|
Перепись населения 2010 годаПерепись населения 2010 года (500 руб.)
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ.. 5 1.1 Понятие и общая характеристика переписи населения как источника демографической информации. 5 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ И СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ ПО ИТОГАМ ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА.. 16 2.1 Динамика численности и размещения населения. 16 2.2 Анализ структуры населения по различным параметрам. 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30 Перепись дает возможность получить сравнительно полные и объективные данные о населении, которые позволяют планировать социально-экономическое развитие страны на более или менее продолжительный период. Перепись может дать ответы на многие вопросы, связанные с качеством жизни населения в том или ином регионе: об уровне образования людей, об их социальном статусе, численности семей, жилищных условиях. С ее помощью можно определить дефицит или избыток трудовых ресурсов в том или ином регионе страны, она указывает на внутренние и трансграничные миграционные потоки, показывает пространственную мобильность населения (для современной России уже не редкость пространственный разрыв между местами проживания и работы ее граждан). Данные переписи населения необходимы для выполнения функций органов государственной власти, разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации и информационного обеспечения общества. Результаты предстоящей Всероссийской переписи населения 2010 года вошли составной частью в итоги мировой переписи населения, проводимой по Всемирной программе переписей населения и жилищного фонда. Перепись населения нельзя заменить данными с мест регистрации населения, например, из паспортных столов или отделов внутренних дел. Во-первых, перепись учитывает не зарегистрированное на данном участке, а реально проживающее население. Во-вторых, в базе данных местных органов власти может не оказаться информации о некоторых параметрах, учитываемых переписью (например, о национальном составе). В-третьих, перепись проходит анонимно, рассматриваются данные не конкретного человека, а сразу целой выборки, сформированной по территориальному, национальному, возрастному и другим признакам. Перепись имеет практическую ценность для каждого. Перепись является не просто важным государственным, общественным событием, но в конечном итоге пойдет на пользу каждому человеку, каждой семье. Все средства, которые государство затрачены на перепись 2010 года, вернутся к гражданам в виде пенсий, социальных пособий и заработной платы, поскольку большинство регионов получают из бюджета дотации, объем которых рассчитывается на основании статистических данных. Целью данной работы является именно изучение и анализ состава населения РФ по итогам переписи населения 2010 года. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие и сущность рынка труда и безработицы 2. Определить причины безработицы, ее виды и измерение 3. Рассмотреть методы регулирования безработицы 4. Провести анализ рынка труда и показатели безработицы в РФ 5. Выявить особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы в РФ Объектом изучения является население РФ. Предметом выступает перепись населения 2010 года. Теоретической основой для написания курсового проекта послужили труды отечественных и зарубежных исследователей вопросов проведения демографических исследований и сбора статистической информации. В ходе написания курсового проекта использованы методы анализа и статистические методы исследований. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1.1 Понятие и общая характеристика переписи населения как источника демографической информации Перепись является одним из наиболее важных источников получения информации о населении. В наиболее общем виде перепись представляет собой научно организованный процесс по сбору, обработке и анализу данных о численных характеристиках и составе населения. Перепись обеспечивает получение информации лишь о численном составе населения и демографических характеристиках населения (поло-возрастной структуре, численности и составе семей, информации о размещении населения по территории отдельных регионов и стран), но также и о характеристиках социально-экономической направленности, то есть о составе населения по параметрам образования, занятости, источникам средств к существованию[1]. Помимо этого в разрабатываемые программы переписи включаются различные вопросы, которые представляют на данный момент интерес для аппарата государственного управления, к примерувопросы о проблемах занятости и безработице, о характере жилищных условий населения и прочие. Основными задачами переписи выступают: получение информации об изменениях, которые происходят в населении в межпереписной период, и коррекция на этом основании оценки численности и состава населения по отдельным территориям, регионам, странам,подготовление базы для проведения перспективных расчетов, получение мгновенной картины текущего состояния и положения населения страны. Все данные при проведении переписи обобщаются состоянием на определенный момент времени, так называемый критический момент переписи. Это может быть определенный день и час, к которому относят собираемые данные для обеспечения возможности сопоставимости полученных сведений. Умершее население до критического момента и родившееся население после этого момента в процессе переписи не учитывается и в итоговое число населения не включено. В связи с названным перепись обычно сравнивают с моментальной фотографией населения[2]. Для возможности проведения переписи, обычно выбирают время наименьшей подвижности населения- после сезона отпусков, праздничных дней, а также каникул,. Общепринято считать, что первая перепись современного типа была перепись г. Брюссель, которая проводилась в 1746 году, руководителем которого был известный бельгийскийисследователь А.Кетле. В процессе проведения данной переписи впервыйбыл использован принцип критического момента. В то же время А.Кетле впервые назвал термин«категории населения», который учитываются переписью. Принято выделять три основные категории населения: - Наличное население представляет собой лиц, которые находятся на определенный момент переписи на определенной территории, в том числе присутствующих временно на конкретной территории в жилых строениях и вне их, - Постоянным населением являются лица, которые постоянно проживают на момент переписи на конкретной территории, в том числе отсутствующих временно. Показателем постоянного проживания есть отрезок времени, равный шести месяцам[3]. Определением постоянного населения определено, что проживающие на определенной территории как правило (постоянно), а также отсутствующие временно на отрезок времени не более шести месяцев и тех, кто прибыл в регион на работу или учебу на период от шести месяцев и больше. Между понятиями численность постоянного и наличного населения существует следующая зависимость: как правило, при проведении переписи населения используют категорию наличного или постоянного населения, или две категории одновременно. Число наличного и постоянного населения конкретной территории может значительно отличаться, несмотря на это вся инфраструктура социальной сферы, а также розничная торговля, сеть общественного транспорта должны быть исчислены именно на категорию наличного населения. Это особенно важно для территориальных образований с высоким значением сезонных факторов. В переписях 1826 года и 1837 года учитывалось наличное население, во всех последующих учетах населения - и наличное и постоянное[4]. Юридическое (приписное) население это лица, «прикрепленные», приписанные к определенной территории согласно законам определенного государства. Население, которое числится на определенной территории, например, из-за существования института прописки или регистрации. Данные по численности юридического населения свидетельствуют о том, что они практически никогда не совпадают ни с постоянным, ни с наличным населением, и как следствие в современных переписях, население этой категория используется очень редко. Также использование критического момента и категорий населения, при проведении переписи населения принимается во внимание ряд других принципов, между которых это: 1. Всеобщность переписи.данный принцип переписи означает, что информация собирается по возможности обо всех лицах, находящихся на территории страны, а также о гражданах страны за границей. Это правило при всей ее очевидности достаточно сложно соблюсти, так как население не находится на одном месте, потоки людей постоянно перемещаются по всей территории страны. Данные о проживающем населении собираются поименно, т.е. учитывается информация о каждом человеке, 2. Регулярность проведения переписи. Согласно рекомендациям Организации Объединенных Наций, переписи населения должны проводится постоянно, не реже одного раза в десять лет, 3. Самоопределение. Как правило сведения о населении всегда получают не из документов, а со слов граждан[5]. При проведении переписи населения, как правило, интересуются фактическими характеристиками населения, поэтому ответы на определенные вопросы ( этническая принадлежность, о языке и т.п.) могут быть получены лишь со слов опрашиваемого, и это повышает доверие населения к переписи населения, Сбор сведений о населении проводится различными методами: 1. метод опроса используют тогда, когда счетчики задают вопросы непосредственно опрашиваемым и записывают ответы, 2. метод самоисчисления, используется и при котором бланки переписи заполняют сами граждане. Например, при проведении последней переписи населения в Швейцарии, населению предоставлялась возможность лично заполнить переписные бланки и отправить их через Интернет, Объектом для проведения переписи является семья или домохозяйство, несмотря на то, что сведения при проведении переписи собираются о каждом человеке[6]. Данный принцип позволяетполучить сведения о семейном составе жителей страны или составе населения в разрезе домохозяйств. Учет населения должен проводиться централизовано, по единой программе. Принципиальное соблюдение этого принципа позволит получить сопоставимые данные о населении страны. Программа переписи, отраженная в переписном листе, содержит определенный перечень характеристик людей, которые в данный момент интересующие государство. Тем не менее, в любой программе присутствуют несколько обязательных разделов для изучения: 1. адресные сведения как правило используются лишь для перепроверки данных и устранения ошибок, разработка материалов переписи осуществляется обезличенно в целях сохранения конфиденциальности -личной тайны, 2. демографическая информация: пол, возраст и дата рождения, семейное состояние, брачное состояние, 3. вопросы, связанные с учетом постоянного и/или наличного населения, а также с анализом миграционного движения - место рождения, место жительства несколько лет назад и пр., 4. гражданство, вероисповедание это как правило, в современных переписях экономически развитых стран не включается в опросный лист, этническая принадлежность, вопросы о родном языке и языке повседневного общения и пр., 5. вопросы об образовании, 6. социально-экономические характеристики (занятие, положение в занятии, отрасль занятости, длительность безработицы и пр.), 7. характеристики о состоянии в браке и рождаемости. Однако недостаточно лишь собирать сведения о населении, необходимо также обработать их и сгруппировать полученные сведения в таблицы, которыми в будущем могут воспользоваться как исследователи, физические и юридические лица, которые используют полученную информацию о населении в практической профессиональной деятельности[7]. Ввиду этого осуществление переписи не заканчивается сбором данных, важным этапом являются разработка и публикации полученных материалов переписи. Программы разработки полученных данных переписи включает несколько сотен тысяч таблиц с учетом различных разрезов, в которые представляются данные переписи. Основная доля этих таблиц вследствиеопубликовывается и на уровне государства в целом, так и на уровнях отдельных регионов страны. [1] Пирожков С. И. Демографические процессы и возрастная структура населения – М. : Статистика, 1976. – 135 с. [2] Соловьев А. К. Актуарный прогноз влияния демографических факторов на развитие пенсионной системы Российской Федерации // Пенсия. – 2007. - N 1. - С. 47-58. [3] Гришанова А. Г. Оценка влияния структурных сдвигов и новых мер демографической политики на смертность населения // Народонаселение. - 2009. - N 4. - С. 21-30. [4] Ткаченко М. Ф. Демографический аспект формирования мирового рынка труда // Народонаселение. - 2009. - N 4. - С. 111-115. [5] Денисов А. П. Репродуктивные установки женщин и реализация мер национального проекта «Демография» // Здравоохранение Российской Федерации. - 2009. - N 5. - С. 29-31. [6]Благовестова Т. Е. Тенденции развития демографической ситуации в Центральном федеральном округе // Региональные исследования. - 2007. - N 4. - С. 56-62. [7]Фрисман Е. Я. Сложные режимы динамики численности популяции с возрастной и половой структурами // Доклады Академии наук. - 2010. - Т. 43. - N С. 844-848. Нужен полный текст этой работы? Напиши заявку cendomzn@yandex.ru |
|