для рассмотрения проблема находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин, анализ научной литературы поможет полнее разобраться в причинах суицидального поведения юношей и девушек и обратить внимание взрослых на данную проблему. Практическое значение заключается в разработке рекомендаций по взаимодействию с юношами и девушками различных типов акцентуации характера и профилактике суицидального поведения.

          Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

1. Изучение суицидального поведения юношей и девушек в психологии

1.1. Психологическая характеристика старшеклассников

 

Психологи разграничивают подростковый возраст (отрочество) и юность.  Но хронологические грани этих периодов весьма условны, они часто пересекаются.    Возраст между 14-15 и 16-17 годами в одних случаях определяется как ранняя юность, в других – как конец отрочества. Старший школьный возраст (15-17 лет) Л.И.Божович определяет как юношеский, сосредоточив внимание на развитии мотивационной сферы личности: определении старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание (Кон И. С., 1980).

В учебнике «Возрастная и педагогическая психология» под редакцией проф. А.В. Петровского границы подросткового периода устанавливаются между 11-12  и 14-15 годами,  а возраст между 14-15 и 17 годами определяется как ранняя юность. По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие.  

Для юношей и девушек этой возрастной ступени характерно своеобразие социализации, личностной активности, динамичности протекания психологических процессов. Проявляется повышенная эмоциональность, стремление к самостоятельным поискам и самоутверждению в глазах окружающих людей. Вместе с тем среди черт людей этого возраста часто встречаются завышенные самооценки и самомнения, беспечность, а порой и бездумное  отношение к здоровью и жизни. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание принимать что–либо на веру. Неосознанный нигилизм, как своеобразная форма самоутверждения молодых людей, требует от старших гибкости в подходе к оценке их поведения и отношения к другим людям.  И.С.Кон пишет: “Подросток редко отдает себе сознательный отчет в своих переживаниях, но подсознательно он внимательно прислушивается к себе. Это вызывает значительные колебания в устойчивости “образа Я” и уровня самоуважения. По данным американских психологов в 14 лет усиливается склонность к самонаблюдению, снижается устойчивость “образов Я”, несколько снижается общее самоуважение и существенно изменяется самооцен­ка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, чем младшим детям кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения. Чаше испытывают они депрессивные состояния. У девочек эти процессы выражены сильнее, чем у мальчиков”  (Кон И. С., 1980).

После 15 лет положение улучшается: снова наблюдается рост самоуважения, ослабляется застенчивость, более устойчивыми становятся самооценки. Стабилизация “образа Я” нас­тупает к 16-18 годам. Все это скорее объединяет «надцатилетних» (“тинэйджеров”) в одну категорию людей, чем разделяет их. Признаки этой категории – сензитивность (чувствительность) ко всему, что касается их личности, характера, поведения.

Иногда старшеклассники обнаруживают, что некоторые вещи, которые они делают, говорят или чувствуют, вызывают их недоуме­ние. Точнее, сами они иногда вызывают у себя недоумение. Это приводит к острым эмоциональным переживаниям, самоедству, сни­жению самоуважения. Пытаясь исправить что-то “в лоб”, они, как правило, терпят неудачу: так, давая себе слово сдерживать эмоции и вести себя с достоинством, они все же переживают и не могут сдержать себя. Иногда их собственные мысли и чувства, которых раньше не было, просто пугают их. Все это вместе и вызывает по­вышенную болезненность взаимоотношений с coбoй. Особенностью переживаний является то, что подростки полагают, что причины их проблем и неудач лежат вовне. Поэтому они думают, что боятся не себя, а чего-то внешнего, вызывающего неприятные для них эмоции, реакции, мысли. Это могут быть определенные люди, ситуации, темы (например, будущее, замужество,   отношение   группы   и др). Они ищут эмоциональную поддержку и зачастую не находят ее.

Таким образом, самосознание, или отношение к своему поведению, чувствам и мыслям как к чему-то внешнему, возникает не ранее определенного возраста, как правило, 13-15 лет (Кравцова С. В.,1993).

Юношеский возраст является периодом становления характера – в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 – 50% людей некоторые черты характера столь заострены (ак­центуированы), что это при определенных обстоятельствах при­водит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акценту­ация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаи­модействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуа­ции может быть различной – от легкой, заметной лишь бли­жайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимо­отношения с окружающими людьми; психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера прояв­ляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцентуа­ции, каждый из которых предопределяет избирательную устой­чивость человека к одним жизненным невзгодам при повышен­ной чувствительности к другим, к частым однотипным конф­ликтам, к определенным нервным срывам. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения таких людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации: 1) гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволен­ного, отсутствует самокритичность; 2) дистимичный – по­стоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немно­гословность, пессимичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной; 3) циклоид­ный – общительность циклически меняется (высокая в пери­од повышенного настроения и низкая в период подавленности); 4) эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствитель­ность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятно­сти, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение; 5) демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, бо­лезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь). Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6) возбу­димый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедлен­ности в беседе. Активно и часто конфликтует; 7) застреваю­щий – «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может за­быть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчи­вость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной; 8) педантичный – выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью; 9) тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя не­решительность, долго переживает неудачу, сомневается в сво­их действиях; 10) экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышен­ная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость; 11) интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свой­ственна повышенная ранимость. Сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким; 12) экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохот­ливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, пред­почитает подчиняться.

У юношей и девушек от типа акцентуации характера зависит многое – особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов. Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение юношей и девушек к  их соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает и как фактор, предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах.

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, – тем самым открываются перспективы для психопрофилактики (Иванов Н. Я., Личко А. Е., 64 с., 1995).

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу
ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь