Понятие и правовая природа муниципальных нормативно-правовых актов

Понятие и правовая природа муниципальных нормативно-правовых актов (500 руб.)

В соответствии с общей теорией права, в Российской Федерации акты органов исполнительной власти являются разновидностью нормативно-правовых актов. В юридической литературе можно встретить следующие названия данной разновидности нормативно-правовых актов: административные акты, акты управления, акты государственного управления, акты правительства, нормативно-правовые подзаконные акты и т.д.

 Следует отметить, что акты органов исполнительной власти по наиболее общему критерию разделяются на две обособленные группы: нормативные акты и индивидуальные акты. Так же следует отметить, что данные акты являются источниками права.

В классической русской юридической литературе досоветского периода, нормативным актам органов исполнительной власти государства уделялось особое внимание[1].

Так, наиболее яркий ученый административист того периода – Г. Ф. Шершеневич среди форм права выделял подзаконный указ как выражение норм права, установленных органами управления в пределах их компетенции и в соответствии с законами. По его мнению, признаками подзаконного указа являются: издание его уполномоченным органом управления; соответствие административного указа действующему законодательству; придание административному указу общеизвестности, т.е. доведение его до сведения населения[2].

В нынешних российских научных кругах (которые практически полностью восприняли концепции советской школы о нормативно-правовых актах органов исполнительной власти) превалирует следующая точка зрения на категорию «нормативно-правовой акт органа исполнительной власти», в частности, понимания данной категории ученые (А. А. Савостин, Ю. Н. Старилов, М. В. Галкина, П. И. Кононов) определяют «нормативно правовой акт органа исполнительной власти» как юридический акт, издаваемый органами государственного управления, направленный на устранение пробелов в законодательстве, его детализацию и по своей сути служит механизмом обеспечивающим эффективное развитие нормам права заключенным в конкретном законе.

На наш взгляд, дабы определить правовую природу и дать понятие нормативно-правовому акту органа исполнительной власти, необходимо выделить и проанализировать составные признаки данной категории.

Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти являются одним из видов нормативно-правовых актов в целом. В виду этого справедливо стоит отметить, что по своим общеродовым признакам (общеобязательность, формальная определенность, установление и санкционирование государством). Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти представляют собой классические нормативные акты государства[3].

Одной из главных функций Правительства РФ (а, следовательно, и конкретных органов в системе исполнительной власти) является организация механизма выполнения требования законов, так же осуществление непосредственного прямого контроля за их выполнением. В виду этого, данная функция по большому счету предопределяет следующий признак нормативно-правовых актов органов исполнительной власти – подзаконность. Правительство РФ в соответствии с требованиями Конституции РФ (ч.1 ст. 115) обязано издавать свои акты «на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента».

Следующим концептуальным признаком является то, что нормативно-правовые акты органов исполнительной власти могут издаваться только конкретными органами исполнительной власти, которым право на издание подобных актов предоставлено федеральным законодательством. В качестве примера следует указать, что на общефедеральном уровне право на издание своих актов имеет Правительство РФ и федеральные министерства. По общему правилу, иные органы исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агенства) не имеют право издавать собственные нормативные акты. Однако, данное право может быть предоставлено Правительством РФ или Президентом РФ. Отдельно следует подчеркнуть, что законодательством РФ не предоставлено право на издание нормативных актов территориальным и структурным органам исполнительной власти[4].

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной вла­сти издаются федеральными органами исполнительной власти, которые могут обладать как общей, так и отраслевой и межотраслевой компетенцией. Поэтому можно сказать, что эти акты являются формой реализации ком­петенции федеральных органов исполнительной власти. При их издании прояв­ляется административно-управленческая функция федеральных органов испол­нительной власти.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной вла­сти носят вторичный характер, поскольку они направлены на реализацию и ор­ганизацию исполнения актов вышестоящих органов, развивая правовое регули­рование актов более высокого уровня. Существование вторичного регулирова­ния обусловлено тем, что после принятия закона или иного нормативного пра­вового акта издаются нормы более подробной регламентации, без которых за­труднительно или даже невозможно реализовать положения таких норматив­ных правовых актов вышестоящих государственных органов[5].

В заключении, обобщив все вышеизложенное следует дать определение подзаконного нормативно-правового акта органа местного самоуправления.

Итак, подзаконный нормативно-правовой акт органа местного самоуправления – это правовой акт органа исполнительной власти основанный и принятый в соответствии с законодательством РФ письменный акт, выраженный в определенной форме, изданный в соответствии с процедурой, установленной в законе. Подзаконный нормативно-правовой акт органа исполнительной власти как правило конкретизирует и расширяет положения законов.

1.1.         Понятие и правовая природа муниципальных нормативно-правовых актов

Под муниципальным правовым актом (в соответствии с ФЗ РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[6]) понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Народ, в соответствии с Конституцией РФ[7] является носителем суверенитета и непосредственно осуществляет власть над государством (соответственно через органы государственной власти и местного самоуправления).

В виду этого, следует говорить о том, что нормы, издаваемые органами местного самоуправления, обладают общеобязательностью и гарантированности со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм. При этом законодательное закрепление нормотворческой компетенции органов местного самоуправления, собственных предметов ведения, юридических гарантий обязательности правовых актов местного самоуправления для исполнения всеми субъектами, находящимися на территории данного муниципального образования, делает возможным отнесение правовых актов местного самоуправления, содержащих нормативные предписания, к источникам права.

Г.З. Фахрисламова определяет правовой акт местного самоуправления как «официальный письменный документ, принятый в установленном порядке компетентным субъектом (органом или должностным лицом местного самоуправления, местным населением непосредственно) для регулирования вопросов местного значения в интересах местного населения, содержащий предписания нормативного, общего или индивидуального характера, признаваемый и охраняемый государством»[8].

На наш взгляд необходимо выделить следующие признаки правовых актов местного самоуправления:

– узко-конкретизированный круг субъектов, имеющих право издавать подобные акты;

– государство в лице своих органов и должностных лиц официальной признает данный акт и наделяет его особыми свойствами (предоставляет защиту и санкционирует);

– правовые акты местного самоуправления принимаются по особому предмету – вопросам местного значения[9].

 

 

[1]Лапина М.А. Подзаконное нормотворчество органов исполнительной власти // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 3. – С. 15.

[2]Ноздрачев А.Ф. Современная правотворчекая деятельность органов исполнительной власти // Законодательство и экономика. – 2014. – № 2. – С. 13.

[3] Административное право и процесс: сборник статей (выпуск 1) / отв. ред. М.Л. Башкатов. – М: Статут, 2013. С. 94.

[4]Маньковский И.Ю. Правовые акты Правительства РФ //Источники права.– 2007. – № 4. – С. 25.

[5]Хатаева М.А. Проведения анализа нормативных актов на коррупциогенность // Журнал российского права. – 2008. – № 4. – С.9.

[6] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации :федер. закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ: принят Гос. Думой 16.09.2003 г. ; одобрен Советом Федерации 24.09.2003 г. (ред. от 03.02.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – ст.3822. …Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 6 – ст. 886.

[7] Конституция Российской Федерации : основной закон от 12 декабря 1993 г. ; (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) ; с изм. и доп. (в ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. –25 декабря (№ 237) ; Российская газета. – 2014. – 23 июля.

[8]Топилина Н.И. Виды нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в Российской Федерации // Современное право. – 2008. – № 10. – С.57.

[9] Ефремова Т.А. Муниципальные нормативно-правовые акты как неотъемлемый элемент местного самоуправления // Гражданин и право. – 2011 – № 1. – С. 8.

Внимание!

К сожалению, данной работы нет в готовом виде.=(
Но Вы можете посмотреть аналогичную работу ЗДЕСЬ.

Если Вы хотите заказать выполнение учебной работы жмите здесь